Достоевский есть самый интимный, самый внутренний писатель, так что его читая – как будто не другого какого-то читаешь, а слушаешь свою же душу, только.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЖИЗНЬ И ТВОЧЕСТВО ФЁДОРА МИХАЙЛОВИЧА ДОСТОЕВСКОГО.
Advertisements

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт иностранных языков Кафедра русского языка РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА Тема 16. Творчество.
Федор Михайлович Достоевский Основные этапы жизни и творчества 9 класс Учитель: Медведко Л. В. Кабинетная основная школа.
Фёдор Михайлович Достоевский ( ) Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время;
( ). «Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни». «Если хочешь победить весь мир, победи самого себя». «…Сознание убивает жизнь»
Фёдор Михайлович Достоевский Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи», черты его внутреннего мира.
Свидетельствуют современники: Сниткина Анна Григорьевна, Анна Григорьевна, жена жена Ф.М. Достоевского Ф.М. Достоевского.
Федор Михайлович Достоевский «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время;
Фёдор МихайловичДостоевский Жизнь и творчество.. Б и о г р а ф и я Фёдор Михайлович Достоевский родился в 1821 году, 30 октября (11 ноября) в семье врача.
Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского. Федор Михайлович Достоевский ( ) Федор Михайлович Достоевский ( ) В нем совесть сделалась пророком.
В нем совесть сделалась пророком и поэтом Федор Михайлович Достоевский.
Достоевский Федор Михайлович родился 11 ноября 1821 г. в Москве. Его отец служил лекарем в Мариинской больнице.
Достоевский. Михаил АндреевичМария Фёдоровна смерть матери от чахотки ; учёба в пансионе вместе с братом ; смерть Пушкина ;
Фёдор Михайлович Достоевский. ( ) ( )
Федор Михайлович Достоевский Жизнь и творчество Он дает мне больше, чем любой мыслитель… Альберт Эйнштейн Гениальность Достоевского неоспорима, по силе.
Фёдор Михайлович Достоевский. Правый флигель Мариинской больницы для бедных, где родился Ф.М.Достоевский.
Фёдор Михайлович Достоевский. Правый флигель Мариинской больницы для бедных, где родился Ф.М.Достоевский.
Фёдор Михайлович Достоевский. Правый флигель Мариинской больницы для бедных, где родился Ф.М.Достоевский.
Биография Ф. М. Достоевского
Транксрипт:

Достоевский есть самый интимный, самый внутренний писатель, так что его читая – как будто не другого какого-то читаешь, а слушаешь свою же душу, только глубже, чем обычно, чем всегда… В. В. Розанов

Ранние страдания « Я происходил из семейства русского и благочестивого», - свидетельствовал Достоевский. Будущий писатель появился на свет в Москве, в Мариинской больнице для бедных, где отец его служил лекарем. Михаил Андреевич Достоевский, отец писателя, был человеком вспыльчивым, деспотичным, взыскательным. Федор рано лишился матери: ему не исполнилось и 16 лет. В семействе лекаря остались семь детей, и это при том, что предвиделось разорение - два небольших имения Достоевских пошли в залог. Федор Михайлович мечтал о славе, богатстве; бедность в нем, как и в его героях, соседствовала с раненным самолюбием. Путь к положению в обществе могла открыть престижная профессия - такой в то время считалась специальность военного инженера. Достоевский уехал в Петербург, в Инженерное училище. Мария Федоровна Достоевская Михаил Андреевич Достоевский

Денег не хватало даже на чай. Летом 1839 г. пришло страшное известие - погиб отец. Обстоятельства его смерти остаются не вполне проясненными до сих пор: по одной из версий с ним расправились крестьяне, мстившие барину за произвол и крутое обращение. После смерти отца Достоевский получил наследство: за день прожил 900 рублей, остальное проиграл на бильярде. Игра стимулировала его творческое воображение - проигрывая, Достоевский начинал писать с невероятной интенсивностью. К тому моменту он уже попробовал себя в литературе. В Инженерном училище Достоевский задумывал книгу о безвестном петербургском жителе - Макаре Девушкине.

