Выполнили: Ученики 6 А класса Дорофеев Никита и Силюк Орлетта.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Детство А.С.Пушкина. Дом А.С.Пушкин родился в так называемой Немецкой слободе…
Advertisements

А.С.Пушкин Детские и лицейские годы Выполнил учитель русского языка и литературы: РусаковаГ.Г.
Выпускная работа учителя русского языка и литературы Ширгиной Надежды Николаевны Родословная Александра Пушкина.
Пушкин Александр Сергеевич. Александр Пушкин родился 6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 году в Москве.
«Нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село…» 19 октября 1811 года – день открытия лицея. 19 октября 1811 года – день открытия лицея. Это было новое.
« Пушкин- великий русский поэт» Урок –лекция по литературному чтению « Пушкин- великий русский поэт» «Великим быть желаю, Люблю России честь!»
Александр Сергеевич Пушкин. Из биографии А.С.Пушкина Вопрос1 По мнению А.П. Керн, она была единственной женщиной, которую поэт,,истинно любил. По мнению.
Оглавление Детство ( ) Лицей ( )
А. С. Пушкин 2 класс «А» школа 548 Ушенина Александра.
Александр Сергеевич Пушкин Пушкин-ребенок Дом на Немецкой улице в Москве, где родился А.С.Пушкин Александр Сергеевич Пушкин родился.
Презентация на тему: Биография Александра Сергеевича Пушкина Выполнил: ученик 2 а класса Садохин Дмитрий.
«Отечество нам – Царское Село…» 19 октября – день лицея.
Александр Сергеевич Пушкин г.г. Этапы жизни.
Детство А.С. Пушкина (1799 – 1811). Рождение А.С. Пушкина В московской церкви Богоявления, что в Елохове, 8 июня 1799 года дьячок вывел: «У майора Сергея.
Лицейские годы А.С.Пушкина ( ) Куда бы нас ни бросила судьбина, И счастие куда б ни повело, Всё те же мы; нам целый мир чужбина, Отечество нам.
Александр Сергеевич Пушкин «Лицейское братство через всю жизнь» Александр Сергеевич Пушкин «Лицейское братство через всю жизнь»
Выполнили Ученики 9-го класса Рисик Елизавета и Данил Попов г.
Конспект урока по литературному чтению. МОУ Ломышкинская основная общеобразовательная школа Разуваева Татьяна Юрьевна.
Тема. А.С.Пушкин. Лицейские годы. «Пущину». Колесникова Анна Анатольевна Учитель русского языка и литературы МОУ средняя общеобразовательная школа станицы.
Царскосельскому лицею Презентация посвящается. История Основан в 1810 г. По распоряжению Александра I.
Транксрипт:

Выполнили: Ученики 6 А класса Дорофеев Никита и Силюк Орлетта

Введение Пушкин! Это солнечное имя сопровождает нас всю жизнь. Мы впервые слышим его в самом раннем детстве и, ещё не умея читать, уже повторяем наизусть со слов мамы: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет». Мир пушкинских сказок: о царе Салтане, о мертвой царевне, о попе и его работнике Балде – живет с нами и позже, в школьные годы. «Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит: Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей…» Но важнее всего то, что писатель учит нас чувствовать запах и вкус поэзии родного русского народа: «Там русский дух…там Русью пахнет!»

Я считаю, что каждый уважающий себя ученик, почитатель творчества А.С. Пушкина должен знать: Как, где и при каких обстоятельствах величайший русский поэт Александр Сергеевич Пушкин, впервые почувствовал себя поэтом? Как пребывание в Царскосельском Лицее отразилось на творчестве А.С. Пушкина? Что представлял собой молодой Пушкин-лицеист? Так же я считаю, что эта тема актуальна со стороны неправильного понимания места, которое занимал Лицей в жизни А.С. Пушкина. Многие из нас думают, что Лицей – это простое учебное заведение, в котором учился А.С. Пушкин, но это далеко не так. И, поэтому, выбрав эту тему, я постараюсь раскрыть тот глубокий смысл, заложенный в названии темы моей презентации: «Лицейские годы и их отражение в творчестве Пушкина».

