Концепция Человеческого развития Необходимость, адекватность и возможное приложение Андрей Иванов Советник по человеческому развитию, ПРООН Братислава.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Дезагрегирование Индекса человеческого развития и его компонентов Проблемы и возможные подходы Андрей Иванов Советник по человеческому развитию, ПРООН.
Advertisements

Понятие об экономической статистике, ее предмет и методы. Экономическая статистика - это одна из наиболее важных отраслей статистики как научной дисциплины.
Это долговременное увеличение реального объема валового внутреннего продукта (ВВП) как в абсолютных значениях, так и в расчёте на каждого жителя страны.
11 класс (базовый уровень) Экономика и экономическая наука. Урок учителя истории и обществознания МОУ СОШ 78 Г. Краснодара Недельской Олеси Сергеевны.
ИСТОРИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА.
Презентация "Роль информационной деятельности в современном обществе"
Ответственность и открытость: НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНДЕКС ПУБЛИЧНОЙ КОРПОРАТИВНОЙ ОТЧЕТНОСТИ.
Субрегиональный семинар Национальных координаторов стран Восточной Европы и СНГ Программа малых грантов (ПМГ): дальнейшие действия после оценки выполнения.
Федеральная целевая программа развития образования ФГУ «Центр социальных инноваций» Проект «Разработка программ формирования гражданской идентичности личности.
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТРАНЫ КОНЦЕПЦИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРАНЫ Синтез Сравнительных национальных преимуществ Сравнительных национальных преимуществ.
СУДХАРШАН КАНАГАРАДЖА ВЕДУЩИЙ ЭКОНОМИСТ ВСЕМИРНЫЙ БАНК Почему Всемирный Банк and MiRPAL уделяют внимание данным о трудовой миграции ( качество и охват.
Тема 1.1. Предмет и задачи курса Экономика предприятия Понятие, предмет и метод экономики организации.
Структура трудовых ресурсов Лекция 2. Таблица 1. Методики расчета показателей динамики численности населения страны.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА RESEARCH PROJECT OF THE DEVELOPMENT OF THE SOCIAL TOURISM: THEORY AND PRACTICE.
Основы построения телекоммуникационных систем и сетей Лекция 15 «Методы прогнозирования» профессор Соколов Н.А.
Индекс развития человеческого потенциала в странах и регионах мира.
1 ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА, КАВКАЗ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО Ольга Понизова «Эко-Согласие»
Экономика как наука и хозяйство Автор – Татьяна Васильевна Паккарь, учитель высшей категории ГБОУ СОШ 28 ВО района Санкт-Петербурга ГБОУ СОШ 28 ВО района.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Семинарское занятие по теме Экономическая теория: предмет, цели и задачи.
Видение проекта ИНТОСАИ по КНП Руководитель Секретариата Рабочей группы ИНТОСАИ по КНП Пискунов А.А.
Транксрипт:

Концепция Человеческого развития Необходимость, адекватность и возможное приложение Андрей Иванов Советник по человеческому развитию, ПРООН Братислава

План презентации n Суть, становление и необходимость концепции n Адекватность (академическая и практическая) n Концепция и ее индекс(ы) n Возможное приложение на практике n Связь с другими областями и политическими кампаниями

Уточнение терминологии n Всегда ли ясно о чем идет речь? Человеческое развитие? Развитие человека? Развитие человеческого потенциала? Развитие возможностей человека? n Дефиниции и проблема перевода посланий и концепций Речь идет о типе развития, который направлен на потребности человека и конечной целью которого - человек

Основные элементы концепции n Человеческий прогрес не сводится единствено к экономическим измерениям n Кроме экономики существует ряд не менее важных областей – здоровый образ жизни, доступ к знаниям, возможность самореализации, равноправие граждан и защита их прав, равные возможности развития мужчин и женщин, развитие не в ущерб окружающей среды и будущих поколений n Некоторые (не все) из этих областей измеримы n Сводный индекс человеческого развития хоть и не идеален, все же более адекватен для прослеживания прогресса в области развития, чем ВВП n Концепция человеческого развития гораздо шире и богаче, чем отражающий ее индекс

