Н ИКОЛАЙ А ЛЕКСЕЕВИЧ З АБОЛОЦКИЙ (1903-1958) Определите тему и жанр стихотворения «Не позволяй душе лениться..», написанного в 1958 году Тема – совет молодым.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Николай Алексеевич Заболоцкий ( ) Определите тему и жанр стихотворения «Не позволяй душе лениться..», написанного в 1958 году Тема – совет молодым.
Advertisements

Правила общения каждый имеет право на свое мнение каждый имеет право на свое мнение высказываться искренне, а не говорить то, что хотят услышать другие.
«Человек – знаковая система» Брокер Налоговый инспектор АудиторЭкономист Банковский служащий Бухгалтер Оператор ЭВМ Библиотекарь Дело- производитель ВостоковедЛингвистКорректорАстрономФармацевтПочтальон.
Малина Ольга Викторовна, Малина Ольга Викторовна, учитель английского языка учитель английского языка МБОУ СОШ 4 г. Навашино МБОУ СОШ 4 г. Навашино.
Известные люди Профессия Поэты о профессиях Страница словаря Загадка Крылатая фраза Работа с текстом Кто автор?
Анализ лирического стихотворения Восприятие. Истолкование. Оценка.
Презентация к уроку литературы в 9 классе). Автор и читатель.
Пришла желанная весна, И стали дни длинней. Спешит, спешит скорей она – Становится теплей. Пора, ребята, собираться…Куда? Ответ найдем мы вместе. Куда.
Повелительное наклонение Урок русского языка в 6 классе Учитель русского языка и литературы Федичкина Ю.С. МБОУ СОШ им. С.Е. Кузнецова с. Чемодановка Бессоновского.
Обучение созданию рецензии на поэтический текст (презентация к уроку литературы в 9 классе)
Типичные вопросы по лирическим произведениям. Как называется разновидность лирики, к которой принадлежит данное стихотворение?// К какой жанрово-тематической.
Ребята! Есть много известных людей, которые своим талантом, своим трудом добились успехов в своей жизни. Многие из вас слышали такие имена как Александр.
Художественный анализ текста как элемент подготовки к ЕГЭ по литературе.
Теория литературы. Лирические произведения. Подготовка к ЕГЭ по литературе.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.
Гармония звуков, образов, красок в пейзажной лирике русских поэтов(А.А.Фета, Ф.И.Тютчева,Я.П.Полонского).
Анализ стихотворного произведения В помощь учащимся Учитель – Дмитриева О.С. «СОШ 50» г.Курган.
Я лиру посвятил народу своему… Быть может, я умру, неведомый ему, Но я ему служил – и сердцем я спокоен…
Разработана Кривопустовой С. В. г. Краснодар, Гимназия 69.
Ключевые слова урока: 1. Строфа. 2. Эпитет. 3. Сравнения. 4. Антитеза. 5. Тема. 6. Идея. 7. Лирический герой.
Транксрипт:

Н ИКОЛАЙ А ЛЕКСЕЕВИЧ З АБОЛОЦКИЙ ( ) Определите тему и жанр стихотворения «Не позволяй душе лениться..», написанного в 1958 году Тема – совет молодым (моралите) Жанр – философская лирика

О СОБЕННОСТЬ СТРУКТУРЫ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Форма, композиция стихотворения Каким вы увидели лирического героя стихотворения? Шесть катренов, кольцевое обрамление, рассуждение Человек неравнодушный, чувствующий свою ответственность за происходящее вокруг

И СПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО - ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ Лексика стихотворения Использование фразеологизмов Бурелом - поваленный бурею лес. Ухаб – выбоина, яма на дороге. Коль - если. Узда – сдерживающее приспособление Поблажка - нестрогое, излишне снисходительное отношение Толочь воду в ступе; И день и ночь! Держать в черном теле; Не снимать узды; Дать поблажку; Последняя рубашка;

И СПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО - ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ Какие тропы использует автор? Определите роль глагольной лексики Отсутствие эпитетов; Скрытое сравнение «Жить по- человечьи»; Метафоричность; Градация во второй строфе; Ключевые слова: душа, дом, работа, человек, труд Не позволяй лениться! Гони, тащи, не разрешай спать, держи, не снимай, хватай, учи и мучай. Обязана трудиться! (риторическое восклицание)

И СПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО - ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ Использование анафоры и антитезы Определите размер, рифму, звукопись Она, она, она Рабыня и царица; Работница и дочь; И день и ночь… Четырехстопный ямб Рифма точная, перекрестная Аллитерация: от дома к дому, спать в постели Ассонанс: пустырь, бурелом, сугроб, ухаб

А КТУАЛЬНОСТЬ ПОСЛАНИЯ З АБОЛОЦКОГО Какова идея стихотворения? Однокоренные слова, определяющие позицию человека Душа обязана трудиться… (идея выражена в кольцевом обрамлении стихотворения) Душа – душевный- равнодушный- бездушный - духовный- бездуховный- простодушный- воодушевление- душеспасительный …

Ч ЕМУ УЧИТ СТИХОТВОРЕНИЕ З АБОЛОЦКОГО ? Человек развивается только в труде, в испытаниях, в борьбе, в стремлении познать как можно больше в этом мире. Только тогда он движется вперед, только тогда может чего-то достичь в жизни. Чтобы стать достойным человеком, необходимо учиться, овладевать новыми знаниями и умениями. Но знания и навыки не приходят сами по себе. Поэтому нужно постоянно трудиться над собой, развивать свой разум и свою душу.