Свойства разговорного языка. Автор: Ерина С.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей 3» г.Сарова Нижегородской области. 2011.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Функциональные стили речи. Функциональные стили речи : Исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого.
Advertisements

Устная и письменная формы словесного выражения. Диалог – разговор двух или нескольких лиц. Диалог состоит из реплик, высказываний, адресованных собеседнику.
Употребление языка Стилистические возможности слов и выражений. Автор: Ерина С.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей 3» г.Сарова Нижегородской.
ГИА С2! ГИА! С2? С2 ?? !!. Варианты заданий Т е к с т.
Научная письменная речь. Понятие о стилистике и стилях речи; Понятие о стилистике и стилях речи; Понятие о стилистике и стилях речи; Понятие о стилистике.
ОГЭ 2014 год - 9 класс.Часть 3 Сочинение на лингвистическую тему Подготовил преподаватель русского языка и литературы Мальчихина М.В.
Понятие связной речи Связная речь – смысловое развернутое высказывание (ряд логических сочетающихся предложений) единое смысловое и структурное целое,
ГИА С2! ГИА! С2? С2 ?? !!. Варианты заданий Т е к с т.
Функциональные стили речи исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения ; разновидность литературного.
Стили речи (развитие речи- 9класс) Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ п. Изоплит Гончаровой Л.В.
Язык драматического произведения (урок словесности в 6 классе) Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ гимназия 9 г.о.Коломна Московской области.
СОЧИНЕНИЕ ГИА 9 класс. 1. Местоименные слова – слова вторичные, слова - заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без.
Темы для лингвистического сочинения Л.В. Успенский: «В языке есть … слова. В языке есть … грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы.
Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно.
Ежова И.В., учитель английского языка учитель английского языка МОУ СОШ 67 г.Пензы.
Влияние пересказа на речевое и умственное развитие детей дошкольного возраста МБДОУ детский сад общеразвивающего вида 10 «Ёлочка» Учитель-логопед: Приварина.
Сочинение на лингвистическую тему Задание С2 экзаменационной работы в формате ГИА Автор: Стехова Л.Н., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 21.
Сочинение на лингвистическую тему. Цель проверки – умеет ли ученик видеть языковые явления в тексте, определять их специфику, роль и связь с позицией.
Живые свидетели прошлого Автор: Тареев И. 6 класс.
Научный стиль. Определение научного стиля.. Что такое научный стиль? Научный стиль – разновидность книжных стилей литературного языка. Он применяется.
Транксрипт:

Свойства разговорного языка. Автор: Ерина С.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей 3» г.Сарова Нижегородской области. 2011

Для чего нужно знать особенности разговорного языка? Особенности разговорного языка нужно знать, чтобы оценить его выразительность. Особенности разговорного языка нужно знать, чтобы уметь пользоваться его богатыми возможностями в собственной речи.

Каковы свойства разговорного языка? О чём бы ни шла речь, высказывание, выраженное в разговорной форме, связано с определённой ситуацией. Это всегда ответ на слова или действия собеседника

Что чаще используется в разговорном языке? Монолог или диалог? Отличается ли монолог в разговорной речи от монолога в книжной речи? Мысль возникает и развивается прямо в момент высказывания, это импровизация, подготовленная всем предшествующим опытом говорящего. В разговоре проявляется характер человека, его ум, чувства, отношение к людям, понимание жизни. Поэтому и в произведениях словесности речь героя – важнейшее средство раскрытия его характера.

В какой форме чаще употребляется разговорный язык? Многое понятно из ситуации, обстановки. Идёт!

Большую роль играют жесты, мимика, интонация.

Особенности синтаксиса. Отсутствуют деепричастные обороты. Редко встречаются причастия. Нет необходимости, чтобы все члены предложения были на месте. Фразы могут быть обрывочными. Допускается пропуск слов. Возможны вроде бы необязательные слова и выражения. Встречаются повторы, необычный порядок слов.

Наблюдение. Важная особенность разговорной речи. Кто-то сказал, что кончилась война. Или наши подходили к Берлину. В разговоре нельзя вернуться назад и зачеркнуть ненужное слово. Поэтому, если говорящему кажется, что мысль выражена неточно, он выскажет новую фразу, чтобы уточнить и исправить сказанное ранее.

Особенности лексики разговорной речи. Иллюстрированное издание Книжка с картинками Книжная речь Разговорная речь Есть слова, которые употребляются преимущественно в разговоре, в словаре они обозначены пометой «разг.».

При всех особенностях разговорного языка между ним и книжным нет резкой границы. Это две разновидности одного и того же русского языка. Вслушиваясь в живую речь народа, писатели обрабатывают разговорный язык, вносят в литературный язык новые слова и выражения.

Использование разговорного языка в художественных произведениях. -Как же я буду с вами играть? -А что такое? -Вы же учительница! -Ну и что? Учительница – так другой человек, что ли? Иногда надоедает быть только учительницей, учить и учить без конца. Постоянно одёргивать себя: то нельзя, это нельзя. В.Распутин. «Уроки французского». Отметьте признаки разговорного языка в тексте.

- Как же я буду с вами играть? - А что такое? - Вы же учительница! - Ну и что? Учительница – так другой человек, что ли? Иногда надоедает быть только учительницей, учить и учить без конца. Постоянно одёргивать себя: то нельзя, это нельзя. Неподготовленность реплик Неполнота и обрывочность фраз Упрощённость синтаксиса.

Можно ли сказать, что язык диалога из повести Распутина - это тот язык, который звучит в нашей повседневной жизни?

Обобщим сказанное Разговорный и книжный язык – две разновидности употребления языка. Разговорный язык употребляется в неофициальной обстановке. Это неподготовленный диалог, реплики в котором вызваны ситуацией, он отличается от книжного главным образом лексикой и синтаксисом.

Литература Учебник словесности под редакцией Р.И.Альбетковой.