Тема урока:Тема урока:«В.Лихоносов – создатель «Истории Кубанского казачьего войска»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок – композиция по роману В.Лихоносова «Наш маленький Париж»
Advertisements

Поэты и Писатели Кубани. Лихоносов Виктор Иванович, родился в ст. Топки, Кемеровской области, в 1961 г., известный писатель Кубани и страны. Окончил историко-
Творчество А.Т. Твардовского на уроках литературы (8 класс) ОГОУ КШИ «Томский кадетский корпус» г. Томск Учитель русского языка и литературы Крюков С.Д.
В. П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа « Фотография, на которой меня нет »
Виктор Иванович Лихоносов.. Виктор Иванович Лихоносов (родился в 1936 на станции Топки в Кемеровской области) российский писатель, публицист. Член Союза.
«Перед Гоголем должно благо- говеть, как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям» Т.Г. Шевченко «Гоголь умер! Какую.
Любимая книга моей семьи Медведский Денис. За свою жизнь человек читает очень много книг. Все они разные: Сегодня – веселые, приключенческие. Завтра –
Ученика 3 класса «В» Демлера Дмитрия О жизни и творчестве Самуила Яковлевича Маршака. Проект по предмету «Литературное чтение» На тему:
3. Семейный и общественный быт 2.Одежда Народный артист России, почетный гражданин Краснодара. Награждён медалью Герой труда Кубани, Орденом дружбы,
На этом уроке вы познакомитесь с творческой историей романа, его жанровыми и композиционными особенностями, увидите как связано это произведение с эпохой,
«Тропа Фёдора Абрамова и его героев» (по повести "Пелагея") Задачи: учиться сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения; выявить идейный.
Великая Отечественная война в художественной литературе Презентацию подготовил Ученик 11 класса «Б» Тараман Григорий.
Иван Сергеевич Тургенев Стихотворения в прозе. Творчество И.С.Тургенева – это мир, до сих пор неизведанный. Многие пытались и пытаются исследовать Тургенева,
Мерзлякова Л.А. Юринская СОШ Внеклассное мероприятие для учащихся 1-5 классов.
Михаил Александрович Шолохов ГАПОУ « Бугульминское медицинское училище » Гафиятуллина А. Ф.
Алексей Константинович Толстой ( ) Родился в богатой дворянской семье. Детство прошло в имении матери. Получил хорошее домашнее образование,
Урок конференция по литературе в 6 классе Тема: Тема: Мир детства в произведениях мировой литературы. Мир детства в произведениях мировой литературы.
Создание сочинения - рассуждения Пошаговые рекомендации, вариант 5. вариант 5.
Н.А. Некрасова Работу выполнила ученица 10 класса: Змеева Кристина.
Подготовила Гугнина Юлия Станиславовна Учитель начальных классов МБОУ СОШ 64 г. Новосибирска О жизни и творчестве С. Я. Маршака для учащихся начальной.
Транксрипт:

Тема урока:

«В.Лихоносов – создатель «Истории Кубанского казачьего войска»

Цель урока:

1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Лихоносова.

2. Раскрыть основную проблематику романа «Наш маленький Париж», убедить учащихся в том, что лейтмотивом всего произведения является мысль о России.

3. Пробудить у учащихся интерес к творчеству В.Лихоносова, чувство любви к родному краю, к России.

ЭПИГРАФ К УРОКУ: «Писатель тонкого, чуткого, даже нежного письма, которого и назвать нельзя иначе, как поэт, печальный и, должно быть, последний рыцарь русской литературы, проницательный, добрый художник, не принимающий зло ни в каком виде…» В.Распутин.

ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ: слайды (портрет В.Лихоносова, фотографии Екатеринодара, вопросы, проблемы).

ХОД УРОКА.

1. Сообщение темы, цели урока.

( Слайд с портретом В.Лихоносова, эпиграфом к уроку).

Учитель:

- Прочтите эпиграф к уроку.

- Сможете ли вы сами сформулировать тему и цели урока? Какая задача стоит перед нами сегодня?

Учитель обобщает сказанное учащимися, еще раз формулирует тему и цели урока:

- Итак, тема нашего урока – знакомство с жизненным и творческим путем талантливого русского писателя, нашего земляка, современника Виктора Ивановича Лихоносова, мы должны с вами понять, почему писателя называют летописцем казачьего войска, должны убедиться в том, что действительно лейтмотивом всего творчества писателя является мысль о России. Думаю, после этого урока вы заинтересуетесь творчеством писателя, прочтите и другие его книги.

2. Краткая биографическая справка о жизни писателя.

(Сообщение ученика)

На слайде основные даты и названия произведений В.И.Лихоносова:

Виктор Иванович Лихоносов родился в 1936 году на станции Топки Кемеровской области.

В 1961 году окончил историко- филологический факультет Краснодарского педагогического института ( ныне университет).

Печатается с 1963 года.

Автор повестей «На долгую память», «Люблю тебя светло», «Осень в Тамани», романов «Когда же мы встретимся?», «Наш маленький Париж. Ненаписанные воспоминания», ряд очерков, статей, миниатюр.

Лауреат Государственной премии РСФСР имени М.Горького.

3. Слово о творчестве писателя (Сообщение ученицы):

Писателя Виктора Лихоносова открыл А.Т.Твардовский. Он напечатал его первые рассказы в журнале «Новый мир» в 1963 году. Автору их было тогда 27 лет.

Уроки Твардовского – уроки великого мастера. Для Виктора Лихоносова они были как подарок судьбы, как награда. И они – надолго, на всю жизнь.

А вначале были рассказы: «Мария», «Брянские», «Таня, Таня», «И хорошо и грустно…» (На слайдах эти названия) Виктор Лихоносов писал самое простое, будничное, незаметное, но за его словом вставала боль за человека, огромная искренность, поэтичность.

А потом появились повести «Чалдонки», Тоска-кручина», «Родные», «На долгую память» (на слайдах – названия повестей). Их пронизывало сыновнее чувство к родной земле, постоянная мысль о России, о русской истории, о человеке.

Последующие повести: «Люблю тебя светло», «Осень в Тамани», «Элегия» ( названия их на слайдах) – это повести-размышления, повести-монологи, где автор- рассказчик становится порой главным действующим лицом, прямым участником описываемых событий. Многие критики называли их поэмами, имея в виду их высокую эмоциональность, их лирико-философское начало. Проникая в прошлое России, во вчерашний день русской истории, автор пишет и сегодняшнюю жизнь своих современников, ибо без прошлого нет настоящего.

Создавая книги о Кубани, о казаках, Виктор Лихоносов мечтал написать о бывших екатеринодарцах. Так родился знаменитый роман «Наш маленький Париж». ( на слайде название романа «Наш маленький Париж»).

4. Сообщение ученика «Лихоносов – учитель словесности».

Виктор Лихоносов был школьным учителем. Вот, вероятней всего, тот порог, с которого началось его хождение в Русь. В слове «преподавать», ныне изношенном, сухом, есть приставка, показывающая высшую степень действия. Не просто «давать», «учить», «перелагать», а делать это наилучшим образом. Он работал учителем в Варениковской и Анапской спецшколах- интернатах. Учил больных детей, отдавая им свое сердце. Может, поэтосу такой теплотой, такой любовью к людям проникнуты все его произведения.

4.Анализ романа «Наш маленький Париж».

1) История создания романа. (Сообщение ученика).

«Наш маленький Париж. Ненаписанные воспоминания» был написан в 1987 году, вышел в свет в По внешней структуре это роман об Екатеринодаре (нынешнем Краснодаре) и о кубанском казачестве, которому еще Екатерина даровала привилегии, выделившие кубанцев в силу их пограничного положения и императорского благоволения к ним в особый отряд служилых людей, до последних дней царской власти составлявших своей отборной частью конвой ее величества. Вот об этих людях и взялся рассказать писатель, досконально изучивший в архивах обычаи и традиции казаков, беседовавший с теми, кто еще оставался жив, собирал по всей Кубани, да и за границей у эмигрантов все свидетельства, документы, касавшиеся жизни казаков на Кубани. Так родилось это произведение.

2) Сюжет, композиция, жанр романа. (На слайдах запись этих терминов). Сообщение ученика.

