Поэт превращается в голос… Центр Молодёжи и Поэзии-Триуджо Учебная Лаборатория Поэзии 2005.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема грозы в произведениях Л.Н.Толстого («Отрочество» глава «Гроза»), В.В. Набокова («Гроза»), А.С. Пушкина («Туча»), Ф.И. Тютчева («Весенняя гроза»)
Advertisements

« Я люблю, и значит я живу!» (по творчеству В.Высоцкого) Литература (развитие речи) 11 класс Недугова Галина Ивановна МБОУ ЦОР с. Рыркайпий Иультинский.
Восприятие текста Лингвистический анализ текста Выразительное чтение Заучивание наизусть Письмо по памяти Творческая работа.
Поскольку ваша задача - написать сочинение- рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи. Напомню,
Русский язык, 3 класс Имя прилагательное как часть речи урок 85 Автор: Поносова М.А. © ООО «Баласс», 2013.
«Поверить алгеброй гармонию» А.С.Пушкин Сочинение – вид творческой работы, где учащиеся проявляют свою личность, индивидуальность, развивают навыки письменной.
Обучение аудированию. Рекомендации по использованию эффективных стратегий аудирования 1. Что делать, если вы услышали новые слова, которые вам не знакомы.
Сочинение- рассуждение по исходному тексту учебный год.
Пишем вместе сочинение- рассуждение на лингвистическую тему: «Роль прилагательных в тексте» (Вид рассуждения – рассуждение-размышление)
Технология критического мышления. Синквейн. Мастер-класс подготовила: Лихачева Г.А., педагог МОУДОД «Станция юннатов» г.
Тема : Наречие как часть речи Цель : Познакомить с наречием, как частью речи. Закрепить знания о частях речи. Воспитывать любовь к родине. Развивать словарный.
Презентация к уроку по русскому языку (6 класс) по теме: Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Деепричастный оборот"
Определяю я предметы. Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь!
Весенние этюды. Этюд Музыкальный этюд – рисование образа с помощью музыкальных звуков Живописный этюд- рисование образа красками - Поэтический этюд Рисование.
Исмагилова Е.В., учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 1929.
Психолого- педагогические условия формирования и развития речевого творчества у дошкольников Составила учитель-логопед д/с 162 Савченко Ирина Александровна.
Единый Государственный Экзамен Часть «С» (материал к семинару)
Обучающие памятки. Делая выбор темы своего мастер-класса мне хотелось бы затронуть такую форму работы, которая бы была близка не только мне, как учителю.
Урок решения грамматических задач по теме «Вводные слова» «ПРОВЕРЬ СЕБЯ, или ПОДВОДНЫЕ КАМНИ ВВОДНЫХ СЛОВ»
М.Ю. Лермонтов « Когда волнуется желтеющая нива» Учитель Терёшина Т.П.
Транксрипт:

Поэт превращается в голос… Центр Молодёжи и Поэзии-Триуджо Учебная Лаборатория Поэзии 2005

Предисловие Схема: открывать слушатьразвивать Открыть мир чувств и эмоций, который внутри молодых, стоящих перед нами Слушать сообщения, которые посылает нам этот мир Развивать эти выражения, предлагая им свободные перспективы Поэт превращается в голос, чтобы помочь в этом открытии, переводя образы и звуки в предложения и реализации. Разбирать и понимать… чтобы стимулировать, оценивая способности и дарования каждого. Сопровождать каждого на его собственном выразительном пути, предлагая время, способы и инструменты для достижения цели.

Лаборатория: для чего Освободить вселенную, которую каждый из нас носит внутри себя. Приблизить к поэзии как к человеческому росту и средству общественной коммуникации. Встретиться с поэзией как с игрой.

Как начинать… Набросок поэтического текста – это не что- то необыкновенно сложное, как многие думают. Писать стихи в действительности означает: играть со словами играть со звуками.

Встречаемся с поэзией… Попробуем, вместе с учениками, начать путешествие в поэзию, которое позволит открыть им господ слова. Попросим их открыть ящик… Сколько вещей, среди бумаг и тетрадей, говорят о поэзии, о любви, о звуках, о живых образах, несмотря на время!

Проводим их, создавая Поэзию… Поэт не описывает, а воссоздаёт. Что это означает? Это значит, что поэзия – это переосмысление окружающей реальности через подходящее и оригинальное использование языка, на котором говорят и пишут. Как поступаем в таком случае?

Попробуем… Отложим всё в сторону Исключим то, что не нужно Превращаем всё неявное в явное Хорошо представляем то, о чем пишем. Это основные принципы, на которых базируется методология Лаборатории.

Пример сокращения Дождь падает медленный, На крыши и в моём сердце, Я чувствую его шум на моём балконе Шум транспорта его перебивает, и в ничто рассеивается, вижу перед стёклами, как падает дождь и, как слеза, которая скатывается медленно, Но это последствие большого страдания. Настанет утро и с ним новый день, полный надежд и, быть может, счастья. И свет в небе вижу появляется: это солнце! Облака в моём сердце пропали и, возможно, так навсегда и меланхолия. Медленный дождь на крышах и в сердце моём, Я слышу его шум… В транспорте рассеивается на балконе. С утром солнце… Новый день, полный, быть может, счастья!

