1 2 марта 2006 года МГТУ им. Н.Э.Баумана НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА НЕЗАВИСИМОЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ КАК ГАРАНТИЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Развитие систем общественной и профессиональной оценки качества образовательных программ профессионального образования Повышение конкурентоспособности.
Advertisements

1 11 декабря 2008 г. М И Ф И ОБЩЕСТВЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММНАЯ АККРЕДИТАЦИЯ – ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ АДЕКВАТНОЙ.
Тренинг 1: Задачи и цели аккредитации Международный Департамент 9 декабря 2011 г.
Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики Зам.директора по учебной работе, к.псх.н. Жукова Е.Л. Федеральное агентство связи Об опыте.
Образовательные программы и их профессионально- общественная аккредитация.
1 Разработка национальной системы квалификаций в России Национальное агентство развития квалификаций Лейбович Александр Наумович,
О подготовке к международной аккредитации магистерских программ в НИТУ «МИСиС» Золотарева Наталия Михайловна, начальник Управления образовательных стандартов.
О проекте создания Центра прикладных квалификаций Научно-образовательный кластер Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего.
Опыт работы по подготовке основных образовательных программ к общественно- профессиональной аккредитации Капралова Людмила Васильевна, начальник отдела.
Современные подходы к оценке качества профессионального образования : позиция работодателей Национальное агентство развития квалификаций
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Н.М. Розина Министерство образования и науки Российской Федерации О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов и поэтапном.
1 «Государственно – общественные механизмы развития профессионального образования» Лейбович Александр Наумович, первый заместитель директора Федерального.
1 3 Вхождение в международный рейтинг университетов Повышение конкурентоспособности с целью формирования исследовательского университета.
Общественная, общественно- профессиональная аккредитация- механизмы обеспечения качества образования Ашлапова Тамара Валентиновна, директор ОГАУ «УО ЦСНК»
Общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ, учреждений и подразделений дополнительного профессионального образования Общественно-профессиональная.
Государственная политика в сфере образования на современном этапе.
Актуальность, проблемы и перспективы развития профессионального признания в России Владивосток 2011.
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯМ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПРАВА.
А.А.Смирнова заместитель директора по учебной работе А.А.Смирнова заместитель директора по учебной работе ОГБОУ СПО «Костромской торгово-экономический.
Транксрипт:

1 2 марта 2006 года МГТУ им. Н.Э.Баумана НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА НЕЗАВИСИМОЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ КАК ГАРАНТИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Н.П. Калашников 1-ый вице-президент Координационного Совета по независимой общественно-профессиональной аккредитации

2 Содержание 1.Общественно-профессиональная аккредитация – важнейший фактор повышения качества высшего профессионального образования и обеспечения адекватной связи выпускников ВУЗов и потребности рынка труда. 2.Сфера и предмет деятельности независимой общественно-профессиональной аккредитации (НОПА). 3.О целесообразности формирования структур и координационных центров по проведению общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ в ВУЗах России. 4.Создание Координационного Совета по независимой общественно-профессиональной аккредитации (КС НОПА). 5. Анализ деятельности независимой общественно- профессиональной аккредитации в России. 6. Особенности и отличия независимой общественно- профессиональной аккредитации от государственной аккредитации. 7. О взаимодействии и координации деятельности КС НОПА с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

3 1. Общественно- профессиональная аккредитация – важнейший фактор повышения качества высшего профессионального образования и обеспечения адекватной связи выпускников ВУЗов и потребности рынка труда

4 В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от г. (1340-р) отмечается необходимость приведения содержания образования, технологий и методов оценки качества образования в соответствие с требованиями современного общества.

5 Современная Российская система образования характеризуется фактическим отсутствием ответственности вузов за конечные результаты образовательной деятельности. Не развиты в достаточной степени независимые формы и механизмы участие граждан, работодателей, профессиональных сообществ в решении вопросов образовательной политики, в том числе в процессах независимой общественной оценки качества образования.

