Основные тенденции развития качества высшего образования в Европейском пространстве высшего образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные тенденции развития качества высшего образования в Европейском пространстве высшего образования.
Advertisements

Европейские стандарты и рекомендации по внутренней гарантии качества. Модели внутренней гарантии качества. Г.Ш.Омашова – начальник отдела Мониторинга и.
РЕФОРМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕ – КОНТЕКСТ И ПРЕДПОСЫЛКИ Шьюр Берган Начальник Департамента Высшего Образования и Преподавания Истории Совет Европы.
Рамка квалификаций Европейского Пространства Высшего Образования Могенс Берг Глава Рабочей Группы по Болонскому Процессу Страсбург, декабря 2006.
Развитие систем общественной и профессиональной оценки качества образовательных программ профессионального образования Повышение конкурентоспособности.
РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ЕВРОПЕЙСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ, РОССИЙСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ.
Петри Лемпинен, ETF Москва, 17 октября 2011 г. Обеспечение качества профессионального образования и обучения - Копенгагенский процесс.
МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Критерий 3: Менеджмент персонала.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
ПРИНЦИПЫ ВНУТРИКОЛЛЕДЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ СМК Тубер И.И., директор ЮУрГТК, к.п.н., заслуженный учитель РФ.
Регламент Публичный доклад ОУ – форма ежегодного широкого информирования общественности о деятельности, основных результатах и проблемах его функционирования.
Проблемы высшего образования в США и Европе 12 февраля 2008 Семинар Проф. А. Сафти, Научного консультанта филиала кафедры ЮНЕСКО.
Понятие качества профессионального образования и обучения О.Н. Олейникова Д.п.н., профессор Директор Центра изучения проблем профессионального образования.
Некоторые подсказки по разработке проектных предложений Чокушева Гульнара Национальный Офис программы Темпус в Кыргызстане Website:
Роль аккредитации организаций медицинского образования и академического ранжирования в процессах интернационализации и глобализации высшего образования.
Построение образовательной программы образовательного учреждения, гарантирующее достижение заявленных целей (результатов образования) в условиях введения.
Система оценки качества образования в современной школе: подходы, модели, технологии Сергеева Т.Ф., начальник отдела научно- методического обеспечения.
В.М. Кошелев Роль международных проектов в развитии системы аграрного образования России.
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И ГАРАНТИЯ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Гайнуллина Л.Ф. - первый проректор, проректор по учебной работе ИЭУП (г.Казань)
In Russia Выполнили: студенты 4 курса ФВМ-2 Загонов Виктор Трунилов Артём.
Транксрипт:

Основные тенденции развития качества высшего образования в Европейском пространстве высшего образования

Болонская декларация, 1999 Сорбонская декларация, 1998 – Гармонизация архитектуры европейской системы высшего образования; Болонская декларация- Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий. Саламанкская декларация Качество как фундаментальный камень формирования - Зона европейского высшего образования требует строительства на основе ценностей академической сути для того, чтобы отвечать ожиданиям партнеров, то есть строится на демонстрации качества. Действительно, оценка качества должна учитывать цели и миссию институтов и программ. Она требует баланса между новшествами и традициями, академическими преимуществами и социальной/ экономической необходимостью, связностью программ и свободой выбора учащихся. Она охватывает преподавание и научные исследования так же, как управление и администрирование, восприимчивость к потребностям учащихся и обеспечение внеучебных услуг. Имеющегося сейчас качества недостаточно, оно нуждается в демонстрации и гарантиях, чтобы получить подтверждение и доверие от учащихся, партнеров и общества дома, в Европе и в мире. - Качество - основное условие для доверия, уместности, мобильности, совместимости и привлекательности в зоне европейского высшего образования.

Пражское коммюнике, 2001 О европейском сотрудничестве по обеспечению качества - Министры признали важнейшую роль системы гарантий качества для обеспечения надлежащего уровня стандартов высшего образования и для облегчения сравнимости европейских квалификаций. Они призвали к еще более тесному сотрудничеству организации и объединения, работающие в области признания квалификаций и гарантий качества. Они также подчеркнули необходимость укрепления общеевропейского сотрудничества в этой области, а также расширения взаимного доверия и приемлемости национальных систем гарантий качества. Кроме того, они настоятельно рекомендовали университетам и другим учреждениям высшего образования распространять передовой опыт и разрабатывать варианты возможных универсальных схем и процедур оценки качества и механизмов аккредитации/сертификации. Министры призвали университеты и другие учреждения высшего образования, национальные агентства и Европейскую организацию гарантий качества высшего образования (ENQA) в сотрудничестве с аналогичными организациями стран, не являющихся членами ENQA, разработать и внедрить общие системы качества и на лучших примерах наладить обмен опытом.

