Прекрасный наш язык… А.С.Пушкин. Великие русские писатели о русском языке.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Прекрасный наш язык… А.С.Пушкин. Великие русские писатели о русском языке.
Advertisements

Виктор Владимирович Виноградов ( ) русский филолог, академик, ученик А. А. Шахматова и Л. В. Щербы. Создал фундаментальные труды по истории русского.
Ученые-русисты. Михаил Васильевич Ломоносов 1)разработка научной классификации частей речи и в создании теории «трех штилей»; 2)создал первую научную.
Зарисовки о русских лингвистах о русских лингвистах «…он понял истинный источник русского языка и красоты оного…» А.С. Пушкин.
Дмитрий Ушаков - русский филолог, лингвист, член-корреспондент АН СССР. Родился 24 января 1873 года. Дмитрий Ушаков являлся редактором и соавтором одного.
Зарисовки о русских лингвистах о русских лингвистах «…он понял истинный источник русского языка и красоты оного…» А.С. Пушкин.
Заседание круглого стола «Русские лингвисты». В.Г.Белинский Русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения.
Выдающиеся учёные- русисты. Ломоносов М.В., Востоков А.Х., Даль В.И., Ушаков Д.Н., Щерба Л.В., Виноградов В.В., Ожегов С.И., Максимов Л.Ю. – известные.
«…он понял истинный источник русского языка и красоты оного…» А.С. Пушкин Зарисовки о русских лингвистах Проект выполнили учащиеся 8 класса Белоногова.
Наука о языке родилась из филологии- науки о текстах. В древности именно изучение священных или просто очень важных текстов и необходимость толковать их,
Презентация Соболевой Т.С. «РУССКИЕ УЧЕНЫЕ – ЛИНГВИСТЫ».
Выполнила : ученица 8 « Б » класса МОУ « Судогодская основная общеобразовательная школа » Мишулина Мария. Г. Судогда, 2011 год.
Щерба Лев Владимирович (20 февраля (3 марта) 1880) 26 декабря 1944) российский и советский языковед, академик АН СССР, внёсший большой вклад в развитие.
Содержание 1. Даль Владимир Иванович Даль Владимир Иванович Даль Владимир Иванович 2. М.В.Ломоносов М.В.Ломоносов 3. «Мы эту книгу просим Вас открыть…»
Из истории русского языкознания: выдающиеся лингвисты Работу выполнила учитель русского языка и литературы ГБОУ Лицей 1560 Лихачева Т. В.
Выдающиеся отечественные языковеды Урок русского языка в 10 классе Учитель русского языка и литературы МОУ Сампурской СОШ Сампурского района Тамбовской.
Толко́вый слова́р- словарь, содержащий в себе слова, стоящие в алфавитном порядке, и краткое описание того, что эти слова.
Словари – наши добрые помощники Презентация к уроку по русскому языку Калинина Валентина Ивановна учитель русского языка и литературы МБОУ «ООШ 12» о.
Толковые словари и их создатели. Первым большим толковым словарём русского языка, в котором объясняются значения слов, был « Словарь Академии Российской.
Тема урока: «Русские ученые – лингвисты, внесшие вклад в изучение русского языка » Голубева Наталия Александровна, учитель русского языка и литературы.
Транксрипт:

Прекрасный наш язык… А.С.Пушкин

Великие русские писатели о русском языке

Как материал словесности, язык славяно- русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими. А.С.Пушкин

Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдёт, а ежели хочешь блеснуть, тогда другое дело. Л.Н.Толстой

Перед Вами громада русский язык! Обращаться со словами нужно честно. Н.В. Гоголь

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса. И.С. Тургенев

Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен. По сути для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться так же неприлично, как не уметь читать и писать. А.П.Чехов

Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск… С русским языком можно творить чудеса! К.Г. Паустовский

Учёные в области русского языка

М.В. Ломоносов ( ) – первый русский ученый-естествоиспытатель, языковед и литературовед, выдающийся деятель российского просвещения. Ученый создал первую подлинно научную грамматику русского языка (она вышла в 1757 г. и называлась "Российская грамматика"). Исследуя функционирование русского языка, Ломоносов сумел определить и зафиксировать произносительные и грамматические нормы, которые были не искусственно навязаны языку, а проистекали из самой языковой практики. М.В. Ломоносов разработал теорию трех стилей речи: высокого, посредственного и низкого и определил языковые правила для каждого из них. В "Риторике" (1748 г.) и в "Письме о правилах российского стихотворства" (1739 г.) ученый разрабатывал теорию русской риторики, заложил основы теории русского стихосложения. Ломоносов придавал большое значение объединяющей роли русского языка, который мог послужить цементирующей основой для населения столь большой территории, которую занимала в то время Россия.

