1. ВведениеВведение 2. Историко-культурная ситуацияИсторико-культурная ситуация в России на рубеже 19-20 веков 3. Литература на рубеже вековЛитература.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мир образов Николая Гумилева Акмеизм Модернистское течение, декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову.
Advertisements

«Прекрасная ясность», логичность, чёткость, контрастность Стремление заново открыть жизнь в её простоте, основа – память, опора на разнообразные культурные.
«Серебряный век» русской литературы. Поэзия.. Философские основы культуры рубежа веков. Вопрос о Человеке и Боге являлся главным. Без веры в Бога человек.
Литература рубежа веков - серебряный век..
(НАЧ Х ГГ. – 1917 Г.) Серебряный век русской поэзии Автор Опалева Л.Л., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 4 г.Кирово-Чепецка Кировской.
«В русском верхнем культурном слое начала века был настоящий ренессанс духовной культуры» Н.А. Бердяев «Десятилетие 1907–1917 вполне заслуживает имени.
Николай Гумилёв. Жираф. Сегодня я вижу, особенно грустен твой взгляд.
Презенгтация Серебряныйвек русской поэзии ОпалеваЛ.Л.
Акмеизм – модернистское течение (от греч. острие, вершина, высшая степень, ярко выраженное качество), декларировавшее конкретно- чувственное восприятие.
Русская литература конца XIX –начала XX века. Обзор. Реализм и модернизм как литературные направления Лекция 1. Введение.
СИМВОЛИЗМ «СТАРШИЕ СИМВОЛИСТЫ». МОДЕРНИЗМ (новейший, современный) Художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале ХХ века. Она характеризует.
Серебряный век Серебряный век. Символизм – литературно- художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства.
Символизм «Старшие символисты»: Д. С. Мережковский З. Н. Гиппиус В. Я. Брюсов К. Бальмонт Ф. Сологуб.
Вся в снегу, кудрявом, благовонном, Вся-то ты гудишь блаженным звоном пчёл и ос, от солнца золотых. Старишься, подруга дорогая? Не беда. Вот будет ли такая.
На рубеже веков произошли кардинальные изменения во всех областях жизни России, это не могло не коснуться и литературы. Особенно динамично развивалась.
На рубеже веков произошли кардинальные изменения во всех областях жизни России, это не могло не коснуться и литературы. Особенно динамично развивалась.
И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл А.А.Ахматова.
Презентация к уроку литературы в 11 классе по теме: «Романтический мир раннего Блока». Матвеева Е.А ГОУ ОСОШ 10 Санкт-Петербург.
Философские истоки символистов в России. Возникновение русского символизма История русского литературного символизма началась с почти одновременного возникновения.
11 класс Первая половина XIX века - это «золотой век» русской культуры, пушкинский период русской литературы. Основные черты: стремление к свободе и освобождению.
Транксрипт:

1. ВведениеВведение 2. Историко-культурная ситуацияИсторико-культурная ситуация в России на рубеже веков 3. Литература на рубеже вековЛитература на рубеже веков 3. Школьная программаШкольная программа 4. Литературные течения Символизм Старшие символисты В. Я. Брюсов К. Д. Бальмонт Младшие символисты А. А. Блок Акмеизм Н. С. Гумилев А. Ахматова Футуризм Тест по серебряному веку. Введение. Серебряный век русской литературы Художникам «Золотого века» помогала стихия – она делала их великими. Но когда стихия схлынула, поэт остался один. То, что недавно было полно света и звуков, стало похоже на тишину и сумерки. В поэзии «Золотого века» все полногласно, переливается через край, а в поэзии Серебряного века – все суше, бледнее, чище, но и, более дорогой ценой купленное, ближе к автору, более – в человеческий рост. Н. Оцуп. В литературе нет других законов, кроме закона радостного и плодотворного усилия. Н.Гумилев. Проблемы урока: содержания, структуры, типологии, эффективности, взаимосвязи методов обучения на уроке, роли учителя, совершенствование учебной деятельности школьника – разработаны в трудах многих дидактов. В методике преподавания литературы исследованы классификация, содержание, структура урока, его нравственное и эстетическое воздействие на учащихся, роль в нем проблемной ситуации, место урока в системе развивающего обучения, специфика урока литературы его творческий, эмоциональный характер, возможности интеграции предметов, формы урока. Читать дальше -> Выход

