Переход на новые образовательные стандарты Введение в ФГОС.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФГОС начального общего образования утвержден Приказом 373 Минобрнауки России г., зарегистрирован в Минюсте России г.,
Advertisements

Основные направления инициативы «Наша новая школа» Переход на новые образовательные стандарты Переход на новые образовательные стандарты Развитие системы.
Нормативно-правовое регулирование введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Комарова В.А., консультант.
Что такое ФГОС? ФГОС – это совокупность требований к результатам освоения основной образовательной программы (ООП) и структуре ООП в соотношении частей.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
1 Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы Зафиксированы требования к результатам : -метапредметным ( освоенные обучающимися.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования в контексте государственной политики в образовании 2-3 февраля 2010 г. Москва.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования в контексте государственной политики в образовании.
Нормативно-правовое регулирование введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования в контексте государственной политики в образовании май 2010 года г. Москва.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: Образовательная программа школы 81 Июнь 2011 г.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения март 2011 г.
уч.год уч.год - обязательное введение ФГОС - введение ФГОС по мере готовности 1 МОНИТОРИНГИОТЧЕТНОСТЬ 1 Введение федерального государственного.
1 Особенности формирования федеральных перечней учебников на учебный год декабрь 2010 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения.
СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования в контексте государственной политики в образовании.
Условия введения ФГОС. Основные характеристики новый формат стандарта (рамочный документ) новое содержание стандарта (совокупность требований) расширение.
Транксрипт:

Переход на новые образовательные стандарты Введение в ФГОС

6 пунктов президентской инициативы 1. Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие системы поддержки талантливых детей 3. Совершенствование учительского корпуса 4. Изменение школьной инфраструктуры 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников 6. Расширение самостоятельности школ

Переход на новые образовательные стандарты 1. От стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, к новым стандартам – требованиям о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов 2. Две части: обязательная и та, которая формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможность выбора 3. Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость 4. Результат образования – это не только знания, но и умение применять их в повседневной жизни. 5. В школе должны быть созданы кадровые, материально- технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени 6. Финансовое обеспечение будет построено на принципах нормативно-подушевого финансирования. При этом средства будут поступать и в муниципалитеты и в каждую школу по нормативу независимо от форм собственности

Состояние разработки и утверждения стандартов 1. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года 15785) 2. ФГОС основного общего образования – в стадии разработки (ориентировочный срок внесения проектов в Совет при Министерстве – май 2010 года); 3. ФГОС среднего (полного) общего образования – в стадии разработки (ориентировочный срок внесения проектов в Совет при Министерстве – май 2010 года)

Основные характеристики нового стандарта новый формат стандарта (рамочный документ); новое содержание стандарта (совокупность требований); расширение функций и пользователей стандарта; новое методологическое основание (системно-деятельностный подход)

Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы Зафиксированы требования к : -метапредметным ( освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями) ; - личностным ( готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности); -предметным ( освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира) результатам;

Требования к структуре основной общеобразовательной программы Зафиксированы требования к: - количеству и наименованию разделов (всего-9), в том числе к учебному плану общеобразовательного учреждения; -минимальному и максимальному количеству учебных часов за 4 года ( часов); - содержанию каждого из разделов; -соотношению частей основной общеобразовательной программы (80/20% для первой ступени); - организации внеурочной деятельности

Требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы кадровым (укомплектованность, уровень квалификации, аттестация, повышение квалификации и переподготовка); материально-техническим (сформулированы требования к информационной среде образовательного учреждения); учебно-методическим и информационным (учебники, ЭОР, учебные пособия); финансовым (нормативное подушевое финансирование; новая система оплаты труда)

Что дальше? Федеральный уровень с участием субъектов Российской Федерации: -разработка примерной образовательной программы, включающей в том числе: - базисный учебный план; -примерные программы учебных предметов; - остальные примерные программы в соответствии со стандартом Образовательное учреждение - разрабатывает основные общеобразовательные программы, включающие учебный план, рабочие программы учебных предметов и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся.

уч.год уч.год - обязательное введение ФГОС - введение ФГОС по мере готовности 1 МОНИТОРИНГИОТЧЕТНОСТЬ 1 Введение федерального государственного стандарта общего образования уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности

Критерии готовности ОУ к введению стандарта -разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения; -нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т.п.); -приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения; -определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования; - разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ;

Критерии готовности ОУ к введению стандарта - определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями(ем) дополнительного образования детей); - разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС; -осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов (возможно поэтапно по мере введения ФГОС начального общего образования); - обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.

Нормативно-правовая база на федеральном уровне Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования является нормативным документом, разработанным и утвержденным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации

1. Приказ Минобрнауки России «6» октября 2009г. 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» 2.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России 3.Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации 4.Фундаментальное ядро содержания общего образования базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий.