Развиваем… Поэзияслово Словообраз Словозвук Экономия слов Музыкальный ритм Это фазы приближения к поэзии, которые помогут в гармоничном и дозированном употреблении слов.

Поэзия слова Очень важен выбор слова Достаточно заурядная фраза в поэзии могла бы быть: был дождливый день... Как мы можем превратить это выражение в поэзию? Звук и образ должны слиться воедино, чтобы создать поэзию. Можно превратить был дождливый день в: были струйки воды в тот день... Однако мы слышим звонко ритмичный дождь, почти размеренный от стука по поверхности земли, он отвердевает до такой степени, что заставляет думать, что это уже больше не шум, а музыка, даже песня, которую мы можем перевести в: пели капли воды в тот день... Следующее вмешательство в усовершенствование могло бы также гармонизировать эти две идеи, соединив их в одну новую и чарующую фразу: струйки и песни воды в тот день... Поэзияслово» обозначает переход от чувств, вдохновлённых восприимчивостью, к искусству сочинения поэзии, которое является поиском слов, идей и фантастических созданий.

Словообраз Слова могут становиться образами. Калиграмма: рисунок, составленный из слов. Пион Лепесток к лепестку трепетания, отпираешься, успокаиваешься Расположение строк напоминает нам форму цветка и повторяющиеся п дают нам представление о трепетании цветка. Поиграем вместе с учениками, рисуя с ними какой- нибудь текст.

Словозвук Поэзия должна читаться как музыка… Слова – это совокупность звуков, которые создают гармонию. Знаки препинания, паузы и молчания, ритмичный и размеренный стих: всё это способствует построению выразительной поэзии.

Стихи, которые играют со звуками… КОЛЬЕ КАРОЛИНЫ Сесилии Мейрелес С коралловым колье Каролина бежит средь колонн по склону холма Колье Каролины окрасит белоснежную шею, станет яркой малышка И потом солнце, видя тот цвет колье Каролины, подвесит короны коралла на колонны холма. В другом отрывке бразильского поэта Солано Триндаде имитация ритма поезда составляет контраст с горькой иронией, с реальностью исследуемой темы. Грязный поезд Леопольдины, который бежит, и кажется кричащим: есть люди голодающие …

Экономия слов Поэзия – это, прежде всего, синтез, то есть способность излагать многое в малом. Как пример представим поэтический текст, созданный одним из учеников. Услышали мяуканье и спрятавшийся среди ежевики был маленький котёнок Уберём предлоги, прилагательные, местоимения и глаголы, которые оказываются излишними, однако, не изменяя смысла того, что хотим выразить. И вот обрезанный текст: Услышали среди ежевики маленького котёнка.

Музыкальный ритм Эзра Паунд была до такой степени убеждена, что поэзия – это музыка слов, что придумала специальный термин: МЕЛОПЕЯ. Итак, Мелопея – это поэтический текст, который становится пением, мелодией. И в ритме игры со звуками путешествие в поэзию продолжается: Хватит запирать фантазию в ящик!

Рабочие схемы… С этого места обращение к совокупности схем и процедур может быть полезным, чтобы углубить индивидуальный или групповой путь. Важным является присоединиться к ним в максимально свободной манере: на самом деле речь не идёт о какой-то неизменной заповеди, а об инструментах для того, чтобы лучше проводить ученика по пути, постепенно приспосабливая его к временам, к чувствительности и потребностям каждого.

Разработка поэтического текста 1)Послушай вне и внутри себя. Попробуй перевести в слова или в стихи то, что ты испытываешь.. 2)Отбери сюжеты или темы, на которые ты писал что-нибудь, и выбери то, что ты хочешь развить, отложив в сторону всё остальное. 3)Пересмотри, сколько ты написал, и преобразуй всё в поэтический текст (введи метафоры, сравнения…) 4)Вернись к работе над полученным текстом: какие образы/идеи ты выявил? Подраздели текст по образам и идеям, используя для облегчения работыквадратики. 5)Перечитай вслух: выбери какой или какие квадратики использовать. 6)Работай внутри квадратика и потом прибегни к синтезу среди выбранных: это будет финальный текст, над которым нужно работать, выверять его и отделывать. 7)Всё время перечитывай вслух: это будет нужно, чтобы непрерывно контролировать музыкальность текста. 8)Вновь возьми то, что ты отложил в начале и повтори всю операцию. Возможно получится ещё одно произведение или прекрасная вторая часть первого, важно, чтобы ничего не потерялось!

Квадратики

Поэзия, звук и образ 1)Послушаем отрывок ____________________; автор передаёт тебе что-нибудь через пение или через инструменты? 2)Попробуй перевести в слова эмоции, переданные в отрывке. 3)Используй также опыт квадратиков, выделяя образы, связанные с эмоциями. 4)Пересмотри, что ты написал, и преобразуй это в поэтический текст. 5)Вернись к работе над полученным текстом: есть ли части, которые нужно пересмотреть? 6)Перечитай его вслух: ты удовлетворён? 7)Вновь послушай отрывок и одновременно прочитай твой текст: проверь, хорошо ли переданы в стихах эмоции.