6 Решение стратегической задачи обеспечения качества образования достигается путем реализации программных мероприятий по следующим направлениям: - совершенствование независимой общественно- профессиональной оценки деятельности образовательных программ, учреждений и организаций с целью гармонизации показателей развивающейся современной системы образования и нормативно-методической и информационного обеспечения процедур лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений; - развитие новых форм и механизмов оценки и контроля качества деятельности образовательных учреждений по реализации образовательных программ, в том числе с привлечением общественности и профессиональных объединений для обеспечения объективности, достоверности и прозрачности процедур оценки деятельности образовательных учреждений; - совершенствование механизмов признания эквивалентности документов об образовании для повышения академической мобильности, увеличения экспорта образовательных услуг, что будет способствовать интеграции России в мировое образовательное пространство;

7 - повышение конкурентоспособности профессионального образования, повышение роли работодателей в подготовке профессиональных кадров, увеличение качества вузов, прошедших экспертизу образовательных программ, проводимую работодателями, а также вузов, прошедших на образовательные стандарты нового поколения, разработанные при участии работодателей, общественных и профессиональных объединений; - создание общероссийской системы общественно- профессиональной аккредитации по всем направлениям подготовки специалистов, которая на основе формирования новых механизмов участия представителей работодателей, профессиональных ассоциаций и образовательного сообщество в процессе независимой экспертизы качества высшего образования позволит определить те высшие учебные заведения, в которых качество подготовки по определенной специальности находится на самом высоком уровне и соответствует требованиям работодателей и мировым стандартам. Аккредитованная таким образом специальность в конкретном вузе может и должна получить нострификацию в аккредитационных центрах экономически развитых стран.

8 Процедуры общественно-профессиональной аккредитации должны быть унифицированы в целом по всем направлениям, естественно с учетом специфики каждого направления, и ориентированы на рынок труда и трудоустройства выпускников вузов, должны корректировать профессиональную подготовку, но одновременно должны основываться на фундаментальности и универсальности образования, развития личности и формирования общественной ответственности. Общественно-профессиональные процедуры и механизмы оценки качества образования основываются на значительно более высоких требованиях к образовательной среде и будут отличаться по набору и значениям норм ГОС ВПО. Такой подход будет стимулировать повышение норм ГОС ВПО и этим способствовать непрерывному повышению требований к качеству подготовки специалистов в соответствии общим техническим и научным прогрессом.

9 2. Сфера и предмет деятельности независимой общественно- профессиональной аккредитации (НОПА)

10 Исполнительные структуры КС НОПА осуществляют исключительно специализированную аккредитацию, которая оценивает образовательные программы, специальности подготовки в соответствии с перечнем направлений и специальностей, установленных соответствующим АНЦ. К аккредитации принимаются: профессиональные образовательные программы высшего и послевузовского образования (в т.ч. переподготовки специалистов с целью достижения нового уровня образования.) НОПА проводит аккредитацию программ подготовки бакалавров, магистров и специалистов. Бакалаврская подготовка считается базовой. Программы подготовки магистров и специалистов представляют продвинутый уровень; образовательные программы дополнительного профессионального образования, включая курсы повышения квалификации, персональную переподготовку и т.п.

11 Оценке подлежат: цели и назначение программы; содержание профессиональной образовательной программы, в том числе учебный план, программы учебных дисциплин; научное обеспечение реализации программы; условия реализации профессиональной образовательной программы, в том числе кадровое обеспечение преподавателями, соответствующей научно-педагогической квалификации, учебно- методическое обеспечение и информационная база образовательного процесса, материально- техническое оснащение; уровень и качество подготовки выпускников образовательных учреждений и лиц, окончивших образовательную программу и прошедших предусмотренную этой программой итоговую аттестацию, востребованность выпускников ВУЗа по рассматриваемой программе; характер распределения выпускников ВУЗа, соответствие работы выпускников профилю специальности; карьерный и профессиональный рост выпускников за первое пятилетие после выпуска; вклад выпускников в развитие науки и производства за первое десятилетие после выпуска; качество обратной связи выпускников с выпускающей кафедрой и вузом в целом.

12 3. О целесообразности формирования структур и координационных центров по проведению общественно- профессиональной аккредитации образовательных программ в ВУЗах России

13 По статистике, более половины выпускников высших учебных заведений не работает по избранной специальности. Кто должен отвечать перед гражданином и обществом за конкурентоспособность, качество образования и квалификации, полученных в том или ином вузе по той или иной профессионально- образовательной программе? Федеральные органы управления образованием выступают гарантами соответствия уровня предоставляемых вузами образовательных услуг минимально допустимому уровню профессионального образования.

14 Развитие системы государственно- общественной аккредитации в настоящее время должно осуществляться по трем основным направлениям: создание согласованной с государственными органами управления образованием системы государственно- общественной аккредитации; создание общенациональной профессионально-общественной системы независимой аккредитации специальностей ВУЗов, опираясь на сеть Аккредитационных независимых центров; интеграция национальной системы государственно-общественной аккредитации в международную систему аккредитации ВУЗов.

