РОЛЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ В ОБЛАСТИ ПСИХИАТРИИ И ПСИХОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ Е.И. Цымбал.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Специфика экспертной деятельности психолога: взаимодействие с судебно- следственными органами М.В.Морозова ФГУ «ГНЦ социальной и судебной психиатрии им.
Advertisements

Виды судебно- психологической экспертизы. Единоличная и комиссионная экспертизы (в зависимости от числа экспертов).
ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ПРИЗНАКАМИ ОТСТАВАНИЯ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ, НЕ СВЯЗАННОГО С ПСИХИЧЕСКИМ РАССТРОЙСТВОМ Презентацию.
Подростковая преступность. Причины, способствующие становлению несовершеннолетнего на преступный путь Отрицательное влияние семьи Отрицательное влияние.
СУДЕБНАЯ ПСИХИАТРИЯ. Понятие, виды и значение судебно- психиатрической экспертизы 2. Основания и поводы назначения судебно- психиатрической экспертизы.
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СУДЕБНО- ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ В СВЕТЕ ОБНОВЛЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В.Д. Бадмаева ФГБУ « ГНЦССП им. В.П.
1. Судебно - психиатрическая экспертиза ( СПЭ ) в гражданском и уголовном процессах ; 2. Принудительное лечение лиц с тяжелыми психическими расстройствами,
Уголовная ответственность несовершеннолетних. Выполнила: Безруких Д.
Уголовное право
Лекция 21 1.Принудительные меры медицинского характера 2.Конфискация имущества ПЛАН ЛЕКЦИИ.
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ. СТАТЬЯ 87. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.
Лекция 20 1.Наказание несовершеннолетних 2.Принудительные меры воспитательного воздействия 3.Освобождение несовершеннолетних от наказания и погашение их.
Лекция 8 1.Понятие и признаки субъекта преступления 2.Возраст уголовной ответственности 3.Вменяемость и невменяемость 4.Специальный субъект ПЛАН ЛЕКЦИИ.
Законодательные положения о судебно- психиатрической экспертизе (СПЭ). Виды судебно-психиатрических экспертиз (в кабинете следователя, амбулаторная, стационарная,
Понятие о преступлении. Виды преступления и наказания.
Проект по ОБЖ на тему «Уголовная ответственность несовершеннолетних.»
Убийство в состоянии сильного душевного волнения
Методика расследования вымогательства 1.Криминалистическая характеристика вымогательства 2.Типичные следственные ситуации 3.Планирование расследования.
Субъект умышленное убийство при превышении пределов необходимой обороны.
и ее основные теоретические аспекты в рамках вопросов решаемых судебно-психиатрической экспертизой имеют ключевое значение при осуществлении задач расследования.
Транксрипт:

РОЛЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ В ОБЛАСТИ ПСИХИАТРИИ И ПСИХОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ Е.И. Цымбал

Связь между целью и видом экспертизы обвиняемых (подсудимых) цель экспертиз вид экспертизы Установление невменяемости необходимости принудительного лечения СПЭ, КСППЭ Установление ограниченной вменяемости и необходимости принудительного лечения КСППЭ Установление отставания в психическом развитии КСППЭ, последовательно СПЭ и судебно- психологическая Установление физиологического аффекта КСППЭ, судебно- психологическая

Экспертная инфраструктура Психиатры эксперты: занято 1169 должностей (из них 619 совместители), вакантны 300 ставок. Психиатры эксперты: занято 1169 должностей (из них 619 совместители), вакантны 300 ставок. Психологи эксперты: занято 390 должностей, вакантны 468 ставок. Психологи эксперты: занято 390 должностей, вакантны 468 ставок. Контингент подэкспертных, прошедших СПЭ: обвиняемые, подсудимые – 76,4%; Контингент подэкспертных, прошедших СПЭ: обвиняемые, подсудимые – 76,4%; свидетели, потерпевшие – 3,0%; лица по гражданским делам – 20,6%.

Обстоятельства, для установления которых назначается экспертиза 1. вменяемость: а) полная; а) полная; б) ограниченная; б) ограниченная; 2. невменяемость; 3. отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством; 4. состояние сильного душевного волнения (при совершении насильственных деликтов).

Перечень обязательных вопросов 1.Страдал ли обвиняемый (подсудимый) во время совершения инкриминируемого ему деяния психическим расстройством и каким именно? 2.Мог ли обвиняемый (подсудимый) в момент совершения инкриминируемого ему деяния вследствие имеющегося у него психического расстройства осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия), а также руководить ими? 3.Мог ли обвиняемый (подсудимый) в момент совершения инкриминируемого ему деяния вследствие имеющегося у него психического расстройства, не исключающего вменяемости, в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия), а также руководить ими?