А.С. Пушкин О.А. Кипренский. "Портрет Пушкина" г. Холст, масло. О поразительном сходстве портрета с Пушкиным говорили его современники. Так, например, Н.А. Муханов сказал: "С Пушкина списал Кипренский портрет необычайно похожий."

Воспитание молодого поэта Пушкин (Александр Сергеевич) величайший русский поэт, родился 26 мая 1799 г., в четверг, в день Вознесения Господня, в Москве. Воспитание Пушкина было безалаберным. Сменявшиеся французы-гувернеры, случайные учителя не могли иметь глубокого влияния на ребенка, в значительной степени предоставленного самому себе. Детство Пушкин провел в Москве, выезжая на лето в уезд Захарово, в подмосковное имение бабушки.

Герб рода Пушкиных Герб Пушкиных Щит разделен горизонталью на две части, из коих в верхней в горностаевом поле на Пурпурной подушке с золочеными кистями положена Княжеская Шапка. В нижней части в правом голубом поле изображена в серебряных латах правая Рука с мечем, вверх подъятым; в левом золотом поле голубой Орел с распростертыми Крыльями, имеющий в когтях Меч и Державу голубого ж цвета. Щит увенчан обыкновенным Дворянским Шлемом с дворянской на нем Короною и тремя Страусовыми перьями.

В раннем детстве Александр Пушкин не только не представлял ничего выдающегося, но своей неповоротливостью и молчаливостью приводил в отчаяние мать свою, которая любила его гораздо меньше, нежели сестру его, Ольгу, и младшего брата, Льва, который писал, впоследствии, о детских годах Александра: "Только до одиннадцатилетнего возраста он воспитывался в родительском доме». Когда принимались слишком энергично исправлять его характер и манеры, он убегал к бабушке Марье Алексеевне и прятался в ее рабочую корзинку, где его уже не смели тревожить. Бабушка была первой наставницей Пушкина в русском языке. От ее же, вероятно, наслушался он рассказов о семейной старине. В ее сельце Захарове (или Захарьине), о котором Пушкин долго сохранял приятные воспоминания, он слышал песни и видел хороводы и другие народные увеселения.

Другой связью будущего поэта с народностью служила известная Арина Родионовна, когда-то вынянчившая мать Пушкина, а теперь нянчившая всех ее детей женщина честная, преданная и очень умная. Она знала бесчисленное количество поговорок, пословиц, песен и сказок и охотно сообщала их своему питомцу. Только с нею да с бабушкой и еще с законоучителем своим Беликовым Пушкин имел случай говорить по-русски: отец, мать, тетки, почти все гости, а главное гувернеры и гувернантки объяснялись с детьми исключительно по-французски, так что и между собою дети приучились говорить на том же языке. Пушкин вначале учился плохо (особенно трудно давалась ему арифметика) и от гувернанток испытывал крупные неприятности, отравившие ему воспоминания о детских годах. Около 9 лет от роду Пушкин пристрастился к чтению (разумеется, французскому) и, начав с Плутарха и Гомера в переводе Битобе, перечитал, чуть ли не всю довольно богатую библиотеку своего отца, состоявшую из классиков XVII века и из поэтов и мыслителей эпохи просвещения.

Мать, Надежда Осиповна Пушкина( г.) Урожденная Ганнибал, в 1796г. вышла замуж за С.Л. Пушкина, в 1814г. вместе с детьми, Ольгой и Львом, переезжает из Москвы в Петербург, постоянно навещает сына Алекссандра в Лицее. Принимает участие в судьбе ссыльного поэта, с одобрения В.А. Жуковского и Н.М. Карамзина, но без ведома сына.

