Курс предусматривает изучение: состава и структуры различных классов экономических ИС как объектов проектирования; современных технологий проектирования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Жизненный цикл программного обеспечения ИС Жизненный цикл ИС можно представить как ряд событий, происходящих с системой в процессе ее создания и использования.
Advertisements

Лекция 4 Жизненный цикл программного обеспечения информационных систем УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. информационных систем 1. Модели жизненного.
Жизненный цикл информационной системы - Понятие 2 - Стадии 3 - Процессы 4 - Модели 6.
Лекция 4 Жизненный цикл программного обеспечения информационных систем УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. информационных систем 1. Модели жизненного.
Жизненный цикл ИС период создания и использования информационных систем, начиная с момента возникновения необходимости в данной информационной системы.
Жизненный цикл ИС ЖЦ ПО - это непрерывный процесс, который начинается с момента принятия решения о необходимости создания ПО и заканчивается в момент его.
Учебный курс Стандартизация и сертификация программного обеспечения Лекция 7 доктор технических наук, профессор, проректор по информатизации, заведующий.
Лекция 2 Принципы создания, классификация, состав и структура ЭИС.
Информационные системы. СистемаЭлементы системыГлавная цель системы ФирмаЛюди, оборудование, материалы, здания и др. Производство товаров КомпьютерЭлектронные.
Жизненный цикл ИС – весь период времени существования ИС, начиная от выработки первоначальной концепции и заканчивая потерей необходимости решения соответствующих.
Жизненный цикл программного обеспечения Лекция 4.
Цикл жизни ПО Методологии разработки 8 октября 2008 г. 4 курс Технологии программирования.
Разработка и стандартизация программных средств и информационных технологий Тема:СТАНДАРТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ.
Жизненный цикл программного обеспечения Подготовил студент 1 курса Лось Павел.
ТЕМА 1. Основные методологические аспекты проектирования информационной системы. Лекция 4. Стандартизация в области проектирования ИС. Жизненный цикл ИС.
1 ЛЕКЦИЯ 6. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ.
Информационная система управления – это «совокупность информации, экономико- математических методов и моделей, технических, программных, других технологических.
Задачи решаемые EPCM командой Июль 2009 г.. Термины и определения EPCM (EPCM = Engineering Procurement Construction Management - управление проектированием,
Жизненный цикл и фазы проекта. Контрольные вопросы Понятие жизненный цикл проекта Фазы жизненного цикла проекта Наиболее часто допускаемые ошибки.
Информационные системы Что такое ИС? Функции ИС Жизненные циклы ИС: Понятия Процессы Стадии Модели Основные способы построения ИС.
Транксрипт:

Курс предусматривает изучение: состава и структуры различных классов экономических ИС как объектов проектирования; современных технологий проектирования ИС и методик обоснования эффективности их применения; содержания стадий и этапов проектирования ИС и их особенностей при использовании различных технологий проектирования; целей и задач проведения предпроектного обследования объектов информатизации; методов моделирования информационных процессов предметной области; классификацию и общие характеристики современных CASE-средств. Проектирование информационных систем

обеспечение требуемой функциональности системы и адаптивности к изменяющимся условиям ее функционирования; проектирование реализуемых в системе объектов данных; проектирование программ и средств интерфейса (экранных форм, отчетов), которые будут обеспечивать выполнение запросов к данным; учет конкретной среды или технологии реализации проекта, а именно: топологии сети, конфигурации аппаратных средств, используемой архитектуры, параллельной обработки, распределенной обработки данных и т.п. Научной основой курса являются методологии системного анализа и моделирования, позволяющие на этапе создания информационной системы решить следующие основные задачи:

Функциональное назначение модулей корпоративной ИС. Подсистема маркетинга Производственные подсистемы Финансовые и учетные подсистемы Подсистема кадров (человеческих ресурсов) Прочие подсистемы (например, ИС руководства) Исследование рынка и прогнозировани е продаж Планирование объемов работ и разработка календарных планов Управление портфелем заказов Анализ и прогнозирование потребности в трудовых ресурсах Контроль за деятельностью фирмы Управление продажами Оперативный контроль и управление производством Управление кредитной политикой Ведение архивов записей о персонале Выявление оперативных проблем Рекомендации по производству новой продукции Анализ работы оборудования Разработка финансового плана Анализ и планирование подготовки кадров Анализ управленческих и стратегических ситуаций Анализ и установление цены Участие в формировании заказов поставщикам Финансовый анализ и прогнозирование Обеспечение процесса выработки стратегических решений Учет заказовУправление запасами Контроль бюджета, бухгалтерский учет и расчет зарплаты

