Информационные технологии в образовании Дисциплина для аспирантуры Автор: Исаев Владимир Александрович, к.т.н., ведущий научный сотрудник НИЦ НовГУ Великий.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Информационные технологии в науке и производстве Дисциплина для магистерской подготовки по направлению «Зоотехния» Автор: Исаев Владимир Александрович,
Advertisements

Информационные технологии в науке и производстве Дисциплина для магистерской подготовки по направлению «Зоотехния» Автор: Исаев Владимир Александрович,
Компьютерные технологии в науке и образовании Дисциплина для магистерской подготовки по направлению «Физика» Автор: Исаев Владимир Александрович,
Дистанционное обучение: проблемы педагогического проектирования и организации учебного процесса М.А. Татаринова, к.п.н., заведующая лабораторией ДО ИСМО.
Компьютерные технологии в инновационной деятельности и управлении качеством на предприятии Дисциплина для магистерской подготовки по направлению
Формирование информационной образовательной среды Педагогический совет Богатикова Л.С.
О развитии электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ Сентябрь 2013.
МУ УМЦ г. Воронежа Занятие 3 «Информационная поддержка ПП и ПО в ОУ» Методист Смотрова И.А.
Реализация Федерального закона « Об образовании в РФ » в основной общеобразовательной школе.
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГУ "Государственный НИИ информационных технологий и телекоммуникаций" (ФГУ ГНИИ ИТТ Информика) Информационная.
ОТЧЕТ ПО ИСПОЛНЕНИЮ I ЭТАПА ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА ОТ Развитие системы коммуникационного сопровождения процессов развития.
Компьютерные технологии в инновационной деятельности и управлении качеством на предприятии Дисциплина для магистерской подготовки по направлению
Электронные учебные издания: нормативно-правовое регулирование создания и использования Типология электронных образовательных ресурсов Телематика
Опыт участия АРБИКОН в проектах по интеграции разнородных информационных ресурсов Племнек Александр Иванович, Ассоциация региональных библиотечных консорциумов.
Подготовка и публикация ЭОР КГОУ СПО « Хабаровский педагогический колледж » Шевелёва В. С г.
Особенности проектирования рабочих программ учителя Масюкова Н.Г., руководитель кафедры гуманитарных дисциплин СКИРО ПК и ПРО.
МГИЭМ, СИТМО1 Сетевая ИОС Сетевая информационно- образовательная среда технического вуза.
1 Дистанционная форма обучения в НовГУ: текущее состояние и перспективы развития Докладчик: проректор по НИТ Курмышев Николай Васильевич Тел. +7 (8162)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЦОР) В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ.
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГУ "Государственный НИИ информационных технологий и телекоммуникаций" (ФГУ ГНИИ ИТТ Информика) Информационная.
Транксрипт:

Информационные технологии в образовании Дисциплина для аспирантуры Автор: Исаев Владимир Александрович, к.т.н., ведущий научный сотрудник НИЦ НовГУ Великий Новгород, 2013

Занятие 2 Структура Российского портала открытого образования

Доступ к учебно-методическому обеспечению Выйти по адресу на портал НовГУ; Выбрать раздел «Учебные материалы»; Выбрать из списка автора учебных материалов – Исаев Владимир Александрович; На персональной странице Исаева В.А. выбрать папку «ИТ в образовании (аспирантура)»; Открыть папку и выбрать необходимые материалы (лекции, учебные пособия и т.д.)

Взаимосвязь информационно-коммуникационных технологий и образовательных технологий Необходимо учитывать две составляющие взаимодействия образовательных и информационных технологий: 1. Использование информационных технологий как средства информационной поддержки образовательных технологий. 2. Формирование новых образовательных технологий на основе методических и дидактических свойств информационных и коммуникационных технологий.

