Отдача на образование в российских регионах Совместный научный семинар ЦеТИ, ЛИРТ и ИРО НИУ ВШЭ, 28 сентября 2010 г. Алексей Ощепков (ЦеТИ НИУ ВШЭ)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
К.э.н., доцент Гвоздева Галина Петровна РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФГБУН Институт экономики и организации промышленного производства.
Advertisements

Экономика образования: Оплата труда школьных учителей.
НЕРАВЕНСТВО ЗАРАБОТКОВ: ФАКТОР НЕФОРМАЛЬНОСТИ ( ГГ.) Лукьянова А.Л. Центр трудовых исследований НИУ-ВШЭ Семинар ЛИРТ-ЦеТИ ВШЭ,
ЭВОЛЮЦИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ Евгения Коломак ИЭОПП СО РАН Международная научная конференция.
«Мониторинг и анализ структуры предложения рабочей силы» Водопьянова Е.А. Эксперт проекта Основные практические результаты 1-го этапа (2009 год)
Материнство и заработная плата: почему женщины с детьми зарабатывают меньше?
КАК ПОВЫСИТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИИ И РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ И.Н. Баранов Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургский университет.
Теория статистики Корреляционно-регрессионный анализ: статистическое моделирование зависимостей Часть 1. 1.
Анализ кадрового потенциала, оплаты труда и материально - технической базы учреждений культуры и искусства С.Ю. Горбарец – Начальник Управления заработной.
Структура зарплаты профессора: преподавать, исследовать, управлять? Семинар 6.
Аналитика показателей развития малого и среднего бизнеса в СЗФО и его государственной поддержки в регионах в рамках проекта ТАСИС Баденко Александр Львович.
Employment Trendswww.ilo.org/trends Решение Задач Тысячелетия Индикаторы Трудоустройства Населения Тео Шарребум Тенденции Изменения Занятости Международная.
Социально-экономическая мобильность и стратификация российских домохозяйств Исполнители: Колотова Е.В. (ГУ-ВШЭ) Рыбина Е.Г. (МГУ) Селезнева Е.В. (ГУ-ВШЭ)
Навыки вместо диплома Сергей Рощин, Павел Травкин, Инна МальцеваНИУ-ВШЭ Васильев К.Б., Каху Пол, Нэллеманн Сорен Всемирный банк Доклад по России представляется.
Дифференциация доходов и образование в России Я.Рощина Саратов, 2004 Информация к размышлению.
Изучение трудовой мобильности женщин с маленькими детьми в России Колотова Е. В., Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики.
ФАКТОРЫ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УРОВЕНЬ ДОСТУПНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕЛИВЕРСТОВА ИРИНА ВАЛЕРИЕВНА.
Проблемы создания единой валютной зоны на территории СНГ Институт Экономики Переходного Периода 2004 С. Дробышевский Д. Полевой П. Трунин.
Магистратура: формирование нового сигнала на российских рынке труда и рынке образования Рощин С.Ю., Рощина Я.М. НИУ ВШЭ Санкт-Петербург, 10 апреля 2015.
Бедность. Бедность считается одной из наиболее острых социальных проблем современного общества.
Транксрипт:

Отдача на образование в российских регионах Совместный научный семинар ЦеТИ, ЛИРТ и ИРО НИУ ВШЭ, 28 сентября 2010 г. Алексей Ощепков (ЦеТИ НИУ ВШЭ)

Оценивание отдачи на образование Оценивание отдачи на образование является одной из наиболее популярных тем в экономике труда. Сотни опубликованных работ представляют оценки для разных стран мира (см. обзор Psacharopulos-Patrinos (2004)) Теоретическая основа: теория человеческого капитала. Образование - инвестиционное благо. Mincer (1974) (основываясь на работах Becker(1964), Becker-Chiswick (1966) и Ben Porath (1967)): Ln(W)=Ln(W 0 )+ r *S+ γ1*exp+γ2*exp 2 +ε, S-число лет образования; exp –трудовой стаж; ε – ошибка [E(ε|s,exp)=0]. Расширенное минцеровское уравнение: Ln(W)=Ln(W 0 )+rS+ γ1*exp+γ2*exp 2 +γ3*X+ε, X-включает пол, отрасли и другие характеристики.

