Формирование УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ. З апросы общества Смена парадигмы образования Приоритет развивающего потенциала общего начального образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
Advertisements

Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая.
Непрерывная подготовка учителя по формированию УУД учащихся на базе методической службы гимназии педсовет г.
Универсальные учебные действия как результат начального образования.
Универсальные учебные действия. Сущность деятельностного подхода Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «универсальные учебные.
Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
О ЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТН ЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Реализация программы развития школы «Школа социального успеха» Школа при Посольстве России в Турции Подготовила – Попова Е.И. Материалы методического совещания.
Формирование УУД Формирование любых умений как личностных новообразований, в том числе и общеучебных умений, возможно только в деятельности Л.С.Выготский.
Формирование универсальных учебных действий Районный семинар учителей, работающих по УМК «Перспективная начальная школа» Можайский район МОУ СОШ пос. Гидроузел.
УУД- ведущий фактор процесса обучения Познавательные универсальные учебные действия.
Разработка и апробация государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения Программа развития универсальных учебных действий.
ФГОС 2 поколения Программа развития универсальных учебных действий Пилюгина Н.А. Учитель начальных классов МОУ «Юркинская ООШ»
Универсальные учебные действия младших школьников.
Методическая проблема школы: Урок, как универсальное пространство развития личности ученика.
Транксрипт:

Формирование УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

З апросы общества Смена парадигмы образования Приоритет развивающего потенциала общего начального образования Ж елание самих учащихся – научиться учиться Формирование установок на здоровый образ жизни Универсализация содержания образования Актуальность концепции развития УУД

Универсальные учебные действия (УУД) УУД – основа умения учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД - совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Предметные результаты знания умения, опыт творческой деятельности и др. Метапредметные результаты способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях Личностные результаты система ценностных ориентаций, интересы, мотивации, толерант- ность НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ТРЕБОВАНИЯ Ф.Г.О.С. Универсальные учебные действия

Задание 1 Выделите группы личностных и метапредметных УУД (стр )

Универсальные учебные действия Близкие понятия: общеучебные умения, общепознавательные действия, общие способы деятельности, надпредметные действия. Универсальные учебные действия Близкие понятия: общеучебные умения, общепознавательные действия, общие способы деятельности, надпредметные действия. Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от усвоения знаний, умений и навыков к развитию Личности учащегося

Общеучебные умения

Умения организовывать свою деятельность Умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире Умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор Умения общаться, взаимодействовать с людьми Организационные умения Интеллектуальные уменияОценочные уменияКоммуникативные умения Определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить ее словесно). Составить план действий по решению проблемы (задачи). Осуществлять действия по реализации плана, прилагая усилия для преодоления трудностей, сверяясь с целью и планом, поправляя себя при необходимости, если результат не достигнут. Результат своей деятельности соотнести с целью и оценить его. Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. Уметь делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания (энциклопедии, словари, справочники, СМИ, Интернет-ресурсы и пр.). Добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами (наблюдение, чтение, слушание). Уметь перерабатывать полученную информацию (анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствия) для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта. Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст, таблица, схема, график, иллюстрация и др.) и выбирать наиболее удобную для себя форму. Работая с информацией, уметь передавать ее содержание в сжатом или развернутом виде (составлять план текста, тезисы, конспект и т.д.) Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей (нравственных, гражданско-патриотических, эстетических), а также с точки зрения различных групп общества (верующие – атеисты, богатые – бедные и т.д.). Объяснять (прежде всего самому себе) свои оценки, свою точку зрения, свои позиции. Самоопределяться в системе ценностей. Действовать и поступать в соответствии с этой системой ценностей и отвечать за свои поступки и действия. Донести свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи. Понять другие взгляды, интересы). Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того, чтобы сделать что- то сообща.

Задание 2. Соотнесите общеучебные умения и унивесальные учебные действия Интеллектуальные Коммуникативные Организационные Оценочные Регулятивные Личностные Коммуникативные Познавательные

Задание 3. Впишите название видов различных групп УУД (стр. 16)

Личностные ууд обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности, направлены на управление познавательной и преобразовательной деятельностью. Познавательные действия включают общеучебные, логические и знаково-символические универсальные учебные действия. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Программа формирования УУД – составная часть ООП планируемые результаты программа система оценки достижения планируемых результатов

Программа формирования УУД должна содержать: ценностные ориентиры начального общего образования (гражданская идентичность личности; общение и сотрудничество; ценности и смыслы личности; умение учиться; самостоятельность, инициатива, ответственность); связь УУД с содержанием учебных предметов (должна быть отражена во всех содержательных линиях рабочих программ – по предметам + внеурочной деятельности); условия для формирования УУД (образовательная среда, педагогические технологии); характеристики УУД обучающихся, учитывающие специфику конкретного образовательного учреждения, направления их деятельности, особенности контингента обучающихся описание преемственности программы формирования УУД при переходе от дошкольного к начальному общему образованию.

Что должно измениться в уроке? Цель одна, задачи - 4

15 1. Как проектировать УУД урока? 1 шаг – выбор метапредметного результата (УУД) для данного урока 2 шаг – подбор заданий для формирования метапредметного результата 3 шаг – разработка урока по предмету с учетом сформулированных метапредметных результатов

1 шаг – выбор метапредметного результата (УУД) для данного урока Кто выбирает метапредметный результат? 16 Учитель и ученики.

2 шаг – подбор заданий для формирования метапредметного результата Как мы формируем УУД на уроке? Какое из заданий годится для этого? 17 Продуктивное задание.

2 шаг – подбор заданий для формирования метапредметного результата На какое умение нацелено это задание? 18 Наблюдаю и делаю самостоятельные выводы.

На какое умение нацелено это задание?

На какое умение нацелены представленные возможности учебника?

21 На какое умение нацелено это задание?

22

23 Эффективным средством формирования УУД в курсе математики являются вариативные по формулировке учебные задания: Объясни… Проверь… Оцени… Выбери… Сравни… Найди закономерность… Верно ли утверждение… Догадайся… Наблюдай… Сделай вывод… И т.д. На какое умение нацелено это задание?

Затруднение ребёнка – возможность для учителя !!! Почему?

Степень помощи Условия, при которых оказывается помощь Содержание помощи 1Действие выполняется неуверенно Одобрение, поддержка 2Возникают трудности, остановка Замечания «Попробуй еще раз», «Выполняй дальше» 3Действие выполняется ошибочно Вопрос «Разве так?» 4Действие выполняется ошибочно повторно Вопрос «Почему?» с просьбой объяснить причину действия 5Неправильно выполняется все задание Показ, демонстрация правильного выполнения действия, инструкция в действенном плане Виды оказываемой помощи. 5 – наиболее низкий уровень регуляции действия.

Основные виды УУД личностные регулятивные,включая действия саморегуляции) познавательные; коммуникативные

Личностные УУД Внутренняя позиция школьника Адекватная мотивация учебной деятельности (включая учебные и познавательные мотивы) Ориентация на моральные нормы и их выполнение Способность к моральной децентрации

Регулятивные УУД целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем. Общеучебные УД самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств: знаково-символические моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно- графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально- делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Познавательные УУД ( логические; действия постановки и решения проблем) анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование. формулирование проблемы ; поиск, структурирование информации самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные УУД Понимание возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе и несовпадающих с его собственной и ориентация на позицию партнера в общении Учебное сотрудничество с учетом разных мнений и позиций; Формулировка собственного мнения и позиции ; Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе и при столкновении интересов ; Умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; Постановка вопросов; Контроль действий партнера; Умение слушать и слышать партнера, координировать точки зрения и позиции Умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач