1 Содержание Тема 1. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ: ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ 1.1. История становления и развития стратегического планирования и управления.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Маркетинговый подход к управлению персоналом в российских компаниях Содержание Содержание I. Предпосылки развития инновационных подходов к управлению персоналом.
Advertisements

1. Что такое бизнес-план 2. Виды бизнес-планов 3. Резюме 4. Характеристика товаров (услуг) 5. Рынок сбыта товаров (услуг) 6. Конкуренция на рынках сбыта.
Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
Тема 6 План Видение организации Определение миссии организации Определение целей в стратегическом управлении Эффективность целей Дерево целей.
Лекция 3. «Анализ внешней среды и потенциала организации» План: Анализ окружающей среды Анализ окружающей среды Оценка внутренних возможностей Оценка внутренних.
ДИСЦИПЛИНА «Финансовая политика компании» Лектор: Вершинина Ольга Васильевна.
Общекорпоративные стратегии Стратегии интегрированного роста.
Формирование и Использование прибыли предприятия Выполнила: Ученица 3 курса группы ИЭ-34 Сетракова Яна.
Презентацию выполнила студентка II курса ГБОУ СПО Баймакский сельскохозяйственный техникум Самикаева О.М.
Маркетинг – философия современного бизнеса. Основные вопросы Маркетинг: сущность и задачи. Принципы и базовые концепции маркетинга. Средства маркетинга.
Анализ ресурсов организации. Компоненты внутреннего анализа ресурсов организации (ресурсы и организация корпорации, финансирование, производство, персонал).
Бюджет автор: Кирюшина А.А. План лекции Содержание, цели и задачи финансового планирования и бюджетирования. Виды финансовых планов,
Управление организацией. Управление конкурентоспособностью организации Сущность и содержание категории «конкурентоспособность». Конкурентоспособность.
Наволокина Валерия Карелов Дмитрий Группа УМЛ-213.
Тема 4. Выручка от реализации продукции предприятия.
Hinnakujundus Ценообразование Euroakadeemia 2013.
Продолжение темы 4. Основные этапы проектирования MRPII-системы.
Формирование и анализ стратегических альтернатив. Выбор стратегии Тема 6.
Курс по выбору «Основы функционирования малого бизнеса» для студентов 2-го курса факультета «Финансы и кредит» к.э.н., ст. преп. кафедры ЭиАУ Резникова.
Портфельный анализ – это инструмент, позволяющий руководству предприятия выявлять и оценивать деятельность стратегических единиц бизнеса (СБЕ) с целью.
Транксрипт:

1 Содержание Тема 1. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ: ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ 1.1. История становления и развития стратегического планирования и управления как самостоятельного направления экономической науки 1.2. Понятие стратегии развития предприятия 1.3. Базовые модели стратегического планирования 1.4. Подходы к процессу разработки стратегии развития предприятия 1.5 Методология стратегического планирования 1.6. Сущность стратегического планирования и управления Вопросы для самопроверки Тема 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРОВЕДЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 2.1. Содержание и принципы проведения стратегического анализа 2.2. Анализ внешней деловой окружающей среды 2.3. Анализ ресурсного потенциала предприятия 2.4. Методические подходы к анализу ресурсного потенциала российских предприятий 2.5. Основные методы стратегического анализа Вопросы для самопроверки Тема 3. ПРОЦЕСС ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ КАК ЭТАП ПРОЦЕДУРЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 3.1. Определение миссии предприятия 3.2. Ценности высшего руководства 3.3. Процесс целеполагания и организационная культура предприятия 3.4. Определение целей развития предприятия Вопросы для самопроверки

2 Тема 4. МОДЕЛИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ВЫБОРА 4.1. Матрица возможностей И. Ансоффа (по товарам/рынкам) 4.2. Типовые конкурентные стратегии по М. Портеру 4.3. Модели стратегического выбора в зависимости от жизненного цикла продукта 4.4. Модели стратегического выбора на основе цикла развития предприятия Вопросы для самопроверки Тема 5. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ) 5.1. Стратегия маркетинга 5.2. Финансовая стратегия 5.3. Инновационная стратегия 5.4. Стратегия производства 5.5. Социальная стратегия 5.6. Стратегия организационных изменений 5.7. Экологическая стратегия Вопросы для самоконтроля СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

3 Тема 1. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ: ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ Оценка внешней деловой окружающей среды Выявление возможностей и угроз Ключевые факторы успеха Оценка ресурсного потенциала (внутренних возможностей) Выявление сильных и слабых сторон Отличительные способности к развитию Формулирование стратегии Оценка и выбор стратегии Реализация стратегии Социальная ответственность Ценности высшего руководства (этические нормы) Рис Модель Гарвардской школы бизнеса (Гарвардской группы)

4 Рис Укрупненная модель формирования стратегического плана И. Ансоффа Внешние сигналы Цели Оценка ресурсного потенциала Финансовая стратегия Административ- ная стратегия Стратегический бюджет Цели Стратегия диверсификации Стратегия расширения рынка Оценка внешней среды Синергия - структура Стратегический план

5 Рис Модель формирования стратегического плана по Г. Стейнеру Предпосылки Планирование Реализация и пересмотр Проверка возможности реализации Организация и развитие выполнения плана Пересмотр и развитие планов Миссия компании, долгосрочные цели, политики, стратегии Субцели, субполитики, субстратегии Стратегическое планирование и планы Среднесрочное программирование и программы Краткосрочное планирование и планы Предмет планирования Оценка внешних и внутренних возможностей и проблем; сильные и слабые стороны компании Фундаментальные организационные социально- политические цели Ценности высшего руководства Цели, плановые задания и процедуры, тактические планы и программы

6 Рис Контур стратегического планирования Анализ внешней деловой окружающей среды Миссия предприятия Ресурсы и возможности Функцио- нальные стратегии Контроль и оценка эффектив- ности реализации Процесс согласо- вания Разработка базовой стратегии и стратегических альтернатив (конкурентные стратегии) Целепола- гание Стратеги- ческий анализ Бизнес- проекты Продукты и рынки Ценности руководства Анализ ресурсного потенциала предприятия Анализ Цель СредстваПосредстваРеализация Конкретные действия

7 Таблица Школы стратегического менеджмента п/пШколаСуть процесса стратегического менеджмента 1ДизайнаФормирование стратегии как процесс осмысления 2ПланированияПостроение стратегии как формальный процесс 3ПрогнозированияПостроение стратегии как аналитический процесс 4ПредпринимательстваПостроение стратегии как процесс предвидения 5КогнитивнаяПостроение стратегии как ментальный процесс 6ОбученияПостроение стратегии как развивающийся процесс 7ВластиПостроение стратегии как переговорный процесс 8КультурыПостроение стратегии как коллективный процесс 9Внешней средыПостроение стратегии как реактивный процесс 10КонфигурацииПостроение стратегии как процесс трансформации Хаотичное планирование Интуитивное планирование Корпоративное планирование Итеративное планирование

8 Таблица Основные типы планирования Тип планированияИдеалыЦелиЗадачиСредстваОриентация Тактическоезаданы выбираются инактивизм Операционноезаданы выбираютсяреактивизм Нормативноевыбираются интерактивизм Стратегическоезаданывыбираются преактивизм Таблица 1.3. – Классификация систем планирования Классификационный признак Тип системы планированияПримечание 123 Общая ориентация планирования Интерактивное планирование Преактивное планирование Инактивное планирование Реактивное планирование Временной горизонт планирования Долгосрочное планирование (перспективное или стратегическое) Среднесрочное планирование (тактическое) Краткосрочное планирование Оперативное планирование 10–15 лет до 5 лет 1 год, 0,5 года, 3 месяца. неделя, день, час Централизация плановых функций Централизованное планирование Децентрализованное планирование Характеризуется иерархией функций Самостоятельность в принятии решений

9 Продолжение таблицы Целевая направленность планов Нормативное планирование Стратегическое планирование Тактическое планирование Операционное планирование Технологий формирования планов Дискретное планирование Скользящее (непрерывное) планирование Планы на определенный период времени Формируются переходные планы Характер функциональных связей Интегрированное планирование Локальное планирование Вертикальная или горизонталь- ная координация планов Автономизация планов Методология разработки планов Функциональное планирование Ситуационное планирование Предполагает традиционное формирование планов в разрезе функций управления Предусматривает разработку возможных сценариев развития и системы альтернативных планов Характер планируемых показателей Директивное планирование Индикативное планирование Планы носят обязательный характер, выполнение контролируется Планы содержат важнейшие позиции и показатели, которые носят в основном рекоменда- тельный характер Объект планированияОбщефирменное планирование Планирование на уровне хозяйственных подразделений План охватывает деятельность предприятия в целом Сфера плана ограничена структурным подразделением

10 Расчет общего объема используемых на внутреннем рынке материальных и топливных ресурсов (по каждому виду продукции): В Р = П + И + З 1 – Э – З 2 (1.1) или В Р = Р – Э – З 2 (1.2) где В Р – полный объем использования продукции на внут­реннем рынке в натуральном выражении; П – объем производства продукции; И – импорт продукции; З 1 – запасы на начало года; Э – экспорт продукции; ; З 2 – запасы на конец года; Р – общий объем ресурсов продукции.

11 Тема 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРОВЕДЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ Цель темы: получить представление о сущности, методологических принципах и основных методах проведения стратегического анализа деятельности предприятия. Таблица Наиболее часто применяемые методы прогнозирования при анализе общей деловой окружающей среды Экономическая среда Социополитическая среда Технологическая среда ЭкстраполяцияИсторические аналогииСценарный прогноз Регрессный анализ Морфологический анализ Качественная экстраполяция Экономические модели Демографический прогноз Морфологический анализ Балансовые методы прогнозирования Качественная экстраполяция Метод «Дельфи» Экспертные методы Сценарный анализ Метод «Дельфи»Качественный профиль