Предпосылки и реальность Абстрагирование от пространства: имплицитная предпосылка об едином национальном рынке труда Оценка единого для всей страны («общестранового») уровня отдачи на образование НО: растет число свидетельств того, что отдача на образование существенно различается по регионам внутри стран (например, США: Hanushek (1981), Beeson (1991), Black et al. (2009); Великобритания: O'Leary-Sloane (2008); Испания: Casado-Lillo (2005); Португалия: Vieira et al. (2006); Швеция: Backman-Bjerke (2009); Чехия: Jurajda (2004); Бразилия: Behrman-Birdsall (1984)).

Мотивация исследования Ограничения стандартного подхода: Упрощение действительности: усреднение: в одних регионах уровень отдачи может достигать уровня развивающихся стран, а в других регионах сопоставим с уровнем развитых стран высокий уровень отдачи на образование в стране в целом не гарантирует того, что производить инвестиции в образование одинаково выгодно во всех регионах Методологические недостатки: при оценке общестрановой отдачи на образование могут соотноситься ЗП работников, принадлежащих к практически не пересекающимся региональным рынкам возможная несостоятельность общестрановой оценки меньшая объясняющая способность уравнения ЗП Все это определяет интерес к анализу отдачи на образование не только на уровне страны в целом, но и на региональном уровне.

Российская специфика Оценка отдачи на образование является темой многих работ не только в развитых странах, но и в переходных экономиках (см., обзор Flabbi et al., (2008)). Существует уже немало исследований, оценивающих отдачу на образование и в России (напр., Gorodnichenko and Sabirianova Peter, 2005; Benitez-Silva and Cheidvasser, 2007; Денисова и Карцева, 2007; Капелюшников и Лукьянова, 2009; Лукьянова, 2010). Во всех работах оценивается отдача на образование на уровне страны в целом. Можно ожидать, что отмеченные выше ограничения общестрановых оценок в российском случае будут проявляться еще сильней, чем в других странах: - Очень неравномерное социально-экономического развития регионов; - Чрезвычайно сильная гетерогенность локальных рынков труда (огромные различия в уровнях и структуре занятости, уровнях безработицы и ЗП); - Сильные различия в издержках проживания и условиях проживания

Цели и задачи работы Мы анализируем отдачу на образование в России на региональном уровне В фокусе анализа находится отдача на высшее образование (ВО), базовым уровнем образования выступает среднее общее образование (СО) ВО принимается в качестве ключевой составляющей человеческого капитала Связан ли мощный рост спроса на ВО с отдачей на ВО на региональном уровне? Исследование состоит из двух этапов: 1) Оценка отдачи на высшее образование для всех регионов- субъектов Российской Федерации (на основе расширенного минцеровского уравнения). 2) Интерпретация/объяснение региональной вариации в отдачах.

Существующая литература 1 работа по России (Benitez-Silva and Cheidvasser (2007), используя расширенное минцеровское уравнение, на данных РМЭЗ оценивают отдачу на год образования по 7 ФО и отдельно по Москве и Санкт-Петербургу. Именно в них оказалась самая низкая отдача на образование (менее 1%). Среди ФО наибольший уровень отдачи наблюдался в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке (более 7%). Наименьший уровень отдачи наблюдался в регионах ЦФО. Результаты представлены без каких-либо интерпретаций и объяснений. Вместе по всем странам с переходной экономикой только 2 опубликованные работы (Jurajda (2004) по Чехии). По другим странам - лишь 4 опубликованные работы, исследующие территориальные различия в отдачах на образование (Hanushek, 1981; Behrman and Birdsall, 1984; Beeson, 1991; Black et al., 2009).

Данные Одна из основных причин небольшого количества исследований – это недостаток необходимых микро-данных. В России: ОНПЗ не дает информацию о заработных платах и доходах; РМЭЗ - регионально нерепрезентативны; НОБУС - репрезентативны не для всех российских регионов и уже устарели. Мы используем уникальные данные Обследования заработной платы по профессиям (ОЗПП) за 2005 и 2007 гг.: микро-данные с предприятий, выборка формируется на уровне каждого региона исходя из списка предприятий, которые отчитываются перед Росстатом; в выборку обследования входят КиСП (>15 чел.) всех отраслей экономики кроме гос. управления, финансов, рыболовства, сельского и лесного хозяйства; выборка покрывает порядка 80% занятости на всех КиСП охваченных секторов; N примерно = 700 тыс. работников; Среднее количество наблюдений в регионе составляет примерно 9500 при минимуме около 1500 работников.

