ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Анализ результатов мониторинга цен на лекарственные средства по итогам 1 квартала 2010 года Управление контроля социальной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Анализ результатов мониторинга цен на лекарственные средства по итогам 2009 года Управление контроля социальной сферы.
Advertisements

1 2 Федеральный закон от 22 июня 1998 г. 86-ФЗ «О лекарственных средствах» Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. 239 «О мерах.
Электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Приволжского федерального округа в январе 2012 года.
По состоянию системы образования Санкт-Петербурга и Российской Федерации, а также отдельных субъектов РФ на период 2007 года по индикаторам доклада Заместителя.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Дальневосточного федерального округа в январе- июне 2011 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Приволжского федерального округа в январе- феврале 2010 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Дальневосточного федерального округа в январе- феврале 2010 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Дальневосточного федерального округа в январе- мае 2011 года.
Результаты мониторинга реализации проекта по модернизации региональных систем общего образования (МРСО) в 2013 году Е.Ю. Петряева, руководитель службы.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в январе-декабре 2009.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в январе-октябре 2009.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Северо-западного федерального округа в январе- феврале 2010 года.
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ ОЦП «Р АЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,
Министерство регионального развития Российской Федерации О социально-экономическом положении субъектов Российской Федерации в I полугодии 2014 года Департамент.
Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______.
Результаты сбора и обработки баз данных неработающего населения муниципальных общеобразовательных учреждений города Краснодара за период с 02 по 10 февраля.
Оценка возможности повышения инвестиционной привлекательности экономики России Рыкова Инна Николаевна, д.э.н., директор Института инновационной экономики.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Дальневосточного федерального округа в январе 2012 года.
Транксрипт:

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Анализ результатов мониторинга цен на лекарственные средства по итогам 1 квартала 2010 года Управление контроля социальной сферы и торговли

2 ВВЕДЕНИЕ Основания: - Пункт 7 вопроса II Протокола заседания Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики от 10 марта 2009 г. 9, - Поручение ФАС России от АК/1810-ПР. Основные характеристики мониторинга: Участники мониторинга: аптечных учреждений. Контрольные даты: - 1 января 2009 г., 1 апреля 2009 г., 1 июля 2009 г., 1 октября 2009 г., - 1 января 2010 г., 1 апреля 2010 г.

Перечень лекарств: наиболее востребованных населением лекарственных средств (определенны по физическому объему розничных продаж на территории Российской Федерации) - 39 препаратов из Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (до 1 января 2010 г. их было 24) - 58 препаратов отечественного производства.

4 По результатам мониторинга розничных цен, а также выявленным случаям необоснованного роста закупочных или отпускных цен на лекарственные средства территориальные органы ФАС России проводят анализ с целью выявления нарушений хозяйствующими субъектами (аптечными сетями и одиночными аптечными учреждениями) антимонопольного законодательства и административных правонарушений, возбуждают и рассматривают дела по 10 и 11 статьям Закона о защите конкуренции, а также по статье 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. На 1 июня 2010 г. УФАС России с начала мониторинга (с 1 января 2009 г.) возбудили и (или) рассмотрели 459 дел, из них: дел по признакам нарушения порядка ценообразования, в том числе: дел по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, дел по признакам нарушения статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела возбуждено по пункту 1 части 1 статьи 10, пункту 6 статьи 10, статье 11 и части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции. КОНТРОЛЬ ЗА ЦЕНАМИ НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ

Количество возбужденных и (или) рассмотренных УФАС России дел по признакам нарушения розничными продавцами порядка ценообразова- ния на лекарственные средства

