Когда, по мнению россиян и жителей других европейских стран, девушка становится взрослой (по данным Европейского социального исследования) Сергей В. Захаров.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Революция в брачно-семейных отношениях и рождаемость в России Сергей В. Захаров Институт демографии ГУ-ВШЭ Москва Семинар НИСП при поддержке.
Advertisements

Высшее образование в России: качество, ценность, востребованность МОСКВА, 2011 год.
Трансформация семейно-брачных отношений и рождаемость в России Сергей В. Захаров Институт демографии ГУ-ВШЭ Москва Конференция UNFPA Минск,
Брачность и разводимость. 2 Понятие брака Брак - это санкционируемая и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая.
Средство реализации и жизненных целей. 1. Жизненная перспектива : понятие, структура, параметры. 2. Особенности формирования жизненной перспективы молодежи.
ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОМ БЕЛОРУССКОМ ОБЩЕСТВЕ: АНАЛИЗ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Федосова Ю.А., студентка 5 курса факультета.
Опрос на тему «Современная семья в России» 1. Количество респондентов: 15 Возраст: от 20 до 24 лет Женщин: 10 Мужчин: 5 2.
От намерений к рождениям: детерминанты репродуктивного поведения в России и роль демографической политики О.В. Синявская Семинар НИСП « Новейшие тенденции.
Демографическая политика без демографической науки Демографическая политика без демографической науки А.Г. Вишневский Центр демографии и экологии человека.
{ Права и обязанность родителе Лаврова Виктория 254.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ Теоретические основы анализа результатов прогнозирования Лекция 7.
Социальное развитие и молодежь Обществознание 10 класс Параграф 19.
Рекомендации по выполнению заданий части С Подготовка к ГИА.
Демографические модели Лекция 2. Стадии и этапы моделирования. Демографические группы, процессы, структуры и состояния. Процессы: рождаемость, смертность,
United Nations Economic Commission for Europe Statistical Division Население, которое необходимо зарегистрировать и географические характеристики Ангела.
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования « Новосибирский государственный педагогический.
Молодежь в современном обществе Обществознание 11 кл, Ан.Н. Тимотыш, 2007.
Институт семьи и его роль в развитии общества. Семья это основанная на браке и/или кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием.
Мнение жителей Санкт-Петербурга о формировании облика города Опрос жителей Санкт-Петербурга Подготовлено для Гильдии управляющих и девелоперов.
Результаты экспертного опроса «КСО проекты украинских компаний в современных условиях» Результаты экспертного опроса «КСО проекты украинских компаний в.
Транксрипт:

Когда, по мнению россиян и жителей других европейских стран, девушка становится взрослой (по данным Европейского социального исследования) Сергей В. Захаров Институт демографии ГУ-ВШЭ XI Международная конференция ГУ-ВШЭ по проблемам развития экономики и общества. Секция W-03 «Социокультурные процессы в России и мире». 6 апреля 2010

2 Возрастной символизм культуры и его изменения Фундаментальные демографические сдвиги вызывают необратимые изменения в возрастной стратификации общества: «Взрослые не стареют, дети не растут» (М.Ю.Арутунян). Социальное созревание все более обретает черты многомерного процесса. Социокультурная нормативная система возрастных предпочтений («возрастных символов») трансформируется. С какого момента человека можно считать взрослым, становится все менее очевидно.

3 Индивидуализация жизненных стратегий Поведенческие практики освобождаются от прежней жесткости соционормативных регуляторов в самых различных сферах жизнедеятельности. Молодежь ведет себя независимее от нормативных представлений родителей, особенно в сексуальной, матримониальной и репродуктивной сфере. На смену стандартной, предопределенной последовательности событий в индивидуальных биографиях приходит разнообразие индивидуальных жизненных путей. Планирование собственного жизненного цикла (событийного ряда и времени наступления событий) все более становится неотъемлемой частью подготовки индивида к будущим социальным действиям и взаимодействиям, а последующее «выполнение планов» - частью успешной самореализации и самоидентификации.

4 Почему мы пристально смотрим на девушек? Плотность событий на начальных этапах жизненного цикла женщины высока, как ни в какой другой период жизни. От того, какой поведенческий сценарий будет избран, во многом зависит, как сложится ее дальнейшая судьба. В жизненном цикле девушки в последние десятилетия наблюдаются наиболее фундаментальные изменения, касающиеся образовательных и профессиональных стратегий, в сексуальном, матримониальном и репродуктивном поведении.