12 Конкуренция между компаниями, уже укрепившимися на рынке Проникновение новых конкурентов Возможности потребителей Возможности поставщиков Проявление товаров- заменителей (субститутов) Рис Пять сил конкуренции по М. Портеру Высокий Корпоративный имидж Низкий Один Несколько Число производимых продуктов Группа Б Группа В Группа А Рис Пример выделения стратегических групп по Г. Гринли

13 Управленческая структура Кадровый потенциал Технологическое обслуживание Внутреннее материальное обеспечение Материально- техническое обеспечение Изготов- ление Распре- деление Обслужи- вание Прирост ценностей Рис Цепочка ценностей по М. Портеру Цели, планы, стандарты (характеристики контролируются) Сравнение действительности по отношению к стандарту Корректирующие действия Восприятие и изменение действительных событий Обратная связь Рис Теоретическая схема системы контроля

14 Коэффициент восстановления платежеспособности рассчитывается по формуле: Z = 1,2 × X 1 + 1,4 × X 2 + 3,3 × X 3 + 0,6 × X 4 +1,0 × X 5, (2.2) К вп = ( К тл + Период / Т × (К тл - К тл н )) / 2,(2.1) где Период – заданный срок восстановления платежеспособности; Т – длительность отчетного периода; К тл н – коэффициент текущей ликвидности, рассчитанный на начало текущего периода. Американские экономисты рекомендуют определять устойчивость организации по коэффициенту Z (формула Альтмана): где X 1 – отношение собственных оборотных средств к сумме активов; X 2 – отношение нераспределенной прибыли к сумме активов; X 3 – отношение балансовой прибыли к сумме активов; X 4 – основные фонды плюс нематериальные активы к балансовой цене заемного капитала; X 5 – отношение выручки от реализации к сумме активов. При расчете коэффициенты выражаются в %, а не в долях единицы.

15 «Звезды»«Дикие кошки» «Дойные коровы» «Собаки» Высокая Низкая Относительная доля рынка Темпы роста Низкие Высокие Рис Матрица Бостонской консультативной группы Таблица Факторы, используемые в матрице «Мак-Кинзи» Привлекательность рынкаСтратегическое положение Характеристика рынка - Размер рынка (количество продаж в денежном и натуральном выражении) - Размеры ключевых сегментов (характеристика основных групп покупателей) - Диверсифицированностъ рынка - Чувствительность рынка к ценам, уровню обслуживания, изменениям внешних факторов - Склонность к цикличности - Склонность к сезонности - Воздействие поставщиков на характер заключаемых сделок - Доля фирмы на рынке (в эквивалентных терминах) - Степень участия фирмы в диверсификации - Влияние фирмы на рынок - Характер отношений фирмы с поставщиками - Воздействие на позицию фирмы потребителей

16 высокаяИнвестировать (расти) Ограниченные инвестиции (укрепление стратегических позиций) средняяИнвестировать (расти) Ограниченные инвестиции (использовать достигнутое положение и защищаться) Собрать урожай (отказаться от этого бизнеса) низкаяОграниченные инвестиции (использовать достигнутое положение) Собрать урожай (отказаться от этого бизнеса) хорошеесреднеенизкое Стратегическое положение Рис Модель матрицы «Мак-Кинзи» Привлекательность рынка

17 Сумма навыков Совместные ценности Стратегия Рис Модель «Мак-Кинзи 7-S» Конкурентная ситуация Доля рынка + Относительная доля рынка + Относительное качество продукции + Производственная структура Капитал / сумма продажи - Капитал / добавленная стоимость - Степень использования производственных мощностей + Производительность труда + Рыночная ситуация Рост + Капиталоемкость - Расходы на маркетинг /сумма продаж - Сумма покупок - СтруктураСистемаСотрудникиСтиль Рис Основные блоки модели PIMS с примерами конкретных переменных (знак «+» означает благоприятный эффект на прибыльность, знак «-» – противоположный эффект)

18 I Мониторинг II Использование IV Игнорирование III Исследование 0 10 Сила (мощность) Вероятность наступления Рис Классификация возможностей предприятия, определяемых внешней окружающей средой I Иметь способность противостоять II Подготовиться IV Мониторинг III Неопасные 0 10 Сила (мощность) Вероятность наступления Рис Классификация угроз предприятию, определяемых внешней окружающей средой

19 Таблица Управленческий профиль предприятия по И. Ансоффу Наименование фактора Оценка СлабостьНейтральноСила 1. Атрибуты управленческого потенциала - менталитет - власть - компетенция - способности 2. Атрибуты «климата» организации - организационная культура - делегирование ответственности 3. Атрибуты процедуры управления - информационная структура - процедура принятия решений - вознаграждение и материальное стимулирование (схема для управленческого персонала) Таблица Классификация конкурентной силы Название группыВозможный тип поведения Доминирование благоприятное Фирма контролирует поведение других конкурентов. Может принимать независимые решения без угрозы потерять свои позиции в перспективе Относительно благоприятное Конкуренты имеют определенную силу в воздействии на частные стратегии НеблагоприятноеУдовлетворительное состояние, но сильно зависит от главных конкурентов НеудовлетворительноеНеудовлетворительное состояние, но потенциально может быть улучшено БезнадежноеНеудовлетворительное состояние с отсутствием надежд на будущее

