Система менеджмента качества сертифицирована. Что дальше? Ю.Г. Сафина, руководитель Службы качества Казанского государственного технологического университета.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРИНЦИПЫ ВНУТРИКОЛЛЕДЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ СМК Тубер И.И., директор ЮУрГТК, к.п.н., заслуженный учитель РФ.
Advertisements

Модель конкурсов на премии за качество как важный фактор перспективного развития систем менеджмента качества организаций Ю.Г. Сафина, руководитель Службы.
Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики Зам.директора по учебной работе, к.псх.н. Жукова Е.Л. Федеральное агентство связи Об опыте.
. Кафедра управления качеством и стандартизации. Презентация на тему: Система менеджмента качества Выполнил : Даниелян Р.Т. Руководитель : Привалов В.И.
Цель лекции – освоить методы анализа различных моделей менеджмента качества в вузе.
Об условиях обеспечения качества реализации образовательных программ в рамках деятельности университетов-участников УШОС Федеральная служба по надзору.
Пути совершенствования СМК университета. Предварительные результаты ресертификационного аудита Несоответствий не обнаружено.Положительные стороны Стратегия.
. Москва, 2016 Кафедра: «Организационно- кадровая работа в органах государственной власти» Презентацию подготовил: Студент 1 курса магистратуры заочной.
МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Критерий 3: Менеджмент персонала.
Понятие качества профессионального образования и обучения О.Н. Олейникова Д.п.н., профессор Директор Центра изучения проблем профессионального образования.
Жусупжанова Гюльнара Тиленбаевна Председатель Общественного объединения «За качество» "КАК СТАТЬ КВАЛИФИЦИРОВАННЫМ.
1 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДСТВА Основные требования.
Администрация города Батайска Разработка типового проекта системы менеджмента качества (СМК) в соответствии с международным стандартом ИСО 9001:2000, рекомендациями.
« Формирование модели системы менеджмента качества как средство повышения качества образования в школе: задачи, перспективы развития » Директор МБОУ СОШ.
Болонская декларация Ввести сопоставимую с общеевропейской систему многоуровневого высшего образования (бакалавр- магистр); Ввести сопоставимую с общеевропейской.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Критерий 4: Ресурсы и партнеры.
Опыт построения системы стратегического управления вузом (черновая версия презентации. Просьба не распространять)
КОРРЕКТИРУЮЩИЕ И ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Т.Ф. Кайгородцева, преподаватель специальных дисциплин.
ФГОУ СПО «Уральский радиотехнический колледж им. А.С. Попова» 2011 В 2006 году – принято решение о разработке и внедрении системы менеджмента качества.
Транксрипт:

Система менеджмента качества сертифицирована. Что дальше? Ю.Г. Сафина, руководитель Службы качества Казанского государственного технологического университета Международная конференция «Системы менеджмента качества в сфере образования»

2 СМК КГТУ сертифицирована на соответствие ГОСТ Р ИСО

3 Описание процессов, подготовка документов 6-12 мес. Обучение и внедрение 3-6 мес. Сертификация 4-6 дней Совершенствование Ресурсы 1,5 3 Создание, сертификация и дальнейшее развитие СМК Всегда Из доклада начальника Управления лицензирования, аккредитации и надзора в образовании Виктора Ивановича Круглова (Международный форум «Гарантии качества профессионального образования», ноябрь 2007 г.)

4 Источники полезного опыта и/или рекомендаций Международный стандарт ИСО 9001 Другие модели систем менеджмента Требования российской системы образования Основополагающая документация по развитию европейской системы образования «Инструментальная база» Политика и практика (собственные подходы образовательного учреждения и внешние вызовы)

Международный стандарт ИСО 9001 Источники полезного опыта

6 Взаимодействие с потребителями в «классической модели» СМК Взаимодействие с потребителями

7 Взаимодействие с потребителями в модели СМК для сферы образования «Типовая модель системы качества образовательного учреждения»

8 Взаимодействие с потребителями в свете требований ИСО 9001

9 Внедрение процессного подхода в организациях Имеется «картинка» сети процессов и/или описаны производственно-технологические процессы Определен полный список процессов Имеется схема взаимодействия процессов согласно списку В Руководстве по качеству есть описания процессов Процессы описаны отдельными документами, установлена ответственность за процессы, измеряется «производство» Имеется периодическая отчетность по результативности всех процессов По результатам оценки результативности принимаются меры; описание сети и процессов совершенствуется Имеются свидетельства улучшения процессов Сотрудники, работающие в рамках процесса, понимают и оценивают эту ситуацию и т.д.

