На какие периоды можно разделить время правления Ивана Грозного? Какие задачи ставил Иван Грозный, проводя реформы 50-х годов? Чем можно объяснить несоответствие,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОПРИЧНИНА ИВАНА ГРОЗНОГО. Цель урока: Рассмотреть цели и причины, ход, итоги и последствия опричнины через анализ исторических документов и решения проблемных.
Advertisements

Автор: Мастерских Наталья Васильевна Тюменское президентское кадетское училище ОПРИЧНИНА ИВАНА ГРОЗНОГО.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Голицынская средняя общеобразовательная школа 2 ОПРИЧНИНА Урок в 10 классе Выполнила: учитель истории.
Опричнина Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу, Своих царей великих поминают За их добро, за славу, за труды. А за грехи, за темные.
Биографическая справка Дата рождения - 25 августа 1530 г. Венчание на царство- 16 января 1547 г. Время царствования – 16 января 1547 – 18 марта 1584 г.
Внутренняя политика Ивана Грозного. Опричнина. Иван IV.
Опричнина и её последствия
Опричнина Ивана Грозного. Задача работы: Показать причины введения опричнины, её сущность и последствия. Показать причины введения опричнины, её сущность.
«Опричнина»- 1.От слова «опричь»- кроме остальной земли. 2. Первоначально означало долю вдовствующей княгине 3. Перераспределение земельных владений среди.
План-конспект урока по истории (6 класс) по теме: Урок по теме "Опричнина"
Усиление власти Ивана Грозного. Опричнина.. Иван Грозный и его мамка.
«Московское царство при Иване IV» Презентацию подготовила учитель истории Донецкого лицея 71 им. П.Ф. Батулы Предкова Наталья Алексеевна.
1.Падение Избранной рады. 2.Расправа царя с приближенными. 2.Расправа царя с приближенными. 3.Опричники и опричнина. 4.Поход на Новгород и борьба с Крымом.
Реформы Ивана IV План урока: 1. Реформы Избранной Рады. 2. Опричнина.
Крицкая Е.Р.,учитель истории МБОУ СОШ N 202 г. Новосибирск.
Иван IV Вопросы к уроку Вопросы к уроку 1. В чем состояла главная причина введения опричнины ? 1. В чем состояла главная причина введения опричнины ? 2.
Государственный строй и реформы середины XVI в. Опричнина История Отечества 6 класс.
Проблемные вопросы: 1. Главным содержанием опричнины стали совершенно бессмысленные убийства. Однако самая страшная и существенная особенность опричнины.
ОПРИЧНИНА Автор: Гордеева Валентина Анатольевна учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ с. Русский Байтуган Камышлинского района Самарской области.
Презентацию к уроку подготовила преподаватель общественных дисциплин ГБОУ СПО « Унечский индустриальный техникум имени Героя России А. В. Рассказы» Головатюк.
Транксрипт:

На какие периоды можно разделить время правления Ивана Грозного? Какие задачи ставил Иван Грозный, проводя реформы 50-х годов? Чем можно объяснить несоответствие, которое возникло между направленностью реформаторской деятельности Ивана IV не только на усиление личной власти, но и государства Российского и плачевным состоянием России к концу правления царя?

. В преддверии Смуты. ОПРИЧНИНА ИВАНА ГРОЗНОГО

Рассмотреть цели и причины, ход, итоги и последствия опричнины через анализ исторических документов и решения проблемных вопросов.

«Борьба аристократии с нарождающимся самодержавием» Н. Павлов-Сильвинский, С. Платонов. «Прогресс в утверждении государственных начал над родовыми» С. Соловьёв. «Террор – необходимое условие самодержавия» Д. Альшиц «Деспотизм и насилие в отношении всех слоёв населения» С. Веселовский, А. Зимин. «Борьба удельного и централизованного порядков» В. Кобрин. «Следствие душевной болезни Ивана IV». Н. Карамзин. «Гипертрофированная централизация государственной власти» В. Ключевский.

1) Главным содержанием опричнины стали совершенно бессмысленные убийства. Однако самая страшная и существенная особенность опричнины заключалась в том, что Иван IV, и его опричники абсолютно уверены в благости своих чудовищных злодеяний. На чем основывалась их уверенность? 2. Ответьте на вопрос, сформулированный Н. Костомаровым: «Царь Иван Грозный рубил головы, топил, жег огнем своих ближних слуг: народ роптал. Не заявлял ужаса и неудовольствия при виде множества казней, совершаемых часто всенародно. По этим признакам нельзя ли заключить, что царь Иван делал народу угодное?