Взаимосвязь информационно-коммуникационных технологий и образовательных технологий В настоящее время в системе обучение наибольший интерес представляют следующие педагогические технологии, использующие специфические особенности информационно-коммуникационных технологий: - обучение в сотрудничестве (Сollaborative Learning); - технологии кооперативного обучения (Cooperative Learning); - метод проектов; - индивидуальное и дифференцированное обучение; - модульное обучение; - интернет-ориентированное обучение. Примечание: Использование информационных технологий для реализации указанных педагогических технологий требует учета таких характеристик информационно-коммуникационных технологий, как: - дидактическая значимость; - распространенность; - надежность; - уровень технической поддержки; - доступность для освоения участниками образовательного процесса.

Открытое образование Нормативные документы системы открытого образования РФ Информационные ресурсы по дисциплине

Нормативные документы системы открытого образования РФ Приказ Минобразования России от "О формировании межвузовской научно-технической программы Министерства образования Российской Федерации "Создание системы открытого образования" Концепция создания и развития информационно- образовательной среды Открытого Образования системы образования РФ.- М.: РГИОО, 2001; Решение коллегии Минобразования России от /1 "Об итогах эксперимента в области дистанционного обучения и перспективах развития дистанционных образовательных технологий" О Порядке разработки и использования дистанционных образовательных технологий. Приказ МО РФ 63 от 10 марта 2005 г.; Об использовании дистанционных образовательных технологий. Приказ МО РФ 137 от 06 мая 2005 г.

Концепция ИОС ОО В Концепции сформулированы общие положения, определяющие этапы построения ИОС ОО как открытой системы. На нижних уровнях ИОС как часть Интернета уже является открытой системой. Это обеспечивается стандартами TCP/IP и HTML. Однако основные специфические черты ИОС именно как образовательной среды сосредоточены на верхнем - предметном - уровне. Это и организация документооборота, обеспечивающая эффективный менеджмент, и системы поддержки учебного процесса, а также средства работы с электронными образовательными ресурсами.

Соотношение открытого образования и дистанционного обучения Понятия дистанционного и открытого образования нередко смешиваются и даже отождествляются. Однако дистанционной является не форма получения образования, а технология обучения. Поэтому правильнее говорить не о дистанционном образовании, а о дистанционном обучении. Согласно действующим нормативным документам (Приказ 137) эта технология может использоваться в рамках существующих форм получения образования, предусмотренных законодательством (очная, очно-заочная, заочная, экстернат). Что же касается открытого образования, то оно существенно отличается от традиционных форм. Примечание: Приказ МО РФ 137 от 06 мая 2005 г. «Об использовании дистанционных образовательных технологий».

Открытое образование Основными чертами открытого образования (ОО) являются следующие: открытое поступление в высшее учебное заведение (как правило, без вступительных испытаний); открытое планирование содержания обучения (свобода составления индивидуальной образовательной траектории – модулей из системы учебных курсов соответствующей программы); свобода выбора преподавателя; свобода в выборе времени, ритма и темпа обучения; свобода в выборе места обучения. Примечание: Основы открытого образования / Андреев А. А., Каплан С. Л., Лобачев С. Л. и др.; Отв. ред. В. И. Солдаткин. – т. 1. – РГИОО. – М.: НИИЦ РАО, – 676 с.

Открытое образование и традиционные формы деятельности учебных заведений поступление в вузы без вступительных испытаний прямо противоречит законодательству, которое пока не предусматривает открытого образования как такового; открытое образование в России, отвечающее всем конституирующим его чертам, находится за рамками правового поля; реализация открытого образования связана с тем, что можно назвать ухищрениями по встраиванию новой формы образования в правовые рамки, созданные для совершенно других образовательных форм.

Дистанционное обучение Дистанционное обучение (ДО) обеспечивается применением совокупности образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего с использованием средств телекоммуникации. Примечание: ИКТ – информационно-коммуникационные технологии (регламентируются группой стандартов ГОСТ Р ГОСТ Р версии 2006 года)

Соотношение открытого образования и дистанционного обучения дистанционные образовательные технологии представляют собой идеальную основу для открытого образования; дистанционное обучение может использоваться и в рамках любых существующих форм образования. Особенно большой выигрыш оно может дать в повышении доступности и качества заочного обучения и экстерната; открытое образование и дистанционное обучение имеют множество точек пересечения, но это все-таки принципиально разные вещи.

