Реализация программно – целевого подхода в управлении методической работой в школе. Профессиональное самообразование учителя в условиях реализации ФГОС.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стефанова Л. М., руководитель объединённого МС Лозымского филиала и УКП «РДБ» ГВ(с)ОУ «РЦО» г. Сыктывкар, 2013 г. Совершенствование педагогического мастерства.
Advertisements

Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
Организация методической работы в школе Заместитель директора по учебной работе КС(К)ОУ «Цивильская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат.
Школьное методическое объединение учителей начальных классов.
Роль ШМО во внедрении системно - деятельностного метода Руководитель ШМО учителей начальных классов МБОУСОШ 21 города Тулы Плохих О.А.
Единая методическая тема РМК : «Компетенции педагога как основа становления нового качества образования»
Методическое объединение Учителей начальных классов МБОУ СОШ 22.
«Повышение профессиональной компетентности педагогов – необходимое условие повышения качества образования»
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Самообразование» - приобретение знаний путем самостоятельных занятий.
Окружной педагогический Форум «Организация методической работы образовательного учреждения в условиях введения ФГОС»
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться. А.С. Макаренко.
Методический месячник по теме «Дифференциация и индивидуализация в предметном обучении как важный фактор повышения качества образования» Муниципальное.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 212» Заведующий Н.В. Демидова.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению.
Повышение профессионального мастерства педагогов на рабочем месте С.А. Копылова зам.директора по учебно- воспитательной работе МОУ средней школы 73 г.о.Тольятти.
Методическая работа Мастерство учителя- это специальность, которой надо учиться А.С. Макаренко.
Ра звитие системы методической работы в условиях внедрения ФГОС в МБОУ СОШ 12 Зорина Н. Л. МБОУ СОШ 12.
Организация работы методического кабинета ДОУ как условие непрерывного повышения квалификации педагога.
Работа над единой методической темой. Работа над единой методической темой - Одна из форм методической работы в образовательном учреждении.
Диагностика уровня готовности педагога к развитию Анкета «Выявление способности учителя к саморазвитию» 5 – если данное утверждение полностью соответствует.
Транксрипт:

Реализация программно – целевого подхода в управлении методической работой в школе. Профессиональное самообразование учителя в условиях реализации ФГОС Хорошилова И.Л. Хорошилова И.Л. Модернизация системы повышения квалификации учителей.

внутришкольная система повышения квалификации учителей ориентирована на тенденции модернизации образования, специфику образовательного учреждения и конкретные профессиональные потребности педагогов.внутришкольная система повышения квалификации учителей ориентирована на тенденции модернизации образования, специфику образовательного учреждения и конкретные профессиональные потребности педагогов. характеризуется самостоятельностью в выборе направлений и технологий обучения, обязательных для школьного коллектива.характеризуется самостоятельностью в выборе направлений и технологий обучения, обязательных для школьного коллектива.

Цель деятельности МО Целью деятельности МО является подготовка учителя как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, личной самореализации и самоорганизации. Задачи деятельности МО -Оказание практической помощи педагогам в вопросах совершенствования теоретических знаний; -Изучение, обобщение и внедрение в практику работы актуального педагогического опыта; -Овладение новым содержанием образования, использование проектных методов и информационных технологий при организации учебной и воспитательной деятельности; -Овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей

Принципы деятельности МО Принцип совместной деятельности. Участие в работе МО позволяет учителю максимально проявить способности в поисково – исследовательской работе через различные формы сотрудничества. Принцип индивидуализации. Для каждого педагога должна быть построена индивидуальная траектория методического сопровождения с учетом его образовательных потребностей. Принцип демократичности предполагает вовлечение педагогов в творческую, исследовательскую деятельность.

Функции МО 1.Инновационно - развивающая, направленная на непрерывное обогащение новыми знаниями, умениями, навыками по формированию нового качества образования. 2. Стимулирующая - стимулирующая педагогическое мастерство, научно-педагогический поиск. 3. Прогностическая – направлена на перспективу развития образовательного процесса. 4. Аналитическая - предполагает выявление профессиональных затруднений и потребностей педагогов. 3. Интегративная - объединяющая всех участников процесса обучения для достижения позитивного результата.

