Л ИТЕРАТУРА XVIII В. ( ПЕРИОДИЗАЦИЯ ) Литература Петровской эпохи (1690 - первая четверть XVIII в.) Литература 1730-1750-х годов (формирование классицизма).

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Біблія. Новий Завіт. Притча про блудного сина У одного человека было два сына. Младший из них сказал отцу: Отец! Дай мне часть имения, которая приходится.
Advertisements

Православным и протестантам или о чем молился Христос Иоанна 17.
Как вы думаете, что это?. Что говорит об этом Бог в Библии? 25 Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, 26 много потерпела от многих.
МИЛОСТЬ ЛУЧШЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ Притча о работниках в винограднике.
КОМУ – СИЯТЬ, КОМУ - ГОРЕТЬ ПРИТЧА О ПШЕНИЦЕ И ПЛЕВЕЛАХ.
Я верю в Бога, Отца Всемогущего, усыновившего меня! В Господа и Спасителя моего Иисуса Христа! В Духа Святого – Господа Животворящего, Утешителя моего!
Образы И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и.
Христос воскрес! И я – тоже! Евангелие от Иоанна 8:28-36.
БЛАГОСЛОВЕНИЯ ИСХОДЯТ ОТ БОГА Воскресная школа церкви «Открытая дверь» 12 февраля 2011г.
О Равнодушии
После воскресения Занятие 49. Воскресение – загадка Христианства.
Явление Христа Иоанну. Строение книги Откровения 1. Послание семи церквам (1-3) 2.Семиричный цикл (4-19) 3. Пришествие Христа (19-20) 4. Видение нового.
ПИСЬМО ЛЮБВИ ОТЦА СО ЗВУКОМ Может быть ты не знаешь меня, но Я знаю о тебе всё… Пс 138:1 Я знаю, когда ты садишься и когда встаешь… Пс 138:2 Мне известны.
Победа над дьяволом Занятие И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его.
Пророк Иона Уроки милости. Подразумеваемое богословие.
© 2006 TBBMI ТЕПЕРЬ БОЛЬШОЙ ВОПРОС: НУ И ЧТО?! ТЕПЕРЬ БОЛЬШОЙ ВОПРОС: НУ И ЧТО?! 01 1.
2. Осуществлено Иисусом Христом «Отец послал Сына Спасителем миру» (1 Ин. 4:14) «Наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Матф.
ИИСУС, ПОЛИТИКА И ЦАРСТВО БОЖЬЕ Еванг. от Мт. 22:15-22.
Неведомый Бог для особенно набожных. 16 В ожидании их в Афинах Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов. 17 Итак он рассуждал в синагоге.
Спаситель родился! Прославь Его!. Два вопроса: Для чего Он пришел? Что требуется от нас?
Транксрипт:

Л ИТЕРАТУРА XVIII В. ( ПЕРИОДИЗАЦИЯ ) Литература Петровской эпохи ( первая четверть XVIII в.) Литература х годов (формирование классицизма). Литература первой половины 1770-х годов (появление, наряду с классицизмом, первых ростоков сентиментализма). Литература последней четверти XVIII в. (упадок классицизма, расцвет сентиментализма) Eliza Małek

Л ИТЕРАТУРНАЯ КУЛЬТУРА П ЕТРОВСКОГО ВРЕМЕНИ Дальнейшее обмирщение культуры и быта. «Европеизация» быта, языка и культуры. Отмежевание от «старой» русской культуры. Смена писательского типа. E. Małek, Литература петровского времени, " J ę zyk Rosyjski " 1977, nr 1, s Eliza Małek

«Д АНО ЛЕТА Г ОСПОДНЯ 1710, Г ЕНВАРЯ В 29 ДЕНЬ » Eliza Małek

«С ИМЫ ЛИТЕРЫ ПЕЧАТАТЬ ИСТОРИЧЕСКИЕ И МА - НИФАКТУРНЫЯ КНИГИ. А КОТОРЫЯ ПОДЧЕРНЕНЫ, ТЕХ ВЫШЕПИСАННЫХ КНИГАХ НЕ УПОТРЕБЛЯТЬ » Eliza Małek

С ИМВОЛЫ И ЭМБЛЕМАТА Использовались в панегирических стихах, оформлении триумфальных ворот, пьесах и т.п Eliza Małek