Классификация рынка информационных систем Локальные системы Малые интегрированные системы Средние интегрированные системы Крупные интегрированные системы (IC) БЭСТ Инотек Инфософт Супер- Менеджер Турбо- Бухгалтер Инфо- Бухгалтер Concorde XAL Exact NS-2000 Platinum PRO/MIS Scala SunSystems БЭСТ-ПРО 1C-Предприятие БОСС- Корпорация Галактика Парус Ресурс Эталон Microsoft-Business Solutions - Navision, Axapta J D Edwards (Robertson & Blums) MFG-Pro (QAD/BMS) SyteLine (COKAП/SYMIX) SAP/R3 (SAP AG) Baan (Baan) BPCS (ITS/SSA) OEBS (Oracle E-Business Suite)

обеспечивать создание корпоративных ИС, отвечающих целям и задачам организации, а также предъявляемым требованиям по автоматизации деловых процессов заказчика; гарантировать создание системы с заданным качеством в заданные сроки и в рамках установленного бюджета проекта; поддерживать удобную дисциплину сопровождения, модификации и наращивания системы; обеспечивать преемственность разработки, т.е. использование в разрабатываемой ИС существующей информационной инфраструктуры организации (задела в области информационных технологий). Основными задачами, решению которых должна способствовать методология проектирования корпоративных информационных систем, являются следующие:

проектирование объектов данных, которые будут реализованы в базе данных; проектирование программ, экранных форм, отчетов, которые будут обеспечивать выполнение запросов к данным; учет конкретной среды или технологии, а именно: топологии сети, конфигурации аппаратных средств, используемой архитектуры (файл-сервер или клиент- сервер), параллельной обработки, распределенной обработки данных и т.п. Проектирование информационной системы охватывает три основные области:

требуемой функциональности системы и уровня ее адаптивности к изменяющимся условиям функционирования; требуемой пропускной способности системы; требуемого времени реакции системы на запрос; безотказной работы системы; необходимого уровня безопасности; простоты эксплуатации и поддержки системы. Решение ряда взаимосвязанных задач, включающих в себя обеспечение на момент запуска системы и в течение всего времени ее эксплуатации:

ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ: 1.формирование требований к системе, 2.проектирование, 3.реализация, 4.тестирование, 5.ввод в действие, 6.эксплуатация, 7.сопровождение

Целью начальныхэтапов создания Целью начальных этапов создания информационной системы, выполняемых на стадии анализа деятельности организации, является формирование требований к информационной системы, корректно и точно отражающих цели и задачи организации-заказчика. Необходимо определить требования заказчиков к информационной системы и отобразить их на языке моделей в требования к разработке проекта ИС так, чтобы обеспечить соответствие целям и задачам организации.

Этап проектирования завершается Этап проектирования завершается разработкой технического проекта информационной системы. На этапе проектирования На этапе проектирования: формируются модели данных, выполняется проектирование процессов, осуществляется разработка архитектуры информационной системы, включающая в себя выбор платформы и операционной системы. Конечными продуктамиэтапа проектирования Конечными продуктами этапа проектирования являются: схема базы данных (на основании ER-модели, разработанной на этапе анализа); набор спецификаций модулей системы.

На этапе реализации На этапе реализации осуществляется создание программного обеспечения системы, установка технических средств, разработка эксплуатационной документации. Этап тестирования Этап тестирования обычно оказывается распределенным во времени. После завершения разработки отдельного модуля системы выполняют автономный тест, который преследует две основные цели: обнаружение отказов модуля (жестких сбоев); соответствие модуля спецификации (наличие всех необходимых функций, отсутствие лишних функций). После пройденного автономного теста После пройденного автономного теста модуль включается в состав разработанной части системы и группа сгенерированных модулей проходит тесты связей, которые должны отследить их взаимное влияние. системный тест Затем весь комплект модулей проходит системный тест - тест внутренней приемки продукта, показывающий уровень его качества. Сюда входят тесты функциональности и тесты надежности системы. Последний тестприемо-сдаточные испытания Последний тест информационной системы - приемо-сдаточные испытания. Такой тест предусматривает показ информационной системы заказчику и должен содержать группу тестов, моделирующих реальные бизнес-процессы, чтобы показать соответствие реализации требованиям заказчика.

Жизненный цикл информационной системы можно представить как ряд событий, происходящих с системой в процессе ее создания и использования. Модель жизненного цикла отражает различные состояния системы, начиная с момента возникновения необходимости в данной ИС и заканчивая моментом ее полного выхода из употребления. Модель жизненного цикла - структура, содержащая процессы, действия и задачи, которые осуществляются в ходе разработки, функционирования и сопровождения программного продукта в течение всей жизни системы, от определения требований до завершения ее использования.