20 Тема 3. ПРОЦЕСС ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ КАК ЭТАП ПРОЦЕДУРЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ Хочу (устремление системы) Могу (устремление системы) Надо (потребности среды) миссия Рис Система координат разработки миссии

21 НадоМожно Рыночная конъюнктура Внешняя среда ПолитикаЭкономикаСоциал. сфера Техноло- гия Объект Могу Уникаль- ность технологий Исключи- тельность ресурсов Субъект Знания и умения Навыки и опыт Хочу Ценности, ожидания и принципы Рис Трафарет разработки миссии компании

Миссия предприятия Базовые направления: По системе продукт/услуга По системе покупатели/рынок Технологических усилий Рост и прибыльность Уровень и структура предпринимательства Социальная ответственность Рис Характеристика основных элементов миссии предприятия

23 Персональные цели достижения Экономическая безопасность психологический комфорт Миссия предприятия Цели предприятия Внешние Культура Природа Внутренние ценности Внешние ценности Конфликт Нет Менеджер Рис Ценности высшего руководства и характер их взаимоотношений с миссией и целями предприятия

24 Таблица Ценностные ориентации руководителей фирм ФРГ ЦенностьРанг Средний ранг Наиболее часто определяемый ранг Прибыль2,44I Безопасность3,24II Социальная ответственность перед персоналом 4,51II Доля на рынке5,20IV Независимость4,46V Уровень потребительских услуг4,50V Рост4,87VI Престиж6,47VII

25 Внутренняя коммуникация Марке- тинговая комму- никация Предприятие Связи с общественностью Связи с общественностью Рис Состав коммуникаций предприятия

26 Внутренняя коммуникация Вертикальная коммуникация Горизонтальная коммуникация Коммуникацион- ные сети Обратная («снизу-вверх») коммуникация Историческая («сверху-вниз») коммуникация Рис Внутренняя коммуникация

27 Положение предприятия на рынке и в обществе, персональные достижения, социальный статус и вознаграждения Положение подразделения на предприятии, внутрифирменный статус, личные достижения и вознаграждения Персональные цели владельцев предприятия Миссия предприятия Персональные цели высшего руководства предприятия Цели развития предприятия Цели подразделений предприятия Функциональные цели Персональные цели руководства подразделений Персональные цели руководства функционального подразделения Тактические цели Цели работников предприятия Положение предприятия на рынке и в обществе, приращение капитала и дивиденды Обобщенное предназначение и направления развития Положение предприятия на рынке и в обществе Положение подразделения на предприятии Положение и эффективность функционирования каждого функционального подразделения Положение подразделения на предприятии, карьера, достижения и вознаграждения Эффективность действия и достижения в краткосрочном периоде Личное положение на предприятии, удовлетворенность работой, карьера, достижения, вознаграждения Рис Полная иерархия целей развития предприятия

28 Таблица Характеристика целей развития предприятия Группа 1. Цели направления развития а) Лидерство на рынке б) Распространение на рынке в) Обслуживание потребителей - конкурентные позиции - уровень инноваций - число рынков (сегментов) - число групп потребителей - число отраслей - число стран - надежность продукта - качество продукта - полезность продукта Группа 2. Цели, характеризующие эффективность функционирования системы а) Рост б) Прибыльность - объем продаж - уровень доходов (прибыли) - выручка - по отношению к рабочему капиталу (собственным оборотным средствам) - по отношению к активам - по отношению к уставному фонду - доход (прибыль) на объем продаж

29 Группа 3. Внутренние цели а) Продуктивность (рентабельность) б) Персонал - продажи на общие активы - срок выплаты кредитов - ликвидность - накладные расходы на объем продаж - отношения между работниками и микроклимат - продвижение персонала - среднее вознаграждение работников - объем продаж на одного работающего Группа 4. Внешние цели а) Социальная ответственность - имидж организации - использование ресурсов - общественная активность - благосостояние жителей местности, где расположено предприятие - отношение цена/доход (ограниченный уровень рентабельности) Продолжение таблицы 3.2.

30 Таблица Цели долгосрочного планирования в зависимости от размеров предприятия ВсегоБольшие компании Средние компании Малые компании Обеспечение оптимальных темпов роста в течение длительных сроков 40,546,439,625,1 Обеспечение непрерывной рационализации и обновления оборудования 15,311,912,525,0 Обеспечение оптимальной нормы прибыли в течение длительных сроков 18,713,329,219,4 Повышение конкурентоспособности4,25,62,111,1 Обеспечение последовательности курса управления 15,118,5–19,4 Обеспечение устойчивой степени монополизации рынка 1,7–10,4– Сокращение издержек производства3,02.23,1– Прочие1,52,13,1– Итого100

31 Процедура стратегического управления РесурсыПрибыльностьОкружающая среда Цели организации Организационная структура Системность рассмотрения ОжиданияВласть и участиеОценки Участие людей Рис Процедура формирования целей развития предприятия