Введение. Серебряный век русской литературы Теоретические проблемы урока как законченного целого, как части общего курса и системы уроков представлены в исследованиях М.И. Махмутова, М.Н. Скаткина, Г.Д. Кирилловой и многих других. Исследуются важнейшие проблемы: современные требования к уроку, взаимосвязь частей урока, выбора методов обучения и организации деятельности учащихся; результативность, эффективность уроков и проблема оптимизации обучения; типология урока; формирование личности ученика; повышение нравственного потенциала урока, содержание и формы самостоятельной работы учащихся на уроке; развитие навыков и умений учащихся в динамике учебного процесса; задачи и целевая установка урока; организация и отбор материала; взаимосвязь коллективной, групповой и индивидуальной работы учащихся на уроке; урок и НТР; роль учителя на разных этапах урока; формы проведения урока. В своей работе я хочу предложить изучение нового материала в 11 классе в виде обзорной лекции с использованием компьютера. Из всех познавательных функций: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения и речи – школьники менее всего опираются именно на мышление, чаще всего –на память. 1. ВведениеВведение 2. Историко-культурная ситуацияИсторико-культурная ситуация в России на рубеже веков 3. Литература на рубеже вековЛитература на рубеже веков 3. Школьная программаШкольная программа 4. Литературные течения Символизм Старшие символисты В. Я. Брюсов К. Д. Бальмонт Младшие символисты А. А. Блок Акмеизм Н. С. Гумилев А. Ахматова Футуризм Тест по серебряному веку. Выход

Введение. Серебряный век русской литературы При помощи памяти учащийся закрепляет достигнутые в учении результаты, сохраняет и воспроизводит в соответствии с требованиями жизни и учебной деятельности. Без памяти человек ничему не может научиться, она обеспечивает единство и целостность личности, является основой накопления индивидуального опыта и нормального психического развития. Качество основных процессов памяти (запоминания, сохранения и воспроизведения) зависит от того, какое значение имеет для ученика запоминаемый материал, какой установкой он руководствовался при запоминании, какое отношение сложилось у него к запоминаемому материалу, и как был связан материал с учебной деятельностью самого учащегося. Существуют различные приемы вызывающие и удерживающие внимание: Эффект «яркого пятна»; Создание ситуации ожидания; Неожиданность, красочность, динамизм в предъявлении информации; Опора на имеющийся опыт ученика; Удовлетворение выраженной познавательной потребностью в определенных знаниях; Снятие напряжение, страха, неуверенности; Уважение личности ребенка (внимательность к его состоянию в данный момент). 1. ВведениеВведение 2. Историко-культурная ситуацияИсторико-культурная ситуация в России на рубеже веков 3. Литература на рубеже вековЛитература на рубеже веков 3. Школьная программаШкольная программа 4. Литературные течения Символизм Старшие символисты В. Я. Брюсов К. Д. Бальмонт Младшие символисты А. А. Блок Акмеизм Н. С. Гумилев А. Ахматова Футуризм Тест по серебряному веку. Выход

Введение. Серебряный век русской литературы Именно таким «ярким пятном» и является работа с диском по новой теме. Суть изучения материала заключается в следующем. Читая материал, учащиеся обращаются к сноскам (гиперссылкам), в которых даются более углубленные и расширенные сведения о теоретическом понятии, биографии поэта, его работах, частичный анализ произведения. Несомненным плюсом является и то, что учащиеся могут вернуться к прочитанному материалу, осознать его, при необходимости перечитать, главное выделить и записать и только потом идти в изучении. Естественно, такую работу невозможно проводить ежедневно, но при изучении глобальных обзорных тем она приносит свои положительные результаты.

Историко-культурная ситуация в России на рубеже веков На рубеже XIX-XX веков Россия переживала перемены во всех областях жизни. Этот рубеж характеризуется предельной напряженностью, трагичностью времени. Магически действовала дата перехода от века к веку. В общественных настроениях преобладали ощущения неуверенности, неустойчивости, упадка, конца истории. В начале XX века в России происходили важнейшие исторические события: три революции(1905 г., Февральскую и Октябрьскую 1917г.),русско-японскую воину г., первую мировую войну гг., гражданскую воину). В нашей стране в это время было необходимость перемен, перестройки. В России противоборствовали три основные политические силы: защитники монархизма, сторонники буржуазных реформ, идеологи пролетарской революции. Выдвигались соответственно различные варианты, программы перестройки: «сверху», средствами «самых исключительных законов», приводящих «к такому социальному перевороту, к такому перемещению всех ценностей (…), какого еще не видела история» ( П.А.Столыпин), и «снизу», путем «ожесточенной, кипучей войны классов, которая называется революцией» (В.И. Ленин). Средствами первого пути были, например, манифест 17 октября 1905 года, учреждения Думы. Средствами второго – теоретическая подготовка революции и террор. Читать дальше -> 1. ВведениеВведение 2. Историко-культурная ситуацияИсторико-культурная ситуация в России на рубеже веков 3. Литература на рубеже вековЛитература на рубеже веков 3. Школьная программаШкольная программа 4. Литературные течения Символизм Старшие символисты В. Я. Брюсов К. Д. Бальмонт Младшие символисты А. А. Блок Акмеизм Н. С. Гумилев А. Ахматова Футуризм Тест по серебряному веку. Выход

Историко-культурная ситуация в России на рубеже веков В это время были сделаны важные научные открытия в области естествознания: открытие рентгеновских лучей, определение массы электрона, исследование радиации, создание квантовой теории, теории относительности, изобретение беспроволочной связи. Естествознание XIX века постигло почти все тайны мира. Отсюда позитивизм, возможность и необходимость покорения природы (вспомним Базарова: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»). Научные открытия рубежа веков перевернули представления о познаваемости мира». Это привело к поискам иррациональных объяснений новых явлений, тяге к мистицизму. Научные открытия явились основой сдвига в общественном сознании. Очевидна была неудовлетворенность рационально-позитивистскими основами духовной жизни.