Этап 1: оценивание отдачи на образование Оценка уравнения по каждому региону: Ln (W)= α + β*Education + γ*X + ε Ln (W i ) – (лог) ЗП работника i; Education –уровень образования работника (6 уровней образования: высшее и послевузовское, неполное высшее, среднее профессиональное, среднее общее, начальное профессиональное и начальное и ниже); X – набор контрольных переменных (общий трудовой стаж, стаж в квадрате, пол, отрасль, размер предприятия, форма собственности, часы работы); α, β и γ – коэффициенты; ε – ошибка. Трудности с интерпретацией коэффициента как отдачи на образование (Chiswick (1997), Heckman et al., (2003)) Дополнительная трудность вследствие межрегиональной миграции Интерпретация β не в качестве отдачи на образование как таковой, а в качестве «премии» на образование. Это то преимущество в оплате труда, которое получают работники за счет более высокого уровня образования

Оценки отдачи на ВО по российским регионам

Скорректированные оценки Только в четырех регионах (включая Москву) абсолютное значение смещения составляет более 5% от исходного коэффициента. ~150% ~60%

РаботаСтрана и годРазницаПримечание Black et al., (2009)США, уровень MSA, 2000 г. 60 п.п. отдача на степень бакалавра и выше (16 и более лет обучения) по сравнению с дипломом средней школы (12 лет) Sanford (2006)США, уровень штатов, 1990 и 2000 гг. менее 40 п.п. отдача на степень бакалавра и выше (16 и более лет обучения) по сравнению с дипломом средней школы (12 лет) Dahl (2002)США, уровень штатов, 1990 г. 30 п.п. Белые мужчины, лет Beeson (1991)США, уровень MSA, 1980 г. 4 п.п. Отдача на дополнительный год Jurajda (2004)Чехия, уровень NUTS-4 50 п.п. Отдача на колледж в сравнении со средней школой Benitez-Silva and Cheidvasser (2007) Россия, уровень ФО, ,5 п.п. Отдача на дополнительный год Данная работаРоссия, уровень субъектов, 2007 г. 90 п.п. Отдача на ВО по сравнению с СО Таблица 1. Межрегиональные различия в отдачах на ВО в некоторых странах

Премия на ВО (в % к СО) в российских регионах, ОЗПП, 2007г.

Премия на ВО (% к СО) в регионах, гг Премия на ВО (% к СО) в регионах, гг.

Этап 2: анализ факторов региональных различий в отдачах на ВО Этап 1: Ln (W ij )= α j + β j *Education i + γ*X i + ε i (1) Этап 2: β j = β 0 + φ b *R j + ξ b j (2) Лишь 2 работы (Beeson, 1991 и Black et al.,2009) моделируют (теоретически и эмпирически) региональную вариацию в отдачах. Обе - в рамках теории компенсирующих различий. Компенсирующий механизм на региональных рынках труда (Roback,1982) Этот механизм неодинаково воздействует на разные группы работников. В результате они могут получать разный уровень компенсации за проживание в одних и тех же условиях, что означает наличие различий в относительной заработной плате. Почему: 1) Различия в склонности «платить» (из-за разницы в предпочтениях или уровнях доходов). 2) Различия в мобильности.

Теория компенсирующих различий в российском случае В ряде работ было показано, что региональные различия в оплате труда в России имеют компенсирующий характер (Вerger et al., 2003, 2008; Bignebat, 2005; Ощепков, 2007,2009) Выполняется для отдельных подгрупп работников (Ощепков, 2007, 2009). Работники с ВО и СО: оценки коэффициентов при всех региональных характеристиках имели одинаковый знак и статистически не различались. Исключение: Ожидаемая продолжительность жизни (у работников с ВО примерно на 25% выше) Уровень региональной безработицы (значим для работников с ВО, не значим для работников с СО) Таким образом, есть основания предполагать, что в российском случае объяснение в рамках теории компенсирующих различий применимо. Мы используем региональные характеристики, предложенные в предшествующих работах.