32 Тема 4. МОДЕЛИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ВЫБОРА I.Стратегия проникновения на рынок II. Стратегия развития рынка III. Стратегия разработки новых товаров IV. Стратегия диверсификации Рынки Существующие Новые Товары Новые Существующие Рис Матрица возможностей по товарам/рынкам

33 Таблица Стратегия побуждения потребителей к новому использованию имеющихся товаров СтратегияПримеры Разработка новых областей применения товара Разработка новых параметров и модификаций продукта Увеличение рыночной сегментации Выявление новых групп потребителей для существующей продукции Выявление новых групп потребителей для модифицированной продукции Увеличение применения товара существующими пользователями Изменение маркетинговой стратегии Использование питьевой соды «Армэнд Хаммер» в качестве дезодоранта для холодильников Телевизоры на батарейках Региональные издания массовых журналов Нейлоновые капроновые покрытия для офисов организаций Недорогие копировальные машины для кабинетов на дому Множественные упаковки для газированных напитков и пива Продажа чулок и носков в супермаркетах Реклама подписки на журналы по телевидению

Рынок Продукт СуществующийНовый, связанный с существующим Совершенно новый Низкий рискВысокий риск Новый, связанный с существующим Совершенно новыйВысокий рискЧрезмерно высокий риск 34 Рис Матрица «рынок–продукт» по Г. Стейнеру

35 Лидерство за счет экономии на издержках Дифференциация Сфокусированные издержки Сфокусированные дифференциация Меньшие издержки Дифференциация Конкурентное преимущество Сфера конкуренции Узкая Широкая цель цель Рис Типовые конкурентные стратегии по М. Портеру

Бизнес Бизнес Бизнес Бизнес 4 Стержневой продукт 2 Стержневой продукт 1 Компетенции 1Компетенции 2Компетенции 3Компетенции 4 Рис Компетенции как корни конкурентоспособности

37 Балансирование жизненных циклов по фазам Совпадение фаз жизненного цикла Предприятие 1 Изделие 1 Изделие 2 Изделие 3 Предприятие 2 Изделие 3 Изделие 2 Изделие 1 Рис Сопоставление двух наборов изделий предприятий

38 Стадия жизненного цикла продукта Сила бизнеса ВысокаяСредняяНизкая РазвитиеДоля увеличивается преимущественно через маркетинг Доля увеличивается через маркетинг или поглощение Доля увеличивается Кругооборот Выход РостСохранить или увеличить долю преимущественно через маркетинг или некоторые приобретения Эффективные стратегии Увеличить долю через маркетинг или поглощение Кругооборот Выход ЗрелостьСохранить или увеличить долю преимущественно через маркетинг или некоторые приобретения Эффективные стратегии Увеличить долю через поглощение Выборочно сжиматься Выход СнижениеСохранять или увеличивать долю Выборочно сжиматься Выход Рис Типичные стратегии через жизненный цикл

39 Продажи/ доходы РостНестабильностьВыживание «Резкое» падение «Пологое» падение Финансовая неплатежность Время 123 Продажи/ доходы Время Рис Формы и стадии цикличного развития предприятия в условиях» рыночной экономики

40 Уровень национальной экономики Наименование соответствующего цикла Макроуровень Экономический цикл Мезоуровень Отраслевой цикл Микроуровень Цикл развития предприятия Жизненный цикл товара Рис Соответствие циклов развития уровню развития национальной экономики I II III IV V Рис Модель роста фирмы по И. Ансоффу

41 Стратегические альтернативы ЭлементыСфераГлавные средства 1. Интенсификация рынкаПродукт Производство продукта Рынок Внутри отрасли Проникновение на рынок Развитие рынка Географическая экспансия 2. ДиверсификацияСфера предприни­ мательства Внутри отрасли и вне ее Внутреннее развитие Вертикальная, горизонтальная и побочная диверсификация 3. Стратегические альянсы Продукт Рынок Сфера предпринима­ тельства Внутри отрасли и вне ее Соглашение о сотрудничестве Совместное производство 4. Внешнеэкономическая деятельность Продукт Рынок Сферы предпринима­ тельства За пределы страны Экспорт Внешнее лицензирование Прямые вложения Таблица Стратегия роста: базовые стратегические альтернативы

42 Время Объем продаж а) Время Объем продаж б) Время Объем продаж в) Рис Различные типы нестабильности дохода: а – неожиданное (быстрое) падение; б – длительное падение; в – глубокие флуктуации (колебания) К моменту T прекращения воздействия угрозы фирма терпит суммарный убыток от основной деятельности О, измеряемый площадью под верхней кривой, а также убыток С в размере затрат на прекращение убытка от основной деятельности. Таким образом, общие потери составят: L T = О + С.(4.1)

43 ОDОD C TDTD TRTR Производственные убытки Неучтенные потери Предотвращенные потери Время с момента возникновения опасности финансовых потерь Затраты по предотвращению потерь Рис Активное управление

44 Производственные убытки «Стоимость» реакции TDTD TdTd T t ОDОD ОdОd Рис Реактивное управление