4. Нуждается ли обвиняемый (подсудимый) в назначении принудительной меры медицинского характера и какой именно? 5.Имелось ли у обвиняемого (подсудимого) во время совершения инкриминируемого ему деяния отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством? 6.Мог ли обвиняемый (подсудимый) в момент совершения инкриминируемого ему деяния в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия), а также руководить ими вследствие имеющегося у него отставания в психическом развитии? 7.Находился ли обвиняемый в момент совершения преступления в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения? 8. Было ли вызвано сильное душевное волнение обвиняемого однократными или систематическим действиями потерпевшего, которые оказались для обвиняемого психотравмирующими?

Дополнительные вопросы Какое влияние оказали условия жизни, например перенесенная психическая травма, особенности воспитания, а также воздействие старших по возрасту лиц, на формирование личности обвиняемого (подсудимого), мотивацию совершенного преступления? Какое влияние оказали условия жизни, например перенесенная психическая травма, особенности воспитания, а также воздействие старших по возрасту лиц, на формирование личности обвиняемого (подсудимого), мотивацию совершенного преступления? Каковы индивидуально-психологические особенности личности обвиняемого (подсудимого)? Могли ли указанные особенности оказать существенное влияние на его поведение при совершении инкриминируемого ему преступления, в чем заключалось это влияние? Каковы индивидуально-психологические особенности личности обвиняемого (подсудимого)? Могли ли указанные особенности оказать существенное влияние на его поведение при совершении инкриминируемого ему преступления, в чем заключалось это влияние? Мог ли обвиняемый (подсудимый) в момент совершения преступления осознавать, что своими действиями он причиняет особые страдания потерпевшему или другим лицам? Мог ли обвиняемый (подсудимый) в момент совершения преступления осознавать, что своими действиями он причиняет особые страдания потерпевшему или другим лицам? Мог ли обвиняемый (подсудимый) в момент совершения преступления осознавать, что потерпевший не понимает фактический характер или значение совершаемых с ним действий, не может высказать своего отрицательного к ним отношения или оказать сопротивление? Мог ли обвиняемый (подсудимый) в момент совершения преступления осознавать, что потерпевший не понимает фактический характер или значение совершаемых с ним действий, не может высказать своего отрицательного к ним отношения или оказать сопротивление? Как менялась в процессе совершения преступления способность обвиняемого (подсудимого) осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими? Как менялась в процессе совершения преступления способность обвиняемого (подсудимого) осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими?

« Для того чтобы заключение экспертизы носило доказательный характер и чтобы выводы экспертизы были более доступными для их оценки следствием и судом, эксперты должны не только описывать факты, но объяснять их происхождение и высказывать свое мнение о них. Давая оценку результатам психиатрического обследования, эксперты должны показать ход своих суждений с тем, чтобы следствие и суд могли понять обоснованность выводов.» (Судебная психиатрия. Руководство для врачей / под ред. Г.В. Морозова, М., 1965, с. 23).

Типичные недостатки экспертных заключений Конкретное описание психического состояния испытуемого или результаты психологических тестов подменяются оценочными суждениями. Конкретное описание психического состояния испытуемого или результаты психологических тестов подменяются оценочными суждениями. Нет ретроспективного анализа психического состояния испытуемого в момент совершения инкриминируемого деяния. Нет ретроспективного анализа психического состояния испытуемого в момент совершения инкриминируемого деяния. Нет анализа влияния выявленных психических нарушений на способность к осознанному руководству поведением испытуемого при совершении инкриминируемого деяния Нет анализа влияния выявленных психических нарушений на способность к осознанному руководству поведением испытуемого при совершении инкриминируемого деяния Невозможно оценить обоснованность выводов экспертов. Невозможно оценить обоснованность выводов экспертов.

Неполнота исследования Отсутствие психологического анализа материалов дела (вывод делается только основании оценки психического состояния несовершеннолетнего на момент проведения экспертизы). Отсутствие психологического анализа материалов дела (вывод делается только основании оценки психического состояния несовершеннолетнего на момент проведения экспертизы). Отсутствие исследования значимых обстоятельств. Отсутствие исследования значимых обстоятельств. Неадекватный выбор методик для экспериментально-психологического исследования личности испытуемого. Неадекватный выбор методик для экспериментально-психологического исследования личности испытуемого.