Литература на рубеже веков В начале 20 века продолжались и развивались традиции реалистической литературы; ещё жили и творили Л.П. Толстой и А.П. Чехов – их художественные достижения и открытия, отразившие новую историческую эпоху, выдвинули этих писателей на ведущие позиции не только русской, но и мировой литературы. В это время создавали свои произведения В. Г. Короленко, В.В. Вересаев, М. Горький, А.И. Куприн, И.А. Бунин, Л.Н. Андреев и другие писатели-реалисты. Реалистическая литература преодолевала свой кризис, связанный с излишним социологизмом, объективизмом, путем перехода к описанию субъективных мироощущений, раздумий. В отличие от реалистической эстетики 19 века, которая представляла в литературе авторский идеал, воплощенный в каком-либо образе, новая реалистическая литература по существу отказалась от героя-носителя представлений автора. Авторский взгляд повернулся к человеку и миру в целом, утратил социологическую направленность и обратился к вечным проблемам, символам, к библейским мотивам и образам, к фольклору. Авторские раздумья о судьбах человека и мира рассчитывали на читательское сотворчество, соучастие, звали к диалогу, к дискуссии. Новый реализм ориентировался, в то же время, на русскую литературную классику, прежде всего, на творческое наследие Пушкина. Читать дальше -> 1. ВведениеВведение 2. Историко-культурная ситуацияИсторико-культурная ситуация в России на рубеже веков 3. Литература на рубеже вековЛитература на рубеже веков 3. Школьная программаШкольная программа 4. Литературные течения Символизм Старшие символисты В. Я. Брюсов К. Д. Бальмонт Младшие символисты А. А. Блок Акмеизм Н. С. Гумилев А. Ахматова Футуризм Тест по серебряному веку.

Литература на рубеже веков Литература рубежа веков и начала 20 века, ставшая отражением противоречий и поисков эпохи, получила название Серебряного века. Это определение введено в 1933 г. Н.А. Оцупом (парижский журнал русской эмиграции «Числа»). Время Пушкина, Достоевского, Толстого, т.е. 19 столетие он назвал отечественным «золотым веком», а последовавшие за ним как бы стиснутые в три десятилетия явления» - «серебряным веком». Содержание этого определения претерпело значительные изменения. Первоначально оно характеризовало вершинные явления поэтической культуры - творчество Блока, Брюсова, Ахматовой, Мандельштама, других выдающихся художников. Определение « серебряный век» относили и к русскому искусству в целом – к творчеству живописцев, композиторов, философов. Оно стало синонимом понятия « культура рубежа веков». Однако в литературоведении термин « серебряный век» постепенно закрепился за той частью художественной культуры России, которая была связана с новыми, модернистскими течениями – символизмом, акмеизмом, « неокрестьянской» и футуристической литературой.

Школьная программа Школьная программа не даёт возможности подробно говорить о всех представителях литературы Серебряного века, поэтому, приступая к её изучению, назовем здесь хотя бы некоторые имена, которые должны быть узнаваемыми современным образованным человеком. Читать дальше -> Реалисты Лев Николаевич Толстой ( ) Антон Павлович Чехов ( ) Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) ( ) Владимир Галактионович Короленко ( ) Викентий Викентиевич Вересаев(Смидович)( ) Иван Алексеевич Бунин ( ) Александр Иванович Куприн ( ) Леонид Николаевич Андреев ( ) Евгений Иванович Замятин ( ) Алексей Михайлович Ремизов ( ) Иван Сергеевич Шмелёв ( ) Борис Константинович Зайцев ( ) Михаил Петрович Арцыбашев ( ) Алексей Николаевич Толстой ( ) 1. ВведениеВведение 2. Историко-культурная ситуацияИсторико-культурная ситуация в России на рубеже веков 3. Литература на рубеже вековЛитература на рубеже веков 3. Школьная программаШкольная программа 4. Литературные течения Символизм Старшие символисты В. Я. Брюсов К. Д. Бальмонт Младшие символисты А. А. Блок Акмеизм Н. С. Гумилев А. Ахматова Футуризм Тест по серебряному веку. Выход

Школьная программа Символисты Декаденты Дмитрий Сергеевич Мершковский ( ) Зинаида Николаевна Гиппиус ( ) Н. Минский (Николай Максимльянович Виленкин)( ) «Старшие» символисты Валерий Яковлевич Брюсов ( ) Константин Дмитриевич Бальмонт ( ) Федор Сологуб (Федор Кузьмич Тетерников) ( ) Юргис Каземирович Балхрупхайгис ( ) Михаил Алексеевич Кузмин ( ) «Младшие» символисты Александр Александрович Блок ( ) Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев ) ( ) Вячеслав Иванович Иванов ( ) 1. ВведениеВведение 2. Историко-культурная ситуацияИсторико-культурная ситуация в России на рубеже веков 3. Литература на рубеже вековЛитература на рубеже веков 3. Школьная программаШкольная программа 4. Литературные течения Символизм Старшие символисты В. Я. Брюсов К. Д. Бальмонт Младшие символисты А. А. Блок Акмеизм Н. С. Гумилев А. Ахматова Футуризм Тест по серебряному веку. Выход

