Мировой опыт организации сбора и утилизации отслуживших автомобилей сбора и утилизации отслуживших автомобилей. Проблемы России и перспективы принятия.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основополагающий вопрос. Можно ли жить без автомобилей? Можно ли жить без автомобилей?
Advertisements

Июнь 2010 Численность населения мира Каждое десятилетие в среднем численность населения мира увеличивается на 16,9% При этом каждый родившийся человек.
2011 год Концепция развития системы санитарной очистки Московского региона от отходов производства и потребления ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ОТРАСЛЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ НА ОСНОВЕ СОЗДАНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПАРКОВ Кузнецова С.Н. К.э.н., доцент, Нижегородский государственный педагогический.
1 Об энергосбережении в Ярославской области Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
2011 год Концепция развития санитарной очистки Московского региона от отходов производства и потребления.
Совместное предприятие общество с ограниченной ответственностью «САХАЛИН-ШЕЛЬФ-СЕРВИС»
Тема 7. МЕЖДУНАРОДНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ИСО СЕРИИ 9000 НА СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА 1. Роль стандартизации в развитии.
Управление качеством. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МС ИСО СЕРИИ И ИХ РОЛЬ В СОЗДАНИИ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИИ
Отходы в системе технического регулирования. Экологически безопасное обращение с вторичными ресурсами.
1 г. Москва, 2009 г. О СОЗДАНИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИНДУСТРИИ ПЕРЕРАБОТКИ И УТИЛИЗАЦИИ ОТХОДОВ ШАГ ПЕРВЫЙ: КОНСОЛИДАЦИЯ БИЗНЕСА Михаил Малков, Президент Ассоциации.
Спрос населения на легковые автомобили 10%-ные доходные группы населения Расходы на автомобили, млрд. долл. Рост доходов населения обеспечивает рост спроса.
Кадастр антропогенных выбросов парниковых газов для г. Москвы (сектор «Энергетика») И.А. Башмаков Центр по эффективному использованию энергии (ЦЭНЭФ) Октябрь.
Инвестиционный проект Завод утилизации автомобилей.
Создание окружного центра (завода) по утилизации изношенных автомобильных шин и резинотехнических отходов «Эколайн» в Сургутском районе Ханты-Мансийский.
L/O/G/O В.В.Курилов, директор Государственного предприятия «Экологияинвест» Минск, В.В.Курилов, директор Государственного предприятия «Экологияинвест»
ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧЕТА И КОНТРОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ Преподаватель: ассистент кафедры СТЭА Сальков С.И. курс 85 часов, зачет.
Анализ и перспективы социально- экономического партнерства пивоваренной отрасли А.О.Артемьев Председатель Совета Союза Российских Пивоваров Президент ОАО.
Северо-Западное управление Ростехнадзора Отдел по надзору за тепловыми энергоустановками и энергосбережения Главный государственный инспектор Литвин Михаил.
Тема 7. Подтверждение соответствия Согласно руководству ИСО/МЭК 2"Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видов деятельности"; система.
Транксрипт:

Мировой опыт организации сбора и утилизации отслуживших автомобилей сбора и утилизации отслуживших автомобилей. Проблемы России и перспективы принятия федерального закона «Об утилизации вышедших из эксплуатации автомобилей» Р.Л. Петров Исследовательский центр ОАО «АВТОВАЗ» Research Center, AVTOVAZ Inc.

Тезис 1 В современном мире возникло понимание того, что производитель должен нести ответственность за свою продукцию на протяжении ее полного жизненного цикла При производстве При эксплуатации При утилизации Возможно для автомобилей это касается в первую очередь.

Тезис 2 В современную эпоху роста потребления ресурсов и товаров уровень цивилизованности общества определяется его отношением к проблеме отходов и загрязнения. Можно сказать, что эта проблема из плоскости гуманизма по отношению к природе перешла в плоскость тотальной выживаемости человечества.