45 TDTD TdTd TRTR Потенциальные потери Рис Плановое уравнение

46 1.Ситуация будет оптимальной, если задержка T d находится под контролем, так что остается достаточно времени для того, чтобы отреагировать на возможную угрозу прежде, чем начнется ее воздействие. При этом, с одной стороны, реакция не будет преждевременной, а с другой стороны, единственным видом издержек для фирмы будет стоимость реакции. Этот случай можно описать при помощи уравнения: T d = T D – T R.(4.2) 2. Если реакция начинается прежде, чем начнет проявляться действие угрозы, но слишком поздно для того, чтобы реакция была завершена до начала этого воздействия, издержки будут выше, поскольку они будут включать стоимость реакции и убытки от основной деятельности. Уравнение в этом случае примет вид: T d > T D – T R. 3. Если продолжительность задержки вследствие медлительности T d чрезмерна (T d > T D ), то преимущества, создаваемые прогнозированием, большей частью сводятся на нет, и реакция становится либо реактивной, либо активной. 4. Наконец, может получиться так, что продолжительность реакции T R выйдет за горизонт прогнозирования T D T R > T D. В этом случае реакция не завершится до начала воздействия угрозы, даже если будет устранена задержка вследствие медлительности T d.

47 ПериодПоведение руководителей РеактивноеАктивноеПлановое До начала реакцииОтсрочка начала действия после осознания угрозы до момента появления уверенности в ее существовании Переход к действию при достижении порога рационального понимания угрозы Упреждающее действие до появления угрозы После начала реакцииПредположение об оперативном характере проблемы Распознание характера угрозы Последовательная реакцияВыбор оптимальных вариантов оперативной реакции Выбор оптимальных вариантов стратегической и оперативной реакции Попытка применить оперативные меры, приносившие успех в прошлом Попытка экономииОпробование различных вариантов реакции Опробование различных вариантов стратегической и оперативной реакции Обращение к стратегической реакции Условия достижения оптимальной эффективности затрат Непрерывно развивающаяся со стратегической и оперативной точки зрения среда Стратегическая непрерывно развивающаяся среда с колебаниями оперативного характера Дискретно развивающаяся со стратегической и оперативной точек зрения среда Соответствующий уровень изменчивости среды Таблица Сравнение вариантов поведения при столкновении с угрозой

48 Тема 5. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ) Рыночная стратегия Сегментация рынка Вид товаровСтратегия маркетинга Выход на рынокТактика маркетинга Рис Основные проблемы формирования маркетинговой стратегии развития предприятия

49 Текущая конкурентная позиция Желаемая будущая конкурентная позиция Цели и задачи Маркетинговая стратегия Ресурсы и способности компании Внешние тенденции и влияния Рис Маркетинговая стратегия предприятия как средство получения выгоды от конкурентных преимуществ

50 Личная продажа 1. Стратегия товара Модификация товара Создание нового товара Вывод продукции с рынка 2. Стратегия товародвижения Прямые каналы Косвенный канал Смешанный канал 3. Стратегия товаропродвижения Реклама Стимулирование сбыта Пропаганда Стратегия цен Прочное внедрение на рынок «Снятие сливок» Установление цен по одному из выбранных признаков Основные элементы стратегииТиповые подходы Страт егия марке тинга Рис Основные элементы стратегии маркетинга

51 Генерация идеи Постоянный и систематический поиск возможностей создания новых товаров Оценка продукции Проведение своеобразной фильтрации идей исключение неподходящих идей из дальнейшего рассмотрения Проверка концепции Представление предполагаемым потребителям (клиентам) основной идеи нового товара и оценка их реакции на этот товар Экономический анализ Прогноз спроса, издержек, требуемых инвестиций и прибыльности нового товара Разработка продукции Процесс превращения товара по замыслу в товар в реальном исполнении Пробный маркетинг Реализация товара в одном или нескольких регионах и оценка полученных результатов Коммерческая организация Переход от опытного на серийное производство опытного товара Рис Базовые элементы товарной стратегии

52 Стратегия дизайна товара Стандартные товары и услугиТовары и услуги «на заказ» Стандартный продукт с модификацией Рис Стратегические альтернативы стратегии дизайна Стратегия «перекрытия» товара Выпуск на рынок товаров, конкурирующих с уже присутствующими товарами на рынке Выпуск на рынок товаров своей фирмы под маркой другой фирмы (как правило, посредника или оптовика) Продажа компаниям-конкурентам отдельных компонентов (детали, полуфабрикаты, и другие изделия), используемых в собственном производстве Рис Стратегические альтернативы стратегии «перекрытия» товара

53 «Сбор урожая»Упрощение ассортимента Стратегия ликвидации товара Ликвидация всего ассортимента Рис Стратегические альтернативы стратегии ликвидации товара Слишком низкая цена. Получение прибыли при этой цене невозможно, P min Возможная цена (cost) Слишком высокая цена. Формирование спроса при этой цене невозможно, P max Себестои- мость продуктов Цены конкурентов и цены товаров- заменителей Уникальные достоинства Рис Основные факторы, влияющие на определение цен на товары, производимые предприятием