Школьная программа Акмеисты («Цех поэтов») Николай Степанович Гумилев ( ) Сергей Митфанович Городецкий( ) Анна Андреевна Ахматова (Горенко )( ) Осип Эмильевич Мандельштам ( ) Владимир Иванович Нарбут ( ) Михаил Леонидович Лозинский ( ) Георгий Владимирович Иванов ( ) Георгий Викторович Адамович ( ) Михаил Александрович Зенкевич ( ) Футуристы(«будляне») Кубофутуристы(«Гилея») Велимир Хлебников (Виктор Владимирович Хлебников) ( ) Давид Давидович Бурлюк( ) Владимир Владимирович Маяковский ( ) Алексей Елисеевич Крученых( ) Василий Василевич Каменский( ) Бенедикт Константинович Лившиц( ) 1. ВведениеВведение 2. Историко-культурная ситуацияИсторико-культурная ситуация в России на рубеже веков 3. Литература на рубеже вековЛитература на рубеже веков 3. Школьная программаШкольная программа 4. Литературные течения Символизм Старшие символисты В. Я. Брюсов К. Д. Бальмонт Младшие символисты А. А. Блок Акмеизм Н. С. Гумилев А. Ахматова Футуризм Тест по серебряному веку. Выход

Школьная программа

Литературные течения. Символизм. Символизм - литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Объединяющим началом такого единства виделось искусство, «земное подобие творчества божественного». Ключевым понятием символизма является символ – многозначное иносказание, в отличие от аллегории – однозначного иносказания. Символ содержит в себе перспективу безграничного развертывания смыслов. «Символ – окно в бесконечность» (Ф. Сологуб). Кроме того, символ является и полноценным образом, его можно воспринимать и без содержащихся в нем потенциальных смыслов. Символ в сжатом виде отражает постижение единства жизни, ее истинной, скрытой сущности. Многие художественные открытия и философские идеи XX века были предсказаны выдающимся философом, поэтом, переводчиком Владимиром Сергеевичем Соловьевым ( ). Он верил в спасительную миссию Красоты. Стихотворение Соловьева 1892 года – яркая иллюстрация этих взглядов. Читать дальше -> Милый друг, иль ты не веришь, Что все видимое нами - Только отблеск, только тени От незримого очами? Милый друг, иль ты не чуешь, Что одно на целом свете – Только то, что сердце к сердцу Говорит в немом привете? Милый друг, иль ты не слышишь, Что житейский шум трескучий – Только отклик искаженный Торжествующих созвучий? 1. ВведениеВведение 2. Историко-культурная ситуацияИсторико-культурная ситуация в России на рубеже веков 3. Литература на рубеже вековЛитература на рубеже веков 3. Школьная программаШкольная программа 4. Литературные течения Символизм Старшие символисты В. Я. Брюсов К. Д. Бальмонт Младшие символисты А. А. Блок Акмеизм Н. С. Гумилев А. Ахматова Футуризм Тест по серебряному веку. Выход

Литературные течения. Символизм. Теоретические основы символизма дал Д.С. Мережковский ( ), в 1892 году выступивший с лекцией «О причинах упадка и новых течениях в современной русской литературы». Новым течениям, по мнению Мережковского, предстояло возродить литературу, совершив «огромную переходную и подготовительную работу». Основными элементами этой работы он назвал «мистическое содержание, символы расширение художественной впечатлительности».

Литературные течения. Акмеизм. Акмеизм- модернистское течение (от греческого аkme -острие вершина, высшая степень, ярко выраженное качество), декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его из начального, не символического смысла. Собственно акмеистическое объединение было невелико и просуществовало около двух лет( ).В него вошли также А.Ахматова, О.Мандельштам, М.Зенкевич, В.Нарбут и др. В статье «Наследие символизма и акмеизм» Гумилев критиковал символизм за мистицизм, за увлечение «областью неведомого». В статье провозглашалась «самоценность каждого явления». Акмеистов интересует реальный, а не потусторонний мир, красота жизни в ее конкретно – чувственных проявлениях. Туманности и намекам символизма было противопоставлено мажорное восприятие действительности, достоверность образа, четкость композиции. В чем-то поэзия акмеизма - возрождение «золотого века», времени Пушкина и Баратынского. Затуманенное стекло поэзии было тщательно протерто и заиграло яркими красками реального мира. Читать дальше -> 1. ВведениеВведение 2. Историко-культурная ситуацияИсторико-культурная ситуация в России на рубеже веков 3. Литература на рубеже вековЛитература на рубеже веков 3. Школьная программаШкольная программа 4. Литературные течения Символизм Старшие символисты В. Я. Брюсов К. Д. Бальмонт Младшие символисты А. А. Блок Акмеизм Н. С. Гумилев А. Ахматова Футуризм Тест по серебряному веку. Выход