С ТАРОЕ И НОВОЕ Рукописные повести (старые по форме, новые по содержанию) – Повесть о Василии Кориотском, Повесть о Фроле Скобееве. Стихотворство (новые жанры – любовная лирика, кант, панегрирические стихи). Театр (публичный и школьный) и драматургия. Ведущие направления – барокко и предклассицизм Eliza Małek

Л ИРИКА (А Х, СВЕТ МОЙ ГОРКИ...) Ах, свет мой горки моей молодости! Печално терпеть, не маю радости. Мои роскоши во свет залетели, мои потехи во плач пременили, Мое гуляние во скорби пребывает, тяжкая туга сердце засмушает... Где роскош давно, где гулянье славно, что было тогда всему свету явно. Отошло в поле, во глубокое море, свет пременила нещастная доля Eliza Małek

Ф ЕОФАН П РОКОПОВИЧ ( ) Первая встреча с Петром в Киеве (1706) и произнесение речи в его честь. Вторая встреча с царем – Слово похвальное над войсками свейскими победе (1709). Вызов в Петербург (1716) – Ф.П. становится главным идеологом Петра Eliza Małek

Т ВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Ф ЕОФАНА Драматург - трагедокомедия Владимир (1705). Теоретик литературы ( Поэтика ). Проповедник (оратор). Лирик (эпитафии, оды, панегирические «приветства») Eliza Małek

А ПОЛОГЕТ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ Слово о власти и чести царской (1718) Слово похвальное о флоте Российском (1720) Слово на новое лето... 1 января 1725 года начинается с обращения «Здравствуйте в новый год, христолюбивое собрание!» - в проповедях обосновывает право императора на лишение Алексея Петровича права до наследования престола, хвалит Петра за реформы (флот, введение нового календаря) и т.д Eliza Małek

С ЛОВО НА ПОГРЕБЕНИЕ П ЕТРА В ЕЛИКОГО (1725) «По окончании божественной литургии взошёл на кафедру для проповеди архиепископ псковский Феофан. Но коль слово сие ни было кратко, однако ж продолжалось оно около часа, ибо беспрестанно было прерываемо плачем и воплем слушателей». ( Из воспоминаний очевидца ) «Вопль и рыдание сие перешло к вне церкви стоящим, и казалось, что самые стены церкви и валы крепости возревели...» (И. Голиков, Деяния Петра Великого, ч. 9, Москва 1789, с. 238) Eliza Małek

С ЛОВО НА ПОГРЕБЕНИЕ Что се есть? До чего мы дожили, о россиане? Что видим? Что делаем? Петра Великого погребаем! Не мечтание ли се? Не сонное ли нам привидение? О, как истинная печаль! О, как известное наше злоключение! Виновник бесчисленных благополучии наших и радостей, воскресивший аки от мертвых Россию и воздвигший в толикую силу и славу, или паче, рождший и воспитавший прямый сын отечествия своего отец, которому по его достоинству добрии российстии сынове бессмертну быть желали, по летам же и состава крепости многолетно еще жить имущего вси надеялися, противно и желанию и чаянию скончал жизнь и о лютой нам язвы! тогда жизнь скончал, когда по трудах, беспокойствах, печалех, бедствиях, по многих и многообразных смертех жить нечто начинал Eliza Małek

Eliza Małek 13 Кого бо мы, и какового, и коликого лишилися? Се оный твой, Россие, Сампсон, каковый да бы в тебе могл явитися никто в мире не надеялся, а о явльшемся весь мир удивился. Застал он в тебе силу слабую и сделал по имени своему каменную, адамантову; застал воинство в дому вредное, в поле не крепкое, от супостат ругаемое, и ввел отечеству полезное, врагом страшное, всюду громкое и славное. (...) славная проповедати о себе всему миру повелел. (...) Се твой первый, о Россие, Иафет, неслыханное в тебе от века дело совершивший, строение и плавание карабельное, новый в свете флот (...)

