Объектно-ориентированное программирование С++. Лекция 9 Карпов В.Э.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Объектно-ориентированное программирование С++. Лекция 9 Карпов В.Э.
Advertisements

Основные концепции стандартной библиотеки шаблонов. Липкин Николай.
Обработка исключений Основы метапрограммированияОбработка исключений Основы метапрограммирования.
Стандартная библиотека шаблонов (STL) Контейнеры –структуры для хранения данных. Алгоритмы – шаблонные универсальные функции для обработки данных Итераторы.
С++, ООП Семинар 2 Рябова Анна Сергеевна
Обработка исключительных ситуаций Исключительная ситуация (исключение) – это ошибка, возникающая во время выполнения программы. Например, ошибка работы.
Прикладное программирование кафедра прикладной и компьютерной оптики Полиморфизм.
Лекция 6 Функции. Объявления и определения Объявление функции – указание имени функции, а также входных и выходных параметров Определение функции – указание.
Учебный курс Объектно-ориентированный анализ и программирование Лекция 7 Методы как средство реализации операций Лекции читает кандидат технических наук.
Объектно-ориентированное программирование С++. Лекция 6 Карпов В.Э.
Лекция 6 Функции. Объявления и определения Объявление функции – указание имени функции, а также входных и выходных параметров Определение функции – указание.
Язык C++ Лекция 2. Недостатки enumов Засорение namespaceа, в котором находится enum Соответственно, члены enumа должны иметь уникальный префикс.
Лекция 3. Введение в C++ Примеры взяты из книги Брюса Эккеля Думаем на С++
Основы информатики Классы Заикин Олег Сергеевич zaikin.all24.org
Перегрузка операторов x = a + b результат 1-й операнд2-й операнд оператор По количеству операндов операторы делятся на: унарные (один операнд) бинарные.
1 Переопределение операций Макаревич Л. Г.. 2 Зачем нужна перегрузка операций? class Complex { double re; double im; public: Complex(double r=0, double.
Лекция 4. Введение в С++ Наследование, множественное наследование. Конструкторы, деструкторы. Виртуальные функции.
Class Т определяет тип элементов, хранимых в векторе. class А определяет тип класса, отвечающего за распределение памяти для элементов вектора.
Разработка на CUDA с использованием Thrust Михаил Смирнов.
Д.з Язык С++ - занятие 31. Задача 1: 1/1 + 1/3 + 1/5 … #include using namespace std; int main() { int n; cin >> n; double sum = 0;// Сумма for.
Транксрипт:

Объектно-ориентированное программирование С++. Лекция 9 Карпов В.Э.

ООП C++2 Библиотека STL Standard Template Library (STL, Александр Степанов и Менг Ли, Hewlett-Packard Lab) - надстройка над C++. Задачи: Упростить работу с C++ Сделать ее «комфортной». Главная идея STL - уменьшение зависимости от стандартных библиотек С++. Основная проблема стандартных библиотек - их тесная связь с данными, что делает эти библиотеки неудобными для работы с типами данных пользователя. STL позволяет работать с любыми типами данных и производить над ними операции. STL отделяет структуры данных от алгоритмов, которые с ними работают. С 1994 года STL стала частью официального стандарта языка C++.

ООП C++3 Возможности STL классы string и wstring реализующих динамические строки (с однобайтовыми и двубайтовыми символами); класс complex реализующий комплексные числа; классы по локализации приложений; потоки ввода/вывода для файлов, консоли и строк; классы обработки исключений; итераторы - сходные по функциональности с указателями объекты, используемые для обработки элементов контейнерных типов; контейнерные классы - классы по управлению множеством элементов одного типа, как –vector - динамический массив; –list - список; –queue,deque - очередь; –stack - стек; –map, multimap - отображения (ассоциативные массивы); –set - множество; алгоритмы - шаблоны функций для обработки элементов массивов и контейнерных классов; различные вспомогательные классы –функциональные объекты - классы для которых перегружена операция (), используется в алгоритмах; –pair - класс реализующий пару значений, используемый с отображениями; –auto_ptr - простой "умный" указатель.