Литературные течения. Акмеизм. Герой, возглавлявший «Цех поэтов», Гумилев-«Адам» по яркости и свежести мировосприятия, по силе страсти, желаний. Это путешественник; конквистадор, человек сильной воли. В стихотворениях Гумилева - романтические мотивы, географические и историческая экзотика. Экзотическая деталь порой играет чисто живописную роль, например, в стихотворении 1907 года «Жираф»: Ему грациозная стройность и нега дана, И шкуру его украшает волшебный узор, С которым равняться осмелится только луна, Дробясь и качаясь на влаге широких озер. А.Ахматовой экзотика чужда. Смысл жизни героини ранней ахматовской лирики – любовь. Чувства отражаются в предметном мире, бытовой детали, в психологически значимом жесте. Вещный мир, бытовые подробности стали предметом поэзии: Подушка уже горяча С обеих сторон. Вот и вторая свеча Гаснет, и крик ворон Становится все слышней. Я эту ночь не спала, Поздно думать о сне… Как нестерпимо бела Штора на белом окне. Здравствуй! ВведениеВведение 2. Историко-культурная ситуацияИсторико-культурная ситуация в России на рубеже веков 3. Литература на рубеже вековЛитература на рубеже веков 3. Школьная программаШкольная программа 4. Литературные течения Символизм Старшие символисты В. Я. Брюсов К. Д. Бальмонт Младшие символисты А. А. Блок Акмеизм Н. С. Гумилев А. Ахматова Футуризм Тест по серебряному веку. Выход

Литературные течения. Акмеизм. Новое литературное течение, сплотившее больших русских поэтов, просуществовало недолго. Творческие поиски Гумилева, Ахматовой, Мандельштама вышли за рамки акмеизма. Но гуманистический смысл этого течения был значителен – возродить у человека жажду жизни, вернуть ощущение ее красоты.

Литературные течения. Футуризм. Футуризм –авангардистское течение в европейском и русском искусстве начала ХХ века, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом. Первая декларация футуристов «Пощечина общественному вкусу» вышла в 1912 году. Молодые поэты заявляли : «Только мы – лицо нашего времени… Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов… Бросить Пушкина, Достоевского,Толстого и проч. С Парохода современности…». По размаху притязаний и по резкости их выражения футуризм не знал себе равных. Маяковский заявлял претензии «стать делателем собственной жизни и законодателем для жизни других». Футуристы претендовали на вселенскую миссию, в качестве художественной программы была выдвинута утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир. 1. ВведениеВведение 2. Историко-культурная ситуацияИсторико-культурная ситуация в России на рубеже веков 3. Литература на рубеже вековЛитература на рубеже веков 3. Школьная программаШкольная программа 4. Литературные течения Символизм Старшие символисты В. Я. Брюсов К. Д. Бальмонт Младшие символисты А. А. Блок Акмеизм Н. С. Гумилев А. Ахматова Футуризм Тест по серебряному веку. Выход

Тест по Серебряному веку. Задание 1. По характерным признакам определите модернистские направления в литературе: 1. Направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства; объединяющим началом такого единства виделось искусство. Характерны тайность неизреченного, недосказанного, замена образа. 2. Направление, провозгласившее самоценность явлений жизни, культ искусства как мастерства; отказ от мистической туманности; создание зримого, конкретного образа. 3. Направление, отрицавшее художественно и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом. Ответы: 1 – символизм 2 – акмеизм 3 – футуризм Следующий вопрос-> 1. ВведениеВведение 2. Историко-культурная ситуацияИсторико-культурная ситуация в России на рубеже веков 3. Литература на рубеже вековЛитература на рубеже веков 3. Школьная программаШкольная программа 4. Литературные течения Символизм Старшие символисты В. Я. Брюсов К. Д. Бальмонт Младшие символисты А. А. Блок Акмеизм Н. С. Гумилев А. Ахматова Футуризм Тест по серебряному веку. Выход

Тест по Серебряному веку. Задание 2. К какому направлению принадлежали поэты: 1. В. Брюсов, Д. Мережковский, К. Бальмонт, А. Белый. 2. Д. Бурлюк, В. Каменский, В. Хлебников. 3. Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам Ответы: 1 – символизм 2 – футуризм 3 – акмеизм Следующий вопрос-> 1. ВведениеВведение 2. Историко-культурная ситуацияИсторико-культурная ситуация в России на рубеже веков 3. Литература на рубеже вековЛитература на рубеже веков 3. Школьная программаШкольная программа 4. Литературные течения Символизм Старшие символисты В. Я. Брюсов К. Д. Бальмонт Младшие символисты А. А. Блок Акмеизм Н. С. Гумилев А. Ахматова Футуризм Тест по серебряному веку. Выход