Наибольшее количество дел по признакам нарушения порядка ценообразования рассмотрело Московское управление ФАС России - 88 дел об административном правонарушении по части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Общая сумма штрафов составила 59,328 млн.руб. По признакам нарушения порядка ценообразования в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от ФЗ «О защите конкуренции» наибольшее количество дел рассмотрели Брянское (17 дел), Тверское (15 дел), Тульское (14 дел) и Карельское (11 дел) УФАС России. Самый крупный штраф был назначен территориальным управлением ФАС России в конце 2009 года государственному предприятию Ханты-Мансийского автономного округа «Аптечная база» за нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от ФЗ «О защите конкуренции». Оборотный штраф в размере 0,003% выручки составил 5 млн.руб. Кроме того, в ряде субъектов Российской Федерации территориальные управления ФАС России проводят все необходимые проверки и расследования по выявлению нарушений порядка ценообразования на лекарственные средства хозяйствующими субъектами, не занимающими доминирующее положение, но не возбуждают дела за нарушение порядка ценообразования по статье 14.6 КоАП, а передают все собранные в ходе проверок и проанализированные материалы уполномоченным органам, в том числе региональным тарифным комиссиям для дальнейшего возбуждения ими таких дел.

7 На 1 апреля 2010 года средняя розничная цена за упаковку включенных в мониторинг лекарств составила по стране 70,9 руб. - средняя цена на ЖНВЛС в рознице ниже средней по всем лекарствам и составила 68,02 руб. - на остальной перечень лекарств средняя цена упаковки составила 72,68 руб. - средняя упаковка отечественного препарата стоила 33,02 руб. - средняя упаковка импортного препарата стоила 127,24 руб. - Максимальная и минимальная средняя розничная цена в регионах отличается более чем в два раза. –Максимальное значение данного показателя принадлежит Чукотскому автономному округу (149,6 руб.) –Минимальное – Красноярскому краю (64,3 руб.). АНАЛИЗ ЦЕН НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

8 Ранжирование субъектов РФ по средней розничной цене одной упаковки включенных в мониторинг лекарств на 1 апреля 2010 г., руб.

9 Наиболее высокие средние розничные цены на 100 наиболее востребованных в стране и включенных в мониторинг лекарственных средств на 1 апреля 2010 года выявлены также в Сахалинской ( руб.) и Магаданской ( руб.) областях, Ямало- Ненецком ( руб.) и Ненецком ( руб.) автономных округах, Республике Саха (Якутия) ( руб.) и Камчатском крае ( руб.). Сравнивая средние розничные цены с оптовыми (закупочными) ценами аптечных учреждений можно сделать вывод, что более высокий уровень цен в названых регионах связан с высокими закупочными ценами. Самые низкие средние розничные цены на рассматриваемые лекарства кроме Красноярского края зарегистрированы в Кабардино-Балкарской Республике (69,25 руб.), Курской (70.59 руб.) и Нижегородской (71.66 руб.) областях и Республике Мордовия (71.25 руб.).

10 В течение 2009 года средняя оптовая (закупочная) цена 1 упаковки включенных в мониторинг лекарственных средств выросла в целом по стране на 20,8%, а средняя розничная цена в меньшей степени – на 18,8%. Это свидетельствует о сокращении доходности аптечных учреждений вследствие произошедшего снижения фактических розничных торговых надбавок, связанного с усилением государственного контроля за порядком ценообразования на лекарства и снижения во многих субъектах Российской Федерации установленного нормативными правовыми актами предельного уровня розничных надбавок. Вместе с тем инфляция за 2009 год составила 8,8%, а стоимость бивалютной корзины выросла на 3,9%. То есть объективный рост цен не должен был превысить 13%. Федеральной антимонопольной службой не рассматривается период начала кризиса, когда произошло наибольшее падение стоимости рубля по отношению к основным мировым валютам. Произошедший вследствие этого рост цен на лекарства в рублях в значительной мере проявился в начале охваченного наблюдением 2009 года. Именно поэтому наибольший рост цен в рассматриваемом периоде пришелся на 1 квартал 2009 года. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ИЗМЕНЕНИЯ ЦЕН НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

Динамика роста средней оптовой (закупочной) и розничной цены одной упаковки в течение 2009 года, руб.Динамика роста средней оптовой (закупочной) и розничной цены одной упаковки в течение 2009 года, руб.

