Ресурсы муниципального образования Веприкова Елена Борисовна – к.э.н., директор и ведущий эксперт Дальневосточного центра социальных инноваций Семинар.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Компетенция местного самоуправления: Веприкова Елена Борисовна – к.э.н., директор и ведущий эксперт Дальневосточного центра социальных инноваций Семинар.
Advertisements

ПРОЕКТИРОВАНИЕ НПА ПО ВОПРОСУ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ. НПА ПО РЕШЕНИЮ ВОПРОСА МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ НПА по ВМЗ – это принятый представительным органом местного.
Правовые основы местного самоуправления и правовые рамки деятельности органов местного самоуправления Веприкова Е.Б. – директор и ведущий эксперт Дальневосточного.
"Бюджет для граждан" – один из инструментов реализации проекта "Открытое Правительство", который призван повысить открытость органов власти в отношении.
Местное самоуправление в системе публичной власти: Веприкова Елена Борисовна – к.э.н., директор и ведущий эксперт Дальневосточного центра социальных инноваций.
Формирование реестра ГМ услуг. Соблюдение требований к предоставлению государственных и муниципальных услуг. Способы и формы предоставления административных.
Принципы бюджетной системы Лекция 2. 1 Принцип единства бюджетной системы означает единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования.
1 ТЕМА 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СПК ПС ОМС СПК ПС ОМС.
Взаимодействие ОМСУ поселений с районами по вопросам местного значения, проблемы практики Л.И Максименко, май 2010.
1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМЫ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА. МЕЖМУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ,
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
А. Мальцев Основные направления и этапы современной муниципальной реформы, актуальные проблемы ее реализации.
"Бюджет для граждан" – один из инструментов реализации проекта "Открытое Правительство", который призван повысить открытость органов власти в отношении.
Правовые основы бюджетного процесса, установления расходных обязательств по вопросам местного значения, проблемы практики, пути решения Л.И.Максименко.
А. Н. Дерюгин Обеспечение вертикальной сбалансированности при межбюджетном регулировании Нижний Новгород 24 августа 2004 г.
О формировании и исполнении местного бюджета Комитет по финансам администрации Иркутского районного муниципального образования.
Об исполнении бюджета Чудовского муниципального района за 2014 год Бюджетный отдел комитета экономики и финансов Администрации Чудовского муниципального.
Муниципальные финансы как ресурс муниципального социально-экономического развития.
ИЗМЕНЕНИЯ ПЕРЕЧНЯ ВМЗ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЗ 136 И КРАЕВОГО ЗАКОНА 16 КОМПЕТЕНЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ.
Межрегиональный научно-практический семинар «Бюджетная реформа и развитие межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях» 30 сентября –
Транксрипт:

Ресурсы муниципального образования Веприкова Елена Борисовна – к.э.н., директор и ведущий эксперт Дальневосточного центра социальных инноваций Семинар для вновь избранных должностных лиц органов местного самоуправления муниципальных образований Хабаровского края

Для решения своих задач (реализации компетенции) муниципальное образование может использовать различные ресурсы Внутренние ресурсы – это возможности существующие в самом муниципальном образовании Внешние ресурсы – это возможности существующие вне муниципального образования, которые могут быть привлечены им для решения своих задач

Внутренние ресурсы

правовой экономическийорганизационный Ресурсы населения

Правовой ресурс Муниципальное образование может принимать НПА, то есть принимать обязательные для исполнения решения - общеобязательные правила (побуждающие к определенному поведению или запрещающие его) и добиваться исполнения данных решений опираясь на принудительную силу государства.