Каскадная модель Поэтапная модель с промежуточным контролем Спиральная модель модели жизненного цикла:

Каскадная модель жизненного цикла информационной системы

Поэтапная модель с промежуточным контролем

Спиральная модель жизненного цикла информационной системы

ГОСТ распространяется на автоматизированные системы и устанавливает стадии и этапы их создания. ISO/IEC 12207: стандарт на процессы и организацию жизненного цикла. Custom Development Method по разработке прикладных информационных систем - технологический материал, детализированный до уровня заготовок проектных документов, рассчитанных на использование в проектах с применением Oracle. Rational Unified Process (RUP) предлагает итеративную модель разработки, включающую фазы: начало, исследование, построение и внедрение. Microsoft Solution Framework (MSF) включает фазы: анализ, проектирование, разработка, стабилизация. Extreme Programming (XP). В основе методологии командная работа, эффективная коммуникация между заказчиком и исполнителем в течение всего проекта по разработке ИС. СТАНДАРТЫ ИЗВЕСТНЫЕ СТАНДАРТЫ проектирования и разработки информационных систем

положительные стороны применения каскадного подхода Можно выделить следующие положительные стороны применения каскадного подхода: на каждом этапе формируется законченный набор проектной документации, отвечающий критериям полноты и согласованности; выполняемые в логической последовательности этапы работ позволяют планировать сроки завершения всех работ и соответствующие затраты; каскадный подход хорошо зарекомендовал себя при построении относительно простых ИС. недостатки применения каскадного подхода Основные недостатки применения каскадного подхода является: реальный процесс создания системы никогда полностью не укладывается в жесткую схему; постоянно возникает потребность в возврате к предыдущим этапам и уточнении или пересмотре ранее принятых решений.

В соответствии с базовым международным стандартом ISO/IEC все процессы жизненного цикла программного обеспечения делятся на три группы: Основные процессы: приобретение; поставка; разработка; эксплуатация; сопровождение. Вспомогательные процессы: документирование; управление конфигурацией; обеспечение качества; разрешение проблем; аудит; аттестация; совместная оценка; верификация. Организационные процессы: создание инфраструктуры; управление; обучение; усовершенствование.

Содержание основных процессов жизненного цикла программного обеспечения информационной системы (ISO/IEC 12207) Процесс (исполнитель процесса) ДействияВходРезультат Приобретение (заказчик) Инициирование Подготовка заявочных предложений Подготовка договора Контроль деятельности поставщика Приемка ИС Решение о начале работ по внедрению ИС Результаты обследования деятельности заказчика Результаты анализа рынка ИС/ тендера План поставки/ разработки Комплексный тест ИС Технико-экономическое обоснование внедрения ИС Техническое задание на ИС Договор на поставку/ разработку Акты приемки этапов работы Акт приемно-сдаточных испытаний Поставка (разработчик ИС) Инициирование Ответ на заявочные предложения Подготовка договора Планирование исполнения Поставка ИС Техническое задание на ИС Решение руководства об участии в разработке Результаты тендера План управления проектом Разработанная ИС и документация Решение об участии в разработке Коммерческие предложения/ конкурсная заявка Договор на поставку/ разработку План управления проектом Реализация/ корректировка Акт приемно-сдаточных испытаний Разработка (разработчик ИС) Подготовка Анализ требований к ИС Проектирование архитектуры ИС Разработка требований к ПО Проектирование архитектуры ПО Детальное проектирование ПО Кодирование и тестирование ПО Интеграция ПО и квалификационное тестирование ПО Интеграция ИС и квалификационное тестирование ИС Техническое задание на ИС Техническое задание на ИС, модель ЖЦ Техническое задание на ИС, подсистемы ИС Спецификации требования к компонентам ПО Архитектура ПО Материалы детального проектирования ПО План интеграции ПО, тесты Архитектура ИС, ПО, документация на ИС, тесты Используемая модель ЖЦ, стандарты разработки План работ Состав подсистем, компоненты оборудования Спецификации требования к компонентам ПО Состав компонентов ПО, интерфейсы с БД, план интеграции ПО Проект БД, спецификации интерфейсов между компонентами ПО, требования к тестам Тексты модулей ПО, акты автономного тестирования Оценка соответствия комплекса ПО требованиям ТЗ Оценка соответствия ПО, БД, технического комплекса и комплекта документации требованиям ТЗ

Согласно стандарту ISO/IEC серии в структуру ЖЦ следует включать следующие группы процессов: Договорные процессы: приобретение (внутренние решения или решения внешнего поставщика); поставка (внутренние решения или решения внешнего поставщика). Процессы предприятия: управление окружающей средой предприятия; инвестиционное управление; управление ЖЦ ИС; управление ресурсами; управление качеством. Проектные процессы: планирование проекта; оценка проекта; контроль проекта; управление рисками; управление конфигурацией; управление информационными потоками; принятие решений. Технические процессы: определение требований; анализ требований; разработка архитектуры; внедрение; интеграция; верификация; переход; аттестация; эксплуатация; сопровождение; утилизация. Специальные процессы: определение и установка взаимосвязей исходя из задач и целей.

Стадии создания систем (ISO/IEC 15288) п/п СтадияОписание 1Формирование концепции Анализ потребностей, выбор концепции и проектных решений 2РазработкаПроектирование системы 3РеализацияИзготовление системы 4ЭксплуатацияВвод в эксплуатацию и использование системы 5ПоддержкаОбеспечение функционирования системы 6Снятие с эксплуатации Прекращение использования, демонтаж, архивирование системы