урок русского языка в 11 классе учитель русского языка и литературы Новоджерелиевской МОУ СОШ 13 Громова Светлана Валентиновна Тема: «Публицистический.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок русского языка в 11 классе учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 13 Ануфриева Светлана Владимировна Тема: «Публицистический стиль речи, его.
Advertisements

Тема : « Особенности публицистического стиля речи» УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 11 КЛАССЕ УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МКОУ «ЕКАТЕРИНИНСКАЯ СОШ» КОЛКОВА.
Особенности публицистического стиля. Сфера употребления Общественно-экономические Политические Культурные отношения Газеты, журналы.
Урок русского языка в 11 классе Тема урока: Особенности публицистического стиля Учитель: Борисова В. Г.
Публицистический стиль речи. Выполнила ученица 11 класса «Б» МОАУСОШ школы200 Якубовская Таисия.
Цель урока: 1) подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по заданному тексту; 2) совершенствовать навыки анализа текста; 3) воспитывать уважительное.
Стили речи. Публицистический стиль речи.. С тилистика- раздел науки о языке, изучающий стили речи и их особенности.
Публицистический стиль Автор проекта: Евгения Фелькер, 7 класс Руководитель: Коптелова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы.
Публицистический стиль речи Презентацию подготовила Шерстнёва Карина 11 «Б» класс.
Тема урока Публицистический стиль, стилевые и языковые особенности, жанры.
Для чего нужна человеку речь ? РЕЧЬ ПОМОГАЕТ Общаться Делиться мыслями,чувствами Договориться о чём- нибудь Согласовать свои действия. Похвалить, развеселить,
Публицистический стиль речи: особенности, жанры, сфера употребления.
Название стиля: Научный Функциясообщение научных сведений, научное объяснение фактов Сфера употребления официальная обстановка Жанрынаучная статья, доклад,
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Ишуткиной Валентины Викторовны, учителя русского языка и литературы МОУ «Суземская СОШ 1»
Жанр рецензии Учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 1254 Колтун Наталья Николаевна.
Единый Государственный Экзамен Часть «С» (материал к семинару)
Прочитайте текст. Определите тему идею стиль текста отметьте средства выразительности.
Последовательность действий 2. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о ком или о чем говорится в тексте. (К-1)
Обучение написанию сочинения- рассуждения (11 класс)
Транксрипт:

урок русского языка в 11 классе учитель русского языка и литературы Новоджерелиевской МОУ СОШ 13 Громова Светлана Валентиновна Тема: «Публицистический стиль речи, его особенности, средства эмоциональной выразительности в публицистической речи.»

Цель: 1. Обобщить знания об особенностях публицистического стиля. 2. Познакомить с лексическими, синтаксическими особенностями публицистического стиля, закрепить навыки правописания. 3. Разобрать задания ЕГЭ, связанные с используемыми в текстах разных стилей речи средствами художественной выразительности.

Словарная работа Акт..визировать, вд..хновлять, бл..год..рить, д..структивный, ко(л,лл)едж, справ..дливый,просл..влять, цел..устремлённый, че(?)ствовать, чу(?)ства, чу..кий, экстр..мизм, в..друзить, ко(м,мм) юнике, собств..нность, ц..вилизация, кр..миногенный, ко(р,рр)умпированный, журнали(?)ское ра(с,сс)ледование, публ..цистика. Акт..визировать, вд..хновлять, бл..год..рить, д..структивный, ко(л,лл)едж, справ..дливый,просл..влять, цел..устремлённый, че(?)ствовать, чу(?)ства, чу..кий, экстр..мизм, в..друзить, ко(м,мм) юнике, собств..нность, ц..вилизация, кр..миногенный, ко(р,рр)умпированный, журнали(?)ское ра(с,сс)ледование, публ..цистика.