Другие модели систем менеджмента (помимо ИСО 9001) Источники полезного опыта

11 Основы развития СМК вуза

12 Дополнения Типовой модели (раздел 4) Разработка Миссии, Видения и Ценностей. Разработка Доктрины в области качества ОУ: определение политики в области качества образовательной и научной деятельности, стратегические цели внедрения СК, ожидаемые результаты и механизмы их достижения, гарантии реализации доктрины, а также формулировки миссии, основных ценностей, видения будущего, целей и задач ОУ с проекцией этих целей и задач на конкретные подразделения и мероприятия. Разработка Стратегии постоянного улучшения качества. Разработка Руководства по процедурам. Разработка спецификаций по процессам. Разработка дополнительных документированных процедур, положений и рабочих инструкций. Организация ведения дополнительных записей. Регламентация присутствия в СК внешних регламентирующих и внутренних организационно-распорядительных документов.

13 Подход к сравнению моделей Типовая модель СК для ОУ ISO 9001:2000 ISO/IWA 2 для любой организацииISO/IWA 2 для ОУ

14 Сравнение моделей (фрагмент) - ОУ должны иметь процедуры гарантии качества. - В СК могут применяться: а) программы качества; б) правовые, нормативные и технические документы, устанавливающие требования к продукции. - Нужно разработать систему классификации документов. П. 4.2 Требования к документации П Общие положения Для соответствия документации желаниям стейкхолдеров ВР должно учитывать: - договорные требования потребителей и др. стейкхолдеров; - соответствие международным, национальным, региональным и отраслевым стандартам; - выполнение законодательных и обязательных требований; - решения организации; - информацию о желаниях стейкхолдеров. - Характер и содержание документированной информации должны удовлетворять договорным, законодательным и др. обязательным требованиям, желаниям стейкхолдеров. - Разработка, применение и управление документацией должны добавлять эффективность и результативность деятельности организации в отношении критериев: функциональное назначение; доступность для потребителей; обеспеченность ресурсами; политика и цели; текущие и будущие требования к знаниям в области менеджмента; бенчмаркинг систем документации; интерфейсы, используемые потребителями, поставщиками и др. стейкхолдерами. - Должен обеспечиваться доступ к документации сотрудникам и стейкхолдерам - При разработке СМК ОУ могут ссылаться на др. источники кроме ИСО 9001:2000 (например, ИСО/TR 10013), не ограничиваясь: условиями и понятиями, принятыми в организации; политикой организации; применяемыми законами и нормами; компетенцией преподавательского состава; программами аккредитации и сертификации; учебными планами; компетентными программами, образованием, обучением и повышением квалификации; поддержкой услуг.

15 Стратегический менеджмент организации Стратегический менеджмент функциональных направлений Менеджмент информации Менеджмент процессов Формирование оргструктуры Менеджмент качества Планирование Формирование организационной культуры Менеджмент персонала Менеджмент знаний Менеджмент внутренних коммуникаций организации Менеджмент взаимодействия с потребителями Менеджмент взаимодействия с обществом Менеджмент взаимодействия с собственниками Менеджмент взаимодействия с «цехом» Менеджмент партнерства Менеджмент финансовых ресурсов Менеджмент материальных ресурсов Менеджмент технологий Измерения в менеджменте Обеспечение улучшений Менеджмент изменений Менеджмент рисков Организация работы групп 15 Модель премий за качество

16 Основы развития СМК вуза

Требования российской системы образования Источники полезного опыта

18 Государственные требования Работодатели Студенты и их родители Другие заинтересованные стороны Законодательство в сфере образовательной деятельности Государственные и общественно-государственные органы системы Минобрнауки России Системы МК («отраслевые требования», ISO/IWA 2:2002), Болонский процесс Системы МК (ИСО 9001:2000) TQM (Total Quality Management) ЦЕЛИ ВУЗА Состав внешних требований к вузу

19 Каждая ОП должна соответствовать национальному законодательству и иметь: - цели ОП, соответствующие миссии вуза и отвечающие запросам ее потребителей (студентов, промышленности, инженерных ассоциаций и т. д.) и результаты обучения, соответствующие целям ОП, и результатам обучения для аккредитации; - учебный план и соответствующие процессы, которые обеспечивают достижение результатов обучения; - профессорско-преподавательский и учебно- вспомогательный персонал, материально-техническое и финансовое обеспечение, соглашения о сотрудничестве с промышленностью, исследовательскими институтами и другими вузами, достаточные для достижения результатов обучения; - механизмы оценивания, необходимые для проверки достижения результатов обучения; - систему управления качеством, гарантирующую систематическое достижение результатов обучения и непрерывное совершенствование программы. Требования к образовательной программе со стороны АИОР

Переход на двухуровневую подготовку (Болонский процесс) Источники полезного опыта