54 Возможные цели ценообразования Основанные на сбыте: объем доля рынка Основанные на существующем положении: стабильность благоприятный климат Основанные на прибыли: максимизация прибыли доход на инвестиции обеспечение ликвидности (безубыточности) Рис Возможные подходы к установлению целей процесса ценообразования на уровне предприятия

55 Участники каналов сбыта Конкуренты ПравительствоПоставщики Потребители Цена Издержки Рис Основные факторы, влияющие на цену товара

56 Правительственные решения по ценам Воздействие на издержки производства Антимонопольное законодательство Установление предельных цен на отдельные товары Таможенные пошлины Акцизы Рис Воздействие правительства на принятие решений по ценам

57 Цены потребительского сегмента рынка Методы ценообразования, применяемые на предприятии Основные (базовые) методы ценообразования Специфические методы ценообразования Методы установления цен на новые товары и услуги Методы ценообразо-вания на товары уже сформировавшегося рынка Метод «средние издержки плюс прибыль» Метод расчета на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли «Снятие сливок» Стратегия проникновения Престижная цена Договорные цены Скользящая падающая цена Долговременная устойчивая цена Преимущественная цена Цены на изделия, уже снятые с производства Цена аренды Рис Классификация методов ценообразования на предприятии

58 Точка безубыточности Планируемый объем продаж Объем продаж Постоянные издержки Общие издержки производства Целевая прибыль Объем выручки от продаж Прямая переменных издержек Рубли Рис График безубыточности для определения целевой цены товара

59 Общая (базовая) стратегия развития предприятия Стратегическая финансовая перспектива Функциональные стратегии предприятия Рис Роль финансовой стратегии в процессе стратегического планирования развития предприятия

60 Финансовая стратегия предприятия Структура капитала Распределение капитала Управление дивидендами Приобретение капитала Рис Основные задачи формирования финансовой стратегии предприятия Финансовая стратегия Структура предпринимательства Стратегия накопления и потребления Стратегия финансирования функциональных стратегий и крупных программ Стратегия задолженности Рис Основные компоненты финансовой стратегии предприятия

61 п/п Наименование раздела Содержание 1Оборот В данном разделе находит отражение основной финансовый поток предприятия, который обеспечивает текущие поступления с оборота, соответствующие его текущей деятельности 2 Текущие внешние для предприятия платежи Этот раздел отражает платежи предприятия, которые не связаны непосредственно с его основной деятельностью 3 Инвестиционная деятельность В данном разделе плана отражаются поступления и выплаты от долгосрочной инвестиционной деятельности предприятия 4 Платежи, связанные с заемным финансированием В данном разделе планируются все поступления и выплаты - погашение долгов и получение новых кредитов, которые должны произойти в течение планируемого периода 5 Платежи от неосновной деятельности В данном разделе планируются поступления и выплаты от неосновной для предприятия деятельности, которые влияют на результаты его функционирования 6Налоговые платежиДанный раздел отражает планируемые выплаты налогов 7Прочие платежиВ данном разделе планируются преимущественно дивидендные платежи для акционерных обществ, а также возможные поступления от увеличения собственного капитала Таблица Структура среднесрочного финансового плана

62 Реализация инновационных проектов на предприятии Развитие инновационного потенциала предприятия Процесс инновационного развития предприятия Рис Процесс инновационного развития предприятия 1. Анализ инновационной ситуации на предприятии 2. Выявление возможностей и недостатков в инновационном развитии предприятия 3. Формулировка основных проблем и задач инновацион- ного развития предприятия 4. Инновационная стратегия предприятия 5. Программы инновационной деятельности предприятии 6. Контроль инновационной деятельности на предприятии Рис Принципиальная схема формирования инновационной стратегии предприятия

63 Интегральный (комплексный) технологический менеджмент Стратегический технологический менеджмент Тактический технологический менеджмент Оперативный технологический менеджмент Рис Основные уровни интегрального технологического менеджмента на предприятии

64 Высшее руководство предприятия Решение о разработке нового вида продукции Отдел НИОКР Отдел маркетинга Отдел сбыта Производство Финансовый отдел Представление идеи и опытного образца Отчет «затраты - выпуск» Рыночное тестирование Смета расходов Разработка маркетинговой программы Рис Последовательная форма организации инновационной деятельности в американских компаниях

65 Высшее руководство предприятия Инновационное решение Структурные подразделения предприятия Отдел НИОКР Отдел маркетинга Отдел сбыта Произ- водство Финан- совый отдел Рис Принципиальная схема параллельной формы организации инновационной деятельности на американских компаниях

66 Комитет по инновационной политике Высшее руководство предприятия Проект АПроект ВФункциональные подразделения экономики Производство Руководитель проекта Целевые подразделения Рис Принципиальная схема интегральной формы организации инновационной деятельности в американских компаниях

67 Стратегия производства 1. Планирование производства и контроль 3. Человеческий фактор на производстве 2. Повышение производительности труда Рис Составляющие элементы стратегии производства

68 Производство продукции Реализация продукции Воспроизводство ресурсов Воспроизводственные инновации Технологические инновации Маркетинговые инновации Рис Характер взаимосвязи между инновационной и производственной стратегиями предприятия