Берлинское коммюнике,2003 Министры подчеркивают важность всех составляющих Болонского процесса для построения Европейского пространства высшего образования и необходимость более активной деятельности на институциональном, государственном и европейском уровнях. Однако, чтобы задать Процессу новое движение, они выбирают промежуточные приоритеты на ближайшие два года. Они должны прикладывать большие усилия по развитию эффективных систем обеспечения качества, по эффективному использованию двухуровневой системы, по развитию признания степеней и периодов обучения в других вузах. Обеспечение качества Качество высшего образования лежит в основе построения Европейского пространства высшего образования. Министры поддерживают дальнейшее развитие систем обеспечения качества на институциональном, национальном и Европейском уровнях. Они подчеркивают необходимость развития общепризнанных критериев и методологий по обеспечению качества. Они также подчеркивают, что в соответствии с принципом институциональной автономии основная ответственность за обеспечение качества лежит на каждом вузе, создавая основу для достижения ответственности академической системы за качество в стране. Следовательно, они считают, что к 2005 году деятельность государственных систем обеспечения качества должна включать: 1. Определение ответственности участвующих органов и учреждений. 2. Оценку программ или учреждений, в которую входит внутренняя оценка, внешний анализ, участие студентов и опубликование результатов. 3. Систему аккредитации, сертификации или подобные процедуры. 4. Международное сотрудничество и партнерство, участие в международной деятельности. На Европейскому уровне Министры призывают членов Европейской ассоциации по обеспечению качества в сотрудничестве с ЕАУ, ЕАВУЗ и ЕНОС разработать согласованный свод стандартов, процедур и принципов по обеспечению качества, изучить способы создания соответствующей системы внешней оценки для обеспечения качества и/или организаций и органов по аккредитации и сообщить о результатах Министрам в 2005 при посредничестве Группы по реализации целей Болонской Декларации. Важное значение должно уделяться профессионализму ассоциаций по обеспечению качества.

Бергенское коммюнике, 2005 Обеспечение качества - Практически все страны создали условия для внедрения систем обеспечения качества, основанных на критериях, сформулированных в Берлинском Коммюнике. Однако необходимо еще многое сделать, в частности, по таким направлениям как вовлечение студентов и международное сотрудничество. Кроме того, мы призываем институты высшего образования не ослаблять внимания к вопросам повышения качества собственной деятельности и на системном уровне внедрять внутренние механизмы контроля качества, непосредственно связанные с внешними системами обеспечения качества. - Мы принимаем стандарты и принципы обеспечения качества для Общеевропейского пространства высшего образования, предложенные Европейской сетью по обеспечению качества. Мы принимаем на себя обязательство использовать предложенную модель и содержащиеся в ней принципы и критерии для проведения внутренней оценки деятельности структур по обеспечению качества на национальном уровне. Мы приветствуем создание общеевропейского реестра структур по обеспечению качества, основанного на оценке, проведенной на национальном уровне. - Мы просим Европейскую сеть по обеспечению качества разработать практические аспекты реализации данного решения в сотрудничестве с Европейской ассоциацией институтов высшего образования и Объединением национальных студенческих союзов и представить нам соответствующий отчет через рабочую группу. Мы подчеркиваем важность сотрудничества между структурами, признанными на национальном уровне, направленного на развитие взаимного признания решений по аккредитации и обеспечению качества.

