Академия ПК и ППРО Составители: автор - Литвинова Вера Емельяновна, доцент Академии ПК и ППРО; дизайн-Сологуб Валентина Александровна, зав. УМК мультимедиа.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема: Роль методического кабинета в повышении методической компетентности преподавателей педагогического колледжа.
Advertisements

Совершенствование педагогического мастерства через участие в методической работе.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ. неполное использование возможностей учреждений дополнительного образования детей для выявления и дальнейшего развития детской одарённости;
Структура профессиональной компетенции учителя начальных классов с точки зрения ФГОС второго поколения.
Повышение уровня подготовки специалистов для системы дошкольных образовательных учреждений.
Основные направления деятельности методической службы колледжа при переходе на профильные программы Карелина Ирина Григорьевна, методист ГБОУ СПО СК 26.
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
Повышение мастерства через: ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПЛАН ПЕДАГОГА.
Осуществление методической деятельности по профилю реализуемых программ.
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
«Организация процесса самообразования в педагогической деятельности преподавателя и мастера производственного обучения» Методист УО «Бобруйский государственный.
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
Упорова В.П. МАОУ «СОШ 2» г. Краснокамск. обоснование, разработка и апробация системы использования педагогических подходов и технологий, способствующих.
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Автор: Воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ «Аленький цветочек» г.Ноябрьск Закирова Ляюзя Мавлимовна.
МКОУ «Думиничская средняя общеобразовательная школа 3» «Методическая служба образовательного учреждения- учителю новой школы»
Концепция выявления, развития и профессионального становления интеллектуально одарённой молодежи в Республике Беларусь на этапах «школа – высшее образование.
Роль методического объединения классных руководителей в современной школе Из выступления Савеловой на коллегии Минобрнауки России 11 февраля 2009 года.
Содержание и структура модуля «Технологии проектирования профессионально ориентированного обучения в медицинском вузе» Лопанова Елена Валентиновна, Омская.
Транксрипт:

Академия ПК и ППРО Составители: автор - Литвинова Вера Емельяновна, доцент Академии ПК и ППРО; дизайн-Сологуб Валентина Александровна, зав. УМК мультимедиа технологий АПК и ППРО. С С

это совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства,а также научное описание способов производства. /С.И. Ожегов / Современные педагогические технологии - это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, включающий в себя систему форм, методов и средств обучения, благодаря которым обеспечивается наиболее эффективное достижение тех или иных поставленных целей. Термин « педагогическая технология» прочно вошел в понятийный аппарат педагогики, широко используется как к учебному процессу, образовательной системе, так и к методам обучения, организационным формам обучения. Разные точки зрения: « Педагогическая технология – это проект определенной системы, реализуемый на практике». / В.П.Беспалько /. Б.С. Гершунский «Понятие педагогические технологии должно трактоваться шире, определяя все проводимые мероприятия учебно- воспитательного и управленческого характера и не сводиться только к использованию новых информационных технологий на базе компьютерной техники и других технических средств повышения эффективности педагогического процесса». Есть мнение авторов книги « Профессиональная педагогика», что «…..педагогическая технология – это последовательное и непрерывное движение взаимосвязанных между собой компонентов, этапов, состояний педагогического процесса и действий его участников. Ф.А.Фрадкин « Педагогическая технология – это системное концептуальное, нормативное, объектированное, инвариантное описание деятельности учителя и ученика, направленное на достижение поставленной цели». Можно сделать вывод: под педагогической технологией понимается технологическая проработка всех этапов учебно- воспитательного, а также управленческого процессов или детальное описание деятельности учителя и учащихся. Иначе в современном понимании «педагогические технологии» – это технологически / детально / разработанные методы и организационные формы обучения. Современные педагогические технологии - это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, включающий в себя систему форм, методов и средств обучения, благодаря которым обеспечивается наиболее эффективное достижение тех или иных поставленных целей. Термин « педагогическая технология» прочно вошел в понятийный аппарат педагогики, широко используется как к учебному процессу, образовательной системе, так и к методам обучения, организационным формам обучения. Разные точки зрения: « Педагогическая технология – это проект определенной системы, реализуемый на практике». / В.П.Беспалько /. Б.С. Гершунский «Понятие педагогические технологии должно трактоваться шире, определяя все проводимые мероприятия учебно- воспитательного и управленческого характера и не сводиться только к использованию новых информационных технологий на базе компьютерной техники и других технических средств повышения эффективности педагогического процесса». Есть мнение авторов книги « Профессиональная педагогика», что «…..педагогическая технология – это последовательное и непрерывное движение взаимосвязанных между собой компонентов, этапов, состояний педагогического процесса и действий его участников. Ф.А.Фрадкин « Педагогическая технология – это системное концептуальное, нормативное, объектированное, инвариантное описание деятельности учителя и ученика, направленное на достижение поставленной цели». Можно сделать вывод: под педагогической технологией понимается технологическая проработка всех этапов учебно- воспитательного, а также управленческого процессов или детальное описание деятельности учителя и учащихся. Иначе в современном понимании «педагогические технологии» – это технологически / детально / разработанные методы и организационные формы обучения. 2

Разработка новых технологий - отражение их в учебно-программной и учебно-методической документации Прикладные психолого-педагогические исследования Выбор и разработка технологии преподавания конкретного курса осуществляется преподавателем ПУТЬ СОЗДАНИЯ НОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ Потребности общества - фундаментальные исследования в области психологии 3

формирование активной личности, способной самостоятельно строить и корректировать свою учебно- познавательную деятельность Личностно-ориентированные подготовка специалиста, способного проблемно мыслить, видеть, формулировать проблемы, выбирать способы и средства для их решения Развивающие подготовка профессионала- специалиста, способного квалифицированно решать профессиональные задачи Деятельностные подготовка эрудированного специалиста, владеющего стройной системой знаний, обладающего большим запасом информации Информационно-развивающие (когнитивные) ЦЕЛИТЕХНОЛОГИИ 4

Разработка модели профессиональной деятельности специалиста Методика разработки моделей профессиональной деятельности в учебном процессе предполагает 5 этапов Оценка значимости и сложности задач, выполнение которых имело бы наибольшую практическую направленность для будущего профессионала Поиск путей и способов решения поставленных задач Определение места конкретных разработанных учебно-производственных задач в учебном процессе Разработка вариантов данных для учебно-производственных задач накопления банка данных. Разработка дидактических материалов, отражающихся в сборнике задач, программах, учебно-методических комплексах по предмету 5

1. Полнота разработанной модели, комплекс задач и заданий, охватывающий все содержание профессиональной деятельности 2. Связь с теоретическим учебным материалом. Разработка комплекса задач и заданий определяется с учетом изучения теоретического материала и выполняется по всем опорным дисциплинам после его изучения Основные принципы моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе 6

3. Обобщенность задач. Задачи, входящие в состав модели, должны отражать наиболее существенные стороны профессиональной деятельности и носить обобщенный характер, т.е. в них должны быть отражены наиболее значимые параметры, позволяющие студентам выделить главные показатели для принятия решения 7 Основные принципы моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе

4. Типизация задач и учет возможности переноса умений из одной деятельности в другую. Разработчикам модели целесообразно при составлении задач и заданий типизировать их по специфике интеллектуальной деятельности (направленность на формирование аналитических, проектировочных и других умений) 8 Основные принципы моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе

5. Учет типичных затруднений и ошибок специалистов в процессе профессиональной деятельности. Разработка задач и заданий, связанных с вопросами, вызывающими затруднения, готовит студентов к их преодолению, предупреждает возможные ошибки 6. Выбор целесообразных форм, методов и приемов обучения для решения учебных задач 9 Основные принципы моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе

способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов, направленные на овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками, на воспитание и развитие в процессе обучения информационно- развивающие проблемно- поисковые 1. Методы, направленные на первичное овладение знаниями 10

репродуктивный творчески- воспроизводящий 2. Методы, способствующие закреплению и совершенствованию знаний и овладению умениями и навыками 1

проблемно- поисковый творчески- воспроизводящий 3. Активные методы обучения - это методы, побуждающие студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом 1212

Классификация активных методов: ( неимитационные и имитационные) проблемная лекция учебная дискуссия Эвристическая беседа исследовательская работа самостоятельная работа с книгой самостоятельная работа с обучающей программой поисковая лабораторная работа 1313

