Метод проектов. Портфолио. Проект – это самостоятельная исследова- тельская деятельность учащихся по решению определенной проблемы, осуществляемая под.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Составитель : Ужанова Т. Л., преподаватель ГАОУ СПО « Тюменский педагогический колледж 1» Технология портфолио.
Advertisements

Мастер- класс по теме «Предприимчивость в профессиональной деятельности.
Аспекты организации проектной деятельности. Требования ФГОС 2-го поколения к результатам освоения учащимися программы основного общего образования: освоение.
Теоретические аспекты проектной деятельности 1. История возникновения методов проектов; 2. Понятие метода проекта; 3. Цели и особенности проектного обучения;
« Проектная деятельность в школе» 1.ВИДЫ ПРОЕКТОВ. Этапы работы над проектом. ПРОЕКТ – замысел, план; разработанный план сооружения, механизма; предварительный.
Проектная деятельность в МОУ «Чебеньковская СОШ».
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
Презентация «Метод проектов». Проекты в бизнес-обучении Определение проекта в бизнес-обучении: Задание, не имеющее однозначного решения, которое предстоит.
Проектная деятельность учащихся на уроках истории, обществознания, экономики.
Директор МОУ СОШ п. КРАСНАЯ КУДРЯВКА Черноситова Н.В.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном.
Педагогическая технология. Метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели, её детальной разработке и практическом достижении.
Метод проектов в начальной школе.. Что такое «метод проектов»? Педагогическая технология. Педагогическая технология. Метод обучения, основанный на постановке.
Деятельностно-ориентированные технологии обучения в начальной школе.
Проект – это план, замысел, в результате которого автор должен получить что – то новое: продукт, отношение, программу, книгу, фильм, модель, сценарий…
Метод проектов Козачок Светлана Александровна. МЕТОД ПРОЕКТОВ Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения.
МОУ «Озимовская средняя общеобразовательная школа» Поэтапные действия по формированию исследовательской деятельности младших школьников. Куянова Т.И. учитель.
Использование метода проектов при обучении и развитии научно- исследовательской культуры учащихся начальной школы На примере исследовательской работы,
Проектная методика В процессе обучения иностранным языкам.
Герасимова О. Ю. МОУ " СОШ 64" г. Магнитогорск Метод проекта Подготовила : учитель начальных классов МОУ « СОШ 64» Герасимова О. Ю. Выступление в рамках.
Транксрипт:

Метод проектов. Портфолио

Проект – это самостоятельная исследова- тельская деятельность учащихся по решению определенной проблемы, осуществляемая под руководством преподавателя. В основе каждого проекта лежит значимая для участников проблема. Нет проблемы – нет деятельности! М етод проектов – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.

Основные требования к учебному проекту 1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. 2.Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», то есть, если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая конкретный результат, готовый к использованию. 3.Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучающихся. 4.Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5.Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»); выдвижение гипотез решения задач; обсуждение методов исследования (статистических и экспериментальных методов, наблюдений и пр.); обсуждение способов оформления конечных результатов (презентации, защиты, творческие отчеты и пр.); сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформление результатов, их презентация; выводы, выдвижение новых проблем исследования.

«5 П» учебного проекта П роблема П ланирование (проектирование) П оиск П родукт П резентация

ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ Как правило, паспорт проектной работы состоит из следующих пунктов: 1) Название проекта. 2) Руководитель проекта. 3) Консультант(ы) проекта. 4) Дисциплина, в рамках которой проводится работа по проекту. 5) Учебные дисциплины, близкие к теме проекта. 6) Состав проектной группы (в случае группового проекта). 7) Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой). 8) Заказчик проекта (если имеется). 9) Цель проекта (практическая и педагогическая цели). 10) Задачи проекта. 11) Вопросы проекта (проблемные вопросы по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения). 12) Необходимое оборудование. 13) Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне университета, города, региона и т.п., кратко содержание). 14) Предполагаемые продукты проекта. 15) Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы студентов, содержание работы, выход этапа). 16) Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

ПАПКА ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ Проектная папка (портфолио проекта) один из обязательных результатов выполнения проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта. Задача папки на защите – показать ход работы проектной группы. В состав проектной папки (портфолио проекта) входят: 1) паспорт проекта; 2) планы выполнения проекта и отдельных его этапов (для долгосрочных проектов это могут быть недельные или помесячные планы); 3) промежуточные отчеты группы; 4) вся собранная информация по теме проекта; 5) результаты исследований и их анализ; 6) записи всех идей, гипотез и решений; 7) отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах» и т.д.; 8) краткое описание всех проблем, с которыми столкнулись участники проектной группы, и способов их преодоления; 9) эскизы, чертежи, наброски продукта; 10) материалы к презентации (сценарий); 11) другие рабочие материалы и черновики группы.

Последовательность работы над проектом Стадия работы над проектом Содержание работы на этой стадии Деятельность студентов Деятельность преподавателя ПодготовкаОпределение темы и целей проекта Обсуждают предмет с преподавателем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей

Стадия работы над проектом Содержание работы на этой стадии Деятельность студентов Деятельность преподавателя Планиро- вание а) Определение источников информации. б) Определение способов сбора и анализа информации. в) Определение способа представления результатов (формы отчета). г) Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса. д) Распределение задач (обязанностей) между членами команды. Вырабатывают план действий. Формулируют задачи. Предлагает идеи, высказывает предположения.

Стадия работы над проектом Содержание работы на этой стадии Деятельность студентов Деятельность преподавателя ИсследованиеСбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты, интервью, опросы, наблюдения, эксперименты. Выполняют исследование, решая промежуточные задачи. Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью. Результаты и/или выводы Анализ информации. Формулирование выводов. Анализируют информацию. Наблюдает, советует.

Стадия работы над проектом Содержание работы на этой стадии Деятельность студентов Деятельность преподавателя Представление или отчет Устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет и др. Отчитываются, обсуждают. Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. Оценка результатов и процесса Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок. Оценивает усилия студентов, креативность, качество использования источников, неиспользован- ные возможно- сти, потенциал продолжения, качество отчета.

Перед защитой проекта на каждого студента составляется индивидуальная карта. В ходе защиты она заполняется преподавателем и сокурсниками, а затем и самим автором проекта. После этого подсчитывается среднеарифметическая величина из расчета баллов, выставляемых в данной позиции Оценка проекта

Вариант 1 ЭтапыКритерии оценкиСамооценка Препода ватель Сокурсники Защита Представление (из 15 баллов) Ответы на вопросы (из 15 баллов) Процесс проектирования Интеллектуальная активность (из 10 баллов) Творчество (из 10 баллов) Практическая деятельность (из 10 баллов) Умение работать в команде (из 10 баллов) Итог Достигнутый результат (из 15 баллов) Оформление (из 15 баллов)

Вариант 2 Оценка этапов Критерии оценкиБаллы Оценка работы Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы Объем разработок и количество предлагаемых решений Практическая ценность Уровень самостоятельности участников Качество оформления записки, плакатов и др Оценка рецензентом проекта Оценка защиты Качество доклада Проявление глубины и широты представлений по излагаемой теме Проявление глубины и широты представлений по данному предмету Ответы на вопросы преподавателя Ответы на вопросы сокурсников

Типичные затруднения при выполнении проектных работ Метод проектов не универсальный способ решения всех дидактических задач, он должен вписываться в общую систему личностно-ориентированного обучения. Студент должен осознать, где и как он может применить полученные знания и навыки. Студент может в определенный временной отрезок серьезно работать над одним проектом. Если преподаватель торопит учащихся с ответом, не давая им времени на размышления, сбор и анализ, он, возможно, невольно подталкивает их к поверхностному взгляду на суть вещей.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции преподавателя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности обучающихся. Проект является творческой работой, но не всякая творческая работа является проектом. Творческая работа – более свободный вид деятельности, чем проектирование. Он не предполагает такой четкой работы в структуре. Проект часто превращается в реферат, да еще и «скачанный» из Интернета, что губит идею данного метода. Особенно это касается информационных проектов. Обязательно должен присутствовать последний шаг – рефлексия, анализ сделанного, сравнение того, что было задумано, с тем, что получилось.

К ооперативное обучение это технология обучения в малых группах. После получения заданий и инструкций от преподавателя студенческая группа разделяется на несколько малых групп. Затем каждая малая группа самостоятельно работает над заданием до тех пор, пока все ее члены разберутся в нем и успешно его выполнят. Данную технологию можно рассматривать в рамках тренинговых технологий и разбора конкретных ситуаций.

Метод Jigsaw 1. Студенты организуются в группы по 4 6 человек для работы над заданием, которое разбито на фрагменты (логические или смысловые блоки). Каждый член малой группы находит материал по своей части. 2. Затем студенты, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных малых группах, встречаются и обмениваются данной информацией как эксперты по данному вопросу («встреча экспертов»). 3. Далее они возвращаются в свои малые группы и обучают всему новому, что узнали сами от других членов малых групп. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания. Студенты заинтересованы в том, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свое задание, так как это отражается на их итоговой оценке. Отчитываются по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. 4. На заключительном этапе преподаватель может попросить любого члена команды ответить на любой вопрос по данной теме.

Метод Learning Together (разработан в университете штата Миннесота в 1987 году) 1. Учебная группа студентов разбивается на разнородные (по уровню обученности) группы в 3 5 человек. 2. Каждая малая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какого-либо задания, над которым работает вся учебная группа. В результате совместной работы малых групп достигается решение общего задания. Оценивается работа малой группы в зависимости от достижений каждого студента. Поэтому и в этом случае задания в группах дифференцируются по сложности и объему. Обязательным остается требование активного участия каждого члена малой группы в общей работе, но в соответствии со своими возможностями.

Портфолио (от франц. porter носить + лат. in folio в размер листа) представляет собой технологию работы с результатами учебно- познавательной деятельности студентов, использующуюся для демонстрации, анализа и оценки образовательных результатов, развития рефлексии, повышения уровня осознания, понимания и самооценки результатов образовательной деятельности. Портфолио это коллекция работ за определенный период времени (обычно за семестр или учебный год), которая оценивается либо с точки зрения прогресса обучающегося, либо с точки зрения соответствия учебной программе.

Портфолио как активная технология обучения широко используется в системе общего образования. В системе начального и среднего профессионального образования студент не допускается до ИГА без «пакета документов»: 8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по специальности, характеристики с мест прохождения преддипломной практики.

НО в нормативных документах по профессиональному образованию не дается определение портфолио как возможной активной и (или) интерактивной образовательной технологии. Поэтому целесообразно не относить ее к этой группе. Технология портфолио предполагается к введению в университете «Дубна», но ее использование в образовательном процессе будет регулироваться отдельным положением.

Функции портфолио в образовательном процессе диагностическая позволяет показать те аспекты социо- культурного, психологического и профессионального развития студента, которые необходимо формировать, а также те стороны, которые являются проблемными точками в его обучении; целеполагания развивает у студента умение ставить перед собой цели и задачи, планировать и выполнять свою деятельность; мотивационная способствует поддержанию интереса к изучаемому предмету за счет включения разнообразных учебных заданий; информационная помогает обобщить и систематизировать значительное количество учебно-профессиональной информации по изучаемой теме, создать целостное представление об изучаемом предмете; оценивания получение обратной связи на основе достигнутого результата, а также характеристика самого процесса достижения студентом этого результатам; контролирующая позволяет отслеживать этапы и качество овладения студентами учебным материалом.

Вид портфолио ХарактеристикаПреимуществаОграничения Портфолио документов Систематизиро- ванный набор аттестационных работ студента по определенной дисциплине. Создается в течение всего периода ее изучения и представляется преподавателю перед итоговым оцениванием. Итоговая балльная оценка делает портфолио этого типа действенным механизмом определения образовательного рейтинга студента. Дает представление только о результатах, но не описывает процесса индивидуального развития студента, разнообразия его творческой активности, учебного стиля, интересов и т.п. Основные виды портфолио

Вид портфолио ХарактеристикаПреимуществаОграничения Портфолио процесса Отражает все фазы и этапы обучения, включает дневники самонаблюдения и различные формы самоотчета и самооценки в ходе выполнения какого-либо учебного задания. Способствует развитию навыков профессиональной рефлексии. Сложность в выработке объективных критериев оценивания предоставляемых работ.

Вид портфолио ХарактеристикаПреимуществаОграничения Показательное портфолио Включает только лучшие работы, отобранные в ходе совместного обсуждения студентом и преподавателем. Обязательным требованием является полная и всесторонняя презентация работы. Входят разнообразные аудио- и видеозаписи, фотографии, электронные версии работ. Демонстрация творческих способностей студентов. Отсутствует возможность проследить динамику процесса.

Вид портфолио ХарактеристикаПреимуществаОграничения Рабочее портфолио Включает коллекцию работ, собранных за определенный период обучения, для демонстрирования прогресса студента в какой-либо учебной сфере. В него могут быть включены различные творческие и проектные работы студента, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участия в научных конференциях, конкурсах, прохождение элективных курсов, практик, спортивных и художественных достижений и др. Дает широкое представление об учебной динамике по изучаемому предмету Представляет широкий массив информации, который трудно систематизиро вать и оценить, в связи с чем требует четкой регламентации и уточнения целей, процедуры и критериев оценивания.

Вид портфолио ХарактеристикаПреимуществаОграничения Оценочное портфолио Включает в себя характеристики, отражающие отношение студента к учебной деятельности. В его состав могут входить тексты заключений (о качестве выполненной работы), резюме, подготовленное студентом, с оценкой собственных учебных достижений, эссе, рецензии (на работы студента), рекомендательные письма, отзывы (например, о выступлении на конференции), написанные как самим студентом, так и преподавателем или однокурсниками. Дает возможность студенту осознать качество выполняемой учебной деятельности и наметить пути для саморазвития. Сложность учета собранной информации.

Вид портфолио ХарактеристикаПреимуществаОграничения Тематическое портфолио Включает в себя материалы, которые отражают цели, процесс и результат решения какой- либо конкретной проблемы. В него входят работы студентов в рамках той или иной темы курса (модуля). Дает возможность глубокой и детальной проработки отдельной темы. Дискретность предоставляемой информации, ее выпадение из общего контекста курса. Чем более конкретной теме посвящено портфолио, тем больше происходит его трансформация в кейс.