Хотя в США, Японии, Западной Европе парк автомобилей можно считать насыщенным, количество автомобилей в мире устойчиво растет

Актуальность сбора и утилизации отслуживших автомобилей Парк легковых автомобилей в мире и России устойчиво растет (в млн. шт.) По данным официальной статистики ООН количество стран, в которых среднее число легковых автомобилей превышает 500 на каждую тысячу жителей, достигло двух десятков. В Западной Европе эксплуатируется более 220 млн. легковых автомобилей. Их средняя плотность: 508 л/а на 1000 жителей (2006г.) В России наблюдается значительная положительная динамика роста парка легковых автомобилей, которая сохранится и в будущем. В России наблюдается значительная положительная динамика роста парка легковых автомобилей, которая сохранится и в будущем. Тема экологической безопасности становится в последнее время все более значимой. Современные мировые тенденции показывают, что внимание общественности к проблемам защиты окружающей среды значительно возросло. В мире В России

На парк АТС в Москве в Санкт Петербурге Легковых автомобилей 2,8 млн. 1,17 млн. Грузовых автомобилей 265 тыс.115 тыс. Автобусов 40 тыс.22 тыс. Ежегодно автомобильный парк Москвы увеличивался на тысяч единиц транспорта, и будет продолжать неуклонно расти. Moscow

- За десять лет ( гг.) парк легковых автомобилей в России вырос с 14,7 млн. до 24,2 млн. единиц. - В 2006 г парк легковых автомобилей в России составил 26,8 млн. единиц - Ежегодный прирост парка за последние годы – около 5%. -Возраст: до 5 лет23% 5-10 лет 28% старше 10 лет49%

Сегодня автомобильный транспорт потребляет половину всей добываемой в мире нефти. Темпы расходования природных ресурсов планеты становятся просто катастрофическими. По оценкам многих международных организаций мировых запасов нефти хватит только на 40 лет, природного газа на 60 лет, угля на 220 лет. В составе отработавших газов двигателей внутреннего сгорания содержатся сотни вредных компонентов. Они оказывают негативное воздействие на экосистемы - происходит загрязнение воздушной среды, почвы и водоемов. Обусловленная автомобильным транспортом эмиссия диоксида углерода СО2 составляет около 4 миллиардов тонн в год, продолжая непрерывно увеличиваться, способствуя глобальному изменению климата. Ежегодно свалки всего мира пополняются примерно 10 миллионами тонн отходов от отслуживших автомобилей. Почти столько же отходов образуется в результате ремонта и технического обслуживания автомобилей

Согласно экологическим оценкам – все факторы, связанные с существованием автомобилей, распределяются на три крупных категории воздействия : Влияние на истощение природных ресурсов Повреждение экосистем Влияние на здоровье и заболеваемость человека

Согласно данным BP Statistical Review of World Energy (2005г) о добыче, потреблении и разведанных запасах нефти в мире, доказанных запасов нефти в мире в размере 1147,7 миллиарда баррелей хватит на 41 год.

