Урок русского языка в 11 классе учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 13 Ануфриева Светлана Владимировна Тема: «Публицистический стиль речи, его.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
урок русского языка в 11 классе учитель русского языка и литературы Новоджерелиевской МОУ СОШ 13 Громова Светлана Валентиновна Тема: «Публицистический.
Advertisements

Тема : « Особенности публицистического стиля речи» УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 11 КЛАССЕ УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МКОУ «ЕКАТЕРИНИНСКАЯ СОШ» КОЛКОВА.
Особенности публицистического стиля. Сфера употребления Общественно-экономические Политические Культурные отношения Газеты, журналы.
Урок русского языка в 11 классе Тема урока: Особенности публицистического стиля Учитель: Борисова В. Г.
Цель урока: 1) подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по заданному тексту; 2) совершенствовать навыки анализа текста; 3) воспитывать уважительное.
Публицистический стиль речи. Выполнила ученица 11 класса «Б» МОАУСОШ школы200 Якубовская Таисия.
Публицистический стиль речи Презентацию подготовила Шерстнёва Карина 11 «Б» класс.
Публицистический стиль Автор проекта: Евгения Фелькер, 7 класс Руководитель: Коптелова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы.
Стили речи. Публицистический стиль речи.. С тилистика- раздел науки о языке, изучающий стили речи и их особенности.
Сочинение –рассуждение по прочитанному тексту Урок – практикум Учитель: Мухина Г.Н.
Тема урока Публицистический стиль, стилевые и языковые особенности, жанры.
Название стиля: Научный Функциясообщение научных сведений, научное объяснение фактов Сфера употребления официальная обстановка Жанрынаучная статья, доклад,
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Для чего нужна человеку речь ? РЕЧЬ ПОМОГАЕТ Общаться Делиться мыслями,чувствами Договориться о чём- нибудь Согласовать свои действия. Похвалить, развеселить,
Обучение написанию сочинения- рассуждения (11 класс)
Прочитайте текст. Определите тему идею стиль текста отметьте средства выразительности.
Публицистический стиль речи: особенности, жанры, сфера употребления.
Единый Государственный Экзамен Часть «С» (материал к семинару)
Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему. ПЛАН: 1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней). 2. Аргументация: а) аргумент-пример.
Ишуткиной Валентины Викторовны, учителя русского языка и литературы МОУ «Суземская СОШ 1»
Транксрипт:

урок русского языка в 11 классе учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 13 Ануфриева Светлана Владимировна Тема: «Публицистический стиль речи, его особенности, средства эмоциональной выразительности в публицистической речи.»

Цель: 1. Обобщить знания об особенностях публицистического стиля. 2. Познакомить с лексическими, синтаксическими особенностями публицистического стиля, закрепить навыки правописания. 3. Разобрать задания ЕГЭ, связанные с используемыми в текстах разных стилей речи средствами художественной выразительности.

Повторение: н и нн в словах разных частей речи. Работа во «Фразе» (контрольный режим) На «5» На «4» На «3»

Словарная работа Акт..визировать, вд..хновлять, д..структивный, ко(л,лл)едж, д..стоинство, справ..дливый, ун..чтожать, цел..устремлённый, че(?)ствовать, чу(?)ства, чу..кий, экстр..мизм, в..друзить, ко(м,мм) юнике, собств..нность, ц..вилизация, кр..миногенный, ко(р,рр)умпированный, журнали(?)ское ра(с,сс)ледование, публ..цистика.

Проверь себя Активизировать, вдохновлять, деструктивный, колледж, достоинство, справедливый, уничтожать, целеустремлённый, чествовать, чувства, чуткий, экстремизм, водрузить, коммюнике, собственность, цивилизация, криминогенный, коррумпированный, журналистское расследование, публицистика.

Запомни Деструктивный - ведущий к разрушению чего-либо, неплодотворный Криминогенный -чреватый преступлениями Коммюнике -официальное сообщение по вопросам международного характера Публицистика – литературный жанр, посвященный рассмотрению актуальных тем общественно-политической жизни

Стили речи РазговорныйКнижные : 1)художественны й; 2)официально- деловой; 3)научный; 5)публицистическ ий.

Публицистический стиль Приметы призывность, оценочность, эмоциональность, общедоступность, образность, логичность. Цель воздействие на общественное сознание, формирование общественного мнения Рассматриваемые проблемы политические, философские, нравственные, бытовые, социальные

Композиция статьи 1.Напоминает научное рассуждение а) выдвигается важная общественная проблема б) анализируются и оцениваются пути её решения в) делаются выводы 2. Напоминает диалог, где автор сам высказывает мысль и задаётся вопросом, справедливо ли его утверждение

Лексические особенности слова и фразеологические обороты общественно-политического характера, устаревшие слова, торжественно-приподнятые слова, использование слов в переносном значении, совмещение книжного и разговорного стилей Морфологически е особенности существительные в род.падеже, активны причастия и деепричастия Синтаксические особенности - риторические вопросы и восклицания - повторы, синтаксический параллелизм - присоединительные конструкции, вопросительные, восклицательные, побудительные предложения - вводные слова и предложения - причастные и деепричастные обороты - сложные синтаксические конструкции - распространённые обращения