План урока 1. Понятие «опричнина» 2. Причины и цели опричнины 3. Развитие опричнины 4.Итоги и последствия опричнины.

Опричнина ( гг.) Этимология От древнерусского – «опричь» - кроме форму «оприча» как обособленной территории использовал Иван IV Грозный для осуществления особой политики – опричнины. Опричнина – особый, царский удел, состоящий из лучших земель, находящихся под особым, отдельным опричным управлением.

В 1560 г. умирает любимая жена царя Анастасия Захарьина. Царь поверил слухам об отравлении жены Сильвестром и Адашевым и жестоко расправился с ними. Анастасия Захарьина, священник Сильвестр и А.Адашев

Стремление царя к единовластию Сосредоточение главных сил на продолжении начатой в 1558 г. Ливонской войны. Ликвидация остатков феодальной раздробленности Причины опричнины: Противоборство царя с его окружением, вызванное становлением самодержавия, оттеснением от власти княжеско-боярской знати. Неудовлетворенность царя результатом проводимой внешней политики (ходом Ливонской войны) Работа с документом 1.

Крупным событием опричнины был поход на Новгород в январе-феврале 1570, поводом к которому послужил донос 1569 года, обвинявший новгородцев в намерении посадить на престол князя Владимира Старицкого и передать Новгород и Псков польскому королю. 2 января передовые отряды во главе с В. Г. Зюзиным подошли к Новгороду и оцепили город заставами, опечатали казну в монастырях. Иван лично руководил походом. Считается, что во время этого похода в декабре 1569 Малюта Скуратов задушил в тверском Отроч- Успенском монастыре митрополита Филиппа, который критиковал жестокость царя и опричников.

Шесть недель опричное войско грабило и разоряло Новгород, в некоторых источниках записано, что ежедневно по приказу царя казнили до 600 человек. В гг. на Россию обрушилась чума. Особенно пострадали западные и северо- западные районы, в том числе и Новгород. От заразы погибли около граждан России. В самой Москве в 1569 г. гибло по 600 человек в день.

В 1571 г. крымский хан Девлет-Гирей, разгромив отряд опричного воеводы Я. Волынского, появился с войском под самыми стенами Москвы и сжег весь огромный московский посад. Во время пожара погибли десятки тысяч москвичей, некоторые историки называют 100 тысяч жертв. Иностранцы, посещавшие столицу Московского государства, отмечали меньшие ее размеры по сравнению с тем, какой она была до нашествия крымчаков

Летом 1572 года крымский хан во второй раз явился в русских пределах, но был отбит с большим уроном князем Михаилом Воротынским на берегу Лопасни. Во время ханского похода Иван находился в Новгороде. В 1572 году царь отменяет опричнину. А само слово «опричнина » запрещает упоминать. Земское стало называться государственным, опричники стали называться просто дворовыми, равно как и земли, области и города, приписанные ко двору

Документ 3. Документ 3. 1) К чему могла привести такая политика Ивана Грозного? 2) Каковы, на ваш взгляд, были последствия опричнины?

политические Социально-экономические 1. Укрепление режима личной власти царя. 2. Ликвидация пережитков удельной системы. 1. Хозяйственное разорение страны. 2. Начало процесса закрепощения крестьян

Как можно определить характер правления Ивана Грозного? Какие политические режимы вы можете назвать? Что характерно для каждого из перечисленных политических режимов? Согласны ли вы с мнением русской писательницы ХIХ в. Ишимовой, которая называла Ивана Грозного благочестивым царём? Историки имеют разные точки зрения на сущность опричнины. Какой точки зрения придерживаетесь вы?

С «Борьба аристократии с нарождающимся самодержавием» Н. Павлов-Сильвинский, С. Платонов. «Прогресс в утверждении государственных начал над родовыми» С. Соловьёв. «Террор – необходимое условие самодержавия» Д. Альшиц «Деспотизм и насилие в отношении всех слоёв населения» С. Веселовский, А. Зимин. «Борьба удельного и централизованного порядков» В. Кобрин. «Следствие душевной болезни Ивана IV». Н. Карамзин. «Гипертрофированная централизация государственной власти» В. Ключевский.

2. Ответьте на вопрос, сформулированный Н. Костомаровым: «Царь Иван Грозный рубил головы, топил, жег огнем своих ближних слуг: народ роптал. Не заявлял ужаса и неудовольствия при виде множества казней, совершаемых часто всенародно. По этим признакам нельзя ли заключить, что царь Иван делал народу угодное?

Домашнее задание: Творческая работа «Гений и злодейство - две вещи несовместимые»