Основные Международные Конвенции и Соглашения в области защиты окружающей среды

Требования к проведению оценки полного жизненного цикла автомобиля Рекомендации процессного подхода изложены в международных стандартах серии ИСО Этапы проведения анализа по полному жизненному циклу, изложены в стандартах: ISO 14040Оценка жизненного цикла. Принципы и структуры ISO 14040Оценка жизненного цикла. Принципы и структуры ISO 14041Оценка жизненного цикла. Определение цели и сферы и инвентаризация ISO 14042Оценка жизненного цикла. Оценка воздействия на окружающую среду ISO 14042Оценка жизненного цикла. Оценка воздействия на окружающую среду ISO Оценка жизненного цикла. Интерпретация результатов ISO Оценка жизненного цикла. Интерпретация результатов Требования к экологической безопасности стадии производства изложены в стандартах ISO 14001и Требования к экологической безопасности автомобилей на стадии эксплуатации сформулированы в Решениях и Директивах ЕС: по шуму (директива 92/97/ЕС), нормам токсичности Евро1-4 (директивы 91/441/ЕЭС, 94/12/ЕС, 98/69/ЕС), выбросам СО2 (решения 1999/125/ЕС, 2000/303/ЕС, 2000/304/ЕС, 1753/2000/ЕС, 2002/358/ЕС, директива 1999/94/ЕС). Требования к утилизации автомобилей изложены в: Требования к утилизации автомобилей изложены в: директиве 2000/53/EC по утилизации отслуживших автомобилей, директиве 2005/64/ЕС по отипованию транспортных средств касательно их повторного использования, вторичной переработки и утилизации, решении 2003/138/ЕС о маркировке пластмассовых и резиновых деталей для целей утилизации, международном стандарте ISO по проведению расчета коэффициентов рециклинга и утилизации автомобилей, решении 2005/673/EC по запрету и ограничению применения тяжелых металлов (свинца, ртути, кадмия и шестивалентного хрома) в автомобильных компонентах и материалах.

Стадия утилизации автомобилей В директиве 2000/53/EC (ELV) установлены требования в странах ЕС с 1 января 2006 обеспечить для отслуживших автомобилей утилизацию минимум на 85% массы автомобиля и вторичную переработку (рециклинг) минимум на 80% Директивой 2000/53/EC установлены требования к производителям автомобилей: использовать единые стандарты маркировки полимерных компонентов для облегчения идентификации при утилизации, предоставлять необходимую информацию по демонтажу и составу материалов компонентов для утилизации, месторасположению в автомобиле опасных веществ и материалов, а также взять на себя все или значительную часть расходов по реализации сбора отслуживших свой срок автомобилей

В директиве 2005/64/ЕС установлены требования с 15 декабря 2008 при проведении одобрения типа нового автомобиля Обеспечить коэффициент утилизации минимум на 95% массы автомобиля и коэффициент вторичной переработки (рециклинга) минимум на 85% Для анализа коэффициентов утилизации автомобилей должна использоваться методика международного стандарта ISO-22628, учитывающая раздельно компоненты, пригодные для повторного использования, пригодные для вторичной переработки материалов, для энергетической утилизации и неперерабатываемые отходы, размещаемые на свалках. Подтвердить выполнение требований по ограничению вредных веществ и наличию маркировки полимерных материалов; Предоставить доказательства управления и контроля сбора необходимой информации по всей цепочке поставщиков автомобильных материалов и компонентов

В США ежегодно на утилизацию поступает миллионов автомобилей с общей массой более 20 миллионов тонн. Сбором, демонтажем, утилизацией отслуживших автомобилей занимается более 20 тысяч малых предприятий, после которых автомобильные остатки поступают на один из шредерных заводов, которых в стране более двухсот. l По данным компании Honda, средний возраст автомобилей данной фирмы, поступивших на утилизацию в США в 2002 году, составил всего 7 лет. l Практически для всех автомобилей демонтированные с них и реализованные на рынке подержанные детали полностью окупали цену покупки старого автомобиля у владельца или страховой компании.

Во Франции существует около 3 тысяч операторов по сбору и демонтажу старых автомобилей, работает 40 шредерных заводов по измельчению и сепарации. В Германии действует около 5 тысяч предприятий по сбору отслуживших автомобилей и 47 шредерных заводов. Однако, для многих стран Западной Европы характерен значительный экспорт старых автомобилей. Количество утилизированных автомобилей существенно уступает количеству снимаемых с регистрации старых автомобилей. По данным АСЕА, в 2004 году в 15 странах ЕС было снято с регистрации около 11,5 млн. старых автомобилей, из которых на утилизацию в этих странах поступило только 68%.