Тест по Серебряному веку. Задание 3. Кто из поэтов принадлежал к эгофутуристам? 1. И. Северянин 2. В. Хлебников 3. З. Гиппиус Ответы: 1 – да 2 – нет 3 – нет Следующий вопрос-> 1. ВведениеВведение 2. Историко-культурная ситуацияИсторико-культурная ситуация в России на рубеже веков 3. Литература на рубеже вековЛитература на рубеже веков 3. Школьная программаШкольная программа 4. Литературные течения Символизм Старшие символисты В. Я. Брюсов К. Д. Бальмонт Младшие символисты А. А. Блок Акмеизм Н. С. Гумилев А. Ахматова Футуризм Тест по серебряному веку. Выход

Тест по Серебряному веку. Задание 4. Поэтов какого направления вдохновляла философия В.С. Соловьева? 1. Футуристов 2. Акмеистов 3. Символистов Ответы: 1 – нет 2 – нет 3 – да Следующий вопрос-> 1. ВведениеВведение 2. Историко-культурная ситуацияИсторико-культурная ситуация в России на рубеже веков 3. Литература на рубеже вековЛитература на рубеже веков 3. Школьная программаШкольная программа 4. Литературные течения Символизм Старшие символисты В. Я. Брюсов К. Д. Бальмонт Младшие символисты А. А. Блок Акмеизм Н. С. Гумилев А. Ахматова Футуризм Тест по серебряному веку. Выход

Тест по Серебряному веку. Задание 5. К какой группе относились поэты А. Белый, В. Иванов? 1. Старшие символисты 2. Младшие символисты Ответы: 1 – нет 2 – да Следующий вопрос-> 1. ВведениеВведение 2. Историко-культурная ситуацияИсторико-культурная ситуация в России на рубеже веков 3. Литература на рубеже вековЛитература на рубеже веков 3. Школьная программаШкольная программа 4. Литературные течения Символизм Старшие символисты В. Я. Брюсов К. Д. Бальмонт Младшие символисты А. А. Блок Акмеизм Н. С. Гумилев А. Ахматова Футуризм Тест по серебряному веку. Выход

Тест по Серебряному веку. Задание 6. Укажите верное определении символизма как течения в литературе. 1. Одно из течений в искусстве и литературе. Утверждалось как искусство выражения, противопоставившее себя реализму стремлением передать прежде всего личные ощущения художника. При этом художественный образ обретал предельную эмоциональность и напряженность. 2. Одно из течений в русской литературе. В его художественной системе искусство рассматривалось как чисто художественное явление, независимое от общественных задач. Главное в художественном творчестве – интуитивное, мистическое прозрение. 3. Одно из течений в искусстве и литературе В его основе - отрицание традиционной культуры, ценностей культурного наследия, урбанизм, бунтарство, экспериментаторство в области словотворчества. 4. Одно из течений в искусстве и литературе. В его основе – провозглашение победы образа над смыслом. Произведение могло не иметь содержания, но оно должно было быть насыщенно словесными образами. Ответы: 1 – нет 2 – да 3 – нет 4 - нет Следующий вопрос-> 1. ВведениеВведение 2. Историко-культурная ситуацияИсторико-культурная ситуация в России на рубеже веков 3. Литература на рубеже вековЛитература на рубеже веков 3. Школьная программаШкольная программа 4. Литературные течения Символизм Старшие символисты В. Я. Брюсов К. Д. Бальмонт Младшие символисты А. А. Блок Акмеизм Н. С. Гумилев А. Ахматова Футуризм Тест по серебряному веку. Выход

Тест по Серебряному веку. Задание 7. К какой группе символистов можно отнести А.А. Блока? 1. Декаденты 2. Младосимволисты 3. Старшие символисты 4. Акмеисты Ответы: 1 – нет 2 – да 3 – нет 4 – нет Следующий вопрос-> 1. ВведениеВведение 2. Историко-культурная ситуацияИсторико-культурная ситуация в России на рубеже веков 3. Литература на рубеже вековЛитература на рубеже веков 3. Школьная программаШкольная программа 4. Литературные течения Символизм Старшие символисты В. Я. Брюсов К. Д. Бальмонт Младшие символисты А. А. Блок Акмеизм Н. С. Гумилев А. Ахматова Футуризм Тест по серебряному веку. Выход

Тест по Серебряному веку. Задание 8. К какому литературному направлению наиболее близок символизм? 1. Романтизм 2. Реализм 3. Классицизм 4. Сентиментализм Ответы: 1 – да 2 – нет 3 – нет 4 - нет Следующий вопрос-> 1. ВведениеВведение 2. Историко-культурная ситуацияИсторико-культурная ситуация в России на рубеже веков 3. Литература на рубеже вековЛитература на рубеже веков 3. Школьная программаШкольная программа 4. Литературные течения Символизм Старшие символисты В. Я. Брюсов К. Д. Бальмонт Младшие символисты А. А. Блок Акмеизм Н. С. Гумилев А. Ахматова Футуризм Тест по серебряному веку. Выход

Тест по Серебряному веку. Задание 9. Лирика А.А. Ахматовой отличается глубоким психологизмом. Какие поэтические средства помогают передать внутренне состояние ее героев? Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я на правую руку надела Перчатку с левой руки. Показалось, что много ступеней, А я знала – их только три! 1. Символ 2. Портрет 3. Предметно-бытовая деталь 4. Пейзаж Ответы: 1 – нет 2 – нет 3 – да 4 – нет 1. ВведениеВведение 2. Историко-культурная ситуацияИсторико-культурная ситуация в России на рубеже веков 3. Литература на рубеже вековЛитература на рубеже веков 3. Школьная программаШкольная программа 4. Литературные течения Символизм Старшие символисты В. Я. Брюсов К. Д. Бальмонт Младшие символисты А. А. Блок Акмеизм Н. С. Гумилев А. Ахматова Футуризм Тест по серебряному веку. Выход

Н. С. Гумилев Романтика и героика – основа и особенность мироощущения Гумилева, его реакция на «обыкновенное» в жизни. Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд И руки особенно тонки, колени обняв. Послушай: далеко, далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф. Ему грациозная стройность и нега дана, И шкуру его украшает волшебный узор, С которым равняться осмелится только Луна, Дробясь и качаясь на влаге широких озер. Вдали он подобен цветным парусам корабля, И бег его плавен, как радостный птичий полет. Я знаю, что много чудесного видит Земля, Когда на закате он прячется в мраморный грот. Я знаю веселые сказки таинственных стран, Про черную деву, про страсть молодого вождя, Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман, Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя. И как я тебе расскажу про тропический сад, Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав… Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф. Читать дальше -> 1. ВведениеВведение 2. Историко-культурная ситуацияИсторико-культурная ситуация в России на рубеже веков 3. Литература на рубеже вековЛитература на рубеже веков 3. Школьная программаШкольная программа 4. Литературные течения Символизм Старшие символисты В. Я. Брюсов К. Д. Бальмонт Младшие символисты А. А. Блок Акмеизм Н. С. Гумилев А. Ахматова Футуризм Тест по серебряному веку. Выход

Н. С. Гумилев Описание красот и чудес далекой Африки подробно, многоцветно, зримо. Это не выдумка, а восприятие человека, действительно наблюдавшего необыкновенные для глаза, привыкшего к спокойному русскому пейзажу, картины. Но сам рассказ о «изысканном жирафе» волшебен, лирический герой преображает и без того прекрасную реальность. Этому преображению помогает красочные эпитеты: «грациозная стройность», «волшебный узор», «цветные паруса», «мраморный грот», «немыслимые травы»; сравнения :жираф сравнивается с цветными парусами корабля, бег его уподобляется радостному птичьему полету. Картину оживляет движение дробящейся в озере луны. Все это сказочное описание для того, чтобы отвлечь возлюбленную от грустных мыслей в пропитанной туманами и дождями России. «Веселые сказки таинственных стран» могли бы спасти от скуки и тяжести обыденности, но лишь усугубляют одиночество и отчужденность героев: последние строки стихотворения почти повторяют окончание первой строфы, но уже почти безнадежно: Ты плачешь? Послушай … далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф. Романтические мечты получили развитие в сборнике «Жемчуга». Акцент сделан на трудном поиске ценностей, таящихся вдали от человеческих глаз. Название сборника отсылает к строчкам о недостижимой стране грез, «Куда не ступала людская нога,(Где в солнечных рощах живут великаны,) И светят в прозрачной воде жемчуга».

Литературные течения. Младосимволисты. В 1900-е годы оформилось новое течение в рамках символизма. «Младосимволисты» вдохновлялись трудами Шеллинга, Ницше, философией В.Соловьёва. Символизм для них был не просто литературной школой, а целостным мировоззрением, формой жизненного поведения, способом творческой перестройки жизни. Они понимали своё творчество и свою жизнь как элементы грандиозного художественного произведения, космического процесса. Значение, по мнению младосимволистов, имеет лишь то, что находится по ту сторону жизни. Реальный мир второстепенен, но несет в себе отпечатки вечных идей, вечных сущностей. Почувствовать, нащупать эти вечные сущности способен лишь поэт-теург, посвященный. Язык этой новой поэзии – язык символов. Наиболее ярко идеи младосимволистов выразил А,Блок. Начиная со сборника «Ante Lucem» («До света», ) в творчестве Блока много стихов, явно ориентированных на традиции В.Соловьёва, особенно касающиеся темы Вечной Женственности. Мифология в творчестве раннего Блока открыла ему путь к духовным медитациям, приоткрыла завесу над образом « Вечной Женственности»: Отворяются двери – там мерцанья, И за ярким окошком - виденья. Не знаю – и нескоро незнанья, Но усну – и потекут сновиденья. В тихом воздухе – тающее, знающее… Там что-то притаилось и смеётся. Что смеётся? Моё ли, вздыхающее, Моё ли сердце радостно бьётся? Читать дальше -> Весна ли за окнами – розовая, сонная? Или это Ясная мне улыбается? Или только моё сердце влюблённое? Или только кажется? Или всё узнается? 1. ВведениеВведение 2. Историко-культурная ситуацияИсторико-культурная ситуация в России на рубеже веков 3. Литература на рубеже вековЛитература на рубеже веков 3. Школьная программаШкольная программа 4. Литературные течения Символизм Старшие символисты В. Я. Брюсов К. Д. Бальмонт Младшие символисты А. А. Блок Акмеизм Н. С. Гумилев А. Ахматова Футуризм Тест по серебряному веку. Выход

Литературные течения. Младосимволисты. Ранние стихи Блока ( ) наполнены величальными эпитетами в честь Прекрасной Дамы: Лучезарное виденье, Таинственная Дева, Невеста, Величавая Вечная Жена, Святая, Царевна, Закатная Заря, Непостижимая (все с большой буквы): О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны твои черты! Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая – Ты. Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символисты придали слову невиданную ранее многозначность, открыли в нём множество дополнительных оттенков и смыслов. Поэзия символизма необычайно музыкальна, богата ассонансами и аллитерациями. Но главное, символизм пытался создать новую философию культуры, выработать новое мировоззрение, сделать искусство более личностным, наполнить его новым содержанием – сделать искусство объединяющим людей началом.

А. Ахматова Сборник Вечер. Здесь отмечается точность и тонкость передачи переживаний лирической героини, глубина и содержательность стихотворений при небольшом их объеме, благородная простота слога, умение обрисовать характер одним жестом, интонацией, репликой: Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я на правую руку надела Перчатку с левой руки. («Песня последней встречи», 1911) Растерянность, душевное опустошение, переживание разлуки передано этой невольной неправильностью Б. М. Эйхенбаум увидел в ранних стихах Ахматовой «Нечто похожее на большой роман». Действительно, там есть герои она и он, их психологические портреты История отношений, сюжеты чувств. И неизменно – неразделенность чувства, разлука, «невстреча». В лирике Ахматовой целый мир женской души, страстной, нежной и гордой. Содержание жизни героини – любовь, все ее оттенки – от Предчувствия любви до «страсти», «раскаленной добела». Сборник «Четки» Он укрепил успех поэзии Ахматовой. Здесь «Роман» развивается, часто переплетаясь С урбанистической темой. Героем лирики Ахматовой становится Петербург, «Город горькой любовью любимый» 1. ВведениеВведение 2. Историко-культурная ситуацияИсторико-культурная ситуация в России на рубеже веков 3. Литература на рубеже вековЛитература на рубеже веков 3. Школьная программаШкольная программа 4. Литературные течения Символизм Старшие символисты В. Я. Брюсов К. Д. Бальмонт Младшие символисты А. А. Блок Акмеизм Н. С. Гумилев А. Ахматова Футуризм Тест по серебряному веку. Выход

Литературные течения. Старшие символисты. С самого начала своего существования символизм оказался не однородны течением. Д.Мережковский и В.Брюсов стали во главе так называемых «старших символистов», которые понимали символизм как литературную школу. Неоднородность течения проявлялась даже географически. Московское крыло, группировавшееся вокруг Брюсова, задачи нового течения ограничивало собственно литературными рамками. Главный принцип их эстетики - «искусство для искусства». Характерен афоризм Брюсова: «Создание искусства - приотворённые двери в вечность. Большое внимание уделялось формальном у экспериментированию, совершенствованию технических приемов стихосложения. Установки на само ценность автономность искусства выражена в стихах Брюсова: Быть может всё в жизни лишь средство для ярко-певучих стихов». Одно из знаковых стихотворений Брюсова « ТВОРЧЕСТВО» (1895 г.): Тень не созданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На эмалевой стене. Фиолетовые руки На облупленной стене Полусонно чертят звуки В звонко – звучной тишине. И прозрачные киоски В звонко – звучной тишине Вырастают, словно звуки При лазоревой луне. Входит месяц обнажённый При лазоревой луне… Звуки реют полусонно, Звуки ластятся ко мне. Тайны созданных созданий С лаской ластятся ко мне, И трепещет тень латаний На эмалевой стене. Читать дальше -> 1. ВведениеВведение 2. Историко-культурная ситуацияИсторико-культурная ситуация в России на рубеже веков 3. Литература на рубеже вековЛитература на рубеже веков 3. Школьная программаШкольная программа 4. Литературные течения Символизм Старшие символисты В. Я. Брюсов К. Д. Бальмонт Младшие символисты А. А. Блок Акмеизм Н. С. Гумилев А. Ахматова Футуризм Тест по серебряному веку. Выход

Литературные течения. Старшие символисты. Каковы особенности этого стихотворения? Отметим характерную лексику, образы: тени, сон, тишина, ночь, тайны, луна. Цветопись: фиолетовый, лазоревый. Звукопись: ярко выраженную аллитерацию – созвучию плавных сонорных согласных «л», «м», «н», «р», благодаря которым стихотворение звучит как завораживающий поток звуков. Символисты старались максимально использовать музыкальные композиционные принципы в поэзии. Отметим оригинальный способ связи строф: последняя строфа становиться второй в следующей строфе. Отметим, как постепенно создаётся образ творчества, заявленный в названии стихотворения, он напоминает образы философии Платона: действительность непознаваема, она лишь угадывается в трепетании теней и звуков.