«Бедные люди» Майской ночью 1845 г. в комнату, где жил Достоевский, позвонил известный поэт и издатель Н. Некрасов. Его привел литератор Дмитрий Григорович, знакомый Достоевского по Инженерному училищу и первый читатель его первой повести. За одну ночь Некрасов прочел рукопись «Бедных людей» и в четвертом часу утра вместе с Григоровичем бросился поздравлять автора. Вслед за ночным вторжением последовало приглашение к критику В. Г. Белинскому. «Цените же ваш дар и оставайтесь верным и будете великим писателем...» благословил Достоевского Белинский. «Это была самая восхитительная минута во всей моей жизни», - говорил впоследствии Достоевский.

«Двойник» После успеха «Бедных людей» удача надолго оставила писателя. Его второе произведение - повесть «Двойник» (1846 г.) разочаровала читателей и критику. Автору пеняли на растянутость и «фантастический колорит». Наметились расхождения с Белинским и Некрасовым. Впечатлительного и самолюбивого Достоевского донимали эпиграммами, насмешками. Литературная среда, которая совсем недавно представлялась писателю средоточием «добра, истины, правды», теперь казалась ему собранием желчных, завистливых людей.

После ссоры с литераторами Достоевский сходится с кружком М. В. Петрашевского. Петрашевцы исповедовали идеи всеобщего счастья, «золотого века» человечества, избавления от страданий. О фантазерах, живущих в мире «золотых, волшебных грез», Достоевский пишет «Петербургскую летопись» (1847 г.), сентиментальный роман «Белые ночи» и повесть «Слабое сердце» (и то и другое 1848 г.). У Мечтателя (герой «Белых ночей») доброе, чувствительное сердце – и так мало реальной жизни, что он справляет годовщины своих фантазий. Петербургские видения, белые ночи становятся той единственной реальностью, в которой он способен существовать.

«Униженные и оскорбленные» Вскоре после публикации «Белых ночей» Достоевский был арестован в связи с «делом Петрашевского». Следующие четыре года писатель провел на каторге. По возвращении из Сибири Достоевский хочет поведать всем о своём новом миропонимании, сложившемся после каторги и фактически начинает руководить политическим журналом «Время», который был основан братом Михаилом в 1861 году. И первое крупное произведение, написанное Федором Михайловичем после ссылки, было опубликовано именно в первых номерах «Времени» в начале 1861 года. И называлось это произведение «Униженные и оскорбленные», в котором главным героем был Иван Петрович, воплотивший в себе некоторые факты из жизни самого автора.

«Записки из Мертвого дома» По впечатлениям каторги также написаны «Записки из Мертвого дома» (1861 – 1862 гг.) – в них обрисована омская каторжная тюрьма, куда Достоевский был сослан «за участие в преступных замыслах». Каторга изменила взгляды Достоевского на мир фантастических грез - нет и не может быть ничего фантастичней самой действительности, тех ситуаций, пред которыми жизнь ставит человека.

«Записки из подполья» Ровно через десять лет после оглашения приговора по делу петрашевцев Достоевскому разрешили вернуться в Петербург. После каторги и солдатчины начиналась «живая жизнь». Переломной книгой в судьбе Достоевского станут «Записки из подполья» (1864 г.). В «Записках из подполья» Достоевский создал новый жанр, собрав в «подпольном человеке» все черты антигероя. Все общепринятые ценности он уничтожает цинизмом и иронией. 40 лет он подсматривал за людьми – «в щелочку прислушивался» - и наконец явил свету свои записки.

«Преступление и наказание» «Преступление и наказание» (1867 г.) Достоевский задумывал как «психологический отчет преступления». Это первый русский детективный роман со столь сложно выстроенной интригой, сюжетной тайной, огромным количеством действующих лиц, глубинным проникновением в психологию преступника. Первоначально роман назывался «Пьяненькие»: среди многообразных проявлений русской «запойности» опьяненность идеей едва ли не самая страшная. Только на последней странице романа в душе Раскольникова происходит поворот к новой жизни.

«Игрок» Работая над «Преступлением и наказанием», Достоевский был вынужден одновременно думать над «Игроком». Ему необходимо было написать за четыре месяца два романа. Спасаясь от кредиторов, писатель заключил кабальный договор с издателем Стелловским: если «Игрок» не будет завершен в срок, все права на сочинения Достоевского на 9 лет отходят к Стелловскому. До истечения срока оставался месяц, а Достоевский не написал еще ни строчки. Единственным выходом было надиктовать роман. Благодаря усилиям стенографистки Анны Григорьевны Снаткиной Достоевский закончил «Игрока» к сроку.

Три женщины прошли через судьбу писателя: лихорадочная, порывистая Мария Дмитриевна Исаева (первая жена), инфернальная, адская Аполлинария Суслова, в которой «стиль заливал все», и самоотверженная Анна Григорьевна. Первые две любви не принесли счастья. Брак с Анной Григорьевной Достоевский считал воскресением к новой жизни. Они венчались 6 февраля 1857 г. – очередную годовщину выхода Достоевского с каторги. Аполлинария Суслова Анна Григорьевна Сниткина Мария Дмитриевна Исаева

В городе Новосибирске была найдена метрическая книга, где черным по белому написано, что Федор Достоевский венчался и жил в бывшем Кузнецке. Считалось, что метрическая книга 1857 года затеряна, но недавно ее обнаружили в Новосибирском архиве. Там же нашли запись, подтверждающую факт: 6 февраля по старому стилю и 18 февраля по новому он обвенчался с местной жительницей - Марией Дмитриевной Исаевой.

«Идиот» «Идиот» (1868 г.) – роман о «князе Христе», о его явлении в современном мире. Главный герой Лев Мышкин, бесконечно добрый, деятельный человек, приезжает в Россию из Швейцарии, где лечится «от идиотизма». Миссия Мышкина – высвободить красоту из-под власти денег, просветить страстные, мрачные души, спасти юность от гордыни и своеволия. Мышкин для Достоевского – идеал, хотя его поведение совершенно не укладывается в обычные человеческие представления о чести, порядочности, образованности, воспитанности. Хождение Мышкина в люди заканчивается катастрофой, истина оказывается «не с Христом», но его явление – «высшая минута» в жизни героев романа.

«Бесы» В 1870 – 1871 гг., живя за границей, Достоевский из газет узнает о деятельности тайного общества «Народная расправа». Стоявшего во главе «Народной расправы» террориста Сергея Нечаева в России романтизировали, считали чуть ли не «передовым человеком». Достоевский решает написать роман на злобу дня (он получит название «Бесы»). Для Достоевского Нечаев – это провозвестник революционного терроризма, а его мораль – идеология будущей смуты. Черты Нечаева угадываются в образе главного «беса» Петра Верховенского. «Бесы» писались как хроника убийств и самоубийств: из 22 персонажей умирают 13. Такая картина возмутила демократов и либералов, книгу сочли реакционной.

«Братья Карамазовы» Вершинной книгой Достоевского, итогом всего его пути стал роман «Братья Карамазовы» (1878 – 1880 гг.). Сюжет романа – отцеубийство: в самом широком, аллегорическом смысле это попытка избавиться от наследственной, генетической предопределенности, покушение на государя, бунт против Бога… Братья Карамазовы – символическое изображение русской жизни, разных черт русского характера, отражение духовной биографии самого Достоевского. Кульминацией романа Достоевский считал главу «Pro et contra», посвященную среднему из братьев Ивану. В колеблющемся, постоянно взвешивающем все «за и против» сознании Ивана рождается легенда о Великом инквизиторе – главе католической церкви, пастыре, а по существу антихристе. «Легенда» – одно из самых загадочных творений Достоевского, самая яркая в философском отношении точка его творчества, прозрение о существе человеческой свободы, о предназначении человека.

За месяц до смерти Достоевский записал: «Все только еще начинается». Он не ошибся: вот уже полтора столетия весь мир разгадывает его пророчества.

Кемеровская областная научная библиотека им. В. Д. Федорова Отделение гуманитарных знаний Гл. библиотекарь Казнова Л. И. Контактный телефон