Отец, Сергей Львович Пушкин ( г.) Сергей Львович был тесно связан с литературными кругами, знаком с Д.И. Фонвизиным, К.Н. Батюшковым, П.А. Вяземским, В.А. Жуковским, Н.М. Карамзиным и многими другими литераторами. Пушкин-отец писал стихи и даже целые поэмы, оставил краткие воспоминания о сыне.

Сестра, Ольга Сергеевна Павлищева ( г.) Урожденная Пушкина, была всегда дружна с братом Александром. В 1824г. в ссоре Пушкина с отцом приняла сторону брата. Поэт знал о тайном браке сестры и в 1828г., по поручению матери, встречал и благословлял новобрачных.

Брат, Лев Сергеевич Пушкин ( г.) Воспитанник Благородного пансиона при Царскосельском Лицее и Благородного пансиона при Главном Педагогическом институте, курса которого не окончил. Участник персидско-турецкой кампании г.г., затем перешел в Финляндский драгунский полк в чине штабс- капитана. В 1832 г. вышел в отставку в чине капитана. Пушкин нежно любил брата, с примесью родительской строгости.

ПОСТУПЛЕНИЕ И УЧЕБА В ЦАРСКОСЕЛЬСКОМ ЛИЦЕЕ 11 января 1811 г. было обнародовано о предстоящем открытии Царскосельского лицея и Александра решено было поместить туда. 19 октября Пушкин присутствовал на торжестве открытия лицея. С этого дня началась лицейская жизнь Пушкина. Преподавателями лицея были люди, прекрасно подготовленные и большею частью способные. Программа была строго обдуманная и широкая, кроме общеобразовательных предметов, в нее входили и философские, и общественно-юридические науки. Число воспитанников было ограничено, и они были обставлены наилучшим образом: никаких унизительных наказаний не было, каждый имел свою особую комнатку, где он пользовался полной свободой.

Дядя, Василий Львович Пушкин ( г.) Поэт, автор поэмы "Опасный сосед" и сборника "Стихотворений", член литературного общества "Арзамас", с 1797г. отставной гвардии поручик. А.С. Пушкин назвал дядю "Парнасский мой отец". В 1811г. В.Л. Пушкин приехал в Петербург со своим племянником для устройства его в Царскосельский Лицей.

Способности Пушкина быстро развернулись в лицее: он читал чрезвычайно много и все прочитанное прекрасно помнил, но больше всего интересовался он французской и русской словесностью и историей. Он был одним из самых усердных сотрудников в рукописных лицейских журналах и одним из деятельных членов кружка лицейских новеллистов и поэтов, которые, собираясь по вечерам, экспромтом сочиняли повести и стихи. Среди лицеистов проводились поэтические соревнования, где Пушкин долгое время одерживал первенство. Учился Пушкин далеко не усердно. Кайданов, преподававший географию и историю, аттестует его так: «При малом прилежании оказывает очень хорошие успехи, и сие должно приписать одним только прекрасным его дарованиям. В поведении резв, но менее противу прежнего».

Несмотря на подъем патриотического чувства, которое было естественным следствием событий 1812г., первые поэтические опыты Пушкина направлялись не в эту сторону, а являлись подражанием любовной и вакхической лирике.Из французских поэтов Пушкин больше всего подражал Парни, из русских Батюшкову, Жуковскому. В первых стихотворениях поражает также раннее развитие чувственности («К Наталье», «К молодой актрисе», «Красавице, которая нюхала табак»). То обстоятельство, что стихи пятнадцатилетнего Пушкина попали в печать, не могло очень сильно выдвинуть его между товарищами: редакторы того времени очень любили поощрять юные таланты, особенно из хороших фамилий, и первое стихотворение Дельвига напечатано было еще раньше.

Мы все помним картину И.Е. Репина: «Пушкин на лицейском экзамене». Небольшой актовый зал заполнен парадной, празднично настроенной публикой. Это были родители, знакомые, близкие, приглашенные сюда по особым билетам присутствовать при небольшом зрелище: лицеисты, ученики самого аристократического в те времена учебного заведения, держат переходные экзамены. Над красным сукном экзаменационного стола сверкают золотое шитьё мундиров, жирные эполеты, нагрудные звезды и ордена высокого начальства. Здесьи сам министр просвещения Разумовский, и архимандрит Фотий, злобный монах, гонитель всего передового и светлого в жизни. За ними директор Лицея и преподаватели. А в центре, приподнявшийся с кресла видный сановник, уже дряхлый старик, приложил ладонь к уху, чтобы лучше слышать. Слёзы восторга текут по его морщинистым щекам, лицо озарено отблеском внезапно воскресший молодости. Это Гавриил Романович Державин – старейший и самый прославленный поэт того времени. Не отрываясь, смотрит он на курчавого подростка, который с высоко поднятой рукой восторженно и самозабвенно декламирует сочиненные им на торжественный случай стихи.

«Пушкин в Царском Селе», картина Ильи Репина, 1911.

Интересно вспомнить, как было описано это понятное в жизни юного Пушкина событие одним из ближайших его друзей – И.И. Пущиным. «…Державин державным своим благословением увенчал юного нашего поэта. Мы все, друзья-товарищи его, гордились этим торжеством. Пушкин тогда читал свои «Воспоминания в Царском Селе». В этих великолепных стихах затронуто все живое для русского сердца. Читал Пушкин с необыкновенным одушевлением. Слушая знакомые стихи, мороз по коже пробегал у меня. Когда же патриарх наших певцов, в восторге, со слезами на глазах, бросился целовать поэта и осенил его курчавую голову, - под каким – то неведомым влиянием, благоговейно молчали. Хотели сами обнять нашего певца, - его уже не было, он убежал».

Стихотворение «Воспоминание в Царском селе», за полной подписью автора, было напечатано в «Российском Музее», который в том же году поместил и еще несколько произведений Пушкина. С этого времени он приобретает известность и за стенами лицея, что заставило смотреть на него иными глазами и его самолюбивых родителей, только что переселившихся в Петербург на постоянное жительство. Шестнадцатилетний лицеист отдался поэзии, как призванию, тем более что через отца и дядю он имел возможность познакомиться лично с ее наиболее уважаемыми им представителями: к нему в лицей заезжали Жуковский и Батюшков, ободряли его и давали ему советы. Профессора начинают смотреть на него как на будущую известность, товарищи распевают хором некоторые его пьесы в лицее же положенные на музыку. В своих довольно многочисленных стихотворениях 1815 г. Пушкин уже сознает силу своего таланта, высказывает глубокую благодарность музе, которая скрасила ему жизнь божественным даром, мечтает о тихой жизни в деревне, при условии наслаждения творчеством, но чаще представляет себя эпикурейцем, учеником Анакреона, питомцем нег и лени, поэтом сладострастия, и воспевает пирушки, которые, по-видимому, были гораздо роскошнее и многочисленнее в его воображении, чем в действительности.

Саша Пушкин, лицеист. Художник Ю.В. Иванов.

НАСТОЯЩИЕ ДРУЗЬЯ Товарищи, знавшие его впечатлительную натуру и отзывчивое, мягкое сердце, искренно любили его Именно в лицее у Пушкина появляются настоящие друзья. Ближайшими на всю жизнь стали Иван Пущин, Антон Дельвинг, Вильгельм Кюхельбекер. Они вместе с ним пришли в Лицей в октябре 1811г. и остались для него навсегда верными друзьями. Да и остальные – те, кто разделил с ним шесть лет учебы, - помнили свое "лицейское братство", хранили каждый по своему верность мечтам юности, "лицейскому духу". На первый курс было принято тридцать человек. Значит, у Пушкина было двадцать девять товарищей. В дальнейшем они станут известными людьми. У каждого лицеиста было прозвище, а у некоторых и не одно. Иван Иванович Пущин - Жано, Вильгельм Карлович Кюхельбекер - Кюхля, Глиста, сам Пушкин - Француз и множество других забавных прозвищ.