разыгрывание ролей (элементы деловой игры), деловая игра разыгрывание ролей (элементы деловой игры), деловая игра игровые Имитационные выполнение индивидуальных заданий решение, анализ конкретных ситуаций неигровые лабораторные и практические работы 1414

Прием - это часть метода, которая усиливает, повышает его эффективность В практике обучения широко используются наглядные приемы обучения, сопровождающие: лекцию, объяснение, рассказ, беседу Показ изображений на таблице, плакатах, учебных картах. Демонстрация опытов, слайд-фильмов, диапозитивов, диафильмов и кинофильмов, видеозаписей, телефильмов и мультимедийных программ 1515

направлены на формирование практических учебных и профессиональных умений навыков (работа с компьютерной и вычислительной техникой, измерительными приборами ) Практические приемы : Игровые приемы : Головоломки Дидактические игры Разыгрывание ролей 1616

Развитие активности личности в учебном процессе. Динамика в условиях предлагаемой технологии создание условий для свободы выбора в учебном процессе опережающая самостоятельная работа побуждение к рефлексии - самоанализу учебной и профессиональной деятельности выявление собственных затруднений и ошибок обучение профессиональным умениям и навыкам путем "погружения" в профессиональную деятельность психологическая поддержка в самоопределении 1717

8 8 Исполни- тели 7 7 Разработ -чики 6 6 Сроки заверше -ния 5 5 Плани- руемый результат 4 4 Проблемы, прогнозы, трудности 3 3 Обосно- вание 2 2 Содер- жание 1 1 Наимено- вание проектов 1818

Недостаточное учебное, научно- методическое обеспечение ГОС СПО Проблемы, прогнозы, трудности 4 Модернизация СПО Обоснование 3 Создание условий, обеспечивающих внедрение стандарта Обеспечение реализации ГОС СПО; Совершенствование программно- методического обеспечения; Осуществление научной поддержки; Разработка системы мониторинга дополнительных квалификации и т.д. Содержание 2 «СТАНДАРТ» Наименование проектов 1 Технология проектов. Разработка и внедрение п\п 1919

Преподаватель. Методист. Зав. практикой Исполнители 8 Зам. директора. Методист. Преподаватель. Разработчики 7 В стадии завершения. Завершен. Разработан. Сроки завершения 6 Пакет программно-методического обеспечения по специальностям Планируемый результат 5 Технология проектов. Разработка и внедрение п\п (продолжение) 20

Цели и задачи: Создание системы научно-методической работы. Координация научной деятельности педагогического коллектива и студентов. Совершенствование и развитие НМР в педучилище, педколледже. Прогнозирование и решение проблемы, связанной с научной деятельностью. Через систему научно-методической и научно-исследовательской деятельности обеспечение качества подготовки выпускников в соответствии с требованиями ГОС СПО. 21

Цели и задачи: Изучение рынка труда: потребности в педагогических кадрах. Изучение результатов образовательных услуг. Учет потребностей региона в образовательном обеспечении. Создание программно- методического комплекта «Маркетинг». Проведение прогнозируемых исследований. Отработка системы контроля качества и стандартизации образовательных услуг и т.д. 22

Создание программно-методического обеспечения педагогической практики. Совершенствование нормативно-правовой базы для обеспечения процесса педагогической практики. Осуществление категории теоретической и практической подготовки студентов. Разработка мониторинга профессионального становления в ходе педагогической практики и т.д. Определение механизма комплексного подхода к осуществлению практической подготовки студентов. Формирование педагогического мастерства выпускника. Цели и задачи: 23

Цели и задачи: Подготовка пакета нормативно- правового и программно-методического обеспечения процесса обучения. Выявление уровня подготовки студентов с требованиями ГОС СПО. Совершенствование инструментария для мониторинга профессионального становления студента в процессе обучения Установление содержания уровня и качества подготовки выпускника требованиям государственных образовательных стандартов. 24

1. Технология разработки образовательных программ. 2. Технология профессиональной подготовки студентов. 3. Технология контроля по Т.М. Шамовой, В.С. Симонову: контроль и оценка эффективности учебных занятий. обеспечивающий образовательную деятельность педагогических училищ, педколледжа 4. Технология контроля по В.В. Гузееву: оценка эффективности использования уровней дифференциации. 5. Технология контроля по В.Л. Ванштейну: мониторинг личностно-профессионального роста педагога. 6. Технология оценки эффективности реализации педагогической деятельности М.М. Зверева. 25

