Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 20 города Королева Московской области Инновационные методы преподавания элективных курсов по информатики Учитель информатики Игнатова Зинаида Николаевна 2011 год
« Математические основы информатики» Андреева Е.В. Элективный курс для учащихся 10-х классов (34 часа) Материал раскрывает взаимосвязь математики и информатики, расширяет теоретические основы математики, логики, информатики. Программа позволяет систематизировать теоретико – практический материал, что является важным при подготовке к ЕГЭ.
Цели курса Дальнейшее формирование и развитие логического мышления учащихся. Закрепление полученных навыков на практике. Показать наиболее распространённые методы решения ло- гических задач с помощью различных программных сред. Закрепление межпредметных связей (развитие математического кругозора учащихся, повышение их готовности к последующему восприятию идей программирования). Повышение интереса учащихся к логике, специфике логического знания.
«Любая деятельность есть процесс и результат» Б. Пастернак Одна из тем работы элективного курса – это соз- дание презентаций, которые все прочнее и прочнее входят в школьную жизнь. Сегодня каждый учитель, имеющий практические навыки владения информационными технологи- ями, стремится использовать их в своей работе, поэтому остро встал вопрос научить детей создавать презентации, которые бы учителя - пред- метники использовали на уроках. Это способствует по- вышению эффективности вос- приятия и запоминания пода- ваемого в през-ции материала.
Технические требования к презентации проекта Не менее 10 слайдов презентации. Титульный слайд. Свой стиль оформления презентации в целом. Наличие изображений и рисунков. Наличие звукового сопровождения. Анимация.
Аристотель (384 г. до н.э. – 322 г. до н.э). Впервые проблемы точного мышления были систематизированы и обобщены в трудах древнегреческого философа Аристотеля, которому удалось отделить логические формы мышления от содержания.. Аристотель создавал логику как науку о доказательстве истины. Он подошел вплотную к теории доказательств. Но решить эту задачу даже очень гениальному человеку было не под силу. Потребовались тысячелетия упорного труда до получения результатов. Готфрид Вильгельм Лейбниц ( ). Лейбниц взглянул на логику Аристотеля через призму математики: все известные понятия сводились к сочетанию простых понятий; разработал идею логического счисления, то есть сформулировал правила действия с символами; простые рассуждения обозначались символами, сложные элементы логических высказываний обозначались формулами, а суждения – уравнениями; в результате удалось заменить содержательные высказывания формальными буквами, перейти к доказательству с помощью карандаша и бумаги. Английский ученый Джордж Буль ( ) Джордж Буль представил логику как алгебру классов. Для обозначения классов использовал буквенные символы A, D, C, B и т.д. основными логическими операциями он считал: сложение классов, умножение классов, дополнение классов. В булевой алгебре классы имеют только два значение 0 и 1
Алгебра логики Аристотель – основоположник формальной логики – науки о способах и формах мышления Джордж Буль – основоположник алгебры логики – науки об общих операциях, аналогичных сложению и умножению, которые могут выполняться не только над числами, но и над другими математическими объектами. Клод Шеннон – применил алгебру логики к описанию функционирования релейно-контактных и электронно-ламповых схем (1938 г).
Подведение итогов урока. Анализ результатов. Защита проектов (10-15 минут). Оценка проектов по опросному листу (он составлен в редакторе MS Excel – для удобства подсчетов очков):
Рефлексия учащихся: 1. Что вы ожидали от работы над проектом? Сравните свои предварительные цели и реально достигнутые результаты. 2. Какие чувства и ощущения возникали у вас в ходе работы? Что оказалось для вас самым неожиданным? 3. Что вам более всего удалось, какие моменты были выполнены наиболее успешно? 4. Перечислите в порядке убывания основные трудности, которые вы испытывали во время учебы. Как вы их преодолевали? 5. Вы познакомились с работой своих оппонентов. Показалась ли она вам наиболее содержательной, значимой, оригинальной? 6. В процессе работы происходит смена деятельности – выступления, работа на компьютере, проведение опроса, общение внутри группы.
Межпредметные связи Задания и упражнения, рассматриваемые в курсе, относятся к различным сферам деятель- ности, имеют практическую направленность и способствуют расширению и углублению знаний обучающихся по информатике, математике, эко- номике, культуре деловой речи. Выполнение ла- бораторных работ дает ученикам возможность анализировать, сравнивать, обобщать, делать вы- воды, самостоятельно применять знания, полу- ченные на других предметах, проверить свои зна-ния по теме, выбрав из обучающей программы пункт Контроль (самоконтроль);
5.Суффикс это часть слова, И он стоит перед корнем. ЛОЖЬИСТИНА Определите истинность каждого высказывания делится на 8, ИЛИ 16 делится на Пингвины – это птицы, И пингвины умеют летать. 1. Все птицы летают, ИЛИ все рыбы плавают. 2. Все растения имеют яркие цветы, ИЛИ НЕ все растения имеют сладкие плоды
Определите истинность данных высказываний: 1. Город Джакарта – столица Индонезии. 2. Решение задачи – информационный процесс. 3. Число 2 является делителем числа 7 в некоторой системе счисления. 4. Меню в программе – это список возможных вариантов. 5. Для всех х из области определения выражения верно, что х+2>0.