Владимир Иванович Даль ( ) был необыкновенно одаренной личностью. Пятьдесят три года из семи десятилетий своей жизни отдал работе над составлением "Толкового словаря живого великорусского языка"(1863–1866 гг.), за который был удостоен Ломоносовской премии Российской академии наук, а в 1863 г. звания почетного академика. Словарь содержит свыше 200 тысяч слов и отражает словарный состав разговорного и литературного русского языка середины XIX в., а также русских говоров. Большое место в словаре занимают фразеология, пословицы, поговорки, сравнения, значения слов раскрываются через синонимы, описательные и энциклопедические толкования и синонимические словосочетания. Именно Даль ввел термин «толковый» применительно к словарю. Он хотел показать источники и механизмы обновления русской литературной речи, пути освобождения от чуже- родных заимствований, раскрыть для общества "неисчерпаемый родник живого языка русского". Итогом другой титанической работы В.И. Даля – собирания пословиц, поговорок, прибауток в разных областях России – явился труд "Пословицы русского народа ", в котором опубликованы более 30 тысяч пословиц из этого собрания.

Фортунатов Филипп Фёдорович ( ) - выдающийся русский языковед, академик Петербургской академии наук (с 1902 г.), профессор Московского университета. Им было сформулировано учение о грамматической форме слова, которую Фортунатов понимал как его морфологическую членимость. Это положение вызвало в лингвистике взрыв плодотворных идей, многие из которых разрабатываются и в наши дни. В трудах по сравнительно-историческому языкознанию Ф.Ф. Фортунатов пересмотрел и обновил трактовку ряда сложных идей, касающихся сути древнейших процессов в индоевропейских языках. Фортунатов много занимался также теорией правописания. Он внес большой вклад в подготовку реформы русской орфографии, которая была осуществлена уже после его смерти. Идеи Ф.Ф. Фортунатова продолжили развивать его ученики – М.Н. Петерсон, А.М. Пешковский, Д.Н. Ушаков и др. (первое поколение московской лингвистической школы) и ученики его учеников – Р.И. Аванесов, А.А. Реформатский, П.С. Кузнецов, Г.О. Винокур и др.

Дмитрий Николаевич Ушаков ( ) – ученик Ф.Ф. Фортунатова, больше всего известен как один из авторов и главный редактор знаменитого "Толкового словаря русского языка", четыре тома которого увидели свет в 1935–1940 гг. (том 1 – 1935 г., том 2 – 1938 г., том 3 – 1939 г., том 4 – 1940г.). В этом словаре содержится более 85 тысяч слов. Он дал богатый материал для изучения изменений, которые произошли в языке в первой половине XX в., при этом особенно ценны его нормативные указания: стилистические, грамматические, орфографические и орфоэпические. Пометы о стилевой принадлежности того или иного слова, связанная с ним фразеология делают словарь полезным руководством к правильному употреблению слов в речи. Его перу принадлежат работы по общему языкознанию, диалектологии, орфографии, орфоэпии, истории русского языка. Д.Н. Ушаков был активным участником составления проекта орфографической реформы гг. Всю жизнь он изучал, пропагандировал, защищал живое русское слово – и диалектное, и просторечное, и литературное.

Ожегов Сергей Иванович (1900–1964) вошел в историю русского языкознания прежде всего как выдающийся теоретик и практик лексикографии, один из основоположников и теоретиков научной нормализации русского языка, один из составителей "Толкового словаря русского языка" под редакцией Д.Н. Ушакова, автор известнейшего однотомного "Словаря русского языка", первое издание которого вышло в 1949 г. С.И.Ожегову принадлежат работы по лексикологии, лексикографии, социолингвистике, теории и практике культуры речи, истории русского литературного языка, языку отдельных писателей. С.И. Ожегов редактировал такие словари-справочники, как "Русское литературное произношение и ударение" (1955 г.), "Орфографический словарь русского языка" (1956 г.) и др.

Шахматов Алексей Александрович (1864–1920) - теоретик и историк русского языка, ученик Ф.Ф. Фортунатова, Вместе со своим учителем Шахматов участвовал в работе Комиссии по выработке проекта реформы орфографии, утвержденного в 1918г. Уже в студенческие годы А.А. Шахматов занимался исследованиями древнерусских рукописей, их научным описанием и подготовкой к публикации. А.А. Шахматову принадлежит немало научных открытий в области истории и диалектологии русского и других славянских языков. В своих работах "Исследование в области русской фонетики" (1894 г.), "К истории звуков русского языка" (1898 г.), "Очерк древнейшего периода истории русского языка" (1915 г.) он решал задачу реконструкции древнейших славянской и русской языковых систем, изучал их фонетические особенности. А.А. Шахматов - основоположник текстологии как науки. Последние годы жизни он посвятил построению общей синтаксической теории. Его курс «Синтаксис русского языка» оказал огромное влияние на всё последующее развитие синтаксической теории в России.

