Развитиекритическогомышления. Стратегия анализа проблемных ситуаций «Фишбон» (Fishbone)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учитель английского языка МАОУ СОШ 40 г. Томска Лидия Витальевна Ширенкова Развитие критического мышления через применение стратегии анализа проблемных.
Advertisements

Урок разработан учителем русского языка и литературы ГОУ СОШ 690 Мокшиной Татьяной Михайловной.
Продовольствие важнейший фонд жизненных функций человечества.
Выполнила: Москатова Виктория 10 кл. «МАОУ «СОШ 31» Великого Новгорода.
Белокопытова Е.В. учитель начальных классов МБОУ - СОШ 2.
Постановка проблемы Увеличение численности голодающих и недоедающих в мире, а также ухудшение психофизического состояния населения Рост антропогенной.
Глобальные проблемы
«Пища, которую мы едим. Вред или польза.». Цель проекта: изучение рациона питания школьника; определение качества продуктов быстрого приготовления.
Питание и пищеварение Урок биологии в 8 классе Автор: учитель биологии Приаргунской СОШ Литвинцева О.Е.
Выполнил: студент 1 курса, Группы 1 ПКС 113, Хамроев Шахром.
Мастер-класс: урок истории в 5 классе «Олимпийские игры» с использованием технологии "кластер и инсерт"
Развитие критического мышления через чтение и письмо Городской семинар на базе МОУ гимназия56, г. Томска выступление: Успеховой М.В.
ЗНАКОМСТВО С ТЕХНОЛОГИЕЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Методические приемы для развития критического мышления на уроках истории и обществознания.
Введение. Питание является жизненной необходимостью человека. Пища даёт энергию, силу, развитие и здоровье. Можно с уверенностью сказать, что здоровье.
Рациональное питание. Подготовили ученики 10-Б класса ООШ II-III ст. 2 Г.Старобельска Бутко Валерия Петров Павел Кирпа Александр.
Методические приёмы технологии развития критического мышления.
«Формы организации познавательной деятельности с учащимися, способствующие самостоятельному усвоению знаний на уроках математики»
Учитель географии МОУ «Покровская СОШ» Истринского района Московской области.
ПРОДОВОЛЬСТВ ЕННАЯ ПРОБЛЕМА ГЛАВНЫЙ СМЫСЛ ГЛОБАЛЬНОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПРОБЛЕМЫ КРОЕТСЯ В ОПЕРЕЖАЮЩЕМ РОСТЕ ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПО СРАВНЕНИЮ С РОСТОМ.
Транксрипт:

Развитиекритическогомышления

Стратегия анализа проблемных ситуаций «Фишбон» (Fishbone)

Слово «Фишбон» дословно переводится как «рыбная кость». Эта стратегия позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов.

Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость» (отсюда и название) или, если эту «кость» расположить вертикально, – на елочку.

Порядок работы с использованием «Фишбон» достаточно прост и обусловлен самой графической формой: Порядок работы с использованием «Фишбон» достаточно прост и обусловлен самой графической формой: 1.В нижнем прямоугольнике, после обсуждения с классом, ведущий записывает формулировку проблемы. 2. Путем анализа источников, возможно, консультаций со специалистами, просмотра видеофильмов и т.д. – учащиеся выделяют причины и аргументы, подтверждающие их предположения. Часто бывает, что причин больше, чем аргументов. Это происходит потому, что предположения уже сформулированы, а информация, подтверждающая правомерность гипотез, пока еще отсутствует. И в этом ничего плохого нет – учащиеся привыкают к осознанию того, что предположения без аргументов так и остаются на левой стороне «елочки», то есть, остаются только лишь предположениями. 3. Путем анализа связки «причины- аргументы» учащиеся синтезируют вывод, который записывается в конечной части рисунка.

Образование … Это слово имеет великое множество определений. Существует мнение, что образование – погружение человека в прошлое, настоящее, будущее культуры. Прошлое – это те основы, нравственные ценности, уклад жизни, который постепенно складывается в течение многих веков у того или иного народа, нации. Настоящее – это та реальность, которая окружает человека и создаётся им на протяжении его собственной жизни. Будущее – это надежды, выраженные разными способами. В основании такой мечты – образцы культуры. Каждый момент жизни человека, начиная с младенчества, - момент освоения им культуры. И этот момент должен быть красив, как метко говорят скульпторы, «он не может быть безобразным, но и не может быть без образа». Может быть, в само слово «образование» и заложили это представление: способность осознать мир через образы, которые создаёт сам человек. Образ отношений, образ предметно- материального мира, другими словами, образ Я плюс образ Мира и моих способов взаимодействия с этим миром. Каков должен быть объём тех знаний, которые нужны человеку, чтобы считать себя образованным? Каждый решает для себя. Но мне кажется, очень точно об этом сказал психолог Лэндрет: «Образование – это то, что остаётся, когда всё выученное забывается».

Проблема Человек образованный- кто он? Можно ли измерить объем знаний образованного человека?

Человек образованный- кто он? Можно ли измерить объем знаний образованного человека?

Причины Отсутствие связи между прошлым, настоящим и будущим. Факты, аргументы Идет постоянное разрушение прошлого.

Человек образованный- кто он? Можно ли измерить объем знаний образованного человека? Отсутствие связи между прошлым, настоящим и будущим. Идет постоянное разрушение прошлого.

Причина Увеличивающийся объем современного информационного потока. Факты, аргументы Развитие информационных технологий. Научно-технический прогресс.

Человек образованный- кто он? Можно ли измерить объем знаний образованного человека? Отсутствие связи между прошлым, настоящим и будущим. Идет постоянное разрушение прошлого. Увеличивающийся объем современного информационного потока. Развитие информационных технологий. Научно-технический прогресс.

Причина Неумение работать со всей этой информацией и извлекать главное из неё. Факты, аргументы Научить извлекать необходимую информацию.

Человек образованный- кто он? Можно ли измерить объем знаний образованного человека? Отсутствие связи между прошлым, настоящим и будущим. Идет постоянное разрушение прошлого. Увеличивающийся объем современного информационного потока. Развитие информационных технологий. Научно-технический прогресс. Неумение работать со всей этой информацией и извлекать главное из неё. Научить извлекать необходимую информацию.

Вывод: «Образование – это то, что остаётся, когда всё выученное забывается».

Человек образованный- кто он? Можно ли измерить объем знаний образованного человека? Отсутствие связи между прошлым, настоящим и будущим. Идет постоянное разрушение прошлого. Увеличивающийся объем современного информационного потока. Развитие информационных технологий. Научно-технический прогресс. Неумение работать со всей этой информацией и извлекать главное из неё. Научить извлекать необходимую информацию. «Образование – это то, что остаётся, когда всё выученное забывается».

Лекция

Эффективная лекция Материал лекции делится на смысловые единицы, передача каждой из них строится в технологическом цикле "вызов - осмысление - рефлексия". Для организации деятельности используется прием "Бортовой журнал". Стадия "вызова" по каждой смысловой единице осуществляется уже известными вам методами: список известной информации, ее систематизация, ответы на вопросы преподавателя, ключевые слова и т.д. Информация, полученная на стадии вызова, обсуждается в парах и заносится в левую часть "Бортового журнала". Бортовой журнал ПредложенияНовая информация

На смысловой стадии работа может быть организована так: один из членов пары работает со списком в графе "предположения", ставит знаки "+" и "-", в зависимости от правильности предположений; второй записывает только новую информацию. Учащиеся работают индивидуально. На стадии рефлексии (размышления) идет предварительное подведение итогов: сопоставление двух частей "бортового журнала", суммирование информации, ее запись и подготовка к обсуждению в классе. Организация записей может носить индивидуальный характер, т.е. каждый член пары ведет записи в обеих частях таблицы самостоятельно, результаты работы обсуждаются в паре. Затем следует новый цикл работы со следующей частью текста. Очень важной является итоговая рефлексия или окончательное подведение итогов, которое может стать выходом на новое задание: исследование, эссе и т.д.

Тема: "Глобальные проблемы человечества. Продовольственная проблема." Приём: "Эффективная лекция". "Эффективная лекция" Цель урока: - сформировать у школьников представление о продовольственной проблеме как об одной из глобальных проблем человечества; - сформировать у учащихся понятие о сущности продовольственной; - проблемы, ее истоках; понятия " география голода ", " регионы голода ", " источники питания "; - развивать у учащихся умения критического анализа информации, способности ее систематизации, оценки, использования ее с целью создания прогноза.

Ход урока: 1. Организационная часть урока. На доске политическая карта мира, записана тема, сделана заготовка таблицы. 2. Введение в тему. Стадия вызова. На прошлом уроке мы познакомились с одной из серьезных проблем, стоящих перед человечеством - проблемой диспропорции в развитии развитых и развивающихся стран. Именно эта проблема порождает и многие другие, в том числе продовольственную проблему. Именно изучению этой проблемы и будет посвящен сегодняшний урок, на котором я прочту вам лекцию, в которой будет говориться о том, как изменялся состав продуктов питания в течение многих веков, чем питается человечество сегодня, почему в мире есть страны и регионы, где царит голод. Вопрос классу (обсуждение в парах): Сейчас я хочу задать вам вопрос: чем питались люди в далеком прошлом, какие полезные для организма вещества содержались в этих продуктах, как менялся состав источников питания и чем питается, в основном, человечество сегодня ? Этот вопрос вы можете обсудить в парах. При этом, все ваши идеи записывайте в таблицу в ваших тетрадях. питание в прошлом (продукт - полезные вещества - способ добычи ) питание сегодня (продукт - полезные вещества - способ добычи )

Обобщение записей учителем на доске: учитель записывает все мнения в таблицу, ребята дополняют свои таблицы записями, которые они считают для себя правильными 3. Новая тема. Часть I. Теперь я попрошу прослушать вас первую часть лекции, при этом 1 вариант будет подчеркивать в своих таблицах то, что получит подтверждение по ходу моего рассказа, а 2 вариант должен будет дополнить свои таблицы новыми идеями из содержания лекции. Стадия осмысления. Чтение лекции. Продовольствие - важнейший фонд жизненных функций человечества. Великий русский физиолог И.П.Павлов указывал, что " взаимоотношения живого организма с окружающей средой - есть взаимоотношения, опосредованные вопросами питания ". Еда, принадлежащая в своей первооснове среде обитания, используется человеком как продукт его культуры, занимая в системе " природа - культура " промежуточное звено. Существует, например, широко известное выражение " цивилизация риса ", из которого следует, что рису, как продукту принадлежит значительное место не только в питании, но и во всей системе духовных связей между людьми и миром природы. На протяжении длительной истории человечество существенно изменило свое меню. Первобытные люди питались пищей почти исключительно растительного происхождения: ягодами, кореньями, съедобными листьями и.т.д. Важным дополнением к вегетарианскому "столу" служили птичьи яйца, моллюски, мелкие животные. Таким образом, представление о древнем человеке, как о чрезмерно плотоядном, непрерывно занятом в романтических баталиях, ошибочно. Он крайне редко ( и до открытия огня - только в сыром виде ) пробовал мясо.

Подтверждением вегетарианского характера пищи первобытного человека служат, например, анализы камней из мочевых пузырей, обнаруженных в останках людей эпохи мезолита. В их состав входят не оксалаты, характерные для животной пищи, а фосфаты кальция, свидетельствующие об употреблении пищи исключительно растительного происхождения. Постепенный переход к рыболовству и охоте знаменовал собой важный этап расширения пищевых ресурсов человечества. Этому способствовали изобретение лука, различных ловушек, капканов и сетей, использование первых плотов и челноков. Замечу, что употребление первых "плавсредств" заметно расширило географию первобытного человека: крупные реки перестали служить преградой и способствовали его расселению в пределах их бассейнов. Ускорился процесс освоения архипелагов. Со временем пища стала более разнообразной. Стала возрастать роль животных как источников более высококачественной ( по сравнению, например, с зерном или овощами ) пищи: мяса, молока и различных молочных продуктов, яиц. Возрастание в пищевом рационе доли продуктов животного происхождения характерно для процветающих в экономическом отношении государств.

Именно пища животного происхождения служит основным источником белков - важнейших питательных веществ, необходимых для поддержания нормального обмена веществ, работы органов внутренней секреции и нервной системы. Углеводы и жиры, которые содержат как животные, так и растения взаимозаменяемы. Белки животного происхождения заменить нечем. То же можно сказать и о витаминах.. Таким образом, неполноценное питание жителей некоторых регионов мира объясняется, прежде всего, в отсутствии в их рационе белков животного происхождения, витамина А, содержащегося в рыбе и овощах, кальция и.т.д. Заметим, что даже в рисосеящих районах муссонной Азии - крупных продуцентах растительного белка - отмечается большой дефицит протеина животного происхождения. Содержащиеся в зерне белки лишены важных аминокислот. Еще в большей степени это характерно для крахмалоносных культур, которые служат основным источником питания в некоторых странах Латинской Америки и Африки - маниока, ямса, крахмала. Люди, которые употребляют эти растения в пищу и не едят мяса, физически удовлетворены в пище, но белками обеспечены только на две трети.

Мозговая атака. Стадия рефлексии. В течение 3-х минут посмотрите в свои записи и обменяйтесь информацией в парах. Давайте исправим и допишем информацию в таблицу на доске ( опрос класса по желанию ). Новая тема. Часть II. Стадия вызова. Во второй части лекции говорится о причинах голода и регионах мира, наиболее подверженных недоеданию. Но перед этим я попрошу вас записать в тетрадях три основных региона голода: Тропическая Африка, Муссонная Азия, Латинская Америка Мозговая атака В течение 3 минут подумайте в парах и запишите: В чем причины возниконовения продовольственной проблемы в каждом из этих регионов и в чем состоит суть этой проблемы. Какие причины возникновения продовольственной проблемы в этих трех регионах вы выделили, в чем суть проблемы ? После того, как мы обобщили наши знания по данному вопросу, я предлагаю вам прослушать вторую часть лекции. При этом первый вариант будет отмечать в своих записях в тетрадях новые идеи, а первый вариант будет подчеркивать в своих записях то, что подтвердилось и отмечать знаком " - " то, что не нашло своего подтверждения в содержании лекции.

Стадия осмысления. Чтение лекции: Зона, в которой значительная часть населения недополучает необходимое количество калорий, на мировой карте охватывает обширную территорию. Она простирается по обеим сторонам экватора, включая почти всю Африку к югу от Сахары ( за исключением ЮАР ), Западную Азию, Южную и Юго-Восточную Азию ( в литературе чаще отмечают муссонную Азию ), Карибский бассейн, основную часть Южной Америки ( кроме Аргентины, Уругвая и юго-востока Бразилии). Малокалорийное питание сочетается здесь и с нехваткой важных для человека протеинов животного происхождения, витаминов, кальция и.т.д. В отдельные годы к этой зоне тяготеют и другие, сравнительно благополучные территории ( в частности те, которые расположены на территории бывшего СССР ). В начале 90-х годов первенство по абсолютной численности голодающих удерживали Южная и Юго-Восточная Азия, однако подлинным " полюсом голода " давно уже считается территория Африки к югу от Сахары, лидирующая как по относительной численности голодающих ( в процентах к общей численности населения ), так и по остроте форм правления голода. Именно в этом регионе в течение последних 2-3 десятилетий происходило беспрецедентное обострение продовольственной проблемы, кульминацией которого стали катастрофические засухи в 80-е годы в странах суданосахельской зоны. Более 150 млн. чел. в той или иной мере страдали от пищевой дистрофии и ее последствий, большая часть людей страдает и поныне.

В Африке, в некоторых странах Азии, латиноамериканских странах наблюдается явление, вызывающее содрогание у жителей, знающих о голоде лишь понаслышке. В своей книге " Вскрытые вены Латинской Америки " известный латиноамериканский общественник Эдуардо Галеано: " С тех давних колониальных временна северо-востоке Бразилии утвердился обычай - бытующий в наше время - есть землю. Недостаток железа вызывает в организме анемию. Инстинкт побуждает детей жевать землю, имеющую в своем составе те вещества, которые отсутствуют в их обычном рационе питания: в лепешках из маниоки и в бобах...". В Тропической Африке положение усложняется и тем, что 90% ее жителей живут за чертой бедности. Это обстоятельство, а также экологические и энергетические проблемы, высокие темпы демографического прироста населения обусловливают затяжной характер продовольственного кризиса. Наступление песков в результате сведения и без того скудной растительности и перевыпаса скота еще в большей степени усугубляют проблему. В Азии продовольственная проблема особенно характерна для густонаселенных районов - Индии, Пакистане, Бангладеш, нередко страдающих из-за неурожая вследствие засух или наводнений, а также для отсталых стран: Бутан, Непал и другие. Наиболее ущемлены женщина и дети. В некоторых странах они не имеют права есть вместе с мужчинами. Питаются жители Азии в основном растительными культурами, прежде всего - рисом, из-за чего у них нередко развивается болезнь "бери-бери".

Мозговая атака. В течение 3-х минут посмотрите в свои записи и обменяйтесь информацией в парах. Стадия рефлексии. Давайте исправим и допишем информацию в таблицу на доске ( опрос класса по желанию ). Здесь можно провести перекрёстную дискуссию. Что подтвердилось из того, что было сказано вами до 2 части лекции ? Что не подтвердилось ? Что вы узнали еще ? Как вы думаете, будет ли продовольственная проблема обостряться по мере развития человечества или будет, наоборот, уменьшаться ?перекрёстную дискуссию Домашнее задание: Кто считает, что проблема будет обостряться напишите свои аргументы в форме эссе из предложений дома. То же задание и для тех, кто считает, что продовольственная проблема будет уменьшаться в будущем.