ЕГЭ по Обществознанию Анализ результатов экзамена в Архангельской области в 2006 году Н.П. Овчинникова ©

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Так С 1- С 4 представляют собой составное задание, или так называемый мини - тест. Он включает фрагмент источника и четыре вопроса - задания на его анализ.
Advertisements

Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию Часть 1 За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл. Если указаны два и более.
ОГЭ по обществознанию Экзаменационная работа состоит из 2 частей, включающих в себя 31 задание Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом Часть.
Подготовка к написанию эссе по обществознанию. Обществознание – не отдельная наука, а интегрированное знание обо всех важнейших сторонах жизни общества,
ЕГЭ 2012 Первая часть : формулировка задания – своеобразная инструкция, содержащая очень важные указания на то, как следует его выполнять Вторая часть.
Рекомендации к выполнению заданий части С 6 ЕГЭ по обществознанию.
Использование проектной технологии в подготовке обучающихся к ЕГЭ по обществознанию Суркова Галина Владимировна учитель истории и обществознания БОУ г.
ЭССЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Занятие по развитию у учащихся навыков выполнения.
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 10 класс Урок 19.
Задание С 5: методические рекомендации. Задание на перечисление признаков, явлений или на использование понятия в заданном контексте.
Рекомендации по выполнению части С1-С4 (обществознание ЕГЭ)
Об итогах ЕГЭ по обществознанию в 2009 году в Краснодарском крае Голикова Наталья Юрьевна – зам. председателя предметной комиссии по обществознанию ЕГЭ.
Как написать эссе? Матвиенко В.А. Учитель истории и обществознания Сыртинская СОШ.
Результаты ЕГЭ 2012 года по обществознанию в Новгородской области.
Общие цифры ЕГЭ по обществознанию Минимальный балл 39 Средний балл 56,3857,11 Количество cдававших Не сдали ЕГЭ, % 3,9.
ЕГЭ 2014 год Предмет: обществознание (общая характеристика) Учитель истории и обществознания Плотникова И.П. ГБОУ гимназия 192 Калининского района Санкт-
РОССИЯРостовская область Таганрог ТГПИ 2012 (2011) Количество выпускников 11- х классов, сдававших экзамен (408000) (12048) 865 (829) 116.
Пахомова Оксана Владимировна Белово. Прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку.
ЭССЕ по обществознанию. Эссе (от фр. Опыт, набросок) – прозаическое ненаучное произведение философской, литературной, исторической, публицистической или.
Урок- практикум по экономике 11 класс Учитель Исаенко Анна Владимировна.
Транксрипт:

ЕГЭ по Обществознанию Анализ результатов экзамена в Архангельской области в 2006 году Н.П. Овчинникова ©

Работа состоит из трех частей (А, В, С), которые в общей сложности включали в себя 44 задания. Часть А содержит 30 заданий по 6 разделам с выбором ответа (один верный из 4 предложенных). Выполнение каждого задания проверяется компьютером. Верный ответ на задание из части А дает 1 балл, неверный – 0 баллов. Часть В состоит из 6 заданий с открытым кратким ответом. Количество баллов зависит от уровня сложности задания: В1 и В2 оцениваются в 1 балл, В3-В6 – в 2 балла (без ошибок), 1 балл (при наличии одной ошибки). В части С предлагается выполнить 8 заданий с развернутым ответом. Выполнение части С оценивается двумя независимыми экспертами согласно специально разработанной шкале от 2 до 4 баллов. За правильное выполнение заданий С1, С4 и С5 дается 2 балла; за С2, С3, С6 и С7 – 3 балла; С8 – 4 балла. Максимально возможный балл за всю работу – 62. Итоговый балл получается путем перевода первичных баллов в тестовые по стобалльной шкале. В 2006 г. была установлена следующая шкала перевода баллов в отметки : 0-33 балла – «2»; баллов – «3»; 48 – 60 баллов – «4»; 61 и более баллов – «5». Отметка «3» ставилась за выполнение не менее 79% заданий базового уровня. Для отметки «4» требовалось помимо заданий базового уровня набрать еще 9 баллов за задания повышенного уровня сложности. Нижняя граница отметки «5» предполагала выполнение 100% заданий базового и повышенного уровня первых 2 частей работы, а также получение 5 баллов за выполнение заданий из 3 части работы (как минимум одного задания по двухбалльной оценке и одного задания по трехбалльной). Результаты ЕГЭ по Архангельской области в 2006 г.: «2»«3»«4»«5» Архангельская область (1751)4,05%29,87%42,61%23,47% г. Архангельск (433)3,70%24,02%38,34%33,95% г. Северодвинск (216)4,17%29,63%39,35%26,85% г. Новодвинск (48)4,17%18,75%52,08%25,00%

Основные результаты ЕГЭ по стране Итоговая аттестация в форме единого государственного экзамена, проводимая в течение 6 лет, позволяет получать объективные данные, отражающие общие черты обществоведческой подготовки выпускников средней школы, уровень их обществоведческих знаний, учебных умений и навыков. Экзамен по обществознанию – это один из экзаменов по выбору. Из года в год ЕГЭ по обществознанию расширяется как территориально, так и по количеству включающихся в него выпускников. В 2006 году в экзамене участвовали выпускника из 52 регионов В 2005 году – выпускников из 40 регионов. В 2004 году экзамен проводился в 27 регионах РФ, участвовало выпускника. В 2003 году экзамен проводился в 17 регионах, в нем участвовало выпускника В 2002 г. – в 4-х регионах экзамен сдавало 3384 выпускника. По числу участников экзамена обществознание продолжает находиться в числе массовых предметов, уступая среди предметов по выбору, как и в 2005 году, только физике. В Архангельской области ЕГЭ по обществознанию сдавал 1751 выпускник (1361 в первую волну и 390 человек во вторую).