15 4. Создание Координационного Совета по независимой общественно- профессиональной аккредитации (КС НОПА)

16 Для осуществления координации различных АНЦ и их взаимодействия с профессиональными управлениями Министерства образования и науки РФ, для содействия интеграции Российской системы аккредитации высшей школы в мировую систему аккредитации, обеспечение более эффективных международных контактов в этой области, в том числе посредством заключения договоров о взаимном признании национальных систем общественно- профессиональной аккредитации образовательных программ и специальностей вузов в 2005 году был создан Координационный Совет по общественно-профессиональной независимой аккредитации.

17 Учредителями Координационного Совета по профессионально-общественной независимой аккредитации выступили: Международная академия менеджмента (МАМ) (президент, акад. С.А. Ситарян); Российский Союз промышленников и предпринимателей (РСПП) (президент, акад. А.И. Вольский); Международный Союз научных и инженерных объединений (обществ) (СНИО) (президент, акад. Ю.В. Гуляев); Международная академия наук высшей школы (МАН ВШ) (президент, акад. В.Е. Шукшунов); Ассоциация инженерного образования России (президент, проф. Ю.П. Похолков); Ассоциация технических университетов России (Президент, проф. И.Б.Федоров); Ассоциация инженерных ВУЗов (президент, проф. В.М. Жураковский).

18

19 КС НОПА считает своими основными задачами – следующие: 1.Координировать деятельность различных существующих АНЦ НОПА; 2.Создавать новые АНЦ НОПА по различным направлениям (в сфере медицинского, педагогического, экономического и иного образования); 3.Создавать филиалы Аккредитационных Независимых Центров в федеральных округах и регионах; 4.Формировать национальную систему независимой общественно- профессиональной аккредитации; 5.Установить механизм взаимодействия КС НОПА с ФС Надзора в сфере образования и науки; 6.Установить взаимосвязи с зарубежными структурами НОПА.

20 5. Анализ деятельности независимой общественно- профессиональной аккредитации в России

21 Впервые в России в 1992 г. был создан Аккредитационный независимый центр инженерных специальностей (АНЦ ИС) на базе Московского государственного индустриального университета, учредителями которого выступили: МАН ВШ; Академия транспорта Российской Федерации; Фонд поддержки малых предприятий в науке и научном обслуживании (ген. директор АНЦ ИС – действительный член МАН ВШ, проф. Калашников Н.П.).

22

23 Аккредитационный независимый центр инженерных специальностей провел общественно- профессиональную аккредитацию 36 образовательных программ в области техники и технологии в 8 университетах России. Алтайский государственный технический университет : «Электроснабжение» «Технология машиностроения» «Оборудование и технология сварочного производства» Красноярский государственный технический университет: «Радиотехника» «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети» Московская государственная академия прикладной биотехнологии : «Бухгалтерский учёт» «Экономика и управление в агропромышленном комплексе» «Техника и физика низких температур» «Машины и аппараты пищевых производств» «Автоматизация технологических процессов и производств» «Технология переработки пластмасс и эластомеров» «Технология мяса и мясных продуктов» «Технология молока и молочных продуктов» «Ветеринария»

24 Московский государственный горный университет: «Шахтное подземное строительство» «Открытые горные работы» Московский государственный технологический университет «Станкин»: «Технология машиностроения» «Металлорежущие станки и инструменты» «Машины и технология обработки металлов давлением» «Автоматизация технологических процессов и производств» «Роботы и робототехнические системы» «Системы автоматизированного производства» Российский авиационный технологический университет «Литейное производство чёрных и цветных металлов» «Металловедение и термическая обработка металлов» «Обработка металлов давлением» «Металлургия сварочного производства» «Авиационные приборы и измерительно- вычислительные комплексы»

25 Томский политехнический университет: «Прикладная математика» «Ядерные реакторы и энергетические установки» «Техника и физика высоких напряжений» «Геология и разведка месторождений полезных ископаемых» «Электромеханика» «Промышленная электроника» «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети» «Химическая технология тугоплавких неметаллических и силикатных материалов» Северский технологический институт Томского Политехнического университета: «Химическая технология материалов современной энергетики» Двум кафедрам в аккредитации было отказано. Одним из принципов проводимой АНЦ ИС общественно-профессиональной аккредитации является неразглашение информации об отрицательном результате аккредитационной экспертизы.