21 Анализируемая ситуация

Традиционные целевые установки вуза

23 Традиционные целевые установки Установить минимально допустимые требования работодателей к выпускнику и выпускника - к возможностям трудоустройства –Ограничить доступ «слабой» части бакалавров в магистратуру Довести даже «среднего» абитуриента до уровня высоких современных требований

24 Традиционные целевые установки Установить требования работодателей к компетентности молодого сотрудника (и к возможностям роста компетентности) –Определить различия в компетентности бакалавра и магистра –Определить компетентность бакалавра для обучения в магистратуре Обеспечить определенную компетент- ность (а не только квалификацию) выпуск- ника (сегодня – реализуя, в том числе, компетентностный подход)

25 Традиционные целевые установки Обеспечить слияние образовательной и научной деятельности в единую неразрывную систему –Научить бакалавров получать и распространять знания –Вовлечь магистров в процесс формирования нового научного знания с внедрением необходимых для этого форм работы Формировать и активно распространять новое научное знание

Новые реалии в целевых установках вуза

27 Новые реалии в целевых установках Установить состав, характеристики, возможности и потребности в отношении различных категорий студентов, а также требуемые результаты и методы работы –Обеспечивать особые меры («доучивание» и др.) на этапах перехода от одной ступени системы непрерывного образования к др. Обеспечить максимально возможное выравнивание диверсифицированной студенческой аудитории

28 Новые реалии в целевых установках Развивать интегрированные формы обучения и научных исследований, в том числе на основе реализации процессного подхода –Обеспечить интеграцию и преемственность для смежных уровней образования –Формировать междисциплинарные рабочие программы и проекты по направлениям Обеспечить междисциплинарный характер обучения соответственно междисципли- нарному характеру деятельности

29 Новыереалии в целевых установках Новые реалии в целевых установках Обеспечить развитие системы непрерывного образования на фундаменте требований заинтересованных сторон (на принципах менеджмента качества) –Установить основные цели развития системы непрерывного образования (в том числе, в рамках каждого направления) Развивать систему непрерывного образования

Отражение в целевых установках вуза некоторых экономических аспектов

31 Отражение экономических аспектов Обеспечить формирование системы дивер- сифицированных источников финансирования (идентифицировать основные процессы и расширять их состав; увеличивать долю «центров прибыли») –Расширять спектр предлагаемых образовательных программ высоких уровней подготовки Формирование «экономики знаний» (например, с реализацией концепции исследовательского университета и т.п.)

Расширение «инструментальной базы» (графика унифицированного языка моделирования UML, Unified Modeling Language,в образовании) Расширение «инструментальной базы» (графика унифицированного языка моделирования UML, Unified Modeling Language, в образовании) Источники полезного опыта

33 Диаграмма кооперации «Студент изучает учебную дисциплину»

34 Диаграмма последовательности «Студент изучает учебную дисциплину»

35 Диаграмма состояний (фрагмент) «Студент изучает учебную дисциплину»

36 - Описание потока создания ценности (карты VSM); - устранение «узких мест»; - вытягивание производства; - технологии быстрой замены штампов (сокращение затрат на переналадку оборудования); - технические решения «защиты от дураков» (poka-yoke); - система «точно вовремя» (JIT); - система заявок на внутренние поставки «канбан»; - система всеобщего ухода за оборудованием; - правила организации рабочих мест 5S; - визуальный контроль; - система постоянных улучшений Кайдзен; - список направлений повышения эффективности производства 3MU; - список возможных объектов улучшения 4M; - вопросник для анализа ситуации 5W-1H; - стандартизация; -система ценообразования таргет-костинг 36 Инструменты «бережливого производства»

Политика и практика Источники полезного опыта

38 Направления деятельности вуза по поддержке преобразований Научно-исследовательские и научно- практические разработки Информирование (в т.ч. социальная реклама) Обучение Воспитание Организационно-практическая деятельность

39Приоритеты Развитие «человеческого капитала» Качественное образование Развитие бизнес-образования Повышение производительности труда Повышение производительности труда через улучшение качества рабочих мест, стимулирование людей к инновационному поведению, создание равных возможностей для самореализации Свободное развитие предпринимательства Инновации

40 Научно-практические работы: разработка теории «человеческого капитала» и средств его увеличения Обучение технологии увеличения «человеческого капитала» в организации; обучение способам саморазвития; обучение адаптации и самореализации в обществе Воспитание нацеленности на развитие человека (в т.ч. на саморазвитие) Организация целенаправленного увеличения «человеческого капитала» вуза и региона в целом (по профильным сферам деятельности) Приоритет – развитие «человеческого капитала». Вклад высшей школы

Благодарю за внимание! Желаю успехов!