Часть А Виды заданий, вызвавшие наибольшие затруднения у учащихся: выделение общих черт и различий явлений, социальных объектов выделение признаков и характерных черт понятий и явлений оценка суждений о социальных объектах с точки зрения общественных наук Примеры заданий: А1. В отличие от природы, общество 1)является системой 2)находится в равновесии 3)выступает в качестве творца культуры 4)развивается по собственным законам А2. Какой из признаков присущ традиционному обществу? 1)интенсивное развитие инфраструктуры 2)компьютеризация промышленности 3)преобладание патриархального типа семьи 4)светский характер культуры А10. Верны ли следующие суждения об истине? А. Истина относительна, потому что мир изменчив и бесконечен. Б. Истина относительна, потому что возможности познания определяются уровнем развития науки. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

Часть В В1. Задание со схемой, таблицей или диаграммой (анализ информации, пред- ставленной различными способами). Запишите слово, пропущенное в схеме: В2. Задание на обращение к понятиям (понятия и их составляющие). Ниже приведены названия потребностей. Все, кроме одного, являются названи- ями, под которыми в различных классификациях представлены природные потребности человека. Найдите и укажите название потребности другого вида, «выпадающее» из их ряда. Биологические, физиологические, социальные, органические, естественные. В3. Задание на установление соответствия (соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и понятиями). Установите соответствие между различными значениями понятия «экономика» и их существенными признаками: Вера в сверхъестественноеКартина мира Требования к поведению … 1)исследование мотивов поведения субъектов экономики 2)изучение национальной экономики во взаимосвязи с внешним миром 3)создание и распределение материальных благ 4)распределение доходов А) экономика как наука Б) экономика как хозяйство

В4. Задание на выбор нескольких верных позиций из списка (характерные черты и признаки). Найдите в приведенном списке проявления экономической функции семьи. 1) обучение детей трудовым навыкам 2) материальная поддержка близких 3) распределение домашнего труда 4) наделение наследственным статусом 5) организация досуга 6) семейное предпринимательство В5. Задание на дифференциацию социальных фактов и оценочных суждений, аргументов и выводов (различать их между собой). Прочитайте приведенный ниже текст, каждое предложение которого пронумеро- вано. «На волне предвыборной кампании на политической арене страны появилась но- вая партия, объединившая ряд общественных организаций и движений. (2) Основу программы партии составили требования расширения демократических прав и свобод, гарантии прав частных собственников, амнистия капиталов. (3) Это можно рассматривать как новый шаг на пути развития демократии в нашей стране. (4) В то же время заметны негативные моменты увеличения числа демократических партий, что может усложнить выбор избирателя». Определите, какие положения текста носят (А) фактический характер (Б) характер оценочных суждений Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.

В6. Задание на понимание текста (вставить термины и понятия, соответст- вующие контексту). Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. «Прокуратура – это орган, наблюдающий в районе за исполнением и соблюдением _____ (1) всеми гражданами, должностными лицами, частными, общественными, муниципальными и государственными _____ (2). Районного прокурора назначает на должность Генеральный _____ (3) Российской Федерации сроком на пять лет. Районный прокурор не подчиняется никаким органам местного самоуправления или власти, он подчиняется только вышестоящему прокурору. Прокуратора прово- дит _____ (4) на основе поступивших сообщений и имеющихся сведений о наруше- нии закона. По факту нарушения закона прокурор может вынести _____ (5), внести представление, вынести протест. Протест приносится на незаконные правовые _____ (6), принятые органом власти или должностным лицом». Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. Слова в списке даны в именительном падеже в единственном числе. Помните, что в списке слов больше, чем вам требуется для заполнения пропусков. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. А) прокурор Б) закон В) организация Г) присяга Д) расследование Е) постановление Ж) благодарность З) правопорядок И) акт

Анализ результатов выполнения частей А и В Результаты позволяют сделать вывод о том, что основной фактический матери- ал усвоен неплохо. В то же время в части В часто допускались ошибки в ана- лизе информации, представленной в форме таблицы, схемы, диаграммы (В1). Темы, вызвавшие затруднение в частях А и В: познание мира, человек, рыночная экономика, роль и функции государства в экономике, социальная стратификация и социальные группы, социальная мобильность, социальный контроль и самоконтроль, отклоняющееся поведение, нации и межнациональные отношения, социальные процессы в современной России, избирательные системы, политические партии, политическая идеология, политические режимы, местное самоуправление, политическая культура, гражданское общество, правовое государство, политическая жизнь современной России, отрасли права.