В 1 квартале 2010 г. произошло снижение розничных цен на включенные в мониторинг 100 лекарственных препаратов в среднем на 1,98%, а оптовых на 1,86%, что объясняется как усилением государственного регулирования цен на лекарственные средства, так и снижением стоимости бивалютной корзины в этот период на 3,89%. Импортные лекарства, включенные в мониторинг, подорожали в течение 2009 года значительно больше, чем отечественные. Так, если за весь 2009 год цены на отечественные лекарства выросли всего на 8,6%, то цены на импортные препараты выросли значительнее – на 23,4%. За 1 квартал 2010 года отечественные лекарства, включенные в мониторинг, в рознице стали стоить дешевле на 3,45%, а импортные – на 1,4%.

13 Сравнение роста средней оптовой (закупочной) и розничной цен за одну упаковку с 1 января 2009 года с динамикой изменения инфляции и бивалютной корзины, %

14 Наибольший процентный рост цен за период с начала мониторинга (1 января 2009 г.- 1 апреля 2010 г.) наблюдался на следующие отечественные лекарства: Аллохол - 374,36% (9,01 руб. - 42,74 руб.) Мукалтин - 341,82% (5, руб.) Таблетки от кашля - 145,25% (2,63 - 6,45 руб.) Глицин - 104,96% (13,9 - 28,49 руб.) на следующие импортные лекарства: Панангин - 63,55% (85,8 руб.-140,33 руб.) Сенаде - 62,73% (33,35 руб.- 54,27 руб.) Лиотон ,13% (181, руб.) Софрадекс - 48,74% (60, ,72 руб.) Троксевазин гель - 45,58% (75, ,96 руб.) Валерианы экстракт - 44,06% (7,49-10,79 руб.) Эссенциале форте - 40,97% (299,25 – 421,85 руб.)

15 Сравнение роста в рассматриваемом периоде (с 1 января 2009 г. по 1 апреля 2010 г.) средней розничной цены на отечественные и импортные лекарства, %

16 В 1 квартале 2010 г. в большинстве субъектов Российской Федерации наблюдалось снижение розничных цен. Наибольшее снижение произошло в Красноярском крае (на 27,15%), Амурской (на 19,68%), Калининградской (на 16,73%), Мурманской (на 15,82%), Курской (на 11,75%) и Магаданской (на 10,09%) областях. Вместе с тем, в нескольких регионах продолжился рост цен на включенные в мониторинг лекарства. Наибольший средний рост цен в 1 квартале 2010 г. произошел в Республике Саха (Якутия) (на 20,37%), Тульской области (на 15,45%), Чувашской Республике (на 15,4%), городе Санкт-Петербург (на 10,87%), Республике Адыгея (на 8,78%) и Ульяновской области (на 8,75%).

17 Ранжирование субъектов Российской Федерации по величине среднего роста цен на ТОП100 лекарств в 1 квартале 2010 г., %

На 1 апреля 2010 г. наибольшие средние фактические розничные надбавки к закупочным (оптовым) ценам на включенные в мониторинг лекарства зарегистрированы в Чукотском автономном округе - 110,87%. Наименьшие - в Республике Адыгея (19,62%), Тамбовской области (19,64%), Республике Дагестан (20,3%) и Кабардино-Балкарской Республике (20,7%). Более 50% средние розничные надбавки составили также в Ямало-Ненецком автономном округе (65,25%), Республике Саха (Якутия) (55,04%), Республике Карелия (54,7%), Магаданской области (53,36%), Камчатском крае (52,89%) и Ненецком автономном округе (51,34%). В результате усиления государственного регулирования цен на лекарственные средства в течение рассматриваемого периода (с 1 января 2009 г. до 1 апреля 2010 г.) в большинстве субъектов Российской Федерации наблюдалось сокращение фактических розничных надбавок на рассматриваемый список лекарств. АНАЛИЗ ФАКТИЧЕСКИХ РОЗНИЧНЫХ НАДБАВОК

Ранжирование регионов по величине средних розничных надбавок на включенные в мониторинг лекарства, рассчитанных по отношению к оптовым (закупочным) ценам на 1 апреля 2010 г., %

В результате усиления государственного регулирования цен на лекарственные средства в большинстве субъектов Российской Федерации в течение года наблюдалось сокращение фактических розничных надбавок на весь рассматриваемый список лекарств. Наибольшее снижение фактических розничных надбавок выявлено в Сахалинской области (17,4%), а также Владимирской (12,4%) и Смоленской (11,8%) областях и Удмуртской Республике (8,1%). Фактические розничные надбавки значительно выросли за год только в городе Москва (16,76%) и Республике Татарстан (12,07%).

