…Иль был он создан для того, Чтобы побыть хотя б мгновенье, В соседстве сердца твоего… И.Тургенев Слезы, проливаемые читателями, текут всегда от любви.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Бедная Лиза». Понятие о сентиментализме.. Сентиментализм в России Само название «сентиментализм» Само название «сентиментализм» (от англ.sentimental.
Advertisements

Презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему: Сентиментализм
Учитель МОУ «Спасская основная общеобразовательная школа» Мезенцева Татьяна Сергеевна.
Тема урока: «Бедная Лиза». Понятие о сентиментализме.
Сентиментализм (от англ. Sentimental- чувствительный, фр.sentiment-чувство). фр.sentiment-чувство). Сентиментализм (от англ. Sentimental- чувствительный,
Сентиментализм (от англ. Sentimental- чувствительный, фр.sentiment-чувство). фр.sentiment-чувство). Сентиментализм (от англ. Sentimental- чувствительный,
Николай Михайлович Карамзин Родился 1 декабря 1766 года в Симбирске. Получил домашнее образование. Позднее воспитывался в частных пансионах.
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ И крестьянки любить умеют… Н.М. Карамзин.
Сентиментализм Основные черты. Сентиментализм Литературное направление, в котором центральной эстетической категорией становится чувство. В этом отношении.
Сентиментализм в России Sentimental (англ.) чувствительный.
От англ. Sentimental – чувствительный, фр. Sentiment– чувство.
Презентация к уроку литературы (8 класс) по теме: Презентация Сентиментализм как литературное направление
Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Руснак Ирина Васильевна.
Литературные направления. Вспомним Литературное направление объединяет наиболее общие, характерные черты художественного стиля той или иной эпохи.
1. Выявить жанровые особенности повести; 2. Проверить внимательность учащихся в чтении большого произведения; 3. Развивать умение анализировать характер.
Н.М.Карамзин «Бедная Лиза». 1. Особенность языка произведений Карамзина в том, что: А) писатель приблизил его к живой разговорной речи Б) писатель использовал.
Что такое сентиментализм? СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (фр. sentimentalisme)- литературное к.18 и н.19 века, пришедшее на смену классицизму и характерное особенным вниманием.
Сентиментализм (от англ. sentimental – чувствительный) – течение в европейской и американской литературе и искусстве 2-й пол. XVIII – начала XIX вв.
Работа выполнена в рамках проекта «Повышения квалификации различных категорий работников образования и формирование у них базовой педагогической ИКТ -
1. Выявить жанровые особенности повести; 2. Проверить внимательность учащихся в чтении большого произведения; 3. Развивать умение анализировать характер.
Транксрипт:

…Иль был он создан для того, Чтобы побыть хотя б мгновенье, В соседстве сердца твоего… И.Тургенев Слезы, проливаемые читателями, текут всегда от любви к добру и питают его. Карамзин Н.М

Повлиял ли сентиментализм на произведения писателей 19 века???

Выяснить и показать влияние сентиментализма на произведения писателей 19 века.

Прочитать произведения Карамзина Н.М. и Пушкина А.С Подобрать и систематизировать материал по теме «Сентиментализм в русской литературе» Работа с источниками Анализ произведений

Основная тематика - любовная Основные жанры – сентиментальная повесть, путешествие, в лирике- идиллия, пастораль. Идейная основа – протест против испорченности аристократического общества. Основное свойство – стремление представить человеческую личность в движениях души, мыслях, чувствах, стремлениях.

Само название «сентиментализм» (от англ. sentimental- чувствительный, фр. sentiment -чувство) указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления. В этом отношении чувство сентименталисты противопоставляли разуму классицистов. Основная идея – мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы. Резко противопоставляется деревня (средоточие естественной жизни, нравственной чистоты) городу (символу зла, неестественной жизни, суеты). Автор сочувствует героям, его задача – заставить сопереживать, вызвать сострадание, слезы умиления.

-уход от прямолинейности классицизма в обрисовке характеров и их оценке; - подчеркнутая субъективность подхода к миру; - культ чувства; - культ природы; - культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности; - утверждается богатый духовный мир представителей низших сословий.

Англия: Лоренс Стерн – автор «Сентиментального путешествия» и романа «Тристам Шенди», Ричардсон – автор «Клариссы Гарлоу». Франция: Жан-Жак Руссо – автор романа в письмах «Юлия, или Новая Элоиза». Россия: М.Н.Муравьев, Н.М.Карамзин, В.В.Капнист, молодой В.А.Жуковский.

В конце 18 века, в связи с крупнейшими историческими событиями – Крестьянским восстанием под предводительством Пугачева и Французской буржуазной революцией, в недрах русского просветительства рождается новая философия, в которой, разум является главным двигателем прогресса, но при этом была забыта душа человека.Карамзин и его сторонники утверждали, что путь к счастью людей и всеобщему благу – в воспитании чувств. Любовь и нежность, как бы переливаясь из человека в человека, превращаются в добро и милосердие. «Слезы, проливаемые читателями,- писал Карамзин, -текут всегда от любви к добру и питают его.»

На этой почве зарождается литература сентиментализма, для которой главное- внутренний мир человека с его нехитрыми и простыми радостями. При этом устанавливается теснейшая связь между чувствительностью и моралью. Конфликты между простыми людьми, «Чувствительными» героями и господствующей в обществе моралью достаточно остры. Они могут закончится гибелью или несчастьем героя.

В 1810 годы обнаруживаются признаки кризиса сентиментализма Но жизнь жанра не завершилась. Что касается путешествия, вобравшего в себя повесть, историю, мемуары, политический очерк, бытовую сценку, то оно приобрело другие литературные формы: роман приключений, роман путешествий, путевой очерк. Сентиментальная повесть содействовала гуманизации общества, она вызвала неподдельный интерес к человеку. Любовь, вера в спасительность собственного чувства, холод и враждебность жизни, осуждение общества – со всем этим можно встретиться, если перелистать страницы произведений русской литературы, и не только 19 века, но и века 20.

К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману, повести исторической, публицизму, изучению истории. В.Г.Белинский

В прозе типичными формами сентиментализма стали повесть и путешествие. Оба жанра связанны с именем Карамзина. Образцом жанра повести для русского читателя стала «Бедная Лиза», а путешествия - его «Письма русского путешественника». Печальная история Лизы рассказана устами автора-героя. Вспоминая о семье Лизы, о патриархальном быте, Карамзин вводит знаменитую формулу «И крестьянки любить умеют!», которая по-новому освещает проблему социального неравенства. Грубость и невоспитанность душ- не всегда удел бедняков. Карамзин с полнотой и подробностями описывает смену настроений Лизы от первых признаков вспыхнувшей влюбленности до глубокого отчаяния и безысходного страдания, приведшего к самоубийству. Лиза не читала никаких романов, и ей не приходилось раньше переживать этого чувства даже в воображений

Поэтому сильнее и радостнее открывалось оно в сердце девушки при ее встрече с Эрастом. Лиза влюбляется, но вместе с любовью приходит и страх, она боится, что гром убьет её, как преступницу, ибо «исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви». Заслуга Карамзина состояла в том, что в его повести нет злодея, а есть обыкновенный «малый», принадлежащий к светскому кругу. Карамзин первым увидел этот тип молодого дворянина, в какой-то степени предшественника Евгения Онегина. Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным умом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Доброе от природы сердце роднит Эраста с Лизой, но в отличие от нее он получил книжное, искусственное воспитание, его мечтания безжизненны, а характер испорчен и нетверд. Не снимая вины с Эраста, писатель сочувствует ему. Социальное и имущественное неравенство разлучает и губит хороших людей и становиться препятствием для их счастья. Поэтому повесть заканчивается умиротворяющим аккордом.

Александр Сергеевич Пушкин Чувство красоты развито у него до высшей степени, как ни у кого. Чем ярче вдохновение, тем больше должно быть кропотливой работы для его исполнения. Мы читаем у Пушкина стихи такие гладкие, такие простые, и нам кажется, что у него так и вылилось это в такую форму. А нам не видно, сколько он употребил труда для того, чтобы вышло так просто и гладко... Л.Толстой

Спустя почти сорок лет А.С. Пушкин написал «Повести Белкина». Он с удовольствием сообщал, что Баратынский, прочитавший их «ржет и бьется». Пушкин радовался смеху Баратынского: это означало, что поэт понят замысел Пушкина. «Повести Белкина» – это сентиментализм «наоборот», это скрытая пародия, стилизация, разрушающая эстетику сентиментализма.