Эмоциональные средства выразительности эпитеты, метафоры, сравнения, лексические повторы, градация,фразеологизмы, термины в переносном смысле Жанрыстатья в газете, журнале, очерк, репортаж, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад)

Работа с отрывком из текста С.Залыгина «Читая Гоголя..» - Что представляет собой текст? литературно-критическую статью - Какова цель автора? обратить наше внимание на одну из особенностей художественного мира Гоголя -А что же за особенность гоголевской прозы вызвало появление статьи? отсутствие понятия счастья в его творчестве -Определите стиль данного текста. Докажите свою точку зрения публицистический стиль, потому что:

Во-первых, это литературно-критическая статья, т.е один из жанров этого стиля; Во-вторых, писатель использует риторические вопросы, неполные предложения для того, чтобы заставить читателя задуматься, правильно ли он осмысливает литературные произведения, а это одна из целей стиля; В-третьих, композиция статьи характерна для публицистического стиля: первый абзац – тезис, дальше – доводы (один из которых представляет собой сопоставление определения счастья в творчестве известных русских писателей Пушкина, Достоевского, Толстого, Короленко, Чехова и неопределённость этого понятия у Гоголя; и в последнем абзаце – вывод: публицист называет Гоголя гением и причисляет его к священному ордену прорицателей. Т.е композиция представляет собой рассуждение, что тоже характерно для публицистического стиля.

-В заключении вы увидели, что Залыгин называет писателя гением, прорицателем. Справедливо ли это? - Да. Ведь он подчеркивает своё глубокое уважение к Гоголю. - - Какова же авторская позиция? Нашёл ли он причины отсутствия понятия счастья в гоголевской прозе? -- Нет. Он только высказал свои предположения по этому поводу. Залыгин не навязывает свою точку зрения, а убеждает читателя в необходимости внимательного чтения произведений Гоголя.

Практическая работа 7 А) Прочитайте фрагмент рецензии на текст С.Залыгина Стремясь заставить задуматься читателя о том, правильно ли он осмысливает литературные произведения, писатель использует -----,------,------, «ради человека, ради человечества и его судеб» подчёркивает роль творчества Н.В.Гоголя в русской классической литературе, а придаёт тексту динамизм и выразительность. Б) Определите, о каких из перечисленных языковых средств идёт речь в данном отрывке 1. Эпитеты 2. Сравнения 3. Метафоры 4. Риторические вопросы 5. Неполные односоставные предложения 6. Синтаксический параллелизм 7. Авторские знаки 8. Вопросно-ответная форма 9. Градация

Подведение итогов 1. Назовите признаки публицистического стиля 2. Расскажите, что общего у публицистического и художественного стилей 3. Как использовать особенности публицистического стиля в комментариях к проблеме и к позиции автора.

КАК ПРАВИЛЬНО НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ- РАССУЖДЕНИЕ 1.Вступление А) Начать с размышления по поводу прочитанного Задумывались ли вы когда-нибудь, почему…(Знаете ли вы, что..; Зачем…? Скажите, …) Б)Проблема( глобальная (войны и мира); жизненно важная (экологии); нравственная (понятия совести, чести, долга, дружбы, милосердия, справедливости, нормы общежития); философская (роль личности в истории, назначение поэта и поэзии, легко ли быть молодым, религия и история, правда и ложь, т.е, на которыми можно бесконечно рассуждать) В центре внимания автора..проблема… ( автор ставит, затрагивает, освещает (следующие проблемы…), касается следующих вопросов…, особо останавливается ( на чём?). Автор анализирует, характеризует, отмечает, доказывает, описывает, отмечает важность…. 2.Комментарий а) Содержание 1-2 предложениями 3 Вырази своё отношение к проблемам. Я согласен с позицией автора….., потому что…(аргумент + пример) С автором нельзя не согласиться в том, что 4.Вывод

ОБЯЗАТЕЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ: Я думаю (считаю, полагаю, мне кажется, по-моему). Я согласен с автором. Позиция автора достойна уважения, производит глубокое впечатление, точка зрения автора оригинальна, своеобразна Манера изложения отличается краткостью, точностью выбора слова, чувством слова Точка зрения автора не только оригинальна, эффектна, но и глубоко продумана, выстрадана и т.д. Словарь синонимов Понравиться- глубоко взволновать, произвести большое впечатление. Запомниться-привлечь внимание, запечатлеться в памяти, запасть в душу. Интересный-увлекательный,занимательный,любопытный. Описывать-обрисовывать,очерчивать. Изображать-показывать,рассказывать о, знакомить с,вводить в… Автор-поэт, писатель,прозаик,художник слова.

Домашнее задание Используя материал урока, составьте рассуждение по данному тексту. Выразите свое отношение к проблеме, поднятой автором. Аргументируйте свое мнение, опираясь на читательский опыт.