Поэт превращается в голос… Центр Молодёжи и Поэзии-Триуджо Учебная Лаборатория Поэзии 2005
Предисловие Схема: открывать слушатьразвивать Открыть мир чувств и эмоций, который внутри молодых, стоящих перед нами Слушать сообщения, которые посылает нам этот мир Развивать эти выражения, предлагая им свободные перспективы Поэт превращается в голос, чтобы помочь в этом открытии, переводя образы и звуки в предложения и реализации. Разбирать и понимать… чтобы стимулировать, оценивая способности и дарования каждого. Сопровождать каждого на его собственном выразительном пути, предлагая время, способы и инструменты для достижения цели.
Лаборатория: для чего Освободить вселенную, которую каждый из нас носит внутри себя. Приблизить к поэзии как к человеческому росту и средству общественной коммуникации. Встретиться с поэзией как с игрой.
Как начинать… Набросок поэтического текста – это не что- то необыкновенно сложное, как многие думают. Писать стихи в действительности означает: играть со словами играть со звуками.
Встречаемся с поэзией… Попробуем, вместе с учениками, начать путешествие в поэзию, которое позволит открыть им господ слова. Попросим их открыть ящик… Сколько вещей, среди бумаг и тетрадей, говорят о поэзии, о любви, о звуках, о живых образах, несмотря на время!
Проводим их, создавая Поэзию… Поэт не описывает, а воссоздаёт. Что это означает? Это значит, что поэзия – это переосмысление окружающей реальности через подходящее и оригинальное использование языка, на котором говорят и пишут. Как поступаем в таком случае?
Попробуем… Отложим всё в сторону Исключим то, что не нужно Превращаем всё неявное в явное Хорошо представляем то, о чем пишем. Это основные принципы, на которых базируется методология Лаборатории.
Пример сокращения Дождь падает медленный, На крыши и в моём сердце, Я чувствую его шум на моём балконе Шум транспорта его перебивает, и в ничто рассеивается, вижу перед стёклами, как падает дождь и, как слеза, которая скатывается медленно, Но это последствие большого страдания. Настанет утро и с ним новый день, полный надежд и, быть может, счастья. И свет в небе вижу появляется: это солнце! Облака в моём сердце пропали и, возможно, так навсегда и меланхолия. Медленный дождь на крышах и в сердце моём, Я слышу его шум… В транспорте рассеивается на балконе. С утром солнце… Новый день, полный, быть может, счастья!
Развиваем… Поэзияслово Словообраз Словозвук Экономия слов Музыкальный ритм Это фазы приближения к поэзии, которые помогут в гармоничном и дозированном употреблении слов.
Поэзия слова Очень важен выбор слова Достаточно заурядная фраза в поэзии могла бы быть: был дождливый день... Как мы можем превратить это выражение в поэзию? Звук и образ должны слиться воедино, чтобы создать поэзию. Можно превратить был дождливый день в: были струйки воды в тот день... Однако мы слышим звонко ритмичный дождь, почти размеренный от стука по поверхности земли, он отвердевает до такой степени, что заставляет думать, что это уже больше не шум, а музыка, даже песня, которую мы можем перевести в: пели капли воды в тот день... Следующее вмешательство в усовершенствование могло бы также гармонизировать эти две идеи, соединив их в одну новую и чарующую фразу: струйки и песни воды в тот день... Поэзияслово» обозначает переход от чувств, вдохновлённых восприимчивостью, к искусству сочинения поэзии, которое является поиском слов, идей и фантастических созданий.
Словообраз Слова могут становиться образами. Калиграмма: рисунок, составленный из слов. Пион Лепесток к лепестку трепетания, отпираешься, успокаиваешься Расположение строк напоминает нам форму цветка и повторяющиеся п дают нам представление о трепетании цветка. Поиграем вместе с учениками, рисуя с ними какой- нибудь текст.
Словозвук Поэзия должна читаться как музыка… Слова – это совокупность звуков, которые создают гармонию. Знаки препинания, паузы и молчания, ритмичный и размеренный стих: всё это способствует построению выразительной поэзии.