Региональные составляющие перехода на ФГОС Приказ Департамента образования Ивановской области от «Об утверждении Положения о региональном координационно-методическом центре введения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), Плана-графика мероприятий по обеспечению введения федерального государственного стандарта начального общего образования в Ивановской области» Письмо Департамента образования Ивановской области от о пилотных площадках по введению ФГОС НОО

План-график мероприятий по обеспечению введения федерального государственного стандарта начального общего образования в Ивановской области Создание нормативного обеспечения введения ФГОС Создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС Создание организационного обеспечения введения ФГОС Создание кадрового обеспечения введения ФГОС Создание информационного обеспечения введения ФГОС Создание материально-технического обеспечения введения ФГОС

План-график мероприятий по обеспечению введения федерального государственного стандарта начального общего образования в Ивановской области Региональный уровень Муниципальный уровень Уровень образовательного учреждения

Образовательные учреждения Разработка на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения и утверждение данной программы Привлечение органов государственно- общественного управления образовательным учреждением к проектированию основной образовательной программы начального общего образования

Образовательные учреждения Разработка и утверждение плана-графика введения ФГОС начального общего образования в образовательном учреждении Разработка программ экспериментальной работы по вопросам введения ФГОС общего образования на базе инновационных общеобразовательных учреждений Разработка плана внутришкольного повышения квалификации по проблемам введения ФГОС начального общего образования

Образовательные учреждения Обеспечение соответствия нормативной базы школы требованиям ФГОС (санитарно- гигиенические условия, финансирование, материально-техническое обеспечение и др.) Разработка локальных актов, устанавливающих требования к различным объектам инфраструктуры образовательного учреждения с учетом требований к минимальной оснащенности учебного процесса (например, положений о культурно-досуговом центре, информационно-библиотечном центре, физкультурно-оздоровительном центре, учебном кабинете и др.)

Образовательные учреждения Приведение в соответствие с требованиями ФГОС общего образования и новыми тарифно- квалификационными характеристиками должностных инструкций работников образовательного учреждения Разработка (внесение изменений) локальных актов, регламентирующих установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размера премирования. Заключение дополнительных соглашений к трудовому договору с педагогическими работниками.

Образовательные учреждения Реализация моделей взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности Создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС общего образования

Образовательные учреждения Широкое информирование родительской общественности о подготовке к введению и порядке перехода на новые стандарты

Список образовательных учреждений - пилотных площадок по введению ФГОС начального общего образования МОУОКолич.ОУ Иваново3МОУ лицей 22, МОУ лицей 33, МОУ СОШ 66 Кинешма1МОУ СОШ 8 Тейково1МОУ СОШ 2 Фурманов1МОУ СОШ 1 Шуя1МОУ СОШ 7 Вичугский1МОУ Старовичугская СОШ им.Г.В.Писарева Ивановский1Богданихская МСОШ Лежневский1Лежневская МСОШ 10 Родниковский1МСОШ 4 г.Родники Юрьевецкий1Ёлнатская МСОШ ИТОГО12

Т- структура основных образовательных программ Т- результаты освоения основных образовательных программ Т- условия реализации основных образовательных программ Стандарты общего образования второго поколения содержат три компонента: Тр + Тс + Ту – новая формула образовательных стандартов ФГОС

Требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы кадровым (укомплектованность, уровень квалификации, аттестация, повышение квалификации и переподготовка); материально-техническим (сформулированы требования к информационной среде образовательного учреждения); учебно-методическим и информационным (учебники, ЭОР, учебные пособия); финансовым (нормативное подушевое финансирование; новая система оплаты труда)

27 ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако- символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, Установления аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Требования к результатам освоения основной образовательной программы

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Спортивно-оздоровительное Спортивно-оздоровительное Художественно-эстетическое Художественно-эстетическое Научно-познавательное Научно-познавательное Военно-патриотическое Военно-патриотическое Общественно-полезная деятельность Общественно-полезная деятельность Проектная деятельность Проектная деятельность Игровая; Игровая; Познавательная; Познавательная; Проблемно-ценностное общение; Проблемно-ценностное общение; Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); Художественное творчество; Художественное творчество; Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); Техническое творчество Техническое творчество Трудовая (производственная) деятельность. Трудовая (производственная) деятельность.

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации

Базисный учебный план инвариантная часть вариативная часть внеурочная деятельность

Инвариантная часть обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально-значимым ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта. Вариативная часть обеспечивает региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся. Включает внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.

Предметные области Учебные предметы Классы Количество часов в неделю Всего часов IIIIIIIV Обязательная часть Филология Русский язык Литературное чтение Иностранный язык-2226 Математика и информатикаМатематика Обществознание и естествознаниеОкружающий мир22228 Основы духовно-нравственной культуры народов России ---0/10,5 Искусство Музыка11114 Изобразительное искусство11114 Технология Физическая культура Итого: ,568,5 Часть, формируемая участниками образовательного процесса-332,58,5 Максимально допустимая недельная нагрузка Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.)10 40 Всего к финансированию:

Примерный учебный план образовательного учреждения Учебные предметы Классы Количество часов в неделю Всего IIIIIIIV Внеурочная деятельность10 40 Спортивные кружки, секции22228 Растим патриотов22228 Предметные кружки22228 Музыкальные кружки, театральная студия Социальная работа11114 Проектная деятельность11114 Всего к финансированию ,5132,5

Внеурочная деятельность Направления Классы IIIIIIIV Всего Спортивно- оздоровительное Художественно- эстетическое Научно-познавательное Военно-патриотическое Общественно-полезная деятельность Проектная деятельность Итого 10 40

Риски введения ФГОС Дефицит кадров; Риск негативного отношения к стандарту педагогов; Риск негативного отношения к стандарту родителей и общественности; Неготовность детей обучаться в новых условиях; Неготовность администрации к эффективному управлению в соответствии с новыми требованиями.

36 Что делать? 1. Считать нормативы по новому 2. В систем оценки качества: -Поддерживать методические объединения, привлекая их к оценочным процедурам (аккредитация ОУ и аттестация учителей) -Проводить мониторинг компетентностей 3. Учить учителей (сегодняшняя встреча) 4. Обеспечить закупку новых учебников 5. Технологизировать позиции по условиям осуществления образовательной деятельности 6. Создать рабочую группу и вести электронный мониторинг введения НСОТ