Лондонское коммюнике, 2007 Обеспечение качества и Европейский реестр агентств по обеспечению качества 2.12 Стандарты и рекомендации по обеспечению качества в рамках Европейского пространства высшего образования, одобренные в Бергене, послужили мощным катализатором перемен в сфере обеспечения качества. Все страны уже начали их использование, и некоторые уже достигли существенных результатов. В частности, улучшилось по сравнению с предыдущим периодом внешнее обеспечение качества. По сравнению с 2005 годом повысилась степень участия студентов на всех уровнях, тем не менее, нужны новые усилия в этой области. Поскольку основная ответственность на качество лежит на вузах, они должны продолжать разрабатывать собственные системы обеспечения качества. Мы констатируем прогресс, достигнутый в отношении взаимного признания, аккредитации и обеспечения качества, и призываем агентства по обеспечению качества продолжать международное сотрудничество в этой области Первый Европейский форум по вопросам обеспечения качества, организованный совместно ЕUA, ENQA, EURASHE и ESIB (Группа E4) в 2006 г. предоставил возможность для обсуждения европейских наработок в области обеспечения качества. Мы призываем эти четыре организации проводить ежегодные европейские форумы по вопросам обеспечения качества для содействия обмену опытом и повышению качества Европейского пространства высшего образования Мы выражаем благодарность Группе E4 за согласие учредить Реестр европейских агентств по обеспечению качества высшего образования. Данный реестр предназначен для предоставления широкой публике и всем заинтересованным сторонам объективной информации о заслуживающих доверия агентствах по обеспечению качества, которые работают в соответствие с Европейскими стандартами и рекомендациями (ESR). Это будет способствовать повышению доверия к высшему образованию в рамках Европейского пространства высшего образования и за его пределами и будет содействовать взаимному признанию моделей обеспечения качества и аккредитации. Мы приветствуем создание Реестра группой E4. Данный Реестр носит добровольный характер, ведется на основе самофинансирования и является независимым и прозрачным. Заявки по внесению в Реестр будут оцениваться с точки зрения их соответствия ESR в рамках процедуры независимой экспертизы, получившей одобрение национальных органов власти, в случае если такое одобрение необходимо. Мы обращаемся к группе E4 с просьбой представлять нам регулярные отчеты через BFUG, а по прошествии двух лет провести внешнюю оценку Реестра с учетом мнений всех заинтересованных сторон.

Левен / Лувен-ла-Невское коммюнике, 2009 Высшее образование модернизируется путем перехода на трехцикловую структуру, которая предусматривает в рамках национальных контекстов возможность промежуточных квалификаций, связанных с первым циклом, и принятия Европейских стандартов и принципов обеспечения качества. Стремясь к лучшему во всех аспектах высшему образованию, мы решаем задачи новой эпохи. Это требует постоянного внимания к качеству. Поддерживая высоко ценимое разнообразие наших систем образования, государственная политика будет в полной мере признавать важное значение различных миссий высшего образования – от обучения и научных исследований до общественного служения и обеспечения социальной сплоченности и культурного развития. Все студенты и сотрудники высших учебных заведений должны обладать подготовкой, позволяющей им реагировать на изменяющиеся потребности быстроразвивающегося общества.

Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве. Разработаны Европейской ассоциацией по гарантии качества высшего образования ENQA по прямому поручению Конференции министров образования европейских стран, подписавших Болонскую декларацию. Носят рекомендательный характер, но стали основным документом для построения политики в области обеспечения качества высшего образования

Европейские стандарты и рекомендации для внутренней гарантии качества высших учебных заведений 1.1. Политика и процедуры для гарантии качества вузов. Образовательные учреждения должны иметь собственную политику и процедуры гарантии качества и стандарты для реализуемых программ и присваиваемых квалификаций. Они должны признавать важность качества и гарантии качества в своей работе. Для достижения этой цели вузы должны разработать и внедрить стратегию по постоянному улучшению качества. Стратегия, политика и процедуры гарантии качества должны иметь официальный статус и быть доступными для общественности. Студенты и другие заинтересованные лица должны также принимать участие в этом процессе Утверждение, мониторинг и периодическая оценка программ и квалификаций. Вузы должны разработать официальные положения по утверждению, периодической оценке и мониторингу реализуемых программ и присваиваемых квалификаций.

1.3. Оценка уровня знаний студентов. Студенты должны оцениваться с помощью последовательных процедур на основе опубликованных критериев и положений Гарантия качества профессорско-преподавательского состава. Образовательные учреждения должны разработать механизмы и критерии оценки компетентности преподавателей. Данные критерии должны быть доступны организациям, осуществляющим внешнюю оценку, и отражены в отчётах Образовательные ресурсы и система поддержки студентов. Образовательные учреждения должны гарантировать, что имеющиесяресурсы для организации процесса обучения студентов являются достаточными и соответствуют требованиям каждой реализуемой программы Система информирования. Образовательные учреждения должны обеспечивать сбор, анализ и распространение необходимой информации для эффективного управления программами обучения и другими видами деятельности Информирование общественности. Образовательные учреждения должны регулярно публиковать современную, непредвзятую, объективную количественную и качественную информацию о реализуемых программах и присваиваемых квалификациях.