Проверь себя Активизировать, вдохновлять, благодарить, деструктивный, колледж, справедливый,прославлять, целеустремлённый, чествовать, чувства, чуткий, экстремизм, водрузить, коммюнике, собственность, цивилизация, криминогенный, коррумпированный, журналистское расследование, публицистика. Активизировать, вдохновлять, благодарить, деструктивный, колледж, справедливый,прославлять, целеустремлённый, чествовать, чувства, чуткий, экстремизм, водрузить, коммюнике, собственность, цивилизация, криминогенный, коррумпированный, журналистское расследование, публицистика.

Запомни Деструктивный - ведущий к разрушению чего-либо, неплодотворный Деструктивный - ведущий к разрушению чего-либо, неплодотворный Криминогенный -чреватый преступлениями Криминогенный -чреватый преступлениями Коммюнике -официальное сообщение по вопросам международного характера Публицистика – литературный жанр, посвященный рассмотрению актуальных тем общественно-политической жизни Коммюнике -официальное сообщение по вопросам международного характера Публицистика – литературный жанр, посвященный рассмотрению актуальных тем общественно-политической жизни

Стили речи Разговорный Книжные : 1)художественный; 2)официально- деловой; 3)научный;5)публицистический.

Публицистический стиль Приметы призывность, оценочность, эмоциональность, общедоступность, образность, логичность. Цель Информирование,воздействие на общественное сознание, формирование общественного мнения, побуждение к действиям Рассматриваемые проблемы политические, философские, нравственные, бытовые, социальные

Лексические особенности слова и фразеологические обороты общественно-политического характера, устаревшие слова, торжественно-приподнятые слова, использование слов в переносном значении, совмещение книжного и разговорного стилей Морфологически е особенности существительные в род.падеже, активны причастия и деепричастия Синтаксические особенности - риторические вопросы и восклицания - повторы, синтаксический параллелизм - присоединительные конструкции, вопросительные, восклицательные, побудительные предложения - вводные слова и предложения - причастные и деепричастные обороты - сложные синтаксические конструкции - распространённые обращения

Эмоциональные средства выразительности эпитеты, метафоры, сравнения, лексические повторы, градация,фразеологизмы, термины в переносном смысле Жанрыстатья в газете, журнале, очерк, репортаж, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад)

Работа с отрывком из текста С.Залыгина «Читая Гоголя..» - Что представляет собой текст? литературно-критическую статью - Какова цель автора? обратить наше внимание на одну из особенностей художественного мира Гоголя -А что же за особенность гоголевской прозы вызвало появление статьи? отсутствие понятия счастья в его творчестве -Определите стиль данного текста. Докажите свою точку зрения публицистический стиль, потому что:

Во-первых, это литературно-критическая статья, т.е один из жанров этого стиля; Во-вторых, писатель использует риторические вопросы, неполные предложения для того, чтобы заставить читателя задуматься, правильно ли он осмысливает литературные произведения, а это одна из целей стиля; В-третьих, композиция статьи характерна для публицистического стиля: первый абзац – тезис, дальше – доводы (один из которых представляет собой сопоставление определения счастья в творчестве известных русских писателей Пушкина, Достоевского, Толстого, Короленко, Чехова и неопределённость этого понятия у Гоголя; и в последнем абзаце – вывод: публицист называет Гоголя гением и причисляет его к священному ордену прорицателей. Т.е композиция представляет собой рассуждение, что тоже характерно для публицистического стиля.

- В заключении вы увидели, что Залыгин называет писателя гением, прорицателем. Справедливо ли это? - Да. Ведь он подчеркивает своё глубокое уважение к Гоголю. - - Какова же авторская позиция? Нашёл ли он причины отсутствия понятия счастья в гоголевской прозе? - - Нет. Он только высказал свои предположения по этому поводу. Залыгин не навязывает свою точку зрения, а убеждает читателя в необходимости внимательного чтения произведений Гоголя.

