Современные тенденции развития образования 1. «Необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ключевые направления Обновление образовательных стандартов Развитие учительского потенциала Поддержка талантливых детей Развитие школьной инфраструктуры.
Advertisements

В 2009 году начала работать национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», нацеленная на инвестиции в человеческий капитал страны через вложения.
Федеральный проект «Наша новая школа» УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА (что предстоит сделать)
Государственная политика в сфере образования на современном этапе.
Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»
Государственная политика в области образования Государственная политика в области образования.
«Наша новая школа» Национальная образовательная инициатива.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Стратегические цели Правительства РФ в Федеральной программе развития образования на 2011 – 2015 г.г. Буйлова М.М., учитель истории ГБОУ СОШ 402.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Обсуждение проекта © Патрина Е.А., 2009 г.
«Актуальные задачи современной модели образования»
Подготовили учителя ВСШ 4 Н.В. Баженова О.В. Казакова Е.В. Краснова.
Характеристика и структура национальной системы образования.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
Приоритетные направления развития инновационной инфраструктуры в сфере образования: проектное задание сети А.И. Адамский, научный руководитель АНО «Институт.
5 пунктов президентской инициативы 1. Возможность уже в школе раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой.
1 Проблемные вопросы инициативы «Наша новая школа» Москва, январь 2009.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
Итоги реализации президентской инициативы Наша новая школа и проекта модернизации в Шегарском районе в г.г.
Стратегическая цель : обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития.
Транксрипт:

Современные тенденции развития образования 1

«Необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны…»(Концепция долгосрочного социальноэкономического развития РФ на период до 2020г) 2

Документы, определяющие стратегию развития российского образования: Концепция развития РФ до 2020 г. Конституция РФ Закон РФ «Об образовании» Федеральная целевая программа развития образования на гг. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования; Образовательная инициатива «Наша новая школа» 3

Стратегическая цель государственной политики в области образования повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. 4

Задачи: 1.обеспечение инновационного характера базового образования: обновление структуры сети ОУ в соответствии с задачами инновационного развития; обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений; развитие вариативности образовательных программ; обновление механизмов финансирования ОУ в соответствии с задачами инновационного развития; обеспечение увеличения оплаты труда работникам ОУ в зависимости от качества и результатов их труда до уровня, сопоставимого с уровнем оплаты труда в сфере экономики и выше его. 5

2. модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития: создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения; создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья; создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи; создание инфраструктуры социальной мобильности обучающихся; развитие финансовых инструментов социальной мобильности, включая образовательные кредиты. 6

3. создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров : создание системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций; создание системы поддержки потребителей услуг непрерывного профессионального образования, поддержка корпоративных программ подготовки и переподготовки профессиональных кадров; создание системы поддержки организаций, предоставляющих качественные услуги непрерывного профессионального образования; формирование системы непрерывного образования военнослужащих, включая переподготовку при завершении военной службы. 7

4.формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях путем создания: прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление и достоверность информации; условий для привлечения иностранных студентов в российские образовательные учреждения; прозрачной, объективной системы оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования; механизмов участия потребителей и общественных институтов в осуществлении контроля и проведении оценки качества образования. 8

Статья 43 Конституции РФ ( , с изм ) 1. Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных ОУ и на предприятиях. 3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном ОУ и на предприятии. 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. 5. РФ устанавливает ФГОС, поддерживает различные формы образования и самообразования. 9

Закон «Об образовании» Статья 1. Государственная политика в области образования 1. Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной. 2. Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования. (в ред. Федерального закона от N 122ФЗ) 10

Статья 2. Принципы государственной политики в области образования Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: 1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; 2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; 11

3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; 4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; 5) свобода и плюрализм в образовании; 6) демократический, государственнообщественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений. 12

Федеральная целевая программа развития образования на годы Цель: обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития РФ. Задачи: модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития; приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда; развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг. 13