Сколько приятных воспоминаний будет у Пушкина связанно с лицеем и со своими товарищами. Ну, хотя бы нашумевшая история с гоголь-моголем. История такая. Компания воспитанников с Пушкиным, Пущиным и Малиновским во главе, устроила тайную пирушку. Достали бутылку рома, яиц, натолкли сахару, принесли кипящий самовар, приготовили напиток гоголь-моголь и стали распивать. Одного из товарищей - Тыркова, сильно разобрало от рома, он начал шуметь, громко разговаривать, что привлекло внимание дежурного гувернера, и он доложил инспектору Фролову. Начались расспросы, розыски. Пущин, Пушкин и Малиновский объявили, что это их дело и что они одни виноваты. Фролов немедленно донес о случившемся исправляющему должность директора профессору Гауэншильду, а тот поспешил доложить самому министру Разумовскому. Переполошившийся министр приехал из Петербурга, вызвал виновных сделал им строгий выговор и передал дело на рассмотрение конференции. Конференция постановила: Две недели стоять во время утреней и вечерней молитвы. Сместить виновных на последние места за обеденным столом. Занести фамилии их, с прописанием виновности и приговора, в черную книгу, которая должна иметь влияние при выпуске.

Историю с гогель-могелем имеет в виду Пушкин в своем послании к Пущину: Помнишь ли, мой брат по чаше, Как в отрадной тишине Мы топили горе наше В чистом пенистом вине? Помнишь ли друзей шептанье Вокруг бокалов пуншевых, Рюмок грозное молчанье, Пламя трубок грошевых? Закипев, о, скол прекрасно Токи дымные текли! Вдруг педанта глас ужасный Нам послышался вдали, И бутылки вмиг разбиты, И бокалы все в окно, Всюду по полу разлиты Пунш и светлое вино. Убегаем торопливо...

В «Пирующих студентах» Пушкин так же обращается к Пущину: Товарищ милый, друг прямой, Тряхнем рукою руку, Оставим в чаше круговой Педантам сродни скуку: Не в первый раз мы в месте пьем, Нередко и бранимся, Но чашу дружества нальем И тот час помиримся. Раздражительность, принесенная Пушкиным еще из дому, получила в лицее новую пищу, вследствие такого отношения большинства товарищей, но будущий поэт сам наталкивался на ссоры, а так как он, несмотря на огромные способности и остроумие, не отличался быстрой находчивостью, то далеко не всегда мог оставаться победителем, из-за чего раздражался еще более. Предаваясь неумеренной веселости днем, Александр часто проводил бессонные ночи в своем 14 (здесь прожил он целые 6 лет), то обливаясь слезами и обвиняя себя и других, то обдумывая способы, как бы изменить к лучшему свое положение среди товарищей.

Благодаря лицейской свободе, Пушкин и его товарищи близко сошлись с офицерами лейб-гусарского полка, стоявшего в Царском Селе. Это было не совсем подходящее общество для 17-ти-летних «студентов», и вакхическая поэзия Пушкина именно здесь могла перейти из области мечтаний в действительность, но не следует забывать, что среди лейб-гусар Пушкин встретил одного из самых просвещенных людей, П. Я. Чадаева, который имел на него сильное и благотворное влияние в смысле выработки убеждений и характера, да и прославившийся своими проказами и «скифскою жаждою». П. Н. Каверин учился в геттингенском университете, и не даром же Пушкин видел в нем живое доказательство того, Что резвых шалостей под легким покрывалом И ум возвышенный и сердце можно скрыть.

Дружеские отношения с лейб-гусарами и свежая память о войнах гг. заставили и Пушкина перед окончанием курса мечтать о блестящем мундире, но отец, ссылаясь на недостаток средств, согласился только на поступление его в гвардейскую пехоту, а дядя убеждал предпочесть службу гражданскую. Александр, по-видимому, без особой борьбы и неудовольствия, отказался от своей мечты и в стихах стал подсмеиваться над необходимостью «красиво мерзнуть на параде». Его гораздо более прельщала надежда «погребать покойную академию и Беседу губителей российского слова, он рвался в бой, но в бой литературный. По родственным и дружеским связям, а еще более по личному чувству и убеждению он был всецело на стороне последователей Карамзина в Жуковского и вообще всего нового и смелого в поэзии.