Модели внутреннего обеспечения качества ISO 9000 BNQA EFQM

Критерии Модели Совершенства 1.Лидирующаярольруководства 3.Менеджментперсонала 2.Политика и стратегия 4.Ресурсы и партнеры 4. Менедж ментпроцессов 9. Резуль татыбизнеса 7.Удовлетворен ностьперсонала 6. Удовлетворен ностьпотребителей 8. Влияние на общество Возможности Результаты

Европейские стандарты для внешней гарантии качества высшего образования 2.1. Использование процедур внутренней гарантии качества. Процедуры внешней гарантии качества должны учитывать эффективность процессов внутреннего обеспечения качества, описанных в главе 1 европейских стандартов и рекомендаций Разработка процедур внешней гарантии качества. Цели и задачи процедур гарантии качества должны быть определены ответственными сторонами (включая вузы) до того, как разработаны сами процедуры. Они должны быть опубликованы совместно с описанием используемых процедур Критерии принятия решений. Каждое официальное решение, принимаемое в результате деятельности по внешней гарантии качества, должно основываться на тщательно разработанных и официально утвержденных критериях, применяемых последовательно и единообразно Соответствие процедур и целей. Все процедуры по внешней гарантии качества должны быть разработаны в соответствии с поставленными целями и задачами.

2.5. Отчётность. Отчёты должны составляться понятно, публиковаться и находиться в свободном доступе для целевой читательской аудитории. Любые решения и рекомендации, представленные в отчёте, должны быть легко доступны читателю Последующие процедуры. Процедуры гарантии качества, содержащие рекомендации для последующего плана действий, должны включать заранее определённые процедуры, которые проводятся последовательно и единообразно Периодическая оценка. Внешняя гарантия качества вузов и/или программ должна проводиться на регулярной основе, периодически. Продолжительность периода и используемые процедуры оценки должны быть чётко определены и опубликованы заранее Системный анализ. Агентства по гарантии качества должны периодически публиковать отчёты, описывающие и анализирующие основные выводы экспертиз, оценок, анализа и т.д.

Европейские стандарты для агентств гарантии качества 3.1. Использование процедур внешней оценки качества высшего образования. Внешняя оценка качества работы агентств по гарантии качества должна учитывать наличие и эффективность процедур внешней оценки качества, описанных в главе 2 европейских стандартов и рекомендаций Официальный статус. Агентства должны быть официально признаны компетентными органами власти на территории европейского пространства высшего образования как агентства, отвечающие за внешнюю гарантию качества, и должны функционировать на законных основаниях. Они должны соответствовать всем требованиям законодательной базы, в рамках которой они действуют Деятельность. Агентства должны регулярно осуществлять действия по внешней гарантии качества (как на институциональном, так и на программном уровне) Ресурсы. Агентства должны обладать достаточными и пропорциональными ресурсами, как человеческими, так и финансовыми, для эффективной и результативной организации и проведения процедур внешней гарантии качества, а также соответствующим обеспечением для разработки собственных процессов и процедур.

3.5. Миссия. Агентства должны иметь ясные, детально разработанные и открытые для общества цели и задачи своей работы Независимость. Агентства должны быть независимы. Они несут автономную ответственность за свои действия. На выводы, заключения и рекомендации, содержащиеся в отчётах, не должны влиять третьи стороны, такие как вузы, министерства и другие заинтересованные лица Критерии и процедуры внешней гарантии качества, используемые агентствами. Процессы, критерии и процедуры, используемые агентствами, должны быть предопределены и общедоступны. Как правило, данные процедуры включают: самооценку (или эквивалентную процедуру) объектом процесса гарантии качества; внешнюю оценку группой экспертов, включающей (если уместно) студентов (студента) и посещение объекта оценки (по решению агентства); публикацию отчёта, включающего все решения, рекомендации и другие официальные результаты; последующие процедуры для оценки действий, предпринятых объектом гарантии качества в свете всех рекомендаций, содержащихся в отчёте Процедуры отчётности. Агентства должны иметь процедуры отчётности.