В романе есть все – и Царское Село, и приемы казачьих депутаций императором и членами императорской семьи, и российские юбилейные торжества, и празднества, связанные с историей казачества, и гражданская война, и исход с отступающими частями Добровольческой армии в зарубежье, и нелегкая, мытарская жизнь там, вдали от Родины, а больше всего - многослойная и красочная жизнь в столице, Екатеринодаре, нашем маленьком Париже. От высочайших особ и до простых казачек и монашек, от чистопородных великих князей, от знаменитостей искусства и политики до греческих и турецких иммигрантов, содержателей обжорок и притонов – круг действующих лиц романа. От начал Запорожья и до наших дней – время его действия. От Парижа и до Хуторка в степной глуши – место действия. И все это в воспоминаниях. Это роман- воспоминание не только по материалу, но и по форме его изложения, когда автор отказывается пользоваться ширмами, скрывающими ветхие углы. «Из воспоминаний», «Из записок», «Из дневника» - обычное начало глав. Чисто авторские страницы, где Виктор Лихоносов «является в полное свое замечательное лирическое перо», то и дело перемежаются хроникой. И опять вступают в свою роль герои. И эта полифоничность помогает понять Историю и Время.

«Будем же вспоминать! – приглашает автор. – Всякое время пройдет, и всякому человеку придется оглядываться назад, туда, где уже нет никого». Память – понятие духовное. Сколько в человеке памяти, столько в нем человека. Из всех столпов любого государства память имеет самое большое и самое важное значение, и она должна быть первым гражданином государства. Народ велик не числом жителей, а животворной памятью, подвигающей к благим и безошибочным деяниям. Не только народы, но и цивилизации исчезали, если поколения живущих заражались эгоизмом и «манкурством». Вот в чем прежде всего нужно видеть идейный смысл этого романа, вот о чем наперебой и по-разному говорят его герои. И все это для того, чтобы подчеркнуть, что главный герой романа – Память. Память о Родине. Мысль о ней красной нитью прослеживается через все произведение Лихоносова. Память о казачестве, о «маленьком Париже» - все это объединено одной темой Родины.

3) Анализ отдельных сцен, эпизодов. (Ученики предварительно знакомятся с романом за несколько уроков получают задание прочесть его.)

А) «Нет ли там кого?». Пролог.

(Слайд ул. Красная Екатеринодара, современная улица)

1. Чтение начала романа.

(Слайд Памятник Екатерине)

- Каким настроением проникнут отрывок?

- Какие художественные средства создают это настроение?

- Что вы можете рассказать о Дементии Павловиче Бурсаке?

- Каково отношение автора к нему? В чем это выражается?

^ Б) Назначение Бабыча наказным атаманом.

1) Словарная работа:

Наказной атаман

Фаэтон

Самостийность

2) Беседа:

- С какой целью автор рассказывает о назначении Бабыча наказным атаманом?

- Почему так были обрадованы казаки этим назначением?

- Как это отношение характеризует казаков?

^ В) Глава «Наш маленький Париж»

(Слайды с изображением Екатеринодара)

- Прочтите описание Екатеринодара.

- Что же мы узнаем об Екатеринодаре, этом «маленьком Париже»?

- Каким чувством проникнута эта глава?

- Какие языковые средства использует автор в обрисовке города?

^ Г) Анализ части 3-й «Отблески войны»

- Пересказ глав «На все царская воля», «Явление царя народу».

- Каков основной смысл заложен в этих главах?

- Как простые казаки относятся к войне, к царю?

- С каким произведением М.А.Шолохова идет перекличка?

5. ОБОЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ.

На первом уроке, посвященном изучению романа-воспоминания Лихоносова, мы познакомились с жизнью, бытом екатеринодарцев, их отношением к городу, родной земле. Мы почувствовали колорит той эпохи, увидели, как тоскуют на чужбине те, кто покинул Россию после ревоюции. Мы узнали и казачьем войске.

- Какой же основной мыслью проникнуто все произведение Лихоносова?

- Понравилось ли вам читать это произведение? Захотелось еще найти книги этого кубанского автора и прочесть их?

6. ЗАДАНИЕ НА ДОМ.

1. Индивидуальные задания: анализ глав «В Царском Селе», «Никто не любит бедность», «Так проходит слава земная», «Чай с церемонией», «Любовь и смерть», «Это жизнь»,

2. Развернутый ответ на вопрос «Что нового я узнал о Краснодаре и кубанских казаках после чтения романа В.Лихоносова?»