Практическая работа А) Прочитайте фрагмент рецензии на текст С.Залыгина Стремясь заставить задуматься читателя о том, правильно ли он осмысливает литературные произведения, писатель использует -----, ,------, Стремясь заставить задуматься читателя о том, правильно ли он осмысливает литературные произведения, писатель использует -----, ,------, «ради человека, ради человечества и его судеб» подчёркивает роль творчества Н.В.Гоголя в русской классической литературе, а придаёт тексту динамизм и выразительность «ради человека, ради человечества и его судеб» подчёркивает роль творчества Н.В.Гоголя в русской классической литературе, а придаёт тексту динамизм и выразительность. Б) Определите, о каких из перечисленных языковых средств идёт речь в данном отрывке Б) Определите, о каких из перечисленных языковых средств идёт речь в данном отрывке 1. Эпитеты 1. Эпитеты 2. Сравнения 2. Сравнения 3. Метафоры 3. Метафоры 4. Риторические вопросы 4. Риторические вопросы 5. Неполные односоставные предложения 5. Неполные односоставные предложения 6. Синтаксический параллелизм 6. Синтаксический параллелизм 7. Авторские знаки 7. Авторские знаки 8. Вопросно-ответная форма 8. Вопросно-ответная форма 9. Градация 9. Градация

Подведение итогов Подведение итогов 1. Назовите признаки публицистического стиля. 1. Назовите признаки публицистического стиля. 2. Расскажите, что общего у публицистического и художественного стилей. 2. Расскажите, что общего у публицистического и художественного стилей. 3. Как использовать особенности публицистического стиля в комментариях к проблеме и к позиции автора? 3. Как использовать особенности публицистического стиля в комментариях к проблеме и к позиции автора?

КАК ПРАВИЛЬНО НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ- РАССУЖДЕНИЕ 1.Вступление А) Начать с размышления по поводу прочитанного Задумывались ли вы когда-нибудь, почему…(Знаете ли вы, что..; Зачем…? Скажите, …) Задумывались ли вы когда-нибудь, почему…(Знаете ли вы, что..; Зачем…? Скажите, …) Б)Проблема( глобальная (войны и мира); жизненно важная (экологии); нравственная (понятия совести, чести, долга, дружбы, милосердия, справедливости, нормы общежития); философская (роль личности в истории, назначение поэта и поэзии, легко ли быть молодым, религия и история, правда и ложь, т.е, на которыми можно бесконечно рассуждать) Б)Проблема( глобальная (войны и мира); жизненно важная (экологии); нравственная (понятия совести, чести, долга, дружбы, милосердия, справедливости, нормы общежития); философская (роль личности в истории, назначение поэта и поэзии, легко ли быть молодым, религия и история, правда и ложь, т.е, на которыми можно бесконечно рассуждать) В центре внимания автора..проблема… ( автор ставит, затрагивает, освещает (следующие проблемы…), касается следующих вопросов…, особо останавливается ( на чём?). Автор анализирует, характеризует, отмечает, доказывает, описывает, отмечает важность…. 2.Комментарий а) Содержание 1-2 предложениями 3 Вырази своё отношение к проблемам. Я согласен с позицией автора….., потому что…(аргумент + пример) С автором нельзя не согласиться в том, что 4.Вывод

ОБЯЗАТЕЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ: Я думаю (считаю, полагаю, мне кажется, по-моему). Я согласен с автором. Позиция автора достойна уважения, производит глубокое впечатление, точка зрения автора оригинальна, своеобразна Позиция автора достойна уважения, производит глубокое впечатление, точка зрения автора оригинальна, своеобразна Манера изложения отличается краткостью, точностью выбора слова, чувством слова Точка зрения автора не только оригинальна, эффектна, но и глубоко продумана, выстрадана и т.д. Словарь синонимов Словарь синонимов Понравиться- глубоко взволновать, произвести большое впечатление. Запомниться-привлечь внимание, запечатлеться в памяти, запасть в душу. Интересный-увлекательный,занимательный,любопытный.Описывать-обрисовывать,очерчивать. Изображать-показывать,рассказывать о, знакомить с,вводить в… Автор-поэт, писатель,прозаик,художник слова.

Домашнее задание Используя материал урока, составьте рассуждение по данному тексту. Выразите свое отношение к проблеме, поднятой автором. Аргументируйте свое мнение, опираясь на читательский опыт.