Общие критерии оценивания ответаБаллПроцент выполнения С1 Правильно названы все три элемента211% Правильно названы два элемента при отсутствии ошибочных позиций 141% Правильно назван один элемент, или все названы неверно 048% С2 Приведены и прокомментированы три примера312% Приведены и прокомментированы два примера219% Приведен и прокомментирован один пример, или приведено любое количество примеров без комментария 128% Ответ неправильный041% С3 Приведены три положения (два вывода и одно объяснение) 316% Приведены два положения228% Приведено одно положение125% Ответ неправильный031% Результаты выполнения заданий С1-С3

С1. Укажите два типа отношений, на основе которых формируется семья. Ответ А: Добровольное согласие на вступление в брак и создание семьи. Партнерские отношения в семье. Ответ Б: Семья – основной институт общества, предполагается, что она основана на кровном родстве, браке, усыновлении. Предполагается фиксирование брака в актах гражданского состояния в ЗАГСе, регистрация рождения ребенка или взя- тие его на попечение. Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки, не искажающие смысл) Балл В ответе могут быть указаны два типа отношений, например: - брачные отношения или брак; - кровнородственные отношения или кровное родство; - усыновление. Указаны два типа отношений при отсутствии ошибочных позиций 2 Указан один тип отношений при отсутствии ошибочных позиций, или наряду с одним верным ответом назван один неверный ответ 1 Наряду с одним верным типом названы несколько неверных типов, или ответ неправильный 0

Оценка экспертов: Ответ А: Верно назван только один тип отношений – брак. Оценка – 1 балл. Ответ Б: Верно названы все элементы ответа. Оценка – 2 балла.

С2. Укажите три направления деятельности политической партии в обществе и проиллюстрируйте каждое из них конкретным примером. Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки, не искажающие смысл) Балл В ответе могут быть указаны, например, такие направления и приведены примеры, иллюстрирующие их: 1. Разработка политической идеологии (партии формулируют политичес- кую программу, в которой излагают свои цели и задачи); 2. Политическое воспитание молодежи (партии создают свои молодежные организации, проводят семинары для обучения будущих лидеров); 3. Организация пропаганды своих взглядов в обществе (выступления лидеров партии в СМИ, выпуск листовок, плакатов, теледебаты); 4. Участие в предвыборных кампаниях (формируют списки кандидатов, осуществляют контроль над процедурой голосования). Указаны три направления, каждое из которых проиллюстрировано примером 3 Указано два-три направления, два из которых проиллюстрированы примерами 2 Указаны одно-три направления, одно из которых проиллюстрировано приме- ром, или указаны три направления без примеров, или три примера без на- правлений 1 Указаны одно-два направления без приведения примера, или приведены один-два примера без указания направления, или ответ неверный 0

Ответ А: Существует несколько направлений деятельности политических партий: 1.Партия разрабатывает политические документы; 2.Является одним из главных инструментов политической системы; 3.Партия выполняет функцию объединения людей. Ответ Б: Направления деятельности партий: 1.Участие в политической деятельности страны (например, выдвижение кандидатур на участие в выборах); 2.Политическое просвещение населения (пропаганда своих взглядов в СМИ, организованные митинги и демонстрации); 3.Привлечение в новых членов в партию (например, привлечение молодежи); 4.Выдвижение собственной политической программы (например, партия КПРФ выдвигает программу развития общества на коммунистических началах).

Оценка экспертов: Ответ А: Ученик с некоторой натяжкой смог назвать два направления деятельности политической партии. Положение о том, что «партия является одним из главных институтов политической системы не вписывается в данное задание. Полностью отсутствуют примеры. Оценка – 0 баллов. Ответ Б: Ученик показал исчерпывающие знания по этому вопросу, четко обозначил основные направления, каждое из которых проиллюстрировал примером. Оценка – 3 балла.

С3. Перед Новым годом гражданин Ш. самовольно срубил в лесу ель и подарил ее детскому дому. Являются ли действия гражданина правонарушением? На основании чего вы это определили? Статьи какого кодекса регулируют данные правоотношения? Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки, не искажающие смысл) Балл Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1)Утверждение: Действия гражданина Ш. являются правонарушением; 2)Основание: Нарушено правило рубки ели, т.к. нет разрешения на вырубку; 3)Кодекс: Административный. Высказано утверждение, названо основание и указан кодекс 3 Высказано утверждение, названо основание, но не указан кодекс 2 Высказано утверждение, назван кодекс, но не названо основание 1 Назван кодекс, но не высказано утверждение и не названо основание, или названо основание, но не высказано утверждение и не назван кодекс, или ответ неправильный. 0

Ответ А: Действия гражданина Ш. являются правонарушением, т.к. он срубил ель, не принадлежащую ему (кража чужого имущества). Данные правонарушения регулируются статьями Уголовного кодекса. Ответ Б: Действия, которые совершил гражданин Ш., являются правонарушением. На основе Административного кодекса он не имел права вырубить дерево без каких-либо определенных документов или без разрешения от отдельных органов самоуправления.