69 Стратегия производства предприятия 1. Базовая стратегия производства 3. Стратегия размещения производства 2. Производственно- инженерная стратегия Рис Основные компоненты стратегии производства предприятия Социальная стратегия предприятия, включая управление персоналом Исследование личности работника Предприятие (организация) Программа конкретных действий Удовлетворение запросов личности Адаптация к личности работника Рис Новый подход к управлению персоналом предприятия

70 Ценностные ориентации УстановкиИнтересыМотивыЦелиПотреб- ности Твор- чество Внутренние факторы мотивации Экономическое поведение работника предприятия Внешние стимулы мотивации Социально- политические условия При- родная среда Духовная культура Жилищно- бытовые и семейные условия Законо- датель- ство Произ- водствен- ные условия Финан- совая и налоговая политика Мотивационный механизм Рис Принципиальная схема мотивационного механизма на предприятии

71 Факторы, обусловливающие сопротивление организационным изменениям Факторы организационного характера Факторы личностного характера Страх перед неизвестным Потребность в предоставлении гарантий при угрозе увольнения Отрицание необходимости перемен и опасение явных потерь Угроза социальным отношениям, сложившимся на старом рабочем месте Невовлеченность в проводимые преобразования затрагиваемых ими лиц Недостаток средств и времени из-за большого объема оперативной работы Инертность сложившихся организационных структур Трудность переориентации мышления персонала Возможные изменения, затрагивающие сложившийся «баланс власти» Прошлый негативный опыт, связанный с проведением организационных преобразований Рис Основные факторы, препятствующие проведению организационных преобразований на предприятии

72 п/п МероприятияУсловия применения 1 Привлечение персонала к участию в организационных изменениях, осуществляемых в рамках предприятия Недостаток информации о содержании программы мероприятий по организационным преобразованиям в рамках предприятия 2 Обучение и предоставление информации об организационных изменениях на предприятии Недостаток информации, недостоверная или искаженная информация об организационных изменениях, осуществляемых на предприятии 3 Стимулирование и поддержка персонала Сопротивление со стороны персонала, возникающее в связи со сложностью индивидуальной адаптации к отдельным организационным изменениям 4 Проведение переговоров и заключение соглашений Сопротивление отдельных групп персонала, которые опасаются потерять свои привилегии в результате проведения организационных изменений 5Кадровые перестановки и назначенияНедостаток времени для выбора других видов мероприятий или достаточно высокие затраты на их проведение Таблица Примерный перечень мероприятий по преодолению сопротивления персонала запланированным организационным изменениям на предприятии

73 Область оптимальных решений Переосмысление концепции развития предприятия Структурная перестройка предприятия Рейнжиниринг рабочих процессоров (процедур) Рис Принципиальное содержание стратегии организационных изменений на предприятии

74 Ресурсы Вход Предприятие Выход Выбросы Отходы Риски Продукты Рис Производственный процесс в экологической перспективе Стадии, которые предшествуют основному производству: получение сырья и энергии производство основных материалов производство полуфабрикатов Основное производство Стадии, которые следуют за основным производством: распределение потребление Рис Экологический жизненный цикл продукта

75 EMAS ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ Разработка предприятием собственной экологической политики. Анализ состояния окружающей среды в районе расположения предприятия. Разработка экологической программы. Проведение систематической проверки и оценки результативности экологического менеджмента. Публикация экологического отчета для ознакомления общественности. Проведение независимого экологического контроля. Рис Основные элементы системы ЕМАS

Экологический менеджмент ИНСТРУМЕНТЫИНСТРУМЕНТЫ Экологический аудит Разработка экологических балансов Экологический учет Экологический контроль Страте- гический Такти- ческийй Опера- тивный У Р О В Н И Рис Основные инструменты системы экологического управления на предприятии 76

77 1. Учет материалопотоков (запасов) на предприятии 2. Классификация способов воздействия производства на окружающую среду 3. Оценка степени влияния отдельных факторов деятельности предприятия на состояние окружающей среды 4. Оценка общего воздействия предприятия на состояние окружающей среды и возможностей улучшения ее качества Рис Принципиальная схема процедуры разработки экологических балансов

78 ЭКО ЛОГИЧ ЕСКИЙ КОНТР ОЛЬ Контроль влияния хозяйственной деятельности предприятия на окружающую среду (нормативный контроль) Контроль финансовых показателей экологического воздействия (финансовый контроль) Интегрированный экологический контроль на основе оценки степени нагрузки на окружающую среду Рис Основные направления экологического контроля на предприятии

79 Экологический аудит Экологический аудит производственной деятельности Структура и техническое состояние основных природоохранных фондов Источники экологической опасности Пропускная способность очистных сооружений Прогрессивность методов очистки Экологический аудит финансовой деятельности Текущие затраты на охрану окружающей среды Платежи за загрязнение в пределах лимитов Платежи за сверх лимитные загрязнения Платежи за природные ресурсы Капитальные затраты на охрану окружающей среды Финансирование научно- исследовательских работ природоохранного назначения Рис Содержание экологического аудита предприятия