Osnovnye_napravleniya_deyatelnosti_ socialnogo_pedagoga.docx32.8 КБosnovnye_napravleniya_deyatelnosti_ socialnogo_pedagoga.docx32.8 КБ Предварительный.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Районное Методическое Объединение Участие социального педагога школы в профессиональной ориентации подростков 25 ноября 2010 года.
Advertisements

Роль классного руководителя в предпрофильной подготовке и профильном обучении учащихся Маргорина А.В. - председатель школьного методического объединения.
УЧРЕЖДЕНИЕ «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ПРОФОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ» ПРАВИЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ (в помощь выбирающему профессию)
Профессионально- ориентационная деятельность классного руководителя в условиях профильного обучения Николаева Ирина Вадимовна, заместитель директора по.
Профориентационная работа в школе тема «Формирование трудовой компетентности сельского школьника на основе профилизации обучения» Муниципальное казенное.
Психологическое сопровождение процесса самоопределения старшеклассников Выполнил: педагог-психолог ГБОУ Борского психологического центра Колесникова Н.Ю.
ПРАВИЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ (в помощь выбирающему профессию)
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: …формирование ответственного отношения.
ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ВЫПУСКНЫХ КЛАССАХ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Структура деятельности педагогического коллектива по проведению профориентационной работы в школе Координатор деятельности : зам.
Особое значение в современных условиях имеет подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни, связанной с их созидательной и преобразующей.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ В РАМКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ.
Зам.директора по ВР: Мелёхина Л.В Роль классного руководителя в организации профориентационной работы с учащимися.
Особенности работы психолога в предпрофильном классе.
Профессиональная ориентация как условие социализации личности современного ученика Левина Оксана Евгеньевна, руководитель кабинета профориентации МОУ "Лицей.
Организация профориентационной работы в школе в рамках реализации содержания образования РК БУП НСО основного и среднего (полного) общего образования Лузан.
Профориентационная деятельность в школе. получение данных об интересах, способностях и возможностях обучающихся; обеспечение широкой вариативности профильного.
Company LOGO Автор педагог-психолог Дубылкина О.В.
Центр профориентационной работы в МБОУ СОШ 76 город Краснодар.
Влияние окружающих факторов на выбор профессии Шесть шагов к решению Ошибки в выборе профессии.
Транксрипт:

osnovnye_napravleniya_deyatelnosti_ socialnogo_pedagoga.docx32.8 КБosnovnye_napravleniya_deyatelnosti_ socialnogo_pedagoga.docx32.8 КБ Предварительный просмотр:

Основные направления деятельности социального педагога

по профессиональной ориентации учащихся основной школы

Ярошевская С.Н.

социальный педагог муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразов ательная школа 1 с углубленным изучением отдельных предметов» города Губкина Белгородской области.

Региональная инновационная площадка «Формир ование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся»

Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Примерно 70% жизни мы посвящаем работе. Несоответствие профессии, способностям и интересам, психологическим особенностям приводит к тому, что мы расплачиваемся за это здоровьем. Поэтому одно из направлений работы социального педагога школы является профориентация учащихся.

Задача социального педагога – познакомить учащихся с образовательными, профессиональными учреждениями города и округа, перечнем предлагаемых профессий; изучить потребности рынка труда по выбранной профессии, помочь учащемуся определить свои индивидуальные склонности, способности, траекторию дальнейшего образовательного пути.

Цель профориентации не определить, кем быть ребенку в будущем, а лишь подвести к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению.

Профессиональная ориентация в условиях основной школы направлена на решение следующих задач:

- ознакомление с миром профессий;

- изучение интересов, способностей, склонностей и мотивов деятельности;

- ознакомление с правилами выбора профессии;

- мотивация размышлений о своем профессиональном будущем.