Пешковский Алексей Матвеевич ( ) – выдающийся лингвист, ученик Ф.Ф.Фортунатова. Основной труд ученого – "Русский синтаксис в научном освещении" – переиздавался более 10 раз (1-е издание в 1914 г.) и не потерял своей научной значимости до сих пор. В книге А.М. Пешковский разработал учение о грамматических средствах языка, о типах значения. Учение о предложении и его главном признаке – предикативности, сказуемости – выступает основой Синтаксической теории ученого. А.М. Пешковский всегда занимал активную жизненную позицию: он считал, что лингвист должен "активной проповедью" вмешиваться в языковую жизнь общества, в практику преподавания русского языка в школе, поскольку только сознательное владение грамматикой делает человека по- настоящему грамотным, помогает ему культурно и ясно говорить.

Умницы и умники

Красная дорожка-1 1.Вставьте, где надо, пропущенные буквы, раскройте скобки: Землян..ой пол, стеклян..ая ваза, холщ..вый мешоч..к, (не)смелые ребята, искус.ный мастер, оп..здали на урок, прекрас..ное чу..ство, ветрен..ый день, светло(зелёный) лист, пр..открыл форт..чку, отреж..те п..рога, н..(о)чём (не)говорит, какой(нибудь).

Проверьте: Земляной пол, стеклянная ваза, холщовый мешочек, несмелые ребята, искусный мастер, опоздали на урок, прекрасное чувство, ветреный день, светло-зелёный лист, приоткрыл форточку, отрежьте пирога, ни о чём не говорит, какой-нибудь. Красная дорожка-1

Красная дорожка-2 - Как называются с точки зрения лексики слова: скальпель, натюрморт, морфема, конвейер, сила тока, процессор, мольберт? -Как называются слова осмелиться, отважиться, решиться, рискнуть, посметь, дерзнуть?

Жёлтая дорожка-1 1. Угадайте фразеологизмы:

Жёлтая дорожка-2 2. Какие суффиксы пишутся со словом через дефис?

Жёлтая дорожка-3 3. Объясните смысл крылатых выражений : Хоть пруд пруди Выйти из себя Дамоклов меч

Жёлтая дорожка-4 4. Произнесите слова, правильно выделяя ударный слог: Торты, комбайнер, начал, ждала, звонит, баловать, красивее, мельком, черпая.

Зелёная дорожка-1 1.Разберите по составу выделенные слова: - Расточка деталей. - Из земли показалось три росточка.

Зелёная дорожка-2 Угадайте фразеологизм по рисунку

Зелёная дорожка-3 3. Объясните лексическое значение слов: Оранжерея Интенсивный Гуманный Оптимист

Зелёная дорожка-4 4. Верно ли пояснение: «Зодчий, по-русски, значит архитектор»?

Зелёная дорожка-5 5. Какое предложение является сложным? а) Я написал письма брату, сестре и бабушке. б) Мальчики отправились ловить рыбу, девочки готовили обед. в) Весёлое, яркое утро ворвалось в комнату.

1.Замените заимствованные слова русскими синонимами: Дисплей – Шеф – Хобби – Белая дорожка-1

Белая дорожка-2 2. Как называются пары слов: -Робкий – смелый -Прекрасный – уродливый -Глубокий – мелкий -Дешёвый - дорогой

Белая дорожка-3 Назовите фразеологизм, проиллюстри- рованный здесь, и объясните его значение.

Белая дорожка-4 4. Найдите в реплике Чацкого слово, которое в древнерусском языке обозначало число Когда в делах – я от веселий прячусь, Когда дурачится – дурачусь, А смешивать два эти ремесла Есть тьма искусников, я не из их числа.

Белая дорожка-5 5. В каком из словосочетаний главное слово является существительным? -третий участник -один из желающих -пятый в строю -налево от нас

Белая дорожка-6 6. В каких словах количество звуков и букв не совпадает? Почему? Аллея, зайчик, веер, праздник, юла, сельдь.

Берегите русский язык и изучайте его!

Автор презентации – Костенко И.А., учитель русского языка и литературы МОУСОШ 18 станицы Новомалороссийской Выселковского района Краснодарского края Использованные материалы 1.1С:Репетитор.Русский язык» (мультимедийный учебник), автор Руденко-Моргун О.И.