Слово-образ 1)Структура и расположение квадратиков может тебе подсказать также размещение текста в пространстве, в какой-то форме или же в различных формах. 2)Применив немного фантазии, ты сможешь всё больше работать над текстом, превращая его в рисунок, образованный словами. 3)Так ты перейдёшь к разработке «калиграммы», то есть к созданию с помощью слов текста графического образа его содержания.

Ритм и музыкальность 1)Возьми поэтический текст и прочитай его вслух: тебе удаётся услышать, музыкальный ли текст? Твой голос – это инструмент, и слова создают гармонию: попробуй. 2)Если текст не музыкален или тебя не удовлетворяет его гармония, попробуй заменить некоторые слова другими (лучше воспринимаемыми на слух), но с тем же самым значением (тебе будет очень полезен словарь синонимов). 3)Ощущения и эмоции могут быть выражены в декламации, с паузами, ритмами и тональностями: знаешь, как это делать? 4)Подчиняться ритму означает делать паузы в дыхании: начало новой строки – это не только конец предыдущей, но и пауза в дыхании. 5)Декламируя, ты заметил, что понижение или повышение тона может придать различные значения словам и, следовательно, эмоциям? 6)Попробуй ввести в твой текст и эти тональности, используя скобки и тире.

Оригинальность и выбор определённого стиля 1)Поэтический текст – это удостоверение личности его автора, поскольку там внутри находится душа того, кто его написал: ты знаешь, как персонализировать или сделать оригинальным твой текст? 2)Вспомни предыдущие опыты со звуками, музыкальностью и калиграммами: есть ли особые звуки, ритмы, рисунки или образы, которые повторяются или которые тебе особенно дороги? 3)Проверив то, что ты написал, ты уже можешь разглядеть твою оригинальную форму: возможно, есть какой-то ритм, который тебе особенно нравится, графическая форма, которая тебя всегда поражает, или же звук, к которому ты особенно привязан … Отсюда начинаются поиски твоей оригинальности и твоего стиля.. 4)Попробуй взять текст какого-нибудь другого автора и изменить его в манере, наиболее близкой к твоему образу испытывать эмоции и передавать их.

Поэзия-игра и творческое освобождение 1)Сочинение стихов – это также игра, развлечение и освобождение собственной фантазии: хочешь попробовать? 2)Вот тебе несколько подсказок: вернувшись к калиграммам, попробуй выбрать из них различные, которые выражают или воспроизводят одну и ту же идею или одни или те же понятия. 3)Сейчас попробуй объединять их вплоть до того, чтобы создать уникальный образ… 4)Ренга – это особая японская композиция цепочкой, которая может стать групповой игрой: как? 5)Один начинает с какого-нибудь слова или со строчки, и потом, мало- помалу, другие присоединяются с другими словами и другими строками, развивая первые. 6)Со словами можно изобрести и другие игры, такие, как Банк стихов,Игра на восемь, придуманные Центром.

Банк стихов 1)Выберите инвестиции: (тема: море, солнце, природа…). 2)Накопите капитал (отложите в сторону существительные, прилагательные, глаголы, выбирая тип или число для каждого, на основе слов, которые относятся к теме). 3)Выберите процедуру и время (например: 1 существительное – 2 прилагательных – 1 глагол для 1 строфы, за 20 минут). 4)Осуществите цель (постройте текст на основе предыдущих пунктов), ставя баллы (например, 5 евро тому, кто закончит путь согласно установленным правилам; 1 евро штрафа за каждую дополнительную минуту или за каждое дополнительное существительное или прилагательное...).

Игра на восемь В твоём распоряжении 8 слов, попробуй сочинить стихотворение… пример: возвращаясь, какой-то, огонь, настоящее, как, неожиданный, согревает. Настоящее / лето / возвращаясь / согревает / как / какой-то / неожиданный огонь Можешь продолжить… изменяя... например: не больше трёх существительных или трёх глаголов, и т.д. Вот слова: смеяться, верхом, ездить, бежать, поэзия, это, на, фантазия... Бежать, / смеяться, / ехать / верхом / на / фантазии… / это / Поэзия! или же: окошко, ромашками, сады, наше, в, открывается, представляя, раскрашенные… Представляя: / наше / окошко / открывается / в / сады, / раскрашенные / ромашками… Другие возможности: у тебя в распоряжении 15 слов, выбери из них 8, с которыми сочините стихотворение.

Иди дальше сам… Имея первую строку, сочини стихотворение. Вот некоторые варианты начала: Играя… На стене я увидел… Ищу в небе… Смотрю: на море… Далёкая вершина… Зажжённые огни… Слышу пение…

Возьми одно окончание, выбери 3 слова, которые могли хорошо сочетаться друг с другом, и добавь какой-нибудь глагол на твой выбор. И, наконец, сочини стихотворение, придерживаясь заданного порядка.. Пр.: луна, звезда, тайна, откроется. Луна… Звезда… Тайна откроется.