Се Моисей твой, о Россие! Не суть ли законы его, яко крепкая забрала правды и яко нерешимыя оковы злодеяния! (....) Се твой, Россие, Соломон, приемший от господа смысл и мудрость многу зело. (...) Се же твой, о и церкве российская, и Давид и Константин. Его дело правительство синодальное, его попечение пишемая и глаголемая наставления. (...) Eliza Małek

Eliza Małek 15 Вы же, благороднейшее сословие, всякого чина и сана сынове российский, верностью и повиновением утешайте государыню и матерь вашу, утешайте и самих себе, несумненным познанием петрова духа в монархине вашей видяще, яко не весь Петр отшел от нас. Прочее припадаем вси господеви нашему, тако посетившему нас, да яко бог щедрот и отец всякия утехи ея величеству самодержавнейшей государыни нашей и ея дражайшей крови дщерям, внукам, племянницам и всей высокой фамилии отрет сия неутолимыя слезы и усладит сердечную горесть благостнным своим призрением и всех нас милостивне да утешит. Но, о Россие, видя кто и каковый тебе оставил, виждь и какову оставил тебе. Аминь. 1725

П ОЭТИКА СЛОВ Риторика «обновления»: «тьма неведения», «вдруг», «ныне» - «прежде», «невежество» - просвещение», «слепота» - «прозрение» (Николаев С. И.) Четкая композиция (приступ, развитие темы, заключение). Обилие риторических вопросов, антитез («ныне» - «прежде», «было» - «стало»), обращения к слушателям, к Богу и к России Eliza Małek

С МЕНА ПИСАТЕЛЬСКОГО ТИПА А. М. Панченко пишет, что в петровскую эпоху «монах или белец становится чиновником; писатель, сочиняющий по обету или внутреннему убеждению, сменяется грамотеем, пишущим по заказу или прямо «по указу». Петр делал такие заказы или лицам, или учреждениям, Славяно-греко-латинской академии например. Это самый распространенный писательский тип петровского времени». По царскому заказу (или упреждая желания царя) писал и Феофан Прокопович Eliza Małek

Eliza Małek 18 «Однако литературе позволялось выполнять не только практические функции, которые Петр считал важнейшими. Она должна была также развлекать ; для развлечения каждый мог писать невозбранно в качестве частного человека, вне и помимо служебных обязанностей. Писатель стал частным человеком, частный человек стал писателем. В этом, как мне кажется, и заключается смысл того переворота в литературном быте, который случился при Петре. Это была тоже своего рода реформа, и реформа с далеко идущими последствиями.» (там же)

Eliza Małek 19 Притча о десяти девах (Мф 25: 1-13) 1 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. 2 Из них пять было мудрых и пять неразумных. 3 Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. 4 Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. 5 И как жених замедлил, то задремали все и уснули. 6 Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. 7 Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Евангелие Апракос 1693 г. (

Eliza Małek 20 8 Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. 9 А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. 10 Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; 11 после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. 12 Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. 13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.

С ТЕФАН Я ВОРСКИЙ – Ф ЕОФАН ПРОКОПОВИЧ И СНЯТИЕ ЗАПРЕТА НА СМЕХ Петру сообщают, что митрополит Стефан Яворский ведет себя недостойно. Император навещает его поздно вечером и, заметив на столе бутыки, подозревает, что Стефан держит в них вино, но там оказалась брусничная вода. «[…]вздумалось государю тогда же полюбопытствовать о Феофане: что он сей ночи делает... Двери были заперты... Отворили, усмотрели государя, кинулись к Феофану... Бывшие у него гости испугались, стол наполнен был разными напитками и яствами. Но архиепископ, с веселым и добрым духом встретив радостно государя, шедшего к нему, и имея покал в руках с венгерским, возгласил: Се жених грядет в полунощи! Блажен раб, его же обрящет бдяща, недостоин же паки, его же обрящет унывающа!» Eliza Małek

Eliza Małek 22 Независимо от того, подлинный это анекдот или сочиненный позднее, он отразил очень важные черты петровского быта. Феофан Прокопович держал открытый дом. Смех царил на его приемах, которые современники называли «аттическими ночами». Между прочим, приветственные слова, которыми Феофан, согласно анекдоту, встретил Петра, отдают пародийным кощунством: этот текст начинал одну из служб страстной недели. (А. М. Панченко, О смене писательского типа...)

Л ИТЕРАТУРА А. М. Панченко, О смене писательского типа в петровскую эпоху d= Eliza Małek