Основной претекст повести очевиден: это карамзинская "Бедная Лиза". Связь между текстами устанавливается не только на уровне имен главных героинь, но и на уровне фабул, находящихся в отношении частичного параллелизма: в "Бедной Лизе" рассказывается о крестьянской девушке, полюбившей дворянина и после его предательства покончившей с собой, а в "Барышне-крестьянке" - о дворянской девушке, частично имитировавшей карамзинскую коллизию и в результате вышедшей замуж за дворянина.

Сентименталистский сюжет нужен был Пушкину, чтобы присвоить своей поэтике нового героя (именно как героя, а не второстепенного персонажа) - простого человека. Сентиментализм (в лице Ричардсона, Лессинга, Карамзина, отчасти Руссо) создал определенный канон любовного сюжета. Согласно этому канону, в идиллическую жизнь "простых людей", существующих в согласии с естественным законом человеческого существования, вторгается фигура любовника(-цы)-дворянина(-ки), который(-ая) разрушает эту жизнь, поскольку его(ее) натура искажена противоестественным воспитанием и образом жизни.

Итак, в 1830 году Пушкин создает русскую реалистическую прозу. В своем "Станционном смотрителе" он отвоевывает у сентиментализма фигуру "простого человека", превращая его в человека "маленького", но от этого не менее "сложного", чем иные "величины". Через десять лет этот тип станет основой гоголевской "Шинели", а затем и множества других произведений. Пока же Пушкин завершает свой цикл (завершает не хронологически, а композиционно, что для понимания авторской позиции куда важнее) "Барышней- крестьянкой", в которой последовательно демифологизирует фигуру "крестьянки, которая тоже любить умеет".

Прежде всего, главная героиня повести, как и прочие любезные сердцу автора уездные барышни, воспитана на романах: "Воспитанные на чистом воздухе, в тени своих садов, они знание света и жизни почерпают из книжек" (Как видим, пропагандистская работа Карамзина имела успех). При этом Пушкин, как и положено "эписентименталисту", не забывает противопоставить их более образованным горожанкам: "В столицах женщины получают, может быть, лучшее образование; но навык света скоро сглаживает характер и делает души столь же однообразными, как и головные уборы".

Развитие интриги также отталкивается от сентименталистского стандарта: Лиза-Акулина проявляет завидную осторожность, а Алексей, давши слово, держится его до конца. При этом Алексея, как и положено сентименталистскому герою, поражают "мысли и чувства, необыкновенные в простой девушке", тогда как Лизой руководит, помимо искреннего чувства, самолюбивое желание "увидеть наконец тугиловского помещика у ног дочери прилучинского кузнеца".

Особенно любопытен эпизод с перепиской (как можно представить себе сентиментальную повесть без переписки! Ведь роман в письмах, наряду с "Путешествиями",- изобретение и излюбленный жанр сентиментализма). Акулина вновь демонстрирует совершенно необычайную для крестьянской девушки понятливость, выучиваясь читать и писать в три урока, что позволяет влюбленным сообщаться с помощью писем. Пушкин с замечательной серьезностью говорит о том, что "Акулина, видимо, привыкала к лучшему складу речей, и ум ее приметно развивался и образовывался" (Карамзин, разумеется, был бы рад такому замечательному примеру успешности своей педагогической программы).

«БЕДНАЯ ЛИЗА»«БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА» О.Кипренский. Бедная Лиза. «Барышня-крестьянка». Лиза и Алексей. Художник В. Милашевский. 1979

КАРАМЗИНПУШКИН Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и пригорюнившись, смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе и, подымаясь вверх, оставляли блестящие капли на зеленом покрове натуры. Везде царствовала тишина. Но скоро восходящее светило дня пробудило все творение; рощи, кусточки оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напиться животворными лучами света. Но Лиза все еще сидела пригорюнившись Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца, как царедворцы ожидают государя; ясное небо, утренняя свежесть, роса, ветерок и пение птичек наполняли сердце Лизы младенческой весёлостию; боясь какой-нибудь знакомой встречи, она, казалось, не шла, а летела. Приближаясь к роще, стоящей на рубеже отцовского владения, Лиза пошла тише.

КАРАМЗИН ПУШКИН У Карамзина пейзаж статичен, четко прорисован в деталях. Так в портретах художников- классицистов четко прорисован даже фон; в портретах художников романтического направления детали пейзажа создают настроение, как в картинах Л.В. Боровиковского. Повествователь находиться на одном месте и с него наблюдает за торопливыми изменениями картины утра. Лексика высокого стиля: «восхождения солнечное», «царствовала тишина», восходящее светило»- создает возвышенный настрой В пушкинской картине царствует не тишина, а солнце. Движение чувствуется в каждом сочетании слов. Предметы лишены тяжеловесных определений, стесняющих порыв. Все подчиненно движениям Лизы, которая «не шла, а летела». Природа как бы следует за динамикой повествования, только самое существенное мы видим, как на картинах Кипренского О.А.

«БЕДНАЯ ЛИЗА» «БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА» «Прекрасная, любезная Лиза», «нежная Лиза», «робкая Лиза» «Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и следственно балованое дитя. Ее резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаянье ее мадам мисс Жаксон, сорокалетнюю чопорную девицу, которая белилась и сурмила себе брови, два раза в год перечитывала Памелу, получала за то две тысячи рублей, и умирала со скуки в этой варварской России.»

Заметим, что герои повести постоянно колеблются между внушенными им литературой социокультурными стереотипами и подлинным чувством; более того, иногда само следование автоматизму стереотипа подхлестывает чувство (коллизия, для сентиментализма немыслимая): "Он говорил языком истинной страсти и в эту минуту был точно влюблен". Однако ориентация героев на книжные образцы - не повод для порицания: "романические" мысли - это всего лишь их естественная среда обитания. В то же время счастливая развязка наступает не потому, что герои следуют "велению сердца" или "поступают как должно", а потому, что вряд ли история могла сложиться иначе: "пришла пора - они женились". Так Пушкин прощается с русским сентиментализмом карамзинистского толка, воздвигая ему своеобразный памятник, в котором знакомые черты соединены в довольно неожиданную конструкцию.

Главный герой повести Алексей Берестов стал выше предрассудков или - сказать точнее - готов был стать, готов был переступить через условности, которые ему навязывал его дворянский статут и которые никак не мирились с его внутренним миром, его моралью и сознанием. Отрицание этих предрассудков, изобличение их, добрый взгляд на жизнь и человека - в этом, мне кажется, заключена основная идея повести Барышня-крестьянка.

ЭРАСТ АЛЕКСЕЙ БЕРЕСТОВ Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою. Алексей был, в самом деле, молодец. Право было бы жаль, если бы его стройного стана никогда не стягивал военный мундир, и если бы он, вместо того, чтобы рисоваться на коне, провел свою молодость согнувшись над канцелярскими бумагами. Смотря, как он на охоте скакал всегда первый, не разбирая дороги, соседи говорили согласно, что из него никогда не выйдет путного столоначальника. Барышни поглядывали на него, а иные и заглядывались; но Алексей мало ими занимался, а они причиной его нечувствительности полагали любовную связь

Итак, мы доказали, что сентиментализм оказал большое влияние на произведения писателей 19 века

Сентиментализм- это самое чувственное и эмоциональное направление в литературе, я считаю, что основная цель сентиментализма – показать красоту и чистоту любви, возвысить её. Быть сентиментальным человеком - это значит быть добрым, отзывчивым, откликнуться душой на все, что окружает. Чувствительным называли человека, который мог восхищаться красотой природы, произведениями искусства; любовь между мужчиной и женщиной воспринималась им как добродетельная. Сентиментальные произведения очень глубоки и романтичны, я считаю, что они доступны любому читателю, ведь чувство любви знакомо всем с детства. Еще одна цель сентиментализма – стереть рамки социального неравенства, барин влюблен в крестьянку, а барышня в крестьянина. Сентиментальные произведения актуальны и в наше время, ведь порой мы теряемся в повседневности и забываем о чувствах, а ведь это самое главное в жизни.