В разных странах были использованы различные механизмы распределения ответственности между производителями автомобилей, поставщиками комплектующих изделий, владельцами старых автомобилей, предприятиями по утилизации и государственными органами управления и контроля. Реализованы могут быть следующие механизмы оплаты: разовая оплата за утилизацию, производимая владельцем при сдаче отслужившего автомобиля; оплата владельцем в виде ежегодного налога на утилизацию (например, при прохождении техосмотра транспортного средства); разовая оплата, производимая владельцем при покупке нового автомобиля (дополнительный экологический налог на утилизацию); обязанность по финансированию утилизации автомобилей возлагается на производителей (импортеров), которые вынуждены косвенно включать затраты на утилизацию в цену продаваемой продукции.

Стандартная процедура утилизации автомобилей в Европе: - прием отслужившего автомобиля с выдачей владельцу сертификата об утилизации, - слив всех эксплуатационных жидкостей, - демонтаж обязательных и экологически опасных компонентов, - демонтаж комплектующих, которые можно использовать для продажи как запчасти или пригодных для экономически эффективного рециклинга материалов. Обязательны для демонтажа : все эксплуатационные жидкости, аккумуляторные батареи, масляные фильтры, баки для топлива, шины, каталитические нейтрализаторы, подушки безопасности и другая пиротехника, свинцовые грузики для балансировки колес, компоненты, содержащие фторхлоруглеводороды (CFC, HFC), определенные компоненты, содержащие ртуть и свинец. определенные компоненты, содержащие ртуть и свинец.

После чего автомобиль поступает на шредерный завод, где специальная молотковая дробилка разбивает автомобиль на небольшие кусочки, сбивает краску, ржавчину, окалину и другие загрязнения.

Размельченный материал методами магнитной, воздушной, весовой, а также и ручной сепарации разделяется на черный металл, цветные металлы и легкие фракции, куда попадают все остальные материалы, включая полимеры, обивку, стекло. Количество неметаллической шредерной фракции (шредерные остатки) составляет 20-25% от веса автомобиля и подлежит, как правило, захоронению на свалках или сжиганию.

С 2002 под Москвой в Некрасовке работает завод, принадлежащий коммерческой промышленной компании "Втормет". Шредер фирмы Тиссен стоимостью около 4 млн. долларов и производительностью до 70 тонн в час. Шредерную установку обслуживает 8 человек. Исходный материал загружается на подающий пластичный транспортер и по наклонному стационарному желобу направляется в шредер. В результате измельчения, дробления и сепарации образуется сырье, очищенное от неметаллических примесей, ржавчины, окалины, цветных металлов с насыпной плотностью 1,0 до 1,5 т/куб.м. Высокая плотность и чистота сырья делают его наиболее привлекательным и удобным для дальнейшего использования металлургическими предприятиями. Проблем со сбытом металла нет, так как в нем нет загрязнений, медных и алюминиевых включений.

Ситуация с отслужившими автомобилями в России пока несколько иная, чем в других промышленно развитых странах мира: их просто меньше, они гораздо более старые и зачастую от такого автомобиля остается только кузов. Отсутствуют какие либо федеральные законы, стандарты или постановления правительства, хоть как то организующие решение данной проблемы для Российской Федерации. Но эта ситуация начинает меняться. Растет парк отечественных легковых автомобилей, все чаще появляются загрязняющие ландшафты и городские территории брошенные автомобили, кузова, шины и другие автомобильные компоненты. В таких городах, как Санкт-Петербург, Москва, Самара, Нижний Новгород, Тольятти на 100 жителей приходится более 25 автомобилей. Парк легковых автомобилей в крупных городах вырос в 3-4 раза за последние 15 лет и продолжает интенсивно расти. Также значительно увеличивается количество брошенных и бесхозных старых и разукомплектованных автомобилей.