В результате выполнения Программы в системе образования будут обеспечены: -создание и внедрение новых познавательных программ на всех уровнях системы образования; -развитие существующих аппаратно-программных средств; -внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения; -внедрение процедур независимой оценки деятельности образовательных учреждений и процессов; -создание ресурсов и программ для одаренных детей. 14

Проблемы, требующие решения: невключенность значительной части ОУ в процессы инновационного развития, а также в информационное пространство российского общества; недостаточное использование современных образовательных технологий; низкую динамику кадрового обновления в системе образования; крайне неоднородный охват граждан дошкольным, дополнительным и непрерывным образованием в различных субъектах РФ; 15

отсутствие действенных механизмов продвижения отечественного образования за рубежом; отсутствие конкурентных механизмов и обратной связи между производителями и потребителями образовательных услуг, обеспечивающих эффективное функционирование системы оценки качества образования. 16

В ходе реализации Программы сформируется вектор на инновационное развитие образования. Обеспечено внедрение и поддержка механизмов государственно-частного партнерства, обеспечивающих эффективное финансирование образования; внедрение и поддержка механизмов и моделей хозяйственной самостоятельности ОУ. 17

Мероприятия Программы Для решения 1 задачи «Модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития»: -достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»; -распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей. 18

19 Будут распространены: современные модели доступного и качественного дошкольного и общего образования; модели региональных и муниципальных образовательных систем, обеспечивающие государственно-общественный характер управления образованием.

Будут созданы стажировочные площадки для тиражирования опыта и повышения квалификации педагогических и руководящих работников системы образования, ориентированные на удовлетворение образовательных потребностей городского и сельского населения. 20

Повышение квалификации педагогических и руководящих работников системы образования будет включать повышение квалификации специалистов для реализации ФГОС общего образования и предполагать внедрение персонифицированных моделей повышения квалификации. 21

В рамках мероприятия «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей» во всех субъектах Российской Федерации будут распространены следующие интегрированные модели общего и дополнительного образования: инновационные воспитательные модели, обеспечивающие формирование гражданской идентичности обучающихся в условиях поликультурного и поликонфессионального общества. 22

современные образовательные и организационно-правовые модели, обеспечивающие успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов; современные образовательные и организационно-правовые модели, обеспечивающие успешную социализацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; модели организации системы отдыха, оздоровления и временной занятости детей; 23

модели развития техносферы деятельности учреждений дополнительного образования детей исследовательской, инженерной, технической, конструкторской направленности; модели формирования культуры безопасного образа жизни, развития системы психолого- педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся. 24

Будут созданы стажировочные площадки для повышения квалификации управленческих кадров и специалистов, обеспечивающих распространение указанных выше моделей успешной социализации детей, а также для подготовки и повышения квалификации педагогических, медицинских работников и вспомогательного персонала для сопровождения обучения детей-инвалидов. 25

Мероприятие предусматривает: развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений, в том числе в регионах с ярко выраженной региональной, этнокультурной составляющей, а также обеспечивающих совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья; создание центров поддержки одаренных детей при крупных университетах и дистанционных школ при национальных исследовательских университетах; 26

создание единой федеральной базы данных победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников, олимпиад школьников, мероприятий и конкурсов, по результатам которых присваиваются премии для поддержки талантливой молодежи; разработку и внедрение норматива подушевого финансирования на педагогическое сопровождение развития (образования) талантливых детей. 27

Для решения задачи «Развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг» будут проведены следующие мероприятия: -создание и внедрение независимой системы оценки результатов образования на всех уровнях системы образования; 28

-развитие системы оценки качества профессионального образования на основе создания и внедрения механизмов сертификации квалификаций специалистов и выпускников образовательных учреждений с учетом интеграции требований ФГОС и профессиональных стандартов; создание единой информационной системы сферы образования; -создание условий для развития и интеграции результатов государственной и общественной оценки деятельности образовательных учреждений, повышения эффективности общественно- профессиональной аккредитации образовательных программ. 29

Под общественно-профессиональной аккредитацией образовательных программ понимается аккредитация, которая проводится силами общественно- профессиональных объединений (организаций работодателей, профсоюзов, саморегулируемыми и иными общественными организациями). 30

В рамках мероприятия «Создание и внедрение независимой системы оценки результатов образования на всех уровнях системы образования» будут: разработана новая модель общероссийской системы оценки качества общего образования, охватывающая федеральный, региональный, муниципальный уровни, уровень образовательного учреждения, а также создан инструментарий ее реализации с обеспечением комплексного электронного мониторинга качества образования; 31

-созданы механизмы комплексной оценки академических достижений обучающегося, его компетенций и способностей. Для ступеней и уровней образования, обучение на которых не заканчивается выдачей документа государственного образца, указанные выше механизмы будут носить мониторинговый характер; -отработаны механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся при приеме в вузы. 32

В рамках мероприятия «Развитие системы оценки качества профессионального образования на основе создания и внедрения механизмов сертификации квалификаций специалистов и выпускников образовательных учреждений с учетом интеграции требований ФГОС и профессиональных стандартов» планируется: -создание сети экспертно-аналитических и сертификационных центров оценки и сертификации профессиональных квалификаций (далее - центры), в том числе ориентированная на стимулирование развития трудовой мобильности; 33

-обеспечение центров необходимыми технологиями и инструментарием; -проведение обучения персонала центров, апробация технологий и инструментария, мониторинг деятельности и аккредитация центров. 34

В рамках мероприятия «Создание единой информационной системы сферы образования» будет создана единая информационная система, агрегирующая данные о сфере образования, начиная с уровня учащегося. 35

Будут разработаны и реализованы механизмы обеспечения комплексного электронного мониторинга с использованием электронного паспорта общеобразовательных учреждений. Предусматриваются формирование и поддержка в актуальном состоянии банка данных электронных паспортов общеобразовательных учреждений, а также разработка и внедрение системы, обеспечивающей распределенное планирование, доведение и контроль достижения показателей реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». 36

Будут созданы условия для минимизации отчетности при одновременном повышении ответственности посредством внедрения электронного документооборота, развития системы открытого электронного мониторинга и обязательной публичной отчетности образовательных учреждений. 37

38 5 пунктов президентской инициативы 1. Возможность раскрыть способности, подготовиться к жизни. Обновленное содержание образования. Новое поколение образовательных стандартов 2. Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности 3. Система стимулов для лучших педагогов, постоянного повышения их квалификации, пополнения новым поколением учителей 4. Новые принципы работы школ, порядок их проектирования, строительства и формирования материально-технической базы. Находиться в школе должно быть комфортно 5. К каждому ученику – индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения

39 борьба с «ветхостью школ» Индивидуальные и здоровьесберегающие методики работы со школьниками повышение роли педагога расширенная работа с одаренными детьми Переход средней школы на новые стандарты образования

40

41 Образовательная программа Обязательные занятия Занятия по выбору учащихся кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия, занятия в творческих объединениях системы ДОД

42 ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ Основное образование Дополнительное образование Внеурочная деятельность Учебная деятельность Раскрытие и развитие потенциала каждого ребенка

43 содержание образования детско-взрослая общность Инфраструктура обеспечения образовательной деятельности статус учителя; культура управления преобразованиями Изменения в направлениях деятельности

44 Пространство совместно распределенной деятельности Пространство событийной общности Пространство рефлексирующего сознания Пространство субъект- субъектных отношений

45 Государственный статус учителя Новая система воспроизводства кадров Новая система подтверждения уровня профессионализма учителей Новая система требований к деятельности учителя 45

46

47 Инструменты и механизмы обновления школьного образования В ближайшие годы в рамках национального проекта в системе общего образования предстоит: продолжить практику поддержки лучших учителей и талантливой молодежи; развивать инструменты финансирования воспитательной деятельности, механизмы подушевого финансирования и новой системы оплаты труда; поддерживать практику использования современных информационных образовательных технологий в образовательных учреждениях;

48 стимулировать усилия и поддерживать инициативы регионов по развитию систем дошкольного образования, обеспечивающих равные стартовые условия прихода детей в школу; обеспечить доступ к получению общего образования детям-инвалидам; продолжить работу по обновлению современной школьной инфраструктуры, как решая частные задачи, например, совершенствования организации школьного питания, так и обеспечивая комплексное обновление условий реализации образовательных программ ;

49 разработать новые физкультурно-оздоровительные технологии и методику адаптивной физкультуры, основанные на индивидуализации параметров физических нагрузок и способствующие восстановлению нарушенного здоровья и формированию мотивации к занятиям физической культурой и спортом.

В ходе реализации Федеральной целевой программы развития образования, текущей деятельности федеральных органов управления образованием, органов управления образованием субъектов Российской Федерации, муниципалитетов, образовательной инициативы «Наша новая школа» предстоит разработать и внедрить: 1. В направлении обновления образовательных стандартов: новые требования к результатам освоения, структуре и условиям реализации основных образовательных программ; 50

систему оценки качества образования, включая оценку образовательных достижений как основу для перехода с одной ступени обучения на другую, добровольные механизмы оценки качества для разных групп образовательных учреждений, участие России в международных сопоставительных исследованиях качества образования, сопоставление качества образования в различных муниципалитетах, субъектах Российской Федерации. 51

2. В направлении поддержки талантливых детей: практику деятельности специализированных учреждений для одаренных ребят, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; систему мероприятий для поддержки общения, взаимодействия и дальнейшего развития одаренных в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности детей школьного возраста; обновленную практику деятельности летних (сезонных) профильных школ для самореализации и саморазвития учащихся; 52

модели дистанционного, заочного и очно- заочного образования учащихся; расширенную систему олимпиад, соревнований и иных творческих испытаний школьников; систему обеспечения и консультационно- методической поддержки профильного обучения, реализуемого в том числе посредством индивидуальных образовательных программ учащихся, сетевого взаимодействия образовательных учреждений. 53

3. В направлении развития учительского потенциала: практику привлечения в школы учителей, имеющих базовое непедагогическое образование; новые технологии организации и финансирования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, включая развитие служб консультационно-методического сопровождения и сертификации квалификаций с координацией их деятельности на федеральном уровне; модели использования современных информационных и коммуникационных технологий в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров; 54

практику сетевого взаимодействия, деятельности социальных сетей учителей, направленную на обновление содержания образования и взаимную методическую поддержку; новую модель аттестации педагогических и руководящих кадров системы общего образования, предполагающую обязательное периодическое подтверждение уровня квалификации. 55

4. В направлении развития школьной инфраструктуры: модельные методики нормативного подушевого финансирования и новой системы оплаты труда; практику деятельности школьных советов, обеспечивающих заинтересованное участие родителей и местного сообщества в управлении образовательными учреждениями; модели деятельности школ ступеней обучения, обеспечивающих специфику организации образовательного процесса для младших школьников, подростков и старших школьников; модели деятельности автономных учреждений общего образования. 56

5. В направлении обеспечения здоровья школьников: новые технологии и методики здоровьесберегающего обучения, обеспечивающие формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здорового образа жизни всех участников образовательного процесса; рекомендации по организации питания, спортивных занятий и медицинского обслуживания учащихся. 57

Т.о.современные тенденции развития образования определены процессами изменения основных парадигм восприятия мира: вместо относительной стабильности - перманентные изменения; географическая удаленность не является более препятствием для общения; локальные практики впитывают глобальные и, утрачивая свою самобытность, рождают новые поликультурные традиции; происходит виртуализация большинства сфер жизни и интеграция информационных пространств; экономика ориентируется на знания и информационные технологии. 58

Смена парадигмы «образование-обучение» парадигмой «образование-становление» Превращение знаний в основной общественный капитал Развитие концепции непрерывного образования Постепенное смещение приоритетов от прямого обучения к индивидуальному контакту с обучающимися – индивидуализация обучения 59

Диалогичность, которая проявляется в сосуществовании как различных подходов к преподаванию, так и самих методов преподавания, активизации процесса использования Интернет - технологий и других новых технологий в современном школьном образовании, интернационализация образования в соответствии со всемирными процессами глобализации Развитие дистанционного обучения 60

С уважением, ректор РИКУиО В.М. Бадмаев 61