Информационно-образовательная среда открытого образования оценивая создаваемую сейчас информационно- образовательную среду (ИОС) открытого образования, можно уверенно прогнозировать, что до тех пор, пока не будут решены правовые и организационные проблемы его развития, информационно-образовательная среда, как таковая, будет использоваться для дистанционного обучения; этот период, по всей вероятности, будет весьма продолжительным. Впрочем, концепция информационно-образовательной среды и ее программная организация полностью отвечают такому варианту развития событий.

Организационные аспекты дистанционного обучения Основным достоинством Концепции информационно- образовательной среды открытого образования является заложенный принцип равноправного партнерства и самостоятельности учебных заведений в решении всех вопросов, связанных с их учебной деятельностью и наполнением ресурсами своих виртуальных представительств (ВП). Типовое программмное обеспечение «Виртуальный университет» предоставляет пользователям унифицированные средства для поиска нужных ресурсов и выбора наиболее привлекательных для них программ обучения на различных стадиях подготовки кадров

О реализации Концепции ИОС открытого образования Создана сеть региональных виртуальных университетов; Развернута работа по переводу ранее созданных электронных учебных курсов в формат информационно-образовательной среды открытого образования для содержательного наполнения виртуального университета. В настоящее время активно ведется работа по обеспечению совместимости размещенных в информационно- образовательной среде учебных и тестовых материалов с международными стандартами IMS. Примечание: IMS Global Learning Consortium: Specifications.-

Сформированный профиль ИОС ОО 1. Описание формата метаданных образовательных ресурсов. Разработанный формат метаданных образовательных ресурсов совместим со стандартом IEEE (IEEE Learning Object Metadata standard), спецификацией IMS (IMS Learning Resource Meta-Data Information Model Version Final Specification), с Дублинским ядром (ISO 15836:2003(E) Information and documentation (The Dublin Core metadata element set), а также учитывает поля библиотечного формата UNIMARК/USMARK. 2. Описание упаковки образовательных ресурсов. Формат упаковки образовательных ресурсов базируется на спецификации IMS Content Packaging Information Model. 3. Описание профиля обучаемого. Формат пакета информации обучаемого базируется на спецификации IMS Learner Information Packaging Information Model Specification. 4. Описание тестовых заданий. Модель тестов состоит из 5 частей: формирование вопросов различных типов, определение структуры банка тестовых заданий, выборка и упорядочивание тестовых заданий, выдача отчетов по результатам тестирования, обработка результатов тестирования. Формат модели тестов базируется на спецификациях IMS Question & Test Interoperability.

Архитектура обучающей системы в соответствии со стандартом IEEE P

Модель сетевого дистанционного обучения

Модель смешанного обучения

Информационные ресурсы по дисциплине – сайт государственного научно- исследовательского института информационных технологий и телекоммуникаций; – сайт института информационных технологий; – федеральный портал «Российское образование; – сайт российского портала открытого образования; – информационно-справочный портал поддержки систем управления качеством; – сайт журнала «Открытое образование»; – образовательный математический сайт; - сайт сообщества разработчиков системы MOODLE; – сайт проекта LaTeX редактора

Информационные ресурсы по дисциплине (см.

Российский портал открытого образования Письмо руководителя Федерального агентства по образованию от /12-14 «О Российском портале открытого образования» …в рамках ФЦП «Развитие единой образовательной информационной среды ( годы)» по заказу Рособразования усилиями: федерального государственного научного учреждения «Российский государственный институт открытого образования»; Некоммерческое партнерство(НП) «Открытый университет»; 300 образовательных учреждений РФ, выполняется комплекс работ по введению в штатную эксплуатацию федерального образовательного портала «Российский портал открытого образования» ( или

Структура Российского портала открытого образования

Структурно-функциональная схема РПОО

Портал НовГУ Для эффективного, надежного и гибкого функционирования, программно-технологическая платформа портала НовГУ должна удовлетворять следующим общим требованиям: - соответствие международным стандартам открытых систем, - интегрированность, - адаптируемость, - распределенность, - масштабируемость, - подконтрольность, - поддержка фирмы-производителя. С учетом данных требований, в качестве промышленной портальной платформы, выбрано и используется программное обеспечение IBM WebSphere Portal Server.

Сервер поддержки дистанционного обучения 1-го сентября 2007 года введен в эксплуатацию сервер поддержки дистанционного обучения на базе платформы Moodle. Количество зарегистрированных пользователей сервера возрастает и составляет 3126 чел.; Активных преподавателей и создателей курсов – 95 человек. Средняя посещаемость 160 человек в день; Учебных курсов – 130 (активных – 38; в разработке – 92); Прошло 16 потоков обучения на курсе «создание курсов в системе ДО «Moodle». Всего обучено более 200 преподавателей; Наиболее активный институт в создании курсов – Институт экономики и управления, всего 35 курсов.

Учебное задание Изучить содержание Концепции информационно- образовательной среды (ИОС) открытого образования РФ; Познакомиться с электронным учебным пособием Майстренко А.В. Информационные технологии в науке, образовании и инженерной практике. – Тамбов: Изд-во ТГТУ, – 96 с.; Примечание: учебные материалы размещены на портале НовГУ (учебные материалы > Исаев Владимир Александрович > ИТ в образовании (аспирантура) > …)

Список литературы 1.Основы открытого образования / Андреев А. А., Каплан С. Л., Лобачев С. Л. и др.; Отв. ред. В. И. Солдаткин. – т. 1. – РГИОО. – М.: НИИЦ РАО, – 676 с. 2.Усков В. Л., Шереметов Л. Б. Современные подходы к созданию системы обучения на базе сети Интернет //Информационные технологии. – Тоискин В.С.. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебное пособие. / В.С. Тоискин, В.В. Красильников. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, – 140 с. 4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для вузов/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С.Полат. 4-е изд., стер. М.: Академия, с. 5.Кревский И.Г. Инновационные модели организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий // Менеджмент инноваций С

Список литературы (продолжение) 6. Колесникова И. А. Открытое образование = Chances and risks of open educational space : перспективы, вызовы, риски / И. А. Колесникова // Высшее образование в России N 7. - С Готская И. Б. Применение электронных образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий для организации самостоятельной работы обучающихся / И. Б. Готская // Вестник Герценовского университета N 6. - С Изотов И. В. Основные технологии построения учебного процесса с использованием мультимедийных средств обучения / И. В. Изотов // Интеграция образования N 2. - С

Список литературы (продолжение) 9.Педагогические технологии дистанционного обучения: Учеб. пособие для вузов/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, Н.В. Ладыженская, М.Л. Кондакова; Под ред.Е.С.Полат. М.: Академия, с. 10.Ширшов Е.В. Информационно-педагогические технологии: ключевые понятия: Слов.: Учеб. пособие/ Е.В. Ширшов. Ростов н/Д: Феникс, с. 11. Соловов А.В.Электронное обучение: проблематика, дидактика, технология. – Самара: «Новая техника», – 462 с. 12.Усков В. Л., Шереметов Л. Б. Современные подходы к созданию системы обучения на базе сети Интернет // Информационные технологии. – Соловов А.В. Проектирование компьютерных систем учебного назначения. Учебное пособие.- Самара:СГАУ, с.

Список литературы (продолжение) 14. Панюкова С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно-ориентированном обучении – М.: Про- пресс, Ибрагимов И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: Учеб. Пособие для вузов.- М.: Академия, с. 16. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения – М., Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования – М.: Школа-пресс, Тихомиров В.П. Интернет-образование: не миф, а реальность XXI века – М.: Изд-во МЭСИ,2000.

Спасибо за внимание! Тел.: (8162)