Сложности использования правового ресурса муниципалитетами Требует принятие официального документа – НПА (принимаются решением референдума или решением представительного органа по вопросам местного значения в рамках действующего законодательства) Необходимо предусмотреть механизм реализации для принятых норм Побудить органы государственной власти к применению санкций

Экономический ресурс Бюджет муниципального образования Муниципальное имущество (в том числе, земля, муниципальные учреждения и организации)

Бюджет муниципального образования (ФЗ 131, бюджетный кодекс РФ, Положение о бюджетном процессе (муниципальный НПА) Доходы местного бюджета: Собственные доходы (включая субсидии из бюджетов других уровней) Субвенции на исполнение отдельных переданных государственных полномочий Расходы местного бюджета: На решение ВМЗ – расходные обязательства (НПА по решению ВМЗ) На исполнение государственных полномочий – в объеме переданных субвенций На содержание органов МСУ Иные расходные обязательства (программы развития, реализация прав, межмуниципальное сотрудничество и пр.)

Собственные доходы (ст. 55) 1) средства самообложения граждан в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона; 2) доходы от местных налогов и сборов в соответствии со статьей 57 настоящего Федерального закона; 3) доходы от региональных налогов и сборов в соответствии со статьей 58 настоящего Федерального закона; 4) доходы от федеральных налогов и сборов в соответствии со статьей 59 настоящего Федерального закона; 5) безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, субсидии и иные межбюджетные трансферты, предоставляемые в соответствии со статьей 62 настоящего Федерального закона, и другие безвозмездные поступления; 6) доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности; 7) часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и казенными муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов; 8) штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления; 9) добровольные пожертвования; 10) иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления.

Местные налоги Земельный налог Налог на имущество физических лиц

Отчисления от федеральных и региональных налогов Федеральные налоги: Налог на доходы физических лиц: 20% - муниципальный район 10% - поселения межселенные территории – 30% в муниципальный район Единый сельскохозяйственный налог: 35% - муниципальный район 35%- поселения межселенные территории - 70% в бюджет района Региональные налоги: Налог на совокупный доход («упрощенка») по 27% в бюджет муниципальных образований Транспортный налог – 50% в соответствующие бюджеты Единый налог на вмененный доход – 100% в бюджет поселения

Трансферты Дотации из регионального уровня финансовой поддержки поселений, муниципальных районов и городских округов – выравнивание бюджетной обеспеченности Субсидии из региональных фондов государственной поддержки ст. 62 (если они созданы): Фонд муниципального развития: долевое финансирование инвестиционных программ; со-финансирование проектов развития муниципальной инфраструктуры. Фонд со-финансирования социальных расходов: Со-финансирование приоритетных социальных расходов муниципалитетов Иные целевые субсидии, в соответствии с региональной и федеральной политикой поддержки местного самоуправления (в том числе, государственные гранты): Реформирование муниципальных финансов; Реформирование ЖКХ и ликвидация ветхого и аварийного жилья Реализация административной реформы

Статья 50. Муниципальное имущество Содержит исчерпывающий перечень имущества, которое может находиться в собственности муниципалитетов – имущество необходимое для решения вопросов местного значения. Имущество, по целевому назначению не соответствующее указанному перечню должно быть: перепрофилировано приватизировано

Сложности использования данного ресурса Количественные ограничения (несоответствие доходных источников и требуемых расходов на реализацию полномочий) Множество процедурных ограничений при использовании (жесткие регламентации ) Для муниципального имущества много обременений

Организационный (административный ресурс) Наличие подведомственных структур и специалистов Получение поддержки от хозяйствующих субъектов Мобилизация жителей, их привлечение к решению вопросов местного значения

Ограничения использования ресурса Возрастающая регламентация деятельности снижает возможности прямого «ручного» управления Неэффективен при стабильной ситуации (дает неплохой результат только в критических ситуациях) Субъективен: зависит от личных качеств должностных лиц местного самоуправления и психологического климата в муниципалитете, активности жителей

Ресурсы населения Личный трудовой вклад (добровольчество/волонтерство) Использование материальных и финансовых средств жителей для решения конкретных задач (при условии высокой заинтересованности) Возможность привлекать дополнительные «внешние» ресурсы (финансовые, материальные, информационные, организационные и пр.) Интеллектуальные ресурсы (обратная связь, предложения, проекты решения, экспертиза, оценка и пр.)