Становление концепции n Человеческий капитал и факторный анализ источников роста (Шульц, Беккер) n Концепция базовых нужд (Тинберген) n Развитие как расширение возможностей (Сен) n Человеческое развитие (Хак, Сен, ПРООН) n Но до этого – Польша 1971; еще до этого – Чехия 1968, социализм с человеческим лицом; еще до этого – Польша и Венгрия 1956 Концепция человеческого развития складывалась постепенно и паралельно с закатом мировой соцсистемы

Необходимость концепции n Новая парадигма после разпада социалистической системы n Вакуум по отношении противовесов в интелектуальном, политическом и геополитическом отношении n Теория маятника и перекос в направлении тотальной либерализации n Феномен осиротевшего индивида и необходимость ежедневного выбора Определение человеческий – не бранное слово; оно было адекватно до начала трансформации, остается и сейчас

Практическая адекватность n Олицетворяет наиболее доступным образом связь с концепцией цены упущенной возможности n Отражает поливариантность выборов и необходимость четкого понимания его параметров Но: n Не все аспекты развития измеримы и попытки разработать показатели, отражающие его многомерность не всегда успешны n В массовом восприятии концепция часто сведится к измеримым показателям n Различная роль агрегированных и дезергегированных показателей Концепция человеческого развития не сводится к индексу человеческого развития и его компонентам

Приложимость ИЧР (и связанные с этим проблемы) n ИЧР на национальном уровне Противоречие между требованием международной сравнимости и национальной адекватности Пропагандная опиентация (где страна находится в мировом списке?) n Дезагрегированный на поднациональном Противоречие между прагматическим выбором и статистической адекватностью Коррелирование показателей ИЧР имеет непосредственные практические измерения, но они различны на разных уровнях

Академическая адекватность n Имеет ли смысл преподавать? n Преподавать что и кем? Если отдельная (самостоятельная) академическая дисциплина, то какова ее связь с с другими дисциплинами? Если концептуальная рамка, связывающее звено между различными дисциплинами, которая из них ведущая? n Преподавать как? Какие источники? Насколько существующие адекватно отражают суть дела? Как избежать чувства угрозыдругим дисциплинам?

Часто встречаемые аргументы против n Сама концепция сочетает несочетаемое n Если имеет значение, то в основном в медийном плане n Претендирует на точную науку, но мерит неизмеримое n ИЧР – не является серьозным с точки зрения статистики Все эти претензии скорее относятся не к самой концепции, а к ИЧР и не отвечают на вопрос а как поставить человека в центре процесса развития?

Другие сродные индексы n Индекс свободы человека (1991) n Индекс политической свободы (1992) n Индекс развития с учетом гендерного фактора (1994) n Показатель расширения возможности женщин (1994) n Индекс нищеты населения – 1 (1997) n Индекс нищеты населения – 2 (1998) n Индекс технолоических достижений (2001) n Попытки экологизации индекса (2003) Сводные индикаторы имеют смысл как дополнение отраслевых показателей, но не всегда методологически защитимы

Связь с другими инициативами n Цели развития на пороге тысячелетия (Millennium Development Goals) Расширенный набор показателей Принятые правительствами обязятельства Измеримость и четкая перспектива n Глобальный договор (Global Compact) n Социальная ответственность предпринимателей (Corporate Social Responsibility)

Выводы n Кончепция богаче и шире, чем ее индекс n Не просто необходимо, а обязательно необходимо преподавать n Необходимо найти ее уникальную нишу n Необходим конструктивный подход к основательной критике n Ряд вопросов все еще ждет своих ответов: В области учебных програм По отношению терминологии По отношению литературы По отношению статистики