7. Мониторинг качества реализации образовательных программ СПО Л.В. Бормотова. 8. Мониторинг профессионально-личностного роста педагога. Л.В. Бормотова, Р.А. Щелкунова, Т.Е. Мальцева. обеспечивающий образовательную деятельность педагогических училищ, педколледжа 9. Технология руководства научно- исследовательской деятельности субъектов образовательного процесса. О.В. Гайнанова, А.П. Гурнова, Л.Г. Бормотова, В.Т. Меньшикова. 10. Технология СКА М.Л. Вайнштейна: система комплексной аттестации. 11.В.В. Гузеев «Интегративная образовательная технология». 26

Компетентность Информационная составляющая образованности Профессиональные качества 27

Основы концепции теории обучения и воспитания детей. Знание общей, возрастной, социальной, педагогической, специальной психологии Требования к уровню образованности учащихся и условий его достижения Основные направления федеральной и региональной политики в области образования Государственные образовательные стандарты СПО Международная конвенция о правах ребенка Закон РФ «Об образовании» Закон РФ «Об образовании» Знание нормативно-правовой базы:

Здоровьесберегающих технологий с учетом региона Основ организации работы с одаренными детьми Основ реабилитационной работы с различной категорией детей в условиях региона Основ профориентации Основ экологического воспитания детей в регионе Методики организации работы с родителями, семьей Методики организации работы с детьми Требований к современному уроку Вариативных учебных программ Основ педагогического мастерства Знание нормативно-правовой базы: (продолжение)

Педагогическое общение и взаимодействие Саморазвитие, самообразование Учебно- исследовательская деятельность Инновационная деятельность Педагогическая рефлексия Педагогический такт Педагогическое мышление Педагогическая культура (теоретическая, методологическая, мировоззренческая) Осознание ценности педагогической профессии

Осознание ценности педагогической профессии (уникальная возможность передачи социокультурных ценностей детям) Готовность занять активную позицию в педагогической реальности в условиях региона Осознание ценности диалогизации, проблематизации, индивидуализации и персонификации образовательного процесса Понимание ценности сохранения здоровья ребенка Самосовершен- ствование в профессиональной педагогической деятельности (продолжение) 31

Умение выбирать формы контроля Владение современными технологиями обучения Владение методикой воспитания детей Владение методикой преподавания учебных дисциплин Умение отбирать содержание, формы, методы, средства для достижения целей и задач Умение определять цели и задачи (образовательные, воспитательные, развивающие) Деятельность - коммуникативная компетентность

Умение принимать управленческие решения (в рамках своей профессии и компетенции Умение анализировать процесс и результат педагогической деятельности коллег Умение анализировать процесс и результат собственной педагогической деятельности Умение гибко перестраивать свою социальную и ролевую позицию Умение работать в нерегламентирован- ном режиме (по времени) Умение предвидеть результат своей педагогической деятельности Деятельность - коммуникативная компетентность (продолжение)

Компетентность Уровень образованности. Нормативно- правовое поле Профессиональные личностно-значимые качества 34

Методики преподаваемого предмета в СППУ Науки преподаваемой дисциплины, всего цикла предметов Основ концепции и теории преподаваемой образовательной области Основ управления педагогическими системами в СПУ Требований к уровню образованности студентов Содержания государственных образовательных стандартов Основных направлений государственной политики об образовании (федеральной и региональной); Закона РФ Об образовании Закона РФ Об образовании Конституции Российской Федерации Знание:

основ безопасности жизнедеятельности основ валеологии и социальной гигиены основ техники безопасности основ экспертизы качества образования основ маркетинга и мониторинга форм и методов социально- педагогической работы принципов, методологии и технологии научного исследования методов психолого- педагогической диагностики современных инновационных технологий в области СПО Знание: (продолжение) 36

осознание ценности студента как неповторимой индивидуальности осознание ценности педагогической профессии осознание значимости профессиональной деятельности склонность к инновационной, научно- исследовательской деятельности педагогическая рефлексия педагогическое мышление динамизм эмоциональная устойчивость педагогическая культура Психолого-педагогические качества: 37