Оценка экспертов: Ответ А: Зачитываются утверждения о неправомерности действий гражданина Ш., остальные элементы названы неверно, в том числе и кодекс. Оценка – 0 баллов. Ответ Б: Ученик правильно понял и оценил ситуацию. Все элементы – утверждение, основание и кодекс – названы верно. Оценка – 3 балла.

Общие критерии оценивания ответаБаллПроцент выполнения С4 Точное воспроизведение информации предложенного текста (все элементы) 271% Перечислены не все элементы118% Ответ неправильный011% С5 Дана верная интерпретация текста (3-4 элемента)241% В ответе присутствуют два элемента134% Присутствует один элемент или ответ неверный025% С6 Уместно приведены три факта313% Уместно приведены два факта223% Уместно приведен один факт129% Ответ неправильный035% С7 Высказаны три суждения38% Высказаны два суждения223% Высказано одно суждение127% Ответ неправильный042% Результаты выполнения заданий С4-С7 (задания к тексту)

Прочитайте текст и выполните задания С4-С7. Формирование взаимосвязанного мира ставит человечество перед острейшей проблемой управления глобальным развитием. Как избежать опасностей, которые возникают в одном месте, а проявляются в разных частях планеты? Как воздейст- вовать на глобальный по размаху ход событий? Современная политика прямо и непосредственно связана с решением важнейшей задачи обеспечения управляе- мости в новых масштабах: вширь – на всем пространстве планеты, вглубь – на всех уровнях организации от локального до всемирного… Наряду с традиционны- ми факторами национальной мощи (территория, население, уровень экономичес- кого развития, величина армии и степень ее оснащенности, научно-техническая база, система союзов и т.д.) глобализация выдвигает на передний план новые факторы силы: информационно-коммуникационный потенциал, положение на ми- ровых финансовых рынках, современные технологии, возможности воздействия через международные организации, идейно-политические рычаги. В нынешних условиях взаимопроницаемость национальных организмов делает сильных силь- нее, а слабых слабее. В настоящее время важнейшая системообразующая характеристика мироустрой- ства заключается в следующем: Запад, имея менее 15% населения Земли, контро- лирует более 70% мировых ресурсов, производства, торговли, потребления. Не- смотря на всю риторику о равных возможностях, свободной конкуренции, преодо- лении диспропорций в развитии, упорядоченном росте, он хочет сохранить и за- крепить существующее положение вещей. На этой стадии наиболее емким опре- делением глобализации может служить формула «асимметричной взаимозависи- мости». Главным субъектом, «распорядителем» процесса глобализации выступает

постиндустриальный Запад, а остальные части мира, хотя происходящее в них и оказывает обратное действие на западные общества, все же скорее являются объектами (или жертвами) этого процесса. Преодоление «элитарного» характера глобализации, превращение ее в демократический процесс, открывающий доступ к новым возможностям всем и каждому, - ключ к созданию устойчивого миропоряд- ка. (В. Кувалдин) С 4. Какие два вида факторов национальной мощи выделяет автор? Перечислите по четыре фактора каждого вида. Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки, не искажающие смысл) Балл Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1)Названы два вида факторов национальной мощи: традиционные и новые факторы силы; 2)Перечислены по 4 фактора каждого вида Названы 2 вида факторов и по 4 примера каждого вида 2 Названы 2 вида и по 2-3 примера, или 2 вида и 4 примера одного вида 1 Назван 1 вид при любом количестве примеров, или не названы виды при любом количестве примеров, или названы 2 вида с 1-3 примерами, или ответ неправильный 0

Ответ А: Автор выдвинул несколько факторов национальной мощи: информационно- коммуникативный потенциал, положение на мировых финансовых рынках, современные технологии и т.д. Ответ Б: Виды национальной мощи: 1) Традиционные факторы: -территория -население -уровень экономического развития -величина армии и степень ее оснащенности -научно-техническая база 2) Новые факторы: -информационно-коммуникатив- ный -положение на мировых финансо- вых рынках -современные технологии -возможности воздействия через международные организации -идейно-политические рычаги

Оценка экспертов: Ответ А: Не названы два вида факторов, в ответе упоминаются лишь три фактора одного из видов. Оценка – 0 баллов. Ответ Б: Ученик перечислил все нужные элементы. Оценка – 2 балла.

С5. Какую формулу, характеризующую современную глобализацию, вывел автор? В чем, по его мнению, проявляется «элитарность» глобализации? Какие данные автор приводит в подтверждение своих оценок? Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки, не искажающие смысл) Балл Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1)авторскую формулу современной глобализации: «асимметричная взаимозависимость»; 2)объяснение «элитарности» глобализации: «Главным субъектом, «распорядителем» процесса глобализации выступает постиндустриальный Запад, а остальные части мира, хотя происходящее в них и оказывает обратное действие на западные общества, все же скорее являются объектами (или жертвами) этого процесса»; 3)данные в подтверждение: «Запад, имея менее 15% населения Земли, контролирует более 70% мировых ресурсов, производства, торговли, потребления». В ответе присутствуют три элемента 2 В ответе присутствуют любые два элемента 1 В ответе присутствует один любой элемент, или ответ неверный 0

Ответ А: Автор вывел формулу: «В нынешних условиях взаимопроницаемость национальных организмов делает сильных – сильнее, а слабых – слабее. Элитарность глобализации заключается в том, что распорядителем процесса глобализации выступает постиндустриальный Запад, а остальные части мира являются объектами этого процесса. Автор приводит следующие данные: Запад, имея менее 15% населения Земли, контролирует более 70% мировых ресурсов, производства, торговли, потребления. Ответ Б: Автор вывел формулу «асимметричной взаимозависимости», характеризуя современную глобализацию. Элитарность глобализации, по мнению автора, проявляется в том, что «распорядителем» процесса глобализации выступает постиндустриальный Запад, а остальные части мира, хотя происходящее в них и оказывает обратное действие на западные общества, все же скорее являются объектами (или жертвами) этого процесса. В подтверждение своих оценок автор приводит данные о контроле Западом мировых ресурсов (более 70%) при небольшом населении (15% населения Земли).

Оценка экспертов: Ответ А: Не указана формула современной глобализации, указаны верно два элемента: объяснение и данные в подтверждение. Оценка – 1 балл. Ответ Б: Верно названы все элементы ответа. При этом ученик отошел от прямого цитирования текста. Оценка – 2 балла.

С6. Приведите любые три факта современной общественной жизни, свидетельствующие об опасности «элитарной глобализации». Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки, не искажающие смысл) Балл Могут быть приведены, например, такие факты: 1)противоречия в рамках ВТО, вызывающие противостояние Запада и стран «третьего мира»; 2)неконтролируемая миграция населения в относительно благополучные страны Запада, вызывающая экономическую и социальную напряженность; 3)рост активности движения антиглобалистов; 4)могут быть приведены другие факты современной общественной жизни. Уместно приведены три факта 3 Уместно приведены два факта 2 Уместно приведен один факт 1 Ответ неправильный 0

Ответ А: 1.Отсталость стран третьего мира может привести к захвату их более развитыми странами; 2.НТП в странах Запада при его отсутствии в странах «третьего мира»; 3.Угроза диктатуры Запада. Ответ Б: 1.Элитарная глобализация ведет к диктату сильных стран над слабыми; 2.Подавление Западом национального самосознания народов, навязывание своей культуры; 3.Экономический диктат стран Запада.

Оценка экспертов: Ответ А: Уместно приведен один факт насчет отсталости стран «третьего мира», что в свою очередь может привести к захвату их более развитыми странами. Оценка – 1 балл. Ответ Б: Первый эксперт засчитал два факта: экономический и культурный диктат стран Запада над странами третьего мира. Второй эксперт засчитал данные факты за один. Оценка – 2 балла (первый эксперт), 1 балл (второй эксперт); в итоге компьютер поставил 2 балла.

С7. Выскажите три суждения о путях преодоления «элитарности» современной глобализации. Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки, не искажающие смысл) Балл Могут быть высказаны, например, такие суждения: 1)сглаживание разрыва между развитыми и развивающимися странами – малореальная перспектива отдаленного будущего; 2)возможным путем решения проблемы может стать естественный процесс формирования «зон сопроцветания» вокруг динамически развивающихся стран Запада и Востока; 3)Возможно, проблема элитарности будет решена естественным путем: исчерпания социально-экономического потенциала Запада или, например, радикального изменения этнокультурной ситуации в странах Запада; 4)могут быть высказаны и другие суждения. Высказаны три суждения 3 Высказаны два суждения 2 Высказано одно суждение 1 Ответ неправильный 0

Ответ А: 1.Помощь Запада остальной части мира; 2.Попытки решения Западом глобальных проблем человечества; 3.Затраты Западом средств на достижения науки (например, исследование космоса). Ответ Б: 1.Запад должен оказывать материальную поддержку странам Востока при построении там развитых обществ; 2.Наладить равный доступ стран Востока и Запада к мировым природным запасам; 3.Превращение глобализации в демократический процесс, чтобы искоренить роль Запада как лидера в экономических и политических процессах.

Оценка экспертов: Оба ответа вызвали неоднозначную оценку экспертов в 1 и 2 балла. Это объясняется тем, что в критериях указана возможность и других суждений. Хотя более глубокое понимание вопроса показал второй ученик. В первом ответе можно засчитать первое суждение, во втором – первое и третье. Итог – компьютер поставил 2 балла обоим.

Результаты выполнения задания С8 (эссе) Общие критерии оценивания ответа БаллПроцент выполнения С8 Представлена собственная точка зрения; проблема рас- крыта на теоретическом уровне, в связях и обосновани- ях, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий; дана аргументация с опорой на факты общественной жизни или на личный социальный опыт. 40,6% Представлена собственная точка зрения; проблема рас- крыта с корректным использованием терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или не выражены). 39% Представлена собственная точка зрения; проблема рас- крыта при формальном использовании терминов; дана аргументация с опорой на факты общественной жизни или личный опыт без теоретического обоснования. 227% Представлена собственная точка зрения; проблема рас- крыта на бытовом уровне, сделана попытка аргумента- ции своего мнения. 133,4% Проблема не раскрыта или дана информация не в кон- тексте задания. 030%

Темы эссе, предложенные в одном из вариантов ЕГЭ: Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Выполняя задание, следует использовать соответствующие понятия общество- ведческого курса и, опираясь на знания, полученные в курсе обществоведения, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы для обоснования своей позиции. С8.1. Философия. «Всякий прогресс основан на врожденной потребности каждого организма жить не по средствам» (С. Батлер) С8.2. Социальная психология. «Человек ответственен за то, что он есть» (Ж.- П. Сартр) С8.3. Экономика. «Труд есть отец и активный принцип богатства, а земля – его мать» (У. Петти) С8.4. Социология. «Гордиться своей нацией – патриотизм, хвалиться своей национальностью – национализм» (И.Н. Шевелев) С8.5. Политология. «Демократия – это когда люди управляют людьми во благо людей» (А. Линкольн) С8.6. Правоведение. «Обычай ведет за собой того, кто хочет; закон тащит за собой того, кто не хочет» (Латинское юридическое изречение)

Критерии оценивания задания С8 (эссе) Общие критерии оценивания ответаБалл С8 Представлена собственная точка зрения; проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и обоснованиях, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий; дана аргументация с опорой на факты общественной жизни или на личный социальный опыт. 4 Представлена собственная точка зрения; проблема раскрыта с корректным использованием терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или не выражены). 3 Представлена собственная точка зрения; проблема раскрыта при формальном использовании терминов; дана аргументация с опорой на факты общественной жизни или личный опыт без теоретического обоснования. 2 Представлена собственная точка зрения; проблема раскрыта на бытовом уровне, сделана попытка аргументации своего мнения. 1 Проблема не раскрыта или дана информация не в контексте задания. 0

С8.2. «Человек ответственен за то, что он есть» (Ж.-П. Сартр) Я согласна с высказыванием Ж.-П. Сартра. У каждого человека есть права (особенно в демократических государствах), но наряду с ними существуют и обязанности. Главная обязанность человека – это соблюдать законы. Совершая любой поступок, люди должны задумываться об его последствиях. Если эти действия противоправны, то будет наказание, которое может нести в себе не обязательно правовые санкции, а хотя бы моральные. Каждый человек должен помнить об ответственности не только перед собой, но и перед родственниками, друзьями и вообще всеми людьми. Человек ответственен за то, что он есть. Да, человек ответственен не только за свои поступки, но и вообще за свое существование.

Критерии оценивания задания С8 (эссе) Общие критерии оценивания ответаБалл С8 Представлена собственная точка зрения; проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и обоснованиях, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий; дана аргументация с опорой на факты общественной жизни или на личный социальный опыт. 4 Представлена собственная точка зрения; проблема раскрыта с корректным использованием терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или не выражены). 3 Представлена собственная точка зрения; проблема раскрыта при формальном использовании терминов; дана аргументация с опорой на факты общественной жизни или личный опыт без теоретического обоснования. 2 Представлена собственная точка зрения; проблема раскрыта на бытовом уровне, сделана попытка аргументации своего мнения. 1 Проблема не раскрыта или дана информация не в контексте задания. 0

Обоснование: 1) В содержании эссе дана информация не в контексте заданной науки – социальной психологии. Аргументы приведены из правовой сферы. 2) Проблема осталась не раскрыта. Оценка экспертов: 0 баллов

С8.5. «Демократия – это когда люди управляют людьми во благо людей» (А. Линкольн) Я думаю, что данным высказыванием Линкольн хотел сказать, что демократи- ческий режим правления является самым благополучным режимом по отноше- нию к обществу. Демократия является самым прогрессивным режимом по нескольким причинам. В этом режиме источником власти служит многонацио- нальный народ, признается свобода совести и слова, регулируются Конститу- цией права и свободы граждан. Наша страна считается демократическим госу- дарством и именно граждане нашей страны осуществляют референдумом голосование во имя блага государства.

Критерии оценивания задания С8 (эссе) Общие критерии оценивания ответаБалл С8 Представлена собственная точка зрения; проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и обоснованиях, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий; дана аргументация с опорой на факты общественной жизни или на личный социальный опыт. 4 Представлена собственная точка зрения; проблема раскрыта с корректным использованием терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или не выражены). 3 Представлена собственная точка зрения; проблема раскрыта при формальном использовании терминов; дана аргументация с опорой на факты общественной жизни или личный опыт без теоретического обоснования. 2 Представлена собственная точка зрения; проблема раскрыта на бытовом уровне, сделана попытка аргументации своего мнения. 1 Проблема не раскрыта или дана информация не в контексте задания. 0

Обоснование: 1) Абитуриент не понял смысла высказывания А. Линколь- на, речь в эссе идет не о принципах осуществления власти в демократическом государстве, а о правах и свободах человека, закрепленных в Конституции РФ; 2) Не представлена собственная точка зрения по пробле- ме («Я думаю, что Линкольн хотел сказать…»); 3) Аргументация практически отсутствует. Оценка экспертов: 1 балл (хотя можно было поставить и 0 баллов!)