Сложности использования данного ресурса Требует доверия жителей к органам МСУ Зависит от мотивации жителей к решению конкретной задачи Носит импульсный характер Требует других форм, процедур, стимулов чем работа самих органов МСУ Требует специальных знаний, терпения, опыта и таланта в организации работы с жителями Эмоционально заряженная деятельность

Использование внутренних ресурсов муниципального образования Ресурсы могут частично взаимно заменяться Все ресурсы ограничены (кроме ресурсов населения) Зависит от конкретного вопроса местного значения От способности органов местного самоуправления к использованию ресурса

Внешние ресурсы

Инвестиции Межмуниципальное сотрудничество Государственная поддержка Благотворительные средства

Привлечение инвестиций Для органов МСУ это возможность расширения собственных ресурсов (дополнительные налоги, рабочие места, решение отдельных задач) Обусловлено наличием экономического интереса у инвестора к вложению средств на данной территории (ресурсы, рынки, условия деятельности)

Создание благоприятных условий (в сравнении с другими площадками) Условия для инвесторов (все, что снижает риски и затраты): доступность информации необходимой для оценки перспектив инвестиции; простота и незатратность процедур, осуществляемых органами МСУ; политическая стабильность и благоприятный климат для предпринимательства

Благотворительные средства Для органов МСУ это возможность получить дополнительную поддержку (социальных проектов, решения наиболее острых проблем) не мотивированную экономической выгодой Привлечение благотворительных средства обуславливается: Наличием благотворительных проектов; Целями благотворителей; Активностью потенциального получателя средств, его способностью выстроить работу с донорами

Привлечение благотворительных средств Информированностью об актуальных благотворительных проектах Активностью соискателя, его способностью соответствовать условиям донора, гибкостью Доступность информации о муниципальном образовании для принятия решения Благодарностью за оказанную помощь

Межмуниципальное сотрудничество Объединение ресурсов для достижения общих целей Взаимопомощь: обмен опытом, поддержка предложений и проектов, обмен информацией Отстаивание общих интересов муниципалитетов в органах государственной власти

Формы межмуниципального сотрудничества Создание межмуниципальных хозяйственных обществ и некоммерческих организаций Совет муниципальных образований Договоры о сотрудничестве, побратимские связи Совместные проекты, обмен опытом/информацией/специалистами др.

Привлечение ресурсов межмуниципального сотрудничества Активность и понимание возможностей этого ресурса Готовность к внесению собственного вклада Открытость и добросовестность в исполнении обязательств

Государственная поддержка Получение государственных субсидий, грантов Государственное со-финансирование муниципальных проектов Увеличение собственных доходов муниципалитетов за счет передачи им долей региональных налогов Финансовая поддержка Обучение специалистов, Методическая, информационная, консультационная помощь (в том числе подготовка модельных актов, экспертиза и др.) Содействие в привлечении в муниципалитеты инвестиций, благотворительных средств Нефинансовая поддержка:

Возможность получения государственной поддержки Политикой субъекта РФ по содействию развития местного самоуправления, в том числе наличие программ государственной поддержки местного самоуправления (формирование специальных фондов в соответствии с ФЗ131: фонд муниципального развития, фонд со-финансирования социальных расходов) Активностью муниципалитета, наличием у органов МСУ обоснованных (в том числе просчитанных) предложений по формам, объемам и результатам необходимой государственной поддержки Способностью муниципалитета предлагать проекты, отвечающие приоритетам государства (для вхождения в госпрограммы) и обеспечивать их эффективную реализацию Лоббистскими качествами (настойчивость, понимание момента, гибкость и пр.)

Внешние ресурсы не ограничены и возможность их привлечения в конкретный муниципалитет определяется, прежде всего, активностью, заинтересованностью и способностями людей на конкретной территории (в органах МСУ, в сообществе) Привлечение внешних ресурсов это самостоятельная задача, которой нужно заниматься постоянно, системно и с пониманием целей конкретного муниципалитета, его сильных и слабых сторон

Веприкова Елена Борисовна – директор и ведущий эксперт Дальневосточного центра социальных инноваций г. Хабаровск, ул. Ленина 18В, оф. 707 Тел./факс: (4212) ; Е-mail: СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !