Компетенции и компетентностный подход в современном образовании Знания и компетенции. Как оценивать компетенции в образовательном процессе?

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Компетенции и компетентностный подход в современном образовании Знания и компетенции. Как оценивать компетенции в образовательном процессе?
Advertisements

Компетенции и компетентностный подход в современном образовании Знания и компетенции. Как оценивать компетенции в образовательном процессе?
Компетенции и компетентностный подход в современном образовании.
Компетентностно- ориентированный подход в образовании.
Методист: Богордаева Ш.Р в «Компетентностный подход в образовании» образовании 2010г Семинар.
Компетентностный подход Компетенция – способность и готовность применить знания и умения при решении профессиональных задач в различных областях Компетентность.
Компетентный человек Хорошо осведомлён- ный, обладает познаниями и опытом Продемонтри- ровал что-то Справился с решением проблемы, задачи Эффективно действует.
КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ Составитель: М.П.Афанасьева. Чему противостоит компетентностный подход в образовании? Традиционному предметному репродуктивному «обучению»
Вопрос1: Какова глубина озера Чад на сегодняшний день? Около двух метров. Около пятнадцати метров. Около пятидесяти метров. Оно полностью исчезло. Информация.
Компетентностная модель учителя в современной школе Знания и компетенции Компетенции и социальный заказ.
Компетентностный подход в воспитании школьников Материалы педагога- психолога Медведевой Л.А Март 2012 г.
Васильчук Ирина Алексеевна. Воспитатель высшей категории. «Прогимназия 108». Г. Улан –Удэ.
Умение определять тему текста. Умение выделять основную мысль текста. Умение определять адресата текста. Умение отличать в тексте содержание от стиля.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
СТАРОСТИНА С.Н. Использование проектной и исследовательской деятельности для формирования учебно-познавательных компетенций учащихся.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Естественнонаучная грамотность и новый стандарт основной школы Пентин А.Ю., зав. кафедрой естественно-математического образования АПК и ППРО, к.ф.-м.н.
Профессиональная компетентность учителя как условие реализации требований ФГОС.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
Транксрипт:

Компетенции и компетентностный подход в современном образовании Знания и компетенции. Как оценивать компетенции в образовательном процессе?

Результаты российских школьников в международных исследованиях PISA – 2006( Programme for International Student Assessment) осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development). По всем направлениям исследования PISA-2006 результаты российских учащихся статистически значимо ниже, чем результаты по странам ОЭСР или средние международные результаты. Рейтинг российских учащихся среди своих сверстников из 57 стран с учетом ошибки измерения составляет: по естественнонаучной грамотности; по естественнонаучной грамотности; по математической грамотности (29-31 в 2003 году из 40 стран); по математической грамотности (29-31 в 2003 году из 40 стран); по грамотности чтения (32-34 в 2003 году из 40 стран и в 2000 году из 32 стран) по грамотности чтения (32-34 в 2003 году из 40 стран и в 2000 году из 32 стран). По сравнению с результатами предыдущих циклов исследования по математике не произошло существенных изменений, а по чтению результаты стали статистически ниже, чем в 2000 году (centeroko.ru)

Чему противостоит компетентностный подход в образовании? Традиционному предметному обучению, в основу которого заложена идея трансляции и усвоения знаний Традиционному предметному обучению, в основу которого заложена идея трансляции и усвоения знаний Принудительным формам организации учебных занятий сходной с конвеерным способом организации труда Принудительным формам организации учебных занятий сходной с конвеерным способом организации труда Вертикальной, иерархически организованной системе административного руководства Вертикальной, иерархически организованной системе административного руководства

Понятие «знание» Знание Информация Умение (компетенция) Информация Умение (компетенция) Сведение Сведение Зачем человеку нужно знание?

Понятие «знание» - назначение Знание необходимо человеку для того, чтобы понимать и действовать, добиваясь нужного ему результата.

Как приобретается «знание»? Основное условие «приобретения» учащимся знания, это его собственная самостоятельная мыслительная активность, его попытка породить знание на основе своих интересов, желаний, а затем и сомнений, предположений, рассуждений и выводов в самостоятельной деятельностной ситуации поиска. Основное условие «приобретения» учащимся знания, это его собственная самостоятельная мыслительная активность, его попытка породить знание на основе своих интересов, желаний, а затем и сомнений, предположений, рассуждений и выводов в самостоятельной деятельностной ситуации поиска. Прибрести знание можно лишь путем его порождения!

Понятие «знание» - резюме Знание не равно информированности/сведению Знание не равно информированности/сведению Знание нельзя передать Знание нельзя передать Знание нельзя усвоить Знание нельзя усвоить Знание равно умению достигнуть результат в соответствии с поставленной себе целью Знание равно умению достигнуть результат в соответствии с поставленной себе целью Знание вырабатывается в значимой для человека деятельности, т.е. направляемой его интересами, желаниями, целями Знание вырабатывается в значимой для человека деятельности, т.е. направляемой его интересами, желаниями, целями Знание результат учения на основе собственной мотивации и ответственности Дети могут научиться делать только то, к чему они способны, что им хочется!

Компетентность и компетенция Компетентность – это характеристика человека способного эффективно действовать и добиваться требуемого результата. В юридическом смысле – обладающий должностными полномочиями. Компетенция – это те способности и умения, которые позволяют эффективно действовать и добиваться требуемого результата. Компетентный – обладающий способностью силой, властью, умением, знанием и т.п. (чтобы сделать то, что требуется)

Ключевые компетенции Компетенция – Способность Умение необходимые для эффективного достижения требуемого результата Ключевые компетенции – качества, способности, умения необходимые каждому человеку, чтобы быть успешным в своей профессиональной, личной и общественной жизни в современном обществе. Ключевые компетенции – это такие умения, которые можно применять в ситуациях, которые невозможно спрогнозировать заранее относительно будущих задач и необходимых для их решения знаний. Ключевая компетенция формируется из комплекса умений

Какие способности, умения необходимы человеку в любой профессиональной деятельности (по Дж. Равену)? способность работать самостоятельно без постоянного руководства; способность работать самостоятельно без постоянного руководства; способность брать на себя ответственность по собственной инициативе; способность брать на себя ответственность по собственной инициативе; способность проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать; способность проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать; готовность замечать проблемы и искать пути их решения; готовность замечать проблемы и искать пути их решения; умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа; умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа; способность уживаться с другими; способность уживаться с другими; способность осваивать какие-либо знания по собственной инициативе (т. е. учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими); способность осваивать какие-либо знания по собственной инициативе (т. е. учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими); умение принимать решения на основе здравых суждений - т. е. не располагая всем необходимым материалом и не имея возможности обработать информацию математически. умение принимать решения на основе здравых суждений - т. е. не располагая всем необходимым материалом и не имея возможности обработать информацию математически.