Для экологического благополучия страны важно уже в ближайшее время разработать федеральную систему утилизации отслуживших автомобилей и изношенных компонентов. Основными постулатами концепции «Авторециклинга» должны быть положения: 1. автовладельцы должны хотеть расстаться с устаревшими автомобилями; 2. предприятия системы "Авторециклинга" должны хотеть получить и переработать старые автомобили и компоненты; 3. вышедшие из строя автомобили не должны наносить вред окружающей среде; Для экологического благополучия страны важно уже в ближайшее время разработать федеральную систему утилизации отслуживших автомобилей и изношенных компонентов. Основными постулатами концепции «Авторециклинга» должны быть положения: 1. автовладельцы должны хотеть расстаться с устаревшими автомобилями; 2. предприятия системы "Авторециклинга" должны хотеть получить и переработать старые автомобили и компоненты; 3. вышедшие из строя автомобили не должны наносить вред окружающей среде; Система Авторециклинга должна обеспечить: Формирование нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность всех участников данной системы. Развитие инфраструктуры сбора, транспортировки и переработки изношенных деталей и автомобилей. Механизмы финансирования затрат, связанных с утилизацией отслуживших автомобилей. Систему требований к предприятиям, занимающимся утилизацией автомобилей. Систему требований к разработчикам и производителям отечественных автомобилей и импортерам автомобилей зарубежного производства. Систему контроля за выполнением положений федеральной концепции.

Пока отечественное экологическое законодательство значительно отстает европейского. Однако в России предприняты определенные шаги по формированию экологических требований к автомобилям. Правительством Российской Федерации составлена Программа разработки общих и специальных технических регламентов. Правительством Российской Федерации составлена Программа разработки общих и специальных технических регламентов. Среди них технический регламент «О требованиях к безопасности при утилизации вышедших из эксплуатации колесных транспортных средств и их составных частей». ОАО «АВТОВАЗ» совместно с другими организациями России участвует в обсуждении технической документации и подготовке проекта данного технического регламента.

В странах ЕС и до принятия Директивы 2000/53/ЕС уже существовала и успешно функционировала система сбора и утилизации отслуживших автомобилей, инфраструктура повторного использования и вторичной переработки старых компонентов и материалов, а проблем с незаконным выбрасыванием отслуживших автомобилей и кузовов давно не существует. Затраты на утилизацию сильно варьируются в зависимости от состояния автомобиля, его возраста, региона, где он подлежит утилизации, развития инфраструктуры рециклинга автомобильных материалов и компонентов, средней стоимости оплаты труда и других факторов. Поэтому, просто перенять европейские требования для России, недостаточно и не эффективно. –Учитывая опыт других стран и анализ ситуации в России АВТОВАЗ еще в июне 2003 года официально обратился в Государственную Думу РФ, предложив для рассмотрения депутатам и специалистам проект Закона Российской Федерации Об утилизации вышедших из эксплуатации автомобилей.

В структуре Закона РФ Об утилизации вышедших из эксплуатации автомобилей содержатся в том числе разделы: Источники формирования средств на развитие инфраструктуры Авторециклинга. Процедура признания отслужившего автомобиля бесхозным. Обязательства по передаче отслужившего автомобиля. Обязательства по организации предприятий, занимающихся сбором, обработкой и утилизацией автомобилей. Обязательства по организации предприятий, занимающихся сбором, обработкой и утилизацией автомобилей. Основные требования к центрам приема отслуживших автомобилей. Основные требования к предприятиям по обработке отслуживших автомобилей. Основные требования к производителям и импортерам автомобилей.

Формирование средств на развитие инфраструктуры Авторециклинга происходит на счету Фонда Авторециклинга каждого из Субъектов Федерации РФ под контролем администрации Субъекта Федерации за счет Налога на утилизацию, оплачиваемого однократно изготовителем (импортером) автомобиля при его первой продаже на территории РФ. (Размер налога зависит от возраста автомобиля) Экологического налога, оплачиваемого ежегодно собственником автомобиля совместно с оплатой транспортного налога. (Предлагаемый размер экологического налога составляет 20% от транспортного налога). Бюджета Субъекта Федерации, выделяемого на программу авторециклинга для данного региона. Поступлений на счет Фонда Авторециклинга со стороны организаций, партнерств, НГО, частных лиц.