ООП C++4 Исключения Механизм исключений позволяет легко отследить различные ошибки в программе. Операторы: try - определяет блок, в котором необходимо отследить исключения. throw - вызывает исключение указанного типа. catch() - определяет блок обработки исключения указанного типа. Подобных блоков может быть несколько для каждого типа. Если же тип исключения не важен или нужно обработать исключения по умолчанию, то в качестве аргумента используется троеточие.

ООП C++5 Пример 1.#include 2.using namespace std; 3.float divfunc(float a, float b) 4.{ 5. if(b==0) throw 1; 6. return a/b; 7.} 8.void main(void) 9.{ 10. float a,b,c; 11. couta>>b; 13. try 14. { 15. c=divfunc(a,b); 16. // если b==0, то следующая строка не выполнится 17. cout

ООП C++6 Атрибут throw В некоторых компиляторах можно явно указать, что функция или метод могут вызвать исключение (другие компиляторы могут просто игнорировать такую конструкцию, не сообщая об ошибке синтаксиса). void func1(int a) throw(...) {} void func1(int a) throw() {} void func3(int a) throw(int) { if(a>5) throw 2; }

ООП C++7 STL исключения В STL определено несколько классов исключений. Например, в файле stdexcept объявлены стандартные исключения: invalid_argument - вызывается при передаче неправильного аргумента; length_error - вызывается при превышении размера данных; out_of_range - вызывается при выходе за допустимые границы; overflow_error - вызывается при переполнении. Эти и другие классы являются потомками класса exception. Через виртуальный метод what можно получить дополнительную информацию об исключении. class logic_error: public exception { public: logic_error (const string& what_arg): str_(what_arg) { ; } virtual ~logic_error (); virtual const char * what () { return str_.data(); } private: string str_; }; class invalid_argument: public logic_error { public: invalid_argument (const string& what_arg): logic_error(what_arg) {;} virtual ~invalid_argument (); };

ООП C++8 Пример 1.#include 2.#include 3.using namespace std; 4.class Range 5.{ 6. int r1,r2,pos; 7. public: 8. Range(int rr1,int rr2, int ppos) { r1=rr1; r2=rr2; pos=ppos; } 9. void setPos(int ppos) 10. { 11. if(ppos r2) 12. throw std::invalid_argument("setPos illegal argument"); 13. pos=ppos; 14. } 15.}; 16.void main(void) 17.{ 18. Range r(10,20,12); 19. try 20. { 21. r.setPos(25); 22. } 23. catch(exception &e) { cout

ООП C++9 Класс auto_ptr Ограничения класса auto_ptr (простой "умный" указатель) : объектом может владеть только один указатель, объектом не может быть массив, нельзя использовать адресную арифметику. Единственное назначение этого класса - автоматизировать уничтожение выделенной ранее памяти. Данный класс используется, когда время существование выделенного объекта можно ограничить определенным блоком. Делая код более безопасным, данные классы не наносят ущерб размеру или скорости программы.

ООП C++10 Пример 1.#include // объявление шаблона класса auto_ptr 2.#include 3.using namespace std; 4.// Внутри функции мы выделяем память для объекта типа int 5.// но не освобождаем ее явно оператором delete. 6.// Это делается автоматически. 7.void main(void) 8.{ 9. auto_ptr aptr(new int(20)); 10. auto_ptr aptr2; 11. cout

ООП C++11 Итераторы библиотеки STL Итераторы - удобная обертка для указателей, а выполнены они как шаблоны классов. "Обычный" указатель тоже можно считать итератором (очень примитивным). Удобства итераторов: автоматическое отслеживание размера типа, на который указывает итератор, автоматизированные операции инкремента и декремента для перехода от элемента к элементу и т.д. 2 важных правила работы с итераторами: получения итераторов и отслеживания значения "за пределом". –Метод begin() - возвращает итератор, указывающий на первый элемент данных –Метод end() - возврат значения "за пределом" (past-the-end). Итераторы: основные и вспомогательные.