Рост (падение) средних фактических розничных надбавок на включенные в мониторинг лекарства за период с 1 января 2009 г. по 1 апреля 2010 г. в разрезе субъектов Российской Федерации, %

Данные по средним розничным надбавкам на дешевые (до 100 руб.) и более дорогие (от 100 до 1000 руб.) по цене лекарства показывают, что аптечные учреждения формируют на дешевые лекарства более высокий уровень надбавок, так как их реализация менее рентабельна. Динамика средних розничных надбавок аптечных учреждений к закупочным ценам на дешевые и более дорогие лекарства, %

ВЫВОДЫ Средние розничные цены на включенные в мониторинг лекарства в разных регионах России отличаются более чем в два раза. Наибольшая средняя цена 1 апреля 2010 года - в Чукотском автономном округе (149,6 руб.), наименьшая – в Красноярском крае (64,3 руб.). В 1 квартале 2010 г. произошло снижение розничных цен на включенные в мониторинг 100 лекарственных препаратов в среднем на 1,98%, а оптовых на 1,86%, что объясняется как усилением государственного регулирования цен на лекарственные средства, так и снижением стоимости бивалютной корзины в этот период на 3,89%. Средняя упаковка включенного в мониторинг российского лекарства за 1 квартал 2010 г. подешевела на 3,45%, а цена упаковки импортного лекарства снизилась на 1,4%. В разрезе регионов наибольшее снижение розничных цен наблюдалось в Красноярском крае, Амурской, Калининградской, Мурманской, Курской и Магаданской областях. При этом в течение 2009 года рост цен на лекарства опережал инфляцию и величину изменения стоимости бивалютной корзины. Розничные цены за год выросли на 18,8%, тогда как сумма инфляции и роста стоимости бивалютной корзины за год составила 12,7%. Наибольший процентный рост цен за период с начала мониторинга (1 января 2009 г.- 1 апреля 2010 г.) наблюдался на такие отечественные лекарства, как: Мукалтин, Аллохол, Таблетки от кашля и Глицин. Однако следует учитывать, что такой рост в процентном отношении объясняется относительно низкими ценами на данные лекарства.

Из импортных лекарств за период с начала мониторинга (с 1 января 2009 г. по 1 апреля 2010 г.) наибольший процентный рост розничных цен произошел на такие лекарства как Панангин, Сенаде, Лиотон 1000, Софрадекс, Троксевазин гель, Валерианы экстракт и Эссенциале форте. На 1 апреля 2010 г. наибольшие средние фактические розничные надбавки к закупочным (оптовым) ценам на включенные в мониторинг лекарства зарегистрированы в Чукотском автономном округе, наименьшие - в Республике Адыгея, Тамбовской области, Республике Дагестан и Кабардино-Балкарской Республике. В течение рассматриваемого периода (с 1 января 2009 г. до 1 апреля 2010 г.) в большинстве субъектов Российской Федерации наблюдалось сокращение фактических розничных надбавок на рассматриваемый список лекарств. Наибольшее снижение фактических розничных надбавок выявлено в Сахалинской, Смоленской, Владимирской областях, Удмуртской Республике, Калининградской области и Республике Карелия. Данные по средним розничным надбавкам на дешевые (до 100 руб.) и более дорогие (от 100 до 1000 руб.) по цене лекарства показывают, что аптечные учреждения формируют на дешевые лекарства более высокий уровень надбавок, так как их реализация менее рентабельна. В большинстве субъектов Российской Федерации территориальные органы ФАС России выявляют случаи нарушения хозяйствующими субъектами установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на лекарственные средства.

25 Спасибо за внимание!