Формы работы МО индивидуальныегрупповые самообразование (личный творческий план учителя) Выявление уровня самообразования и готовности к саморазвитию теоретическое и методическое изучение новых подходов к педагогической деятельности. Владение современным профессиональным языком индивидуальные консультациипроблемные консультации тьюторство (наставничество)творческие микрогруппы обобщение опыта, определение дальнейшего пути развития профессионального мастерства каждого педагога демонстрация практических умений в использовании современных технологий (мастер-классы) моделирование индивидуальных вариантов методической работы творческие мастерские взаимопосещение занятий анализ профессиональных затруднений педагогов, анализ конкретных ситуаций

План работы МО включает: Проблемно – ориентированный анализ работы за учебный год Основные цели, задачи и направления непрерывного повышения квалификации педагогов План работы школьного методического объединения Протоколы заседаний МО Мониторинг профессиональных затруднений педагогов Диагностику участия школьников в творческих конкурсах и смотрах Диагностику качества образования и использования новых педагогических технологий Диагностику уровня подготовленности учителя к работе над единой методической темой Банк данных педагогических работников Банк данных по темам самообразования

Работа МО включает: Изучение теоретического аспекта преподаваемого предмета. Изучение и выполнение нормативных документов. Знакомство с актуальным педагогическим опытом и внедрение его в деятельность учителей. Подготовку и проведение предметных недель. Подготовку и проведение семинаров и конференций. Подготовку школьников к участию в проектно – исследовательской деятельности, олимпиадах, конкурсах. Посещение учебных и внеурочных занятий, элективных курсов. Изучение новых педагогических технологий.

Формы организации самообразования Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя: научно-исследовательскую работу по определенной проблеме; посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы; участие в педагогических советах, научно-методических объединениях; посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания; теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.

Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей. Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности: использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов; самостоятельное создание сетевого учебного содержания; освоение информационных концепций, знаний и навыков; наблюдение за деятельностью участников сообщества. Главные преимущества этой формы самообразования: обмен опытом осуществляется между учителями-практиками; методическая помощь является персональной и адресной; попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.

Технология организации самообразования педагогов 1 й этап – диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу, анализ затруднений, постановку проблемы, изучение психолого- педагогической и методической литературы по выбранной проблеме, планирование и прогнозирование результатов. На этом этапе могут помочь анкеты "Оценка уровня готовности педагога к развитию" 2 й этап – практический, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.

Технология организации самообразования педагогов 3 й этап – обобщающий. Происходит подведение итогов, оформление результатов по теме, презентация материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов. 4 й этап – внедренческий, на котором педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением.

Этапы работы над темой самообразования этапы Выступления по теме самообразования 1-й год Определение темы, знакомство с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в муниципалитете, регионе, стране; сбор библиографии по данной теме; постановка целей и задач Выступление с сообщением на МО 2-й год Выбор теоретического материала, практических методов; формирование научной основы будущей работы Выступление с докладом на педсовете 3-й год Адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (классу, предмету); апробирование на практике выбранных методов; мониторинг, анкетирование Выступление на районном МО, семинаре

Этапы работы над темой самообразования 4 – й год Создание собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал; апробация, коррекция, отслеживание результативности, рекомендации Выступление на районной (городской) конференциях, открытые уроки 5 – й год Систематизация материала по теме, обобщение, оформление в виде творческой работы Выступления на конференциях, мастер – классы для педагогов

Работа по теме самообразования Учитель должен знать –историю возникновения технологии, по которой работает; –теоретическое обоснование новых результатов; –проблемы, которые могут быть решены с помощью данной технологии; –результаты, которые могут быть получены после ее применения на практике; –методы и приемы, использующиеся в данной технологии; –методы и приемы работы учащихся; –этапы освоения технологии учителем и учащимися.

Работа по теме самообразования Учитель должен уметь разработать: –модифицированный вариант учебной программы; –календарно – тематическое планирование; –планы различных типов уроков, предусмотренных новой технологией, учебные модули и раздаточный материал к ним; –содержание учебных проектов; –задания для учеников к учебным проектам; –новые тексты разноуровневых заданий для рубежного и итогового контроля, тестовые контрольные задания и др.

Работа по теме самообразования Учитель должен уметь применять на практике: –методы и приемы новой технологии; –проводить учебные занятия различных типов; –анализировать занятия и вскрывать недостатки; –обучать учащихся новым приемам учебной деятельности; –проводить самоанализ; –оценивать результативность использования новой технологии, применяя методы педагогической диагностики; –осуществлять контроль за самостоятельной работой учащихся и др.

Индивидуальный творческий план учителя В индивидуальном плане должны найти отражение следующие аспекты: обоснование выбранной темы; цели и задачи профессионального развития; варианты распределения времени на изучение психолого- педагогической и методической литературы; разработка программно-методического обеспечения учебно- воспитательного процесса; получение консультаций; обсуждение возникших проблем с коллегами; взаимопосещение уроков; работа по апробации полученных знаний на практике; участие в системе школьной методической работы; самообобщение результатов работы; передача собственного опыта коллегам и др.

Работа по реализации плана консультативная помощь; коррекция и изменение плана, предусматривающая новые способы достижения запланированного; анализ, оценка и самооценка эффективности выполненной работы; обобщение и оформление материалов в методическую копилку школы

Памятка для учителя по самоанализу урока -Каково место данного урока в системе уроков по теме? В чем специфика урока? Тип урока? -Какие задачи решались на уроке: образовательные, воспитательные, развивающие? Была ли обеспечена их комплексность, взаимосвязь? -Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? -Рационально ли было выделено время для опроса, изучения нового, закрепления? Логичны ли связи между этапами урока? Рационально ли было распределено время на уроке? -На каком содержании делается главный акцент на уроке и почему? Выделено ли было главное? -Какое сочетание методов обучения было выбрано для раскрытия нового материала? Дайте обоснование выбора методов обучения. -Как осуществлялся дифференцированный подход на уроке? -Как был организован контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами проводился? Почему? -Как использовался на уроке учебный кабинет? Использование средств обучения. -За счет чего обеспечивалась работоспособность учащихся? -Были ли использованы воспитательные и стимулирующие функции отметки? -Проводилась ли рефлексия? -Удалось ли полностью реализовать поставленные цели, если нет, то почему? Как планируется выполнить нереализованное?

Памятка для учителя по самоанализу урока (системно-деятельностный подход) Ориентация на достижение цели – развитие личности учащихся на основе УУД; Ориентация на решение поставленных задач: образовательных, воспитательных, развивающих; Использование современных образовательных технологий деятельностного типа (проблемно – диалогическая, мини – исследование, проектная деятельность, специально – выстроенный диалог, работа в малых группах, парах и т.п.); Как структура урока влияет на формирование мотивов деятельности учащихся; На каком содержании делается главный акцент на уроке и почему?; Используются ли на уроке знаково – символические действия? В каких формах и какими методами проводится контроль усвоения УУД? Какие средства обучения используются на уроке? Полнота реализации поставленных целей и задач.

Диагностика уровня готовности педагога к развитию Анкета "Выявление способности учителя к саморазвитию" Инструкция. Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, напротив каждого утверждения балл: 5 – если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению; 4 – скорее соответствует, чем нет; 3 – и да, и нет; 2 – скорее не соответствует; 1 – не соответствует. Обработка результатов Подсчитайте общую сумму баллов. 55 и более баллов – Вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии. 36–54 балла – у Вас нет сложившейся системы саморазвития, ориентация на развитие сильно зависит от условий. 15–35 баллов – Вы находитесь в стадии остановившегося развития. УтверждениеБаллы Я стремлюсь изучить себя Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними делами Препятствия стимулируют мою активность Я ищу обратную связь, т. к. это помогает мне узнать и оценить себя Я рефлексирую свою деятельность Я анализирую свои чувства и опыт Я много читаю Я активно дискутирую по интересующим меня вопросам Я верю в свои возможности

Я стремлюсь быть открытым человеком Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты Я получаю удовольствие от освоения нового Возрастающая ответственность не пугает меня Я положительно отнесся бы к продвижению по службе

Типичные ошибки при организации МР Отсутствие анализа проблем в организации МР в целом и в работе МО в частности; Отсутствие мониторинга и анализа профессиональных затруднений и потребностей педагогов как на уровне руководителей МО, так и на уровне руководителей ОУ; Недостаточно полно представлена нормативно – правовая база, регламентирующая МР; В ВШК недостаточно представлены материалы по контролю за организацией и содержанием МР; Материалы педагогических советов, методических совещаний недостаточно отражают деятельность администрации школы по организации работы с педагогическими кадрами; Руководители ОУ не контролируют работу по повышению профессиональной компетентности учителей, в частности работу по самообразованию.

Благодарю за внимание