АВТОР: ГЛЫБИНА ИРИНА ВАСИЛЬЕВНА, УЧИТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ, «ПОЧЕТНЫЙ РАБОТНИК ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ», ПОБЕДИТЕЛЬ ПНПО Компетентностный подход в организации информационно- лингвистического профиля старшей школы
Компетентность (от лат. сompeto добиваюсь, соответствую, подхожу) Компетенция – круг вопросов, в которых кто- нибудь хорошо осведомлен. Компетентный – обладающий компетенцией. Компетентность знания, опыт в той или иной области.
Проблемная ситуация в профильном обучении Меняется характер мотивации на каждом этапе жизнедеятельности; Увеличивается объем информации наук, представленных учебными предметами; Трудности ориентации в потоке информации; Быстрое устаревание информации; Происходит формирование «экранной» культуры-диалога через сети коммуникации.
Проблема отбора ЗУН превращается в задачу выделения типовых проблем и задач, решения которых, в дальнейшем, потребует жизнь и профессия. Сегодня носителем и источником информации может стать каждый, независимо от уровня образования. Присутствует ситуация самоопределения учащихся (проектирование).
Цель лингвистического образования- Осуществление межпредметных связей (как внутри, так и за пределами). Сквозная линия – освоение текстов в единстве формы и содержания.
Основные задачи лингвистического образования: Систематизировать, закрепить и углубить знания в области языкознания с использованием информационных технологий. Дать дополнительные сведения о языках (русском и английском) с целью овладения лингвистическими компетенциями. Обеспечить практическое использование знаний и умений в освоении информации и ее переработке. Способствовать развитию мышления и коммуникативной культуры учащихся.
Целью обучения русскому языку является формирование следующих компетенций: Лингвистическая компетенция – научные знания о языке, формирование мировоззрения и рефлексии; Языковая компетенция – знание языковых норм; Коммуникативная компетенция - свободное владение языком в различных условиях речевого общения; Культуроведческая- видение слова как единицы «культурной памяти», отражение духовно-нравственного опыта народа.
Основные положения и реализация курса русского языка в рамках информационно-лингвистического профиля Как средство познания действительности русский язык обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка, Формирует его понятийно-категориальный аппарат, Развивает абстрактное мышление, память и воображение. Он позволяет школьнику познать самого себя, овладеть средствами самоанализа и самовыражения.
Лингвистические дисциплины базового и профильного уровней обучения Теоретические курсы: Языкознание Основы лингвистики текста Практические курсы: Культура научного и делового общения Стилистика
Информационные технологии в профильном обучении Поиск текстовой и графической информации Наличие информационной культуры, позволяющей использовать новейшие ИТ в научно-исследовательской работе
Взаимодействие лингвистических дисциплин и наук (социальных) История - история языка, этимология География - ареальная лингвистика, диалектология Этнография - этнолингвистика Социология – социолингвистика Философия, логика, психология – психолингвистика Филология, литературоведение - лингвостилистика
Межпредметные связи- информатика, русский и английский языки 1. Грамотное оформление электронных документов на русском и английском языках; 2. Изучение материалов русского и английского фольклоров как базы для поиска информации в Интернет-источниках; 3. Освоение лингвистического анализа текста современными информационными методами и приемами.
Межпредметные связи- информатика, русский и английский языки 1. Грамотное оформление электронных документов на русском и английском языках; 2. Изучение материалов русского и английского фольклоров как базы для поиска информации в Интернет-источниках; 3. Освоение лингвистического анализа текста современными информационными методами и приемами.
Информатика + лингвистика Информация: Добыть Обработать Интерпретировать Результат Создание сложных таблиц с лингвистическим анализом текста;
Информатика + лингвистика Создание электронных тестов; Создание электронных текстов научного и делового стилей; Создание сайтов и презентаций.
Изучение фольклорных жанров как источника национальных культур Функциональность фольклора Фольклор – результат долгого исторического развития Фольклор – факт истории развития языка Фольклор в рамках культуры традиционного типа Фольклор как искусство коллективное Язык фольклорных текстов (фонетика, лексика, грамматика, стилистика)
Перспектива работы ученика Состояние комфортности, открытости Отсутствие страха Чувство уверенности Формирование позитивного отношения к учебной деятельности Мотивация на успех Мотивация на избегание неудач
Коммуникативно - деятельностный характер организации работы учащихся Анализ информации, полученной из источника Интернет. Активное освоение жанров учебной коммуникации: резюме, аннотаций, рецензий, рефератов. Редактирование собственных высказываний. Ролевые игры. Устные сообщения с последующей дискуссией. Презентации.
Показатели результативности проведения курса: Распознание текстов разных стилей; Понимание особенностей их содержания и построения; Разграничение жанров деловой речи; Умение написать текст в соответствии со стилем и жанром, функционированием в современном информационном пространстве; Приобретение умений и навыков выполнять смысловой и лингвистический анализы текста, соблюдать нормы русского литературного языка, учиться рефлексии, использовать каналы массовой коммуникации.
Специфика работы учителя Учет различного уровня знаний и умений учащихся (индивидуальные программы развития) Групповые и индивидуальные консультации Психологические тренинги
Отзывы учеников о работе в профиле: Свободное владение речью на экзамене Полезный опыт анализа текстов на разных уровнях языка Подготовка к ЕГЭ (В и С ) Серьезность и научность работы Близкий контакт с учителем
Исследовательская работа 10 б класса Поиск информации в Интернете Поиск информации в печатных научных изданиях Составление электронной таблицы, содержащей лингвистический анализ текста Описание таблицы Оформление материала в виде презентации Написание рецензии на текст Написание реферата Защита реферата
Поуровневый анализ текста Фонетический уровень (звукопись) Лексический уровень (этимология, функционирование слова) Грамматический уровень (морфологические единицы, синтаксические формы) Стилистический уровень (тропы и фигуры)
Паспорт проекта информационно- лингвистического класса Название: «Язык фольклорных текстов» Руководитель: И.В.Глыбина Консультанты: Т.Н.Бердникова, Н.А.Михеева Учебный курс: Русский язык Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: стилистика научного текста, английский язык, информатика, литература, этнография, история, мифология
Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: лет Состав проектной группы: 1 – 2 человека Тип проекта -информирование, реферирование, исследование Заказчик проекта: И.В.Глыбина
Цель проекта: на новом (продвинутом) уровне освоить основные разделы русского языка Задачи: 1. Изучить историю вопроса в логико-понятийном аспекте 2. Провести поуровневый анализ фольклорных текстов
Вопросы: насколько закономерно построение фольклорного текста? Как научиться распознавать в тексте языковые явления? Что делает текст выразительным? Оборудование: Интернет, компьютерный класс, проектор, экран Предполагаемый продукт: сайт, содержащий подробную информацию по теме исследования
Этапы работы над проектом Сентябрь-октябрь Планирование работы, поиск информации в Интернете Ноябрь-декабрь Обработка информации в виде аннотации, рецензии, анализа на разных уровнях языка текста фольклорного жанра Январь-февраль Сравнительный анализ русского и английского текстов на уровне грамматики Март-апрель Оформление презентации, создание текста доклада по исследовательской работе. Рефлексия