Методический комментарий к одному из занятий Вид урока: урок систематизации и обобщения изученного материала (обобщающий). Тип урока: комбинированный. Технология: личностно-ориентированная. Время проведения: пятый урок по теме Основы логики. Цели: Развить умения применять законы логики и правила преобразования сложных логических выражений при решении практических логических задач. Задачи урока: Развивающие: развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности. Обучающие: углубление, обобщение и систематизация приемов решения логических задач; формирование умения применять полученные знания на практике. Воспитательные: развитие познавательного интереса, логического мышления. Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, практический. Организационные формы работы: фронтальная, групповая и индивидуальная. Материально-техническая база: презентация Алгебра логики на практике ; проектор; плакаты Основные законы алгебры логики, Таблицы истинности логических операций; бланк для проведения логического диктанта ; раздаточный материал «Законы алгебра логики»;
План урока
Для наглядного представления нового материала использую плакаты, сделанные мною на компьютере
Фамилия Имя _______________________________________________________ Диктант: Заданы простые высказывания о погоде. Из них составить сложные высказывания. Записать их формулами алгебры логики. N - Ветер северный T - Температура плюсовая S - Ветер южный I - На деревьях иней D - Идет дождь U - На улице туман C - Идет снег P - Небо пасмурное M - На улице мороз Z - Налипание снега на провода O - На улице оттепель G - На дорогах гололедица 1. ______________________________________________________ 2. ______________________________________________________ 3. ______________________________________________________ 4. ______________________________________________________ 5. ______________________________________________________ 6. ______________________________________________________ 7. ______________________________________________________
Текст диктанта 1. «На улице мороз, небо пасмурное, но снег не идет»; 2. «На улице температура плюсовая и туман или на деревьях иней»; 3. «Если северный ветер или идет снег, то на улице мороз»; 4. «На дорогах нет гололедицы, если дует северный ветер при морозе»; 5. «На улице оттепель или на деревьях иней, если температура плюсовая»; 6. «Для того, чтобы шел дождь или снег, необходимо наличие пасмурной неба»; 7. «Для появления на деревьях инея или налипания снега на проводах, достаточно пасмурного неба и оттепели»; 8. «Для гололедицы на дорогах необходимо и достаточно наличие плюсовой температуры при северном ветре и тумане»; 9. «Если дует южный ветер и на улице оттепель, то на деревьях иней, на улице туман и на дорогах гололедица»; 10. «На улице туман или на деревьях иней может быть тогда и только тогда, когда на улице оттепель».
Законы алгебры логики
Соедините правильные определения и обозначения:
Использование разноуровневых заданий на уроке информатики Переведите числа из 2-ой с/с в 8-ую, 16-ую с/с 1) ) ) ) ) ) Переведите числа из 10-ой с/с в 8-ую, 16-ую с/с 1) ) ) ) ) ) Переведите числа из 8-ой с/с в 10-ую с/с 1) ) ) ) ) ) Задания выдаются на карточках. Учащиеся, усвоившие материал, справляются с простым заданием очень быстро и получают новую карточку с более сложными примерами. В это время у меня появляется возможность индивидуально работать с теми учениками, которые не до конца поняли принцип выполнения переводов из одной системы счисления в другую. После этого учащиеся выполняют выданные задания и получают карточку второго уровня.
К этому времени большинство учащихся успевает справиться со второй карточкой и получает дополнительно творческое задание Построить по предложенным координатам рисунок, предварительно переведя их в одну из систем счисления. Необходимо перевести координаты точек в десятичную систему и построить по ним фигуру в координатной плоскости.
23 Занимательные задачи Мартышка-мама связала 111 своим непослушным детишкам по перчатке на каждую руку и ногу. Но они порвали все свои перчатки, кроме младшего, который порвал только 11. Сколько перчаток попадет маме в починку? Ответ в 8-й системе
Прочитайте стихотворение А.Н.Старикова:
Цифровые образовательные ресурсы При организации занятий как в ходе первичного изучения некоторых тем, так и во время подготовки к ЕГЭ для актуализации имеющихся знаний использую имеющиеся в наличии ЦОР, размещенных на : Федеральное хранилище «Единая коллекция ЦОР» ( collection.edu.ru)school- collection.edu.ru Видеоуроки, размещенных в свободном доступе на сайте Открытые уроки, размещенные на сайте газеты «Первое сентября» (
Использование обучающих программ при объяснении нового материала Использование тестов дает возможность оценивать уровень соответствия сформированных знаний, умений и навыков учащихся на уроках информатики, позволяет педагогу скорректировать учебный процесс.
Анализируя результативность работы на элективном курсе можно сделать следующие выводы: Предложенный подход к построению занятий позволяет формировать познавательные интересы посредством показа практического применения знаний в связи с жизненными задачами, а чередованием форм и методов обучения, обучение с компьютерной поддержкой, тестирование знаний, умений с целью самооценки позволяют активизировать учебный процесс.
Применение техники на уроке удобно и интересно как ученику, так и учителю, так как расширяет наши возможности, обогащает урок недостающим видеоматериалом значительно расширяется кругозор учащихся, пробуждается чувство свободы творчества, умение быстро ориентироваться в окружающей обстановке; при создании проектов-презентаций, ученик, как правило, заново осмысливает учебный материал, вычленяет узловые моменты, продумывает иллюстрации, схемы
способствует профессиональному росту меня, как учителя в педагогической науке, дает возможность лучше узнать и понять учеников, раскрыть их потенциал, оценить их индивидуальные особенности, решить внутренние проблемы (например, общения); используя свой творческий потенциал, дает мне стимул для создания своих дидактических материалов на основе имеющихся стандартных программных средств (создание тестов для проведения контроля знаний).
Спасибо за внимание!