обладание способностью занимать активную позицию в педагогической реальности осознание ценности диалогизации, проблематизации и индивидуализации и персонификации образовательного процесса обладание способностью к саморазвитию, самосовершенство- ванию в педагогичес- кой деятельности осознание уникальной возможности передачи будущим педагогам социокультурных ценностей осознание ценностей диалога культур Психолого-педагогические качества: (продолжение) 38

Деятельностно-коммуникативная составляющая: владение профессиональной рефлексией; способность осваивать новые инновационные технологии в области профессионального образования владение методикой руко- водства учебно- исследовательской работы студентов умение грамотно отбирать формы, методы и средства организации теоретического и практического обучения студентов владение методикой разработки учебных программ, разработки учебно- научно- методического комплекса умение определять цели и задачи профессионального образования 39

Деятельностно-коммуникативная составляющая: (продолжение) владение основными методами повышения своей профессиональной деятельности умение применять интеграцию инновационных полей в преподавании дисциплин умение отстаивать свою профессиональную позицию умение прогнозировать и проектировать личностное и профессиональное развитие студентов умение организовывать информационное, коммуникативно- деятельностное про- странство 40

Для повышения педагогического мастерства необходимо Знание нормативно- правовых документов Использование программно- методических материалов Совершенствование педагогического мастерства Владение информацией Владение экспертно- аналитическими навыками 41

Положение о педагогических чтениях и т.д. Положение о структурном подразделении педучилища, колледжа Положение о научно- практической конференции Положение о промежуточной аттестации педагогических и руководящих кадров Положение об аттестации Программа развития системы СППО 1. Нормативно-правовые документы: 42

2. Программно-методические материалы Программа деятельности педагогических училищ, педколледжей Программа развития подразделений средних педагогических заведений Программа научно-методической работы 43

3. Совершенствование педагогического мастерства научно-практические конференции педагогические чтения научно-исследовательская работа обобщение педагогического опыта семинары наставничество работа в библиотеках посещение публичных лекций, музеев, театров экскурсии. курсы повышения квалификации: очное, заочное и дистанционное обучение. Курсы переподготовки, получение 2 – ой специальности аспирантура участие в российских, международных, областных, межрегиональных научно- практических конференциях, конкурсах Обучение Самообразование 44 Персональная программа повышения квалификации

Информация на курсах повышения квалификации Поиск информации в сети Интернет и других источниках 4. Источники информации Выступления и участие в работе педагогического совета Сборники научно- исследовательских работ преподавателей и студентов 45

Аттестация педагогических кадров Анализ результатов реализации учебных дисциплин Контроль, оценка педагогической деятельности, ее эффективности 5. Экспертно- аналитическая деятельность: Анализ результатов персональной программы повышения квалификации преподавателя 46

- Узнайте колледжи !

Государственная педагогическая библиотека имени К.Д. Ушинского Педагогический дизайн Неотъемлемой частью педагогической технологии является педагогический дизайн. Термин дизайн в англоязычном варианте звучит, как « instructional design», т. е. разработка инструкций,моделей, схем по проблемам обучения. Но эта формулировка в личностно-ориентированном обучении сдерживает творческую инициативу, загоняя в рамки инструкций. Наиболее удачным считается вариант «learning activities design», т.е. дизайн учебной деятельности учащихся, студентов.Это точнее отражает суть современного дизайна. Педагогический дизайн- это систематический процесс, который предполагает анализ потребности в обучении; формулирование желаемых результатов; разработку и реализацию планов; оценку, апробацию и при необходимости коррекцию учебного материала. Педагогический дизайн предусматривает разработку учебных материалов и видов деятельности, а также проектирование большей части компонентов системы обучения, доводя технологический механизм до практического применения, т.е. использования в учебном процессе. Полезный материал по педагогическому дизайну можно прочитать в книге Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна. Под ред. М.В.Моисеевой- М. Издательский дом «Камерон», 2004 г. Педагогический дизайн. Компетентный – знающий, осведомленный, авторитетный в какой-н. области. Обладающий компетенцией. Компетенция – круг вопросов, в к- рых кто-н. хорошо осведомлен. / С.И.Ожегов / 48

Выход 49