Летом 1817 года восемнадцатилетним юношей Пушкин окончил Лицей. Наступили грустные дни расставания с тихим городком и тенистыми парками, где прошли его школьные годы. Прощай, скромная комнатка 14 на четвертом этаже, где он готовился к классным занятиям, писал стихи, перед сном разговаривал через тонкую перегородку с другом Пущиным! Прощайте, липовые аллеи, сияющее озеро с белыми лебедями, уединенные дорожки в зарослях жимолости и сирени, где так было хорошо мечтать над страницами книги и думать о будущем!.. ГРУСТНЫЕ ДНИ РАССТАВАНЬЯ

Всю жизнь лицеисты отмечали свой праздник – день открытия Лицея, девятнадцатое октября. Пушкин посвятил этим годам немало стихотворений. Вы помните, когда возник Лицей, Как царь для нас открыл чертог Царицын, И мы пришли… Все это наполняло душу Пушкина светлым, радостным чувством, которое не угасало и через годы. Вспоминая свою лицейскую юность, он писал: Друзья мои! Прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен – Неколебим, свободен и беспечен Срастался он под сенью дружных муз.

В последний раз лицеисты, расстегнув воротники тесных мундиров, соединив руки, шеренгой прошли по старинным аллеям парка, прощаясь с любимыми с детства местами. Юношескими голосами пели они песню расставанья, сочиненную Дельвигом: «Семь лет промчались, как мечтанье» пели под аккомпанемент гитары всеобщего любимца – Миши Яковлева. Задумчивый, присмиревший Пушкин подпевал им вполголоса.

Впереди была жизнь, манившая к себе юные сердца, свобода от докучных правил Лицея, от строгого начальства и скучноватых лекций. И все-таки жалко было расставаться с привычными классами, с любимыми учителями, с товарищами по школьной скамье – С Дельвигом, с Пущиным, с Кюхельбекером. Особенно тягостной была для Пушкина разлука с друзьями. Дружба занимала большое место в его жизни. Это высокое чувство пронес он через всю жизнь. И сколько задушевных стихов было написано им, чтобы прославить крепкую, неизменную дружбу! Мой первый друг! Мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесённый, Твой колокольчик огласил.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ За долгие шесть лет Лицей сумел многое вложить в Александра его ум и сердце. Здесь из курчавого мальчика вырос поэт Пушкин. Отсюда он вынес свой светлый и ясный взгляд на мир и людей. Лицей подарил ему красоту мира, любовь к Родине, к друзьям, с некоторыми из них соединив его навсегда. Каждый год 19 октября бывшие лицеисты собирались вместе, чтобы вспомнить молодые годы, поговорить о настоящем и, конечно, послушать новые стихи, сочиненные Александром. Впоследствии А.С. Пушкиным было написано множество стихов, посвященных этой знаменательной дате. Я думаю, что самым знаменитым из них по праву можно считать стихотворение 19 ноября: Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле, Проглянет день, как будто поневоле, И скроется за край окружных гор.

В нем А.С. Пушкин опечален тем, что больше не сможет видится с друзьями тогда, когда об этом просит его душа, что ему не с кем разделить свою печаль и, куда бы его не забросила судьба, он никогда не забудет, что Все те же мы: нам целым мир чужбина; Отечество нам Царское Село.

Изучая материалы, я убедился, что лицейские годы жизни Пушкина сыграли огромную роль в становлении его как личности, заложили фундамент его гениального творчества. И лучше меня об этом говорит сам Пушкин! Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы, При милых ли брегах родимого ручья, Святому братству верен я. И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?), Пусть будут счастливы все, все твои друзья