26 В настоящее время Сибирское отделение АНЦ ИС преобразовано в Аккредитационный центр Ассоциации инженерного образования России. Аккредитационный центр Ассоциации инженерного образования провел общественно- профессиональную аккредитацию 44 образовательных программ подготовки бакалавров в области техники и технологии в 14 университетах. Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова (АлтГТУ): «Технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств» Красноярский государственный технический университет (КГТУ): «Радиотехника» Таганрогский государственный радиотехнический университет (ТГРУ): «Информатика и вычислительная техника» «Электроника и микроэлектроника» Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет (ЛЭТИ): «Автоматизация и управление» «Электроника и микроэлектроника» «Информатика и вычислительная техника» «Биомедицинская инженерия»

27 Московский государственный институт электронной техники (МИЭТ): «Электроника и микроэлектроника» «Информатика и вычислительная техника» Томский политехнический университет (ТПУ): «Информатика и вычислительная техника» «Электротехника, электромеханика, электротехнологии» В 2006 году планируется к аккредитации не менее 20 программ в более чем 10 ВУЗах, в том числе Московском энергетическом институте (МЭИ), Московском автомобильно-дорожном институте (МАДИ), Российском государственном университете нефти и газа (РГУНиГ), Уральском государственном техническом университете (УГТУ), Томском политехническом университете (ТПУ) и других.

28 В 2005 году для аккредитации образовательных программ экономического профиля был создан Аккредитационный Независимый Центр экономических специальностей (АНЦ ЭС), учредителями которого выступили: Международная Академия менеджмента (президент – академик Ситарян С.А.); Российский союз экономистов (президент – проф. Попов Г.Х.); Вольное экономическое общество (президент– проф. Попов Г.Х.); Ассоциация негосударственных ВУЗов (президент – проф. Зернов В.А.); Координационный совет по независимой общественно-профессиональной аккредитации (президент – академик Шукшунов В.Е.)

29

30 6. Особенности и отличия независимой общественно- профессиональной аккредитации от государственной аккредитации

31 Общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ не повторяет государственную аттестацию, устанавливающую, один раз в пять лет соответствие качества выпускников государственным стандартам, а конкретизирует положение дел с образовательными программами и дополняет ее в следующих направлениях: взаимодействие вузов с работодателями и рынком труда; тенденции развития вузов; влияние образовательных технологий на содержание и качество учебных программ; создание и совершенствование работы эффективной системы менеджмента качества образования; оценка и совершенствование организационной структуры вуза; эффективность и влияние научных исследований в вузе на подготовку специалиста; влияние общественности на качество образования; расширение числа показателей и параметров оценивания деятельности образовательного учреждения и ее результатов; учет социальных и общественных интересов и потребностей, требований к выпускникам со стороны работодателей, рынка труда при построении образовательных программ; выбор образовательного учреждения для обучения; обеспечение открытости в деятельности образовательных учреждений; поиск новых потребителей и заказчиков; обобщение, анализ и распространение передового опыта обучения.

32 Принцип целесообразности. Общественно-профессиональная аккредитация осуществляется ради достижения высокого качества образования в образовательном учреждении. Принцип открытости. Все показатели, критерии и процедуры общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ должны быть заранее известными образовательным учреждениям. Образовательные учреждения имеют право ознакомиться с данными, на основе которых получены результаты и выводы. Принцип вариативности. Образовательное учреждение самостоятельно может выбрать аккредитационное агентство или центр, занимающийся общественно - профессиональной аккредитацией образовательных программ по выбранному направлению. Принцип объективности. В процессе осуществления общественно - профессиональной аккредитации образовательных программ необходимо опираться на данные и показатели, которые обеспечат максимальную объективность получаемых выводов и заключений. Принцип позитивного стимулирования. Устанавливаемые показатели и критерии деятельности должны быть привлекательными для образовательных учреждений. Достижение высокой результативности по этим показателям должно усиливать образовательное учреждение, повышать его реальную привлекательность и ценность для работодателей и абитуриентов. Принцип добровольности. Образовательное учреждение добровольно принимает решение о проведении общественно - профессиональной аккредитации образовательных программ. Принцип конструктивности. Процедура общественно- профессиональной аккредитации образовательных программ должна носить консультативно - оценочный характер. Принцип компетентности. Процедура общественно- профессиональной аккредитации должна осуществляться с использованием современных научно-обоснованных методов. Принцип этичности. Общественно - профессиональная аккредитация, и ее результаты не могут быть использованы как средства административного, политического или иного давления на образовательное учреждение. Принцип конфиденциальности. Отрицательные результаты аккредитации образовательной программы (специальности) не публикуются, не доводятся до сведения общественности.