Я согласна с мнением Шевелева. Я думаю, что «гордиться своей нацией – патриотизм, хвалиться своей национальностью – национализм». Мне кажется, что автор поднимает очень актуальную проблему наших дней. Гражданин должен всегда гордиться своей нацией (это безусловный критерий его самоидентификации), радоваться ее достижениям, вместе с ней переживать. Мы знаем из истории, что формирование русской нации произошло в вв. К сожалению, средства массовой информации все чаще доводят до нас сведения о национализме, как о крайней форме межнациональной борьбы. Совсем недавно в нашей цивилизованной стране произошло убийство по причине расовой дискриминации. За что? Они такие же, как мы, люди! За что их убивать? Очень важно осознавать свои действия. Мир велик и многообразен. Очень важная проблема сейчас для человечества – это «взяться за руки» и идти вместе в третье тысячелетие. Национальность – это не такой уж и важный критерий. В третьем тысячелетии критерий прогресса нравственный. Тогда за что же вы, люди, будете убивать своих братьев? Ни в коем случае нельзя умалять достоинства другой нации, тогда она замкнется и будет переживать все в себе, обозлится на другие нации. Вот благодатная почва для межнациональных конфликтов! Очень важно общаться с другими нациями как равные и разные. Пусть это будет! С8.4. «Гордиться своей нацией – патриотизм, хвалиться своей национальностью - национализм» (И.Н. Шевелев)

Критерии оценивания задания С8 (эссе) Общие критерии оценивания ответаБалл С8 Представлена собственная точка зрения; проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и обоснованиях, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий; дана аргументация с опорой на факты общественной жизни или на личный социальный опыт. 4 Представлена собственная точка зрения; проблема раскрыта с корректным использованием терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или не выражены). 3 Представлена собственная точка зрения; проблема раскрыта при формальном использовании терминов; дана аргументация с опорой на факты общественной жизни или личный опыт без теоретического обоснования. 2 Представлена собственная точка зрения; проблема раскрыта на бытовом уровне, сделана попытка аргументации своего мнения. 1 Проблема не раскрыта или дана информация не в контексте задания. 0

Обоснование: 1) Представлена собственная точка зрения при раскрытии проблемы; 2) Начало эссе обещало хорошую работу, но, к сожалению, дальше рассуждения пошли исключительно на бытовом, эмоциональном уровне; 3) Тема осталась практически не раскрытой; 4) Аргументация заменена декларациями («Возьмемся за руки, друзья!», «Пусть так будет!»). Оценка экспертов: 1 балл

С8.4. «Гордиться своей нацией – патриотизм, хвалиться своей национальностью - национализм» (И.Н. Шевелев) Шевелев в своем высказывании, безусловно, прав. Какое прекрасное чувство – патриотизм! Гордость за свой народ и богатейшую историю нации, уважение и почитание традиций предков – все это порождает в нас любовь к нашей общей Родине. Не будь патриотизма в душах наших предков, мы бы не смогли с честью выйти из Берлина в 1945 г. победителями, а не побежденными. Страшное, одна- ко, явление, когда любовь и уважение к Родине превращаются в чувство нена- висти к другим людям и народам, а хвальба и вознесение до небес лишь своей. Философ Ницше некогда воспевал идею свехчеловека и сверхнации. Так, по Ницше, нация арийцев обладает полным набором лучших качеств и с ней не сравнится никакая другая. Идеями Ницше прониклись такие великие тираны как Муссолини и Гитлер. Именно в Италии впервые зародился фашизм, а в Герма- нии – национализм и появилось такое страшное понятие как шовинизм. Шови- низм – это крайняя форма национализма, приводящая даже к вооруженным столкновениям между нациями. Надо любить и гордиться своей нацией, но, кроме того, уважать другие нации и права их граждан. Если люди будут выполнять это предписание, то грань между патриотизмом и национализмом не сотрется никогда!!!

Критерии оценивания задания С8 (эссе) Общие критерии оценивания ответаБалл С8 Представлена собственная точка зрения; проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и обоснованиях, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий; дана аргументация с опорой на факты общественной жизни или на личный социальный опыт. 4 Представлена собственная точка зрения; проблема раскрыта с корректным использованием терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или не выражены). 3 Представлена собственная точка зрения; проблема раскрыта при формальном использовании терминов; дана аргументация с опорой на факты общественной жизни или личный опыт без теоретического обоснования. 2 Представлена собственная точка зрения; проблема раскрыта на бытовом уровне, сделана попытка аргументации своего мнения. 1 Проблема не раскрыта или дана информация не в контексте задания. 0

Обоснование: 1)Работа отражает собственное мнение автора; 2)Представлена неплохая аргументация из области истории, но, в то же время, в ней содержатся и ошибоч- ные положения (что именно «в Германии зародился национализм и шовинизм»); 3) Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов; 4) Не совсем обоснован вывод о том, что грань между национализмом и патриотизмом не сотрется никогда. Оценка экспертов: 1 балл (вузовский эксперт), 3 балла (школьный эксперт), компьютер поставил среднее арифметическое – 2 балла