Зависимая переменная: отдача на ВО (лог оценки β) Ожидаемая продолжительность жизни (лог) -0,842**-1,334***-1,044***-0,989***-1,011*** Общий уровень безработицы (лог) 0,010**0,129***0,114*** Уровень безработицы ВО (лог) -0,014-0,017 Уровень безработицы СО (лог) 0,138***0,147*** Контроль шока: изменение (лог) уровня безработицы ВО -0,002 Контроль шока: изменение (лог) уровня безработицы СО -0,077 Дамми 2007 г 0,0310,021 Константа 2,891**4,923***3,699***3,403***3,477*** R sq. adjusted 0,2070,3930,2980,3330,343 N Примечания: все спецификации оценивались МНК; *** значимость на 1% уровне; ** значимость на 5% уровне; * значимость на 10% уровне. Стандартные ошибки рассчитаны по методу Huber-White. Таблица 2. Связь между отдачами на ВО и характеристиками регионов

Зависимая переменная: отдача на ВО (лог оценки β) OLSMedianJacknifeRE Ожидаемая продолжительность жизни (лог) -1,066***-0,478**-0,989***-0,806*** Уровень безработицы ВО (лог) -0,005-0,018-0,0140,010 Уровень безработицы СО (лог) 0,133***0,170***0,138***0,107*** Дамми для 2007 г 0,026-0,0080,0210,014 Константа 3,724***1.213,403***2,684** R-sq., pseudo R-sq или X-sq 0,2930,1920,33348,75 N Примечания: Все оценки по гг. ***-значимость на 1% уроне; **-значимость на 5% уроне Таблица 3. Анализ робастности результатов.

Другие возможные характеристики регионов: -относительное количество работников с высшим образованием (соотношение числа работников с высшим и средним образованием в регионе). Переменная представляет собой относительный «запас» образованных работников в регионе, использовалась Black et al., 2009 для проверки наличия агломерационных эффектов. -уровень экономического развития региона. Проверка этой связи мотивирована межстрановыми сопоставлениями уровней отдачи на образование, указывающих на обратную связь между отдачей на образование и уровнем экономического развития страны (Psacharopulos and Patrinos, 2004) -доля занятых в общественном секторе. (Gelb et al., (1992), Assad (1994) – в развивающихся странах государственном сектор предлагает работникам с высшим образованием более высокий уровень заработных плат; Owen and Yu (2003) – положительная связь между отдачей на ВО и долей занятых в общественном секторе)

Отдача на ВО и доля занятых (%) в общ.секторе, 2007

Зависимая переменная: отдача на ВО (лог оценки β) Ожидаемая продолжительность жизни (лог) -0,914***-0,985***-0,822***-0,679*** Уровень безработицы ВО (лог) -0,019-0,012-0,019-0,018 Уровень безработицы СО (лог) 0,139***0,138***0,111***0,110*** Дамми 2007 г 0,0220,02-0,001-0,005 Количество ВО/СО (лог) -0,035-0,047 ВРП на душу (лог) 0,0050,019 Доля занятых в общественном секторе (лог) 0,107*0,124** Константа 3,094***3,324***2,439**1,573 R squared adjusted 0,3400,3340,3480,360 N 158 Примечания: все спецификации оценивались МНК; *** значимость на 1% уровне; ** значимость на 5% уровне; * значимость на 10% уровне. Стандартные ошибки рассчитаны по методу Huber-White. Таблица 4. Анализ робастности результатов-2.

Результаты и выводы Отдача на ВО сильно различается по регионам России, разница между макс и мин. составляет около 90 п.п.(!). Большие различия наблюдаются даже среди регионов внутри ФО. За гг. положение регионов и общий масштаб различий поменялись слабо. Таким образом, феномен различий в отдачах не является краткосрочным. Ограниченность стандартного подхода к оцениванию отдачи на образование. Подтверждение ожиданий теории компенсирующих различий: в регионах с более высокой ожидаемой продолжительностью жизни наблюдается более низкий уровень отдачи на высшее образование. Удалось объяснить примерно треть вариации. Другие факторы? - Относительное количество занятых с ВО -нет - Уровень экономического развития - нет - Доля занятых в общественном секторе - да