Стихи, которые играют со звуками… КОЛЬЕ КАРОЛИНЫ Сесилии Мейрелес С коралловым колье Каролина бежит средь колонн по склону холма Колье Каролины окрасит белоснежную шею, станет яркой малышка И потом солнце, видя тот цвет колье Каролины, подвесит короны коралла на колонны холма. В другом отрывке бразильского поэта Солано Триндаде имитация ритма поезда составляет контраст с горькой иронией, с реальностью исследуемой темы. Грязный поезд Леопольдины, который бежит, и кажется кричащим: есть люди голодающие …
Экономия слов Поэзия – это, прежде всего, синтез, то есть способность излагать многое в малом. Как пример представим поэтический текст, созданный одним из учеников. Услышали мяуканье и спрятавшийся среди ежевики был маленький котёнок Уберём предлоги, прилагательные, местоимения и глаголы, которые оказываются излишними, однако, не изменяя смысла того, что хотим выразить. И вот обрезанный текст: Услышали среди ежевики маленького котёнка.
Музыкальный ритм Эзра Паунд была до такой степени убеждена, что поэзия – это музыка слов, что придумала специальный термин: МЕЛОПЕЯ. Итак, Мелопея – это поэтический текст, который становится пением, мелодией. И в ритме игры со звуками путешествие в поэзию продолжается: Хватит запирать фантазию в ящик!
Рабочие схемы… С этого места обращение к совокупности схем и процедур может быть полезным, чтобы углубить индивидуальный или групповой путь. Важным является присоединиться к ним в максимально свободной манере: на самом деле речь не идёт о какой-то неизменной заповеди, а об инструментах для того, чтобы лучше проводить ученика по пути, постепенно приспосабливая его к временам, к чувствительности и потребностям каждого.
Разработка поэтического текста 1)Послушай вне и внутри себя. Попробуй перевести в слова или в стихи то, что ты испытываешь.. 2)Отбери сюжеты или темы, на которые ты писал что-нибудь, и выбери то, что ты хочешь развить, отложив в сторону всё остальное. 3)Пересмотри, сколько ты написал, и преобразуй всё в поэтический текст (введи метафоры, сравнения…) 4)Вернись к работе над полученным текстом: какие образы/идеи ты выявил? Подраздели текст по образам и идеям, используя для облегчения работыквадратики. 5)Перечитай вслух: выбери какой или какие квадратики использовать. 6)Работай внутри квадратика и потом прибегни к синтезу среди выбранных: это будет финальный текст, над которым нужно работать, выверять его и отделывать. 7)Всё время перечитывай вслух: это будет нужно, чтобы непрерывно контролировать музыкальность текста. 8)Вновь возьми то, что ты отложил в начале и повтори всю операцию. Возможно получится ещё одно произведение или прекрасная вторая часть первого, важно, чтобы ничего не потерялось!
Квадратики
Поэзия, звук и образ 1)Послушаем отрывок ____________________; автор передаёт тебе что-нибудь через пение или через инструменты? 2)Попробуй перевести в слова эмоции, переданные в отрывке. 3)Используй также опыт квадратиков, выделяя образы, связанные с эмоциями. 4)Пересмотри, что ты написал, и преобразуй это в поэтический текст. 5)Вернись к работе над полученным текстом: есть ли части, которые нужно пересмотреть? 6)Перечитай его вслух: ты удовлетворён? 7)Вновь послушай отрывок и одновременно прочитай твой текст: проверь, хорошо ли переданы в стихах эмоции.
Слово-образ 1)Структура и расположение квадратиков может тебе подсказать также размещение текста в пространстве, в какой-то форме или же в различных формах. 2)Применив немного фантазии, ты сможешь всё больше работать над текстом, превращая его в рисунок, образованный словами. 3)Так ты перейдёшь к разработке «калиграммы», то есть к созданию с помощью слов текста графического образа его содержания.
Ритм и музыкальность 1)Возьми поэтический текст и прочитай его вслух: тебе удаётся услышать, музыкальный ли текст? Твой голос – это инструмент, и слова создают гармонию: попробуй. 2)Если текст не музыкален или тебя не удовлетворяет его гармония, попробуй заменить некоторые слова другими (лучше воспринимаемыми на слух), но с тем же самым значением (тебе будет очень полезен словарь синонимов). 3)Ощущения и эмоции могут быть выражены в декламации, с паузами, ритмами и тональностями: знаешь, как это делать? 4)Подчиняться ритму означает делать паузы в дыхании: начало новой строки – это не только конец предыдущей, но и пауза в дыхании. 5)Декламируя, ты заметил, что понижение или повышение тона может придать различные значения словам и, следовательно, эмоциям? 6)Попробуй ввести в твой текст и эти тональности, используя скобки и тире.
Оригинальность и выбор определённого стиля 1)Поэтический текст – это удостоверение личности его автора, поскольку там внутри находится душа того, кто его написал: ты знаешь, как персонализировать или сделать оригинальным твой текст? 2)Вспомни предыдущие опыты со звуками, музыкальностью и калиграммами: есть ли особые звуки, ритмы, рисунки или образы, которые повторяются или которые тебе особенно дороги? 3)Проверив то, что ты написал, ты уже можешь разглядеть твою оригинальную форму: возможно, есть какой-то ритм, который тебе особенно нравится, графическая форма, которая тебя всегда поражает, или же звук, к которому ты особенно привязан … Отсюда начинаются поиски твоей оригинальности и твоего стиля.. 4)Попробуй взять текст какого-нибудь другого автора и изменить его в манере, наиболее близкой к твоему образу испытывать эмоции и передавать их.
Поэзия-игра и творческое освобождение 1)Сочинение стихов – это также игра, развлечение и освобождение собственной фантазии: хочешь попробовать? 2)Вот тебе несколько подсказок: вернувшись к калиграммам, попробуй выбрать из них различные, которые выражают или воспроизводят одну и ту же идею или одни или те же понятия. 3)Сейчас попробуй объединять их вплоть до того, чтобы создать уникальный образ… 4)Ренга – это особая японская композиция цепочкой, которая может стать групповой игрой: как? 5)Один начинает с какого-нибудь слова или со строчки, и потом, мало- помалу, другие присоединяются с другими словами и другими строками, развивая первые. 6)Со словами можно изобрести и другие игры, такие, как Банк стихов,Игра на восемь, придуманные Центром.
Банк стихов 1)Выберите инвестиции: (тема: море, солнце, природа…). 2)Накопите капитал (отложите в сторону существительные, прилагательные, глаголы, выбирая тип или число для каждого, на основе слов, которые относятся к теме). 3)Выберите процедуру и время (например: 1 существительное – 2 прилагательных – 1 глагол для 1 строфы, за 20 минут). 4)Осуществите цель (постройте текст на основе предыдущих пунктов), ставя баллы (например, 5 евро тому, кто закончит путь согласно установленным правилам; 1 евро штрафа за каждую дополнительную минуту или за каждое дополнительное существительное или прилагательное...).
Игра на восемь В твоём распоряжении 8 слов, попробуй сочинить стихотворение… пример: возвращаясь, какой-то, огонь, настоящее, как, неожиданный, согревает. Настоящее / лето / возвращаясь / согревает / как / какой-то / неожиданный огонь Можешь продолжить… изменяя... например: не больше трёх существительных или трёх глаголов, и т.д. Вот слова: смеяться, верхом, ездить, бежать, поэзия, это, на, фантазия... Бежать, / смеяться, / ехать / верхом / на / фантазии… / это / Поэзия! или же: окошко, ромашками, сады, наше, в, открывается, представляя, раскрашенные… Представляя: / наше / окошко / открывается / в / сады, / раскрашенные / ромашками… Другие возможности: у тебя в распоряжении 15 слов, выбери из них 8, с которыми сочините стихотворение.
Иди дальше сам… Имея первую строку, сочини стихотворение. Вот некоторые варианты начала: Играя… На стене я увидел… Ищу в небе… Смотрю: на море… Далёкая вершина… Зажжённые огни… Слышу пение…
Возьми одно окончание, выбери 3 слова, которые могли хорошо сочетаться друг с другом, и добавь какой-нибудь глагол на твой выбор. И, наконец, сочини стихотворение, придерживаясь заданного порядка.. Пр.: луна, звезда, тайна, откроется. Луна… Звезда… Тайна откроется.