АВТОВАЗ – крупнейший в России производитель автомобилей, на долю которого приходится около 70% всех выпускаемых отечественной промышленностью легковых автомобилей и около 50% автомобильного парка страны. За три десятилетия завод произвел более 23 миллионов легковых автомобилей, около 60% которых до сих пор находятся в эксплуатации. AVTOVAZ (LADA) is the leading car manufacturer in Russia is the leading car manufacturer in Russia 23 mln. produced cars - 1/3 was export Annual LADA car output - 2/3 of total car production in Russia 13 mln. LADA cars in Russia of total Russian car fleet

LADA-SAMARA

LADA NIVA

LADA-110

LADA-1119 LADA-1119

Materials used in LADA-2109 (percentage of vehicle curb weight):

Сравнительная оценка экологических нагрузок для разных моделей автомобилей ВАЗ проводилась на основе сопоставления материалов, применяемых в различных моделях ВАЗ, и расчета итоговых экоиндикаторов для каждой модели.

Среднее потребление материалов для производства и комплектации одного автомобиля ВАЗ, кг. Эксплуатационные жидкости, в том числе49 Бензин32 Масло в двигателе2,5 Масло в КПП2,4 Тормозная жидкость0,5 Охлаждающая жидкость7,6 Омывающая жидкость4,0 Шумоизоляция 34 Вибродемпфирование14 Обивка, в том числе13,3 Ковры 6 Искусственная кожа3,5 Обивочные ткани 3,8 Мастики, пластизоли10,3 Стекла32,6 Электроизделия из смешанных материалов49,2 Прочие изделия из смешанных материалов25,4 Материалы для окраски18 Масла, смазки, СОЖ (применяемые в технологии)37,3

Каталоги пластмассовых и резиновых изделий и компонентов

Фрагмент каталога скоростного демонтажа пластмассы LADA- 2109

Фрагмент каталога скоростного демонтажа пластмассы LADA- 2110

Состав пластмассовых материалов в автомобилях ВАЗ-2109 и ВАЗ-1118

Основные результаты и выводы Улучшение технических и экологических параметров легковых автомобилей (в первую очередь, снижение расхода топлива, токсичных выбросов, шума, выполнение все более строгих нормативов Евро 3/4/5) является важнейшим вкладом в повышение экологической безопасности автомобилей на стадии эксплуатации. Все эти параметры закладываются на стадии разработки автомобилей. Пригодность отслужившего автомобиля к утилизации зависит от многих факторов. В их числе – применяемые в автомобиле материалы, удобство и быстрота операций по осушению и демонтажу, наличие в регионе достаточного количества центров приемки и демонтажа отслуживших автомобилей, развитость инфраструктуры по утилизации автомобильных компонентов. Многие параметры для утилизации также закладываются на стадии разработки автомобилей. Проведенные расчеты и анализы коэффициентов рециклинга и утилизации для автомобилей ВАЗ показали, что требования Директивы 2000/53/EC по утилизации отслуживших автомобилей будут выполняться. В ОАО АВТОВАЗ имеется система экологического менеджмента в соответствии с ИСО а также управление всем жизненным циклом автомобилей LADA - от процессов проектирования и разработки конструкции новых моделей до завершающей утилизации отслуживших автомобилей. Учитывая ответственность перед покупателями автомобилей ВАЗ и гражданами России АВТОВАЗ готов участвовать в формировании системы Авторециклинга в РФ для утилизации отслуживших автомобилей, разработке и редактировании проекта Закона Российской Федерации «Об утилизации вышедших из эксплуатации автомобилей»

Независимо от выбранной системы финансирования инфраструктуры Авторециклинга затраты в конечном итоге все равно лягут на плечи потребителей. Однако выбор системы будет стимулировать определенное поведение и организацию. Общими усилиями мы сможем добиться цивилизованной утилизации в России старых автомобилей. Для этого должны быть установлены общие и понятные правила игры. Именно для этого и нужен федеральный Закон «Об утилизации вышедших из эксплуатации автомобилей»