5 Нормативные возрастные границы наступления важнейших событий в жизни женщины (вопросы ЕСС) Возраст, когда начинать сексуальные отношения еще слишком рано Возраст, когда жить с партнером не будучи замужем еще слишком рано Возраст, когда вступать в брак и жить с мужем слишком рано Возраст, когда становиться матерью слишком рано Возраст, когда завершать образование слишком рано Возраст, когда жить с родителями уже поздно

6 Идеальный возраст формирования семьи (вопросы ЕСС) Идеальный возраст начала жизни с партнером, не состоя с ним в браке Идеальный возраст заключения брака Идеальный возраст рождения первого ребенка

7 Ключевой вопрос и ассоциативные события «Примерно в каком возрасте, на Ваш взгляд, девочки, девушки или женщины становятся взрослыми?» «Какие события в жизни женщины должны произойти, чтобы считать ее взрослой?» (шкала: очень важно…совсем не важно) - Начать жить отдельно от родителей. - Начать работать полный рабочий день. - Начать жить с партнером или мужем. - Стать матерью.

8 «Идеальный» календарь социально- демографических событий

9 Рисунок 1. Идеальная возрастная последовательность ключевых событий для женщины, вступающей во «взрослую» жизнь.

10 Рисунок 2. Возраст, в котором «женщина еще слишком молода, чтобы начинать сексуальные отношения» в России и некоторых других странах, лет

11 Рисунок 3. Возраст, в котором «женщина еще слишком молода, чтобы заканчивать получение образования» (левая панель) и среднее число лет, фактически затраченных на обучение (правая панель) женщинами в России и в других странах.

12 «Взрослая» женщина – это жена и мать?

13 Когда «можно» и когда «следует» формировать семью Представления о том, когда следует вступать в брак и рожать детей (идеальные возраста для данных событий), сегодня сильно оторвались от представлений, начиная с какого возраста, уже можно выходить замуж и становится матерью. Идеальные возраста вступления в брак и рождения первенца для женщин во всех странах существенно превышают возраста, начиная с которых допускается вступление в брак и рождение ребенка. Не наблюдается никакой корреляции между распределениями стран по «минимальному» и «идеальному» возрасту для данных событий

14 Переход от «обязательной» к «безразличной» норме формирования семьи Согласно А.А. Ивину, трем классам действий соответствуют три основные виды норм: обязательные, нормативно- безразличные (разрешающие) и запретительные, которые имеют различную модальность по отношению к одному и тому же действию в различных нормативных системах: что обязательно в одной, разрешается или запрещается в другой. В отношении системы семейно-матримониальных норм мы сегодня являемся свидетелями как перехода от практически обязательной к преимущественно нормативно-безразличной модальности норм, так и размывания временной относительности действия основополагающей нормы: «выйти замуж и родить ребенка». Возрастные рамки вступления в первый брак и рождения первенца для женщины в послевоенное время значительно расширились во всех развитых странах, не исключая и Россию.

15 Рисунок 4. Возраст, когда женщине «можно» вступать в брак, «идеальный» возраст вступления в брак (средние значения для каждой страны по данным ЕСС) и фактический средний возраст заключения брака (по данным официальной регистрации в первой половине 2000-х гг.)

16 Рисунок 5. Возраст, когда женщине «можно» становиться матерью, «идеальный» возраст рождения первенца (средние значения для каждой страны по данным ЕСС) и фактический средний возраст матери при рождении первого ребенка (по данным официальной регистрации в первой половине 2000-х гг.)

17 Рисунок 6. «Идеальный» возраст вступления в брак для женщины по возрастным группам опрошенных в России и некоторых других странах

18 Важность мнения родителей под вопросом Результаты подтверждают, что фактическое матримониальное и репродуктивное поведение тесно связано с идеальными представлениями населения о том, когда лучше обзаводиться семьей и детьми; Определяющим оказывается собственное мнение поколений, осуществляющих эти действия, т.е. молодежи, а мнения родителей и, тем более, прародителей, опирающихся на собственный прошлый опыт - влияет на эти действия меньше.

19 Должна ли «взрослая» женщина покинуть родительский дом? Господствующая в прошлом традиция обязательного проживания незамужней женщины в родительском доме повсеместно размывается в Европе, хотя этот процесс идет на севере и юге, на западе и востоке с разной скоростью. Внимание (!): Доля указавших конкретный возраст, и, соответственно, участвующих в расчетах средней величины, сильно различается по странам. Возраст расставания с родителями уже не задается идеальным возрастом замужества, на что, в частности, указывает отсутствие по странам корреляционной зависимости между этими двумя переменными. Более позднее завершение образования, «постарение» идеальной возрастной модели брачности и рождаемости, вероятно, отодвинули нормативный порог выделения детей из родительской семьи. В большинстве стран считается нормальным, если девушка «задержится» в родительском доме до лет, а в ряде стран до 30 и более лет, что разводит возраста «идеального брака» и покидания родителей на существенно большую величину, чем в России и на Украине.

20 Нет единообразия в Европе, кого можно считать взрослым В 6 странах в качестве ведущего критерия указывается на отдельное проживание женщины от родителей, в 11 странах – на ее работу в режиме полной занятости, в 9 – на материнство. Замужество и отдельное проживание с партнером во всех странах отмечается как сопутствующий критерий, однако важность его также значительно варьирует по странам. Два вектора: - в одних странах превалируют представления об экономической и пространственной независимости девушки от родителей (наиболее четко просматривается в скандинавских странах); - в других – создание семьи и обретение обязанностей по воспитанию собственных детей (наиболее сильно выражены в восточноевропейских странах). Отсутствует связь между парой переменных «работать полный рабочий день» + «жить отдельно от родителей» и парой «жить с мужем/партнером» + «стать матерью».

21 Рисунок 7. Доля респондентов, ответивших «важно» и «очень важно» на вопросы о событиях, которые в жизни женщины должны произойти, чтобы ее можно было бы считать взрослой

22 Знаем ли мы теперь ответ на вопрос: «в каком возрасте становятся взрослыми»?

23 « В каком возрасте девочка/девушка/женщина становится взрослой»: распределение ответов респондентов различных возрастных групп во всех странах ЕСС, %

24 «Взрослый» ребенок В 11 странах (из 25) средний возраст, когда можно завершать образование, получился выше среднего возраста, начиная с которого женщина может считаться взрослой. Выделение из родительской семьи имеет наиболее широкие границы возрастного норматива (23-33 года). Однако во всех странах без исключения можно оставаться с родителями, обретя формальный статус «взрослого человека». Во всех странах без исключения возраст обретения легитимно-правового статуса «взрослого» человека потерял связь с теми социально-демографическими событиями, с которыми принято ассоциировать поведение взрослого человека.

25 Что скрывается за ответом на прямой вопрос о возрасте наступления взрослого состояния? Есть основания полагать, что в ответах на прямой вопрос о возрасте, по достижении которого женщина может считаться взрослой, очень многие респонденты в различных странах имели в виду признание (или знание?) существующей возрастной границы обретения девушками нового правового статуса – возраста дееспособности (совершеннолетия), дающего права на принятие самостоятельных решений, а не наиболее распространенный возраст достижения взрослого состояния per se. Доля не указавших точный возраст («трудно сказать», «зависит от обстоятельств», «отказ») удивительно низка в Европе. В России – 19,5% (выше только в Латвии и Австрии – 27%, в Болгарии – 24%).

26 Логично предположить, что существуют, по крайней мере, две возрастные индентификации обретения взрослого статуса, а не одна, подобно тому, как мы замеряли возрастные границы вступления в брак и рождения детей («минимально допустимый» и «идеальный» для данной эпохи): а) возраст, начиная с которого социальные нормы (включая юридически-правовые), требуют или ожидают от индивида быть взрослым; б) возраст, в котором индивид вполне осознанно совершает поступки, которые общество расценивает как поступки взрослого человека («идеальный» взрослый). Вторую характеристику эмпирически замерить намного сложнее, чем первую - она исторически более подвижна, менее определенна на индивидуальном и социальном уровне.

27 Специфика России (Украины) и перспективы ее сохранения Высокая концентрации событий на коротком временном отрезке жизненного пути (в чрезвычайно узком возрастном интервале): От обретения опыта сексуальной жизни до выделения из родительской семьи, по мнению респондентов, должно проходить в России менее 6 лет, а на Украине – менее 5 лет. Среднеевропейский интервал (при исключении России и Украины) – 11 лет, т.е. вдвое длиннее. Означает ли это, что россиянки и украинки сегодня взрослеют раньше и быстрее, чем в остальной Европе? И да, и нет: Раннее приобщение к высоко ответственным социальным практикам сочетается с частичной или полной зависимостью от родительского и государственного патернализма в выборе жизненных стратегий. Главное противоречие российской (восточно-европейской) модели жизненного цикла – это противоречие между образовательной стратегией и стратегией формирования семьи. Ценностно-нормативные представления в России меняются, и, видимо, с запаздыванием повторяют путь пройденный на Севере и Западе Европы.