Прежде всего хочется характеризовать нацию как исторически высшую форму организации этносоциальных общностей. Для членов нации характерно нацио- нальное самосознание, т.е. отражение в индивидуальном сознании ее членов национальных интересов. Является ли национальным интересом национализм, как проявление нетерпимости к другим нациям? Конечно, нет. Проявление люб- ви к своей нации таким способом не только аморально и безнравственно, но и противоречит, собственно, национальным интересам. Известно, что на территории только одной России находится порядка 30 наций (помимо прочих этносов). И в данном случае нетерпимость одной нации к другой просто недопустима. Во всех демократических странах сейчас национализм воспринимается как очень негативное явление, которое мешает становлению и гражданского общества, и правового государства, и просто становлению порядка. Согласитесь, все это – цели развития многих наций. А национализм порой создает очень серьезные проблемы для их решения. Таким образом, мы видим, что национализм – не любовь к своей нации, а ненависть к чужой. Ведь дружба между народами способствует развитию и совершенствованию нации, а о национализме такого сказать нельзя. Я полностью согласен с Шевелевым и считаю, что национализм – крайне негативное явление. Не зря в нашей и других странах в законодательстве установлен ряд барьеров от национализма. Также я считаю, что можно любить свою нацию другими, более правильными методами. Мы должны стремиться к искоренению этого позорного явления в нашей жизни. С8.4. «Национализм – это не любовь к своей нации, а ненависть к чужой» (И.Н. Шевелев)

Критерии оценивания задания С8 (эссе) Общие критерии оценивания ответаБалл С8 Представлена собственная точка зрения; проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и обоснованиях, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий; дана аргументация с опорой на факты общественной жизни или на личный социальный опыт. 4 Представлена собственная точка зрения; проблема раскрыта с корректным использованием терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или не выражены). 3 Представлена собственная точка зрения; проблема раскрыта при формальном использовании терминов; дана аргументация с опорой на факты общественной жизни или личный опыт без теоретического обоснования. 2 Представлена собственная точка зрения; проблема раскрыта на бытовом уровне, сделана попытка аргументации своего мнения. 1 Проблема не раскрыта или дана информация не в контексте задания. 0

Обоснование: 1) Представлена собственная точка зрения при раскры- тии проблемы; 2) Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов (этносоциальная общ- ность, национальное самосознание, национальный инте- рес), однако теоретические обоснования не всегда явно прослеживаются; 3) До понятия «патриотизм» при определении позитив- ной альтернативы национализму автор так и не добрался (заявка на это была сделана в финале эссе); 4) Дана аргументация собственного мнения с опорой на факты общественной жизни. Оценка экспертов: 3 балла

Типичные ошибки при написании эссе: у учащихся преобладает бытовой уровень мировоззрения; собственное отношение к изучаемым в курсе обществознания проблемам еще не сформировалось; многие вообще не поняли, либо неверно интерпретировали смысл цитат, предложенных для эссе; недостаточный уровень владения русским языком не позволил выпускникам ясно и кратко выразить свои мысли. Общие выводы по части С: 1.Плохо владеют понятийным аппаратом общественных наук. 2.Выпускники имеют серьезные пробелы в знаниях по следующим разделам: экономика, социология, политология, правоведение, теория познания. 3.Не сформированы умения и навыки работы с таблицами и диаграммами. 4.Недостаточное владение сравнительным анализом (не могут найти парные признаки в различиях, обнаружить черты сходства, организовать свой ответ). 5.Легко выполняют задания, требующие найти и выписать ответ из текста (С4, С5), но апелляция к собственным знаниям (С6, С7) вызывает затруднения. 6.Не сформированы умения моделировать ситуации и приводить адекватные примеры. 7.Слабо отработаны межпредметные связи. 8.Сложности при выявлении видовых и родовых признаков социальных объектов. 9.Излагают не знания по предмету, а свое отношение к ситуации в стране и обществе. Слишком эмоциональное отношение уводило в сторону от ответа.

хорошо знать понятийно-терминологический аппарат, значения тематически близких слов (например, «национализация», «конфискация», «экспроприация»); распознавать признаки, характерные черты социального объекта, сравнивать социальные объекты между собой, выделяя их сходство и различия; оценивать различные суждения с точки зрения общественных наук; называть термины и понятия, соответствующие предлагаемому контексту; анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в виде схем, таблиц, диаграмм; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками соци- альных явлений и обществоведческими терминами и понятиями, осуществлять выбор нужных элементов из списка; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы; перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса и т.п.; раскрывать на примерах теоретические положения, приводить примеры каких- либо действий или ситуаций; применять свои знания при решении познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества; осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию информа- ции по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов; формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргу- менты по определенным проблемам; рассматривать теоретические положения с разных точек зрения; внимательно читать текст задания, чтобы понимать его смысл. Знания, умения и навыки, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ: