osnovnye_napravleniya_deyatelnosti_ socialnogo_pedagoga.docx32.8 КБosnovnye_napravleniya_deyatelnosti_ socialnogo_pedagoga.docx32.8 КБ Предварительный просмотр:
Основные направления деятельности социального педагога
по профессиональной ориентации учащихся основной школы
Ярошевская С.Н.
социальный педагог муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразов ательная школа 1 с углубленным изучением отдельных предметов» города Губкина Белгородской области.
Региональная инновационная площадка «Формир ование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся»
Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Примерно 70% жизни мы посвящаем работе. Несоответствие профессии, способностям и интересам, психологическим особенностям приводит к тому, что мы расплачиваемся за это здоровьем. Поэтому одно из направлений работы социального педагога школы является профориентация учащихся.
Задача социального педагога – познакомить учащихся с образовательными, профессиональными учреждениями города и округа, перечнем предлагаемых профессий; изучить потребности рынка труда по выбранной профессии, помочь учащемуся определить свои индивидуальные склонности, способности, траекторию дальнейшего образовательного пути.
Цель профориентации не определить, кем быть ребенку в будущем, а лишь подвести к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению.
Профессиональная ориентация в условиях основной школы направлена на решение следующих задач:
- ознакомление с миром профессий;
- изучение интересов, способностей, склонностей и мотивов деятельности;
- ознакомление с правилами выбора профессии;
- мотивация размышлений о своем профессиональном будущем.
В содержание работы социального педагога по проблемам профессиональной ориентации включены следующие направления:
1. Беседы на темы: «Что значит правильно выбрать профессию?», «Как готовить себя к будущей профессиональной деятельности?», «Уровень образования и выбор профессии», «Выбор профессии в условиях рынка» и др.
2. Встречи с представителями различных профессий, экскурсии на производство. Экскурсии на УПК, в профессиональные учебные заведения.
3. Участие школьников в конкурсе «Кто больше знает о профессии», написание и защита рефератов о профессиях, коллективное творческое дело «Защита профессий».
4. Включение каждого школьника в сферу, способствующую развитию интересов и склонностей: кружковые и факультативные занятия, общественная деятельность, шефская работа.
5. Организация общественно полезного труда школьника как проба сил для выбора будущей профессии.
6. Изучение читательских интересов школьников. Совместное с библиотекой составление индивидуальных планов чтения, обсуждение книг, имеющих профориентационное значение.
7. Оформление на каждого учащегося профориентационного «дела», в котором собираются его сочинения о выборе профессии, заполненные им анкеты, опросники, выявляющие интересы и склонности, документы, отражающие результаты наблюдения за учащимся, «Лист профессиональной консультации».
8. Рекомендации школьникам 9-11-х классов о дальнейшем образовании и профессиональной подготовке. Оказание помощи в выборе профиля обучения.
9. Участие в работе ученических трудовых объединений.
10. Доклады на родительских собраниях на темы: «Что значит правильно выбрать профессию», «Роль семьи в подготовке школьников к выбору профессии».
11. Координация деятельности учителей, работающих в классе, психологов и других специалистов, решающих задачи профориентационной работы с учениками [4].
Целесообразно составлять планы подготовки к выбору профессии каждому старшекласснику. Они должны носить глубоко индивидуальный характер и должны быть тесно связаны с самовоспитательной деятельностью [2].
Формирование готовности к выбору профессии достигается в ходе целенаправленного воздействия на личность. Для правильного выбора профессии важно не только определить способности, мотивы, индивидуальные черты характера, а в первую очередь – профессиональную направленность личности [7, с. 79].
Основными функциями социального педагога в решении проблемы профориентации могут быть:
1. Диагностическая;
2. Организационная;
3. Информационно- просветительская;
4. Мотивационная;
5. Профилактическая;
6. Воспитательная;
7. Коммуникативная [6, с. 91].
1. Диагностическая функция.
В рамках диагностической функции профориентационная работа предполагает:
- изучение профессиональных намерений учащегося (узнать, что собирается делать учащийся после окончания 9 класса: учиться в 10 классе, поступать в вуз, учреждения НПО, СПО и т.д.);
- выявление роли родителей в становлении профессионального выбора подростка (оказывают ли родители влияние на профессиональный выбор подростка, учитывает ли ребенок мнение родителей и т.п.);
- изучение познавательных интересов подростка (существуют ли любимые и нелюбимые предметы, есть ли интересы, связанные с выбором профессии: чтение специальной литературы, посещение факультативов и т.д.);
- изучение склонностей (какие склонности выявляются в учебной деятельности, в кружковой работе, в свободное время, есть ли склонности, связанные с выбором профессии).
- изучение способностей (есть ли профессиональные способности, необходимые для успешного освоения профессии и т.д.). Как развивает способности, связанные с выбором профессии;
- выявление положительных качеств личности подростка, которые будут способствовать осуществлению его профессиональных намерений, а также негативных качеств, затрудняющих их осуществление;
- определение оценки подростком своих успехов и достижений в учебной деятельности [5, с. 67].
2. Организационная функция.
В рамках организационной функции деятельность социального педагога предполагает такжеорганизацию и участие в проведении общешкольных мероприятий по профориентации: недели профориентации, дни профессий (совместно с учебными заведениями), конкурсы мастерства, информационные встречи и т.п. [9, с. 181].
3. Информационно- просветительская функция предполагает:
- проведение справочно- информационных профконсультаций;
- информирование школьников о ситуации на рынке труда [1];
4. Мотивационная функция. Социальный педагог осуществляет работу по формированию мотивации к трудовой деятельности. Задача социального педагога сост оит в том, чтобы сформировать у каждого подростка такую жизненную позицию при выборе профессии, которая соответствовала бы призванию личности и желанию достичь успеха в профессиональной деятельности.
5. Профилактическая функция в профориентации заключается в предупреждении неправильного выбора учащимися профессии.
Существует несколько классических ошибок, которые допускают молодые люди при выборе профессии:
1) бытующие мнения о престижности профессии. Зачастую молодые люди выбирают профессию, руководствуясь фактором ее престижности, а способности и склонности выступают второстепенным критерием. Престижность зачастую прямо противоположна реальной востребованности того или иного вида деятельности на рынке труда;
2) выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей («за компанию»).Выбранная таким образом профессия чаще всего более или менее подходит тому, кто оказался инициатором, ведь только для него это осознанный выбор;
3) перенос отношения к человеку (представителю той или иной профессии) на саму профессию. При выборе профессии выпускники должны учитывать, прежде всего, особенности содержания труда, а не выбирать профессию только по тому, что им нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности;
4) увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии, без учета того, чем реально предстоит заниматься большую часть рабочего времени;
5) игнорирование медицинских противопоказаний. Повышенные требования к здоровью предъявляют очень многие профессии. Однако, не имея четких представлений о характере профессий, многие школьники делают ошибки при профессиональном выборе.
6) незнание или недооценка своих психологических особенностей. При выборе профессии подростку необходимо учитывать свои способности, склонности, интересы, темперамент;
7) отождествление школьного учебного предмета с профессией. При выборе профессии молодые люди должны учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят. Интерес к школьному предмету не обязательно говорит о том, что понравится любая, связанная с ним работа.
6. Воспитательная функция. В рамках воспитательной функции профориентационная работа педагога социального предполагает [3, с. 115]:
- воспитание уважения к труду и представителям любой профессии.
- воспитание интереса к рабочей профессии.
7. Коммуникативная функция в профессиональной деятельности социального педагога заключается во взаимодействии с педагогом- психологом, классными руководителями, администрацией школы, представителями учебных заведений, руководителями кружков и объединений, медицинскими работниками, инспекторами по делам несовершеннолетних, а также с семьей подростка. Социальный педагог направляет свои действия на объединение усилий всех тех, кто профессионально может помочь подросткам и их семьям решить существующие проблемы [8, с. 233].
Социальный педагог должен стать центральной фигурой в управлении системой общественного воспитания. Сегодня, как никогда, задача социального педагога состоит в том, чтобы помочь подростку найти свое место в жизни, стать самостоятельной, творческой, всесторонне развитой личностью.
Литература: Ананьева, Е., Белоусова, В. Энциклопедия для детей. Выбор профессии / Е.Ананьева, В. Белоусова. - М. : Аванта, 2003 г. – 432 с.
Махаева, О.А. Я выбираю профессию: Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников / О.А. Махаева, Е.Е. Григорьева. – М. : УЦ «Перспектива», 2000.
Никитина, Л. Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении / Л. Никитина. / Воспитание школьников. – – с
Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога. Творческий центр / Р.В. Овчарова. - М.: Сфера, 2004 г. – 482 с.
Романова, Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы / Е.С. Романова. - СПб. : ЗАО Издательский дом «Питер», 2003 г. – 462 с.
Резапкина, Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Рабочая тетрадь учащегося / Г.В. Резапкина. – М. : Генезис, – 80 с.
Резапкина, Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов / Г.В. Резапкина. – М. : Генезис, – 48 с.
Тищенко, Е.Я. Социальная педагогика: курс лекций. / Е.Я. Тищенко. - М. : ВЛАДОС, 2000 г. – 416 с.
Чернявская, А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А.П. Чернявская. – М. : Владос Пресс, 2004 г. – 96 с.