ООП C++12 Фрагменты определений 1.template class _Vector_base { 2.public: _Vector_base(const _Alloc& __a) 5. : _M_start(0), _M_finish(0), _M_end_of_storage(__a, 0) { } 6. _Vector_base(size_t __n, const _Alloc& __a) 7. : _M_start(0), _M_finish(0), _M_end_of_storage(__a, 0) 8. { 9. _M_start = _M_end_of_storage.allocate(__n); 10. _M_finish = _M_start; 11. _M_end_of_storage._M_data = _M_start + __n; 12. } 13. ~_Vector_base() {... } 14.protected: 15. _Tp* _M_start; 16. _Tp* _M_finish; }; 19.template class vector : public _Vector_base { typedef _Vector_base _Base; public: 24. iterator begin() { return this->_M_start; } 25. iterator end() { return this->_M_finish; } }

ООП C++13 Итераторы ввода Наиболее простые из всех итераторов STL, и доступны они только для чтения. Оператор разыменовывания (*) для прочтения содержимого объекта, на который итератор указывает. Оператор (++) - перемещение от первого элемента, на который указывает итератор ввода, к следующему. Итераторы ввода возвращает только шаблонный класс istream_iterator.

ООП C++14 Алгоритм for_each template Function for_each (InputIterator first, InputIterator last, Function f) { while (first != last) f(*first++); return f; } Или так: template Function for_each(InputIter first, InputIter last, Function f) { for ( ; first != last; ++first) f(*first); return f; } 1.#include 2.#include 3.using namespace std; 4.void printValue(int num) { cout

ООП C++15 Итераторы вывода #include using namespace std; main(void) { int init1[] = {1, 2, 3, 4, 5}; int init2[] = {6, 7, 8, 9, 10}; vector v(10); merge(init1, init1 + 5, init2, init2 + 5, v.begin()); copy(v.begin(), v.end(), ostream_iterator (cout, "\n")); }

ООП C++16 Однонаправленные итераторы Если соединить итераторы ввода и вывода, то получится однонаправленный итератор (forward iterator), который может перемещаться по цепочке объектов в одном направлении. Для такого перемещения в итераторе определена операция инкремента (++). template void replace(ForwardIterator first, ForwardIterator last, const T& old_value, const T& new_value) { while (first != last) { if (*first == old_value) *first = new_value; ++first; }} template void replace(ForwardIter first, ForwardIter last, const Tp& old_value, const Tp& new_value) { for ( ; first != last; ++first) if (*first == old_value) *first = new_value; }

ООП C++17 Пример 1.#include 2.#include 3.#include 4.#include 5.using namespace std; 6.main(void) 7.{ 8. int init[] = {1, 2, 3, 4, 5}; 9. replace(init, init + 5, 0, 2); 10. replace(init, init + 5, 1, 0); 11. replace(init, init + 5, 2, 1); 12. copy(init, init + 5, ostream_iterator (cout, "\n")); 13.}

ООП C++18 Двунаправленные итераторы 1.#include 2.#include 3.#include 4.#include 5.using namespace std; 6.main(void) 7.{ 8. int init[] = {1, 2, 3, 4, 5}; 9. reverse(init, init + 5); 10. copy(init, init + 5, ostream_iterator (cout, "\n")); 11.}

ООП C++19 Итераторы произвольного доступа 1.#include 2.#include 3.#include 4.using namespace std; 5.void main(void) 6.{ 7. const int init[] = {1, 2, 3, 4, 5}; 8. vector v(5); 9. typedef vector ::iterator vectItr; 10. vectItr itr; 11. copy(init, init + 5, itr = v.begin()); 12. cout

ООП C++20 Итераторы потоков 1.#include 2.#include 3.#include 4.#include 5.using namespace std; 6.main(void) 7.{ 8. istream_iterator is(cin); 9. ostream_iterator os(cout, " - last entered value\n"); 10. int input; 11. while((input = *is) != 666) 12. { 13. *os++ = input; 14. is++ ; 15. } 16.}

ООП C++21 Итераторы вставки 1.#include 2.#include 3.#include 4.using namespace std; 5.main(void) 6.{ int init[] = {0, 0}; int init1[] = {3, 2, 1}; 7. int init2[] = {1, 2, 3}; int init3[] = {1, 1, 1}; 8. list l(2); 9. copy(init, init + 2, l.begin()); 10. copy(l.begin(), l.end(), ostream_iterator (cout, " ")); 11. cout