Виды ключевых компетентностей Коммуникация (участие в дискуссии, работа с информацией, понимание текстов, написание текстов, выступление) Коммуникация (участие в дискуссии, работа с информацией, понимание текстов, написание текстов, выступление) Операции с числами ( Касается интерпретации численной информации, проведения вычислений и презентации выводов и заключений. Данные компетенции необходимы при проведении замеров, сборе информации, представленной в форме диаграмм и графиков, при расчетах объемов и размеров, при использовании таблиц для представления результатов расчетов). Операции с числами ( Касается интерпретации численной информации, проведения вычислений и презентации выводов и заключений. Данные компетенции необходимы при проведении замеров, сборе информации, представленной в форме диаграмм и графиков, при расчетах объемов и размеров, при использовании таблиц для представления результатов расчетов). Информационные технологии ( Данные компетенции потребуются при использовании компьютера для поиска необходимой клиенту информации или для реализации проекта, разработки способов решения проблемы, построения таблиц и графиков, написания писем или отчетов). Информационные технологии ( Данные компетенции потребуются при использовании компьютера для поиска необходимой клиенту информации или для реализации проекта, разработки способов решения проблемы, построения таблиц и графиков, написания писем или отчетов). Работа с людьми (Касается того, как работать совместно с людьми при планировании и осуществлении деятельности, направленной на достижение общих целей). Работа с людьми (Касается того, как работать совместно с людьми при планировании и осуществлении деятельности, направленной на достижение общих целей). Усовершенствование способностей к обучению и повышение результативности (Имеет отношение к управлению персоналом, развитию карьеры и способности к обучению) Усовершенствование способностей к обучению и повышение результативности (Имеет отношение к управлению персоналом, развитию карьеры и способности к обучению) Разрешение проблем (Данные компетенции необходимы при разрешении проблем рабочего характера, при обучении или в личной жизни, когда используются различные методы поиска решений и проверяется результативность применения этих методов. (Cambridge and RSA Examinations 2000) Разрешение проблем (Данные компетенции необходимы при разрешении проблем рабочего характера, при обучении или в личной жизни, когда используются различные методы поиска решений и проверяется результативность применения этих методов. (Cambridge and RSA Examinations 2000) Оксфордско – Кембриджская модель ключевых компетенций (2000 г.):

Виды ключевых компетентностей (продолжение) Австрийская модель: Компетенции в определенных сферах деятельности – язык и коммуникация, творчество и дизайн, человек и общество, здоровье и движение, природа и техника. Социальные компетенции -способность и готовность брать на себя ответственность, способность к коммуникации, способность работать в команде, умение разрешать конфликты, способность к адаптации, способность понимать других, контактность и др. Личностная компетенция -развитие собственных способностей, знание своих сильных и слабых сторон, а также готовность познавать и испытывать себя в новых ситуациях. Немецкая модель: Предметные компетентности Компетентность методов (умение учиться) Личностные компетентности Социальные компетентности По типам деятельности: Научные (исследовательские) Педагогические Управленческие Экспертные Инженерные и т.д.

Виды ключевых компетенций (обобщение): Коммуникативные (понимание текстов, работа с информацией, выступление, написание текстов). Коммуникативные (понимание текстов, работа с информацией, выступление, написание текстов). Информационные технологии (компютерные – Интернет, эл. почта, программирование и т.д.) Информационные технологии (компютерные – Интернет, эл. почта, программирование и т.д.) Исследовательские. Исследовательские. Проектные (проектное мышление – разработка проектов и участие в их реализации). Проектные (проектное мышление – разработка проектов и участие в их реализации). Работа с числами (вычисления, использование мат. методов для решения практических задач). Работа с числами (вычисления, использование мат. методов для решения практических задач). Организационные (работа с людьми). Организационные (работа с людьми). Работа в группе (взаимодействие с другими в процессе достижения общей цели). Работа в группе (взаимодействие с другими в процессе достижения общей цели). Умение учиться (рефлексия, самооценка, самостоятельная работа по теме, поиск информации из разных источников и т.д.) Умение учиться (рефлексия, самооценка, самостоятельная работа по теме, поиск информации из разных источников и т.д.) Личностная (рефлексия сильных и слабых сторон своей личности, характера, приспособление к своим личностным особенностям, принятия себя, своего «Я»). Личностная (рефлексия сильных и слабых сторон своей личности, характера, приспособление к своим личностным особенностям, принятия себя, своего «Я»). Решение проблем. Решение проблем.

Оценивание компетенций Критериальное оценивание: По качеству результата, продукта деятельности – экспертная оценка. По качеству результата, продукта деятельности – экспертная оценка. По процессу деятельности в конкретной ситуации– экспертная оценка. По процессу деятельности в конкретной ситуации– экспертная оценка. При помощи специальных тестовых заданий типа PISA. При помощи специальных тестовых заданий типа PISA.

PISA Например, при работе с текстами, а также с диаграммами, графиками и таблицами учащемуся требуется проявить следующие умения наиболее общего интеллектуального характера: Уметь приводить доводы, аргументы в доказательство какой-либо известной точки зрения. Уметь приводить доводы, аргументы в доказательство какой-либо известной точки зрения. Уметь выработать свою собственную точку зрения и обосновать ее, выбрав для этого нужные аргументы из приведенной совокупности фактов. Уметь выработать свою собственную точку зрения и обосновать ее, выбрав для этого нужные аргументы из приведенной совокупности фактов. Уметь выбрать наиболее взвешенную аргументацию, подтверждающую или опровергающую данную точку зрения. Уметь выбрать наиболее взвешенную аргументацию, подтверждающую или опровергающую данную точку зрения. Уметь понимать зависимости, выраженные в графической форме (диаграммы, графики, таблицы). Уметь понимать зависимости, выраженные в графической форме (диаграммы, графики, таблицы). Уметь извлекать нужную информацию из текста, таблиц, графиков для решения практической задачи. Уметь извлекать нужную информацию из текста, таблиц, графиков для решения практической задачи. Уметь обобщать факты и делать вывод. Например, при ответе на вопрос: «Как Вы думаете, чувства отца и его поведение по отношению к сыну типичны и для нашего времени?»). Уметь обобщать факты и делать вывод. Например, при ответе на вопрос: «Как Вы думаете, чувства отца и его поведение по отношению к сыну типичны и для нашего времени?»). Уметь сравнивать объекты или информацию, представленную в той или иной форме и делать на основе сравнения выводы. Уметь сравнивать объекты или информацию, представленную в той или иной форме и делать на основе сравнения выводы. Уметь анализировать имеющиеся факты или высказывания и делать на основе анализа выводы объясняющие что-либо. Уметь анализировать имеющиеся факты или высказывания и делать на основе анализа выводы объясняющие что-либо. Уметь различать мнения и факты в высказывании человека. Уметь различать мнения и факты в высказывании человека. Уметь определять к какой деятельности относится то или иное действие. Уметь определять к какой деятельности относится то или иное действие. Уметь осуществлять выбор из нескольких альтернатив. Уметь осуществлять выбор из нескольких альтернатив. Уметь искать закономерности, определять тенденции на основе имеющихся фактов. Уметь искать закономерности, определять тенденции на основе имеющихся фактов. Уметь определять причины поступков людей (персонажей данной ситуации) или явлений. Уметь определять причины поступков людей (персонажей данной ситуации) или явлений.

Компетентностная модель выпускника – ответ на вызовы современного общества и социальные требования Выработка на основе существующих в данном обществе социальных ожиданий и требований к комплексу качеств и умений, нужных каждому члену общества для достижения успеха в своей профессиональной, личной и общественной жизни, является необходимым условием создания системы управления качеством образования в любом образовательном учреждении.

Новый дом учения (направленность инновационных программ, инновационных технологий на развитие компетентностей) Предметная компетентность Компетентность методов Социальная компетентность Личностная компетентность Работа и учение на основе собственной мотивации и ответственности Возможные учебные работы Организационные формы Работа по эпохам (в системе погружений) Работа в группах, по этапам Проекты, учебная исследовательская деятельность Работа по индивидуальному учебному плану Работа по недельному плану Изготовление учебных продуктов Доклады / Коммуникация Запрос и поиск информации из разных источников (узнавать и спрашивать) Тренинг методов ученияРабота в командеКоммуникативный тренинг Ключевые компетентности

Стратегическая схема управления изменениями в рамках управления качеством образования Достижения ученика Что мы собой представляем? К чему мы стремимся? Что мы еще должны попытаться достичь? Мы начали меняться? Каковы результат ы? Что нам удалось достичь? Каковы наши новые действия? Что мы должны для этого сделать? Основные вопросы внутренней экспертизы (эвалюации)