33 Первое. Преобладающая значимость внешней оценки уровня функционирования образовательного учреждения, содержания профессионально- образовательных программ и уровня подготовки выпускников.

34 Второе. Безусловно, что основные направления деятельности образовательного учреждения, анализируемые как при проведении государственной аккредитации, так и при общественно-профессиональной аккредитации, в основном совпадают. Однако, в связи с нацеленностью общественно-профессиональной аккредитации на выявление приоритетных особенностей в подготовке кадров по конкретным направлениям (специальностям), специфика работы экспертов и предъявляемых требований (критериев) к содержанию образовательных программ, их кадровому, научно-методическому и ресурсному обеспечению., уровню подготовки выпускников должна быть конкретно подчинена именно этой задаче, что требует не только высокой квалификации разработчиков программ аккредитационной экспертизы и экспертов, но и их специального обучения и сертификации.

35 Третье. Общественно- профессиональная аккредитация образовательных программ проводится только в вузах, имеющих статус государственной аккредитации.

36 Пятое. Общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ предполагает, что по аккредитуемой специальности все критериальные показатели превышают установленные Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Необходимым условием допуска к независимой общественно- профессиональной аккредитации является превышение критериальных (метрических показателей), определяемых значением, установленным Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, плюс дисперсия. (При государственной институциональной аккредитации недостатки деятельности вуза по аккредитуемой образовательной программе (специальности) могут компенсироваться высокими достижениями в других сферах деятельности вуза).

37 Шестое. Общественно- профессиональная аккредитация подразумевает наличие в вузе по аккредитуемой программе действенной и хорошо документированной системы управления качеством.

38 Седьмое. При проведении общественно- профессиональной аккредитации, в отличие от работы комиссии Федеральной Службы по надзору в сфере образования и науки, различают два вида критериальных показателей: 1) метрические показатели; 2) экспертная качественная оценка.

39 Восьмое. Эксперты независимой общественно- профессиональной аккредитации должны обращать особое внимание на динамический характер показателей аккредитуемой образовательной программы (не точка, а траектория, т.е. «Что было во время предыдущей аккредитации (или 5 лет назад)?» - «Что имеется в настоящий момент?» - «Что будет через 5 лет?».

40 7. О взаимодействии и координации деятельности КС НОПА с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки

41 Координационный Совет предполагает, что его деятельность должна четко согласовываться с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Во-первых, согласование: критериев аккредитации; методики проведения аккредитационной экспертизы; сроков проведения независимой общественно- профессиональной аккредитации во взаимосвязи с плановым проведением государственной аккредитации ФС по надзору в сфере образования и науки. Во-вторых, взаимный обмен информацией о базе данных экспертов. В-третьих, проведение конференций, симпозиумов и семинаров по актуальным проблемам оценки качества образования. Федеральные органы управления образованием в лице Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, осуществляя в соответствии с действующим законодательством контроль за деятельностью образовательных учреждений (государственных и негосударственных) через государственную аккредитацию, выступают гарантиями соответствия предоставленных ВУЗами образовательных услуг минимально допустимому уровню профессионального образования.

42 Заслуживает внимания существующий зарубежный порядок общегосударственного признания аккредитационных независимых агентств министерством образования США (аккредитация аккредитаторов

43 Учитывая, что Российская система независимой общественно-профессиональной аккредитации НОПА специальностей ВУЗов (по аккредитации программ ВПО в области техники и технологии) базируется на критериях и процедурах аккредитации, согласованных с АВЕТ (Accreditation Board for Engineering and Technology), ECA (Европейский Консорциум по аккредитации в сфере высшего образования) и другими международными независимыми структурами аккредитации, было бы целесообразно, чтобы КС НОПА и ФС по надзору в сфере образования и науки подписали меморандум с целью: содействия международным контактам для заключения договоров о взаимном признании систем общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ и специальностей вузов России и других стран мира; признание положительных результатов общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ и специальностей, проведенной аккредитационными независимыми центрами, при проведении государственной аккредитации ВУЗов России ФС по надзору в сфере образования и науки; содействие в заключение межправительственных соглашений о взаимном признании дипломов высшего образования, выданных по специальностям, получившим статус общественно- профессиональной аккредитации.

44 Нет сомнения в большой важности начатой работы: повышение престижа аккредитованной специальности, кафедры, ВУЗа в целом, отдельного специалиста путем независимой общественно- профессиональной оценки группой независимых авторитетных ученых неизбежно стимулирует профессиональный рост в этой среде и приводит к повышению качества Российского образования.

45 БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ (495)