В содержание работы социального педагога по проблемам профессиональной ориентации включены следующие направления:

1. Беседы на темы: «Что значит правильно выбрать профессию?», «Как готовить себя к будущей профессиональной деятельности?», «Уровень образования и выбор профессии», «Выбор профессии в условиях рынка» и др.

2. Встречи с представителями различных профессий, экскурсии на производство. Экскурсии на УПК, в профессиональные учебные заведения.

3. Участие школьников в конкурсе «Кто больше знает о профессии», написание и защита рефератов о профессиях, коллективное творческое дело «Защита профессий».

4. Включение каждого школьника в сферу, способствующую развитию интересов и склонностей: кружковые и факультативные занятия, общественная деятельность, шефская работа.

5. Организация общественно полезного труда школьника как проба сил для выбора будущей профессии.

6. Изучение читательских интересов школьников. Совместное с библиотекой составление индивидуальных планов чтения, обсуждение книг, имеющих профориентационное значение.

7. Оформление на каждого учащегося профориентационного «дела», в котором собираются его сочинения о выборе профессии, заполненные им анкеты, опросники, выявляющие интересы и склонности, документы, отражающие результаты наблюдения за учащимся, «Лист профессиональной консультации».

8. Рекомендации школьникам 9-11-х классов о дальнейшем образовании и профессиональной подготовке. Оказание помощи в выборе профиля обучения.

9. Участие в работе ученических трудовых объединений.

10. Доклады на родительских собраниях на темы: «Что значит правильно выбрать профессию», «Роль семьи в подготовке школьников к выбору профессии».

11. Координация деятельности учителей, работающих в классе, психологов и других специалистов, решающих задачи профориентационной работы с учениками [4].

Целесообразно составлять планы подготовки к выбору профессии каждому старшекласснику. Они должны носить глубоко индивидуальный характер и должны быть тесно связаны с самовоспитательной деятельностью [2].

Формирование готовности к выбору профессии достигается в ходе целенаправленного воздействия на личность. Для правильного выбора профессии важно не только определить способности, мотивы, индивидуальные черты характера, а в первую очередь – профессиональную направленность личности [7, с. 79].

Основными функциями социального педагога в решении проблемы профориентации могут быть:

1. Диагностическая;

2. Организационная;

3. Информационно- просветительская;

4. Мотивационная;

5. Профилактическая;

6. Воспитательная;

7. Коммуникативная [6, с. 91].

1. Диагностическая функция.

В рамках диагностической функции профориентационная работа предполагает:

- изучение профессиональных намерений учащегося (узнать, что собирается делать учащийся после окончания 9 класса: учиться в 10 классе, поступать в вуз, учреждения НПО, СПО и т.д.);

- выявление роли родителей в становлении профессионального выбора подростка (оказывают ли родители влияние на профессиональный выбор подростка, учитывает ли ребенок мнение родителей и т.п.);

- изучение познавательных интересов подростка (существуют ли любимые и нелюбимые предметы, есть ли интересы, связанные с выбором профессии: чтение специальной литературы, посещение факультативов и т.д.);

- изучение склонностей (какие склонности выявляются в учебной деятельности, в кружковой работе, в свободное время, есть ли склонности, связанные с выбором профессии).

- изучение способностей (есть ли профессиональные способности, необходимые для успешного освоения профессии и т.д.). Как развивает способности, связанные с выбором профессии;

- выявление положительных качеств личности подростка, которые будут способствовать осуществлению его профессиональных намерений, а также негативных качеств, затрудняющих их осуществление;

- определение оценки подростком своих успехов и достижений в учебной деятельности [5, с. 67].

2. Организационная функция.

В рамках организационной функции деятельность социального педагога предполагает такжеорганизацию и участие в проведении общешкольных мероприятий по профориентации: недели профориентации, дни профессий (совместно с учебными заведениями), конкурсы мастерства, информационные встречи и т.п. [9, с. 181].

3. Информационно- просветительская функция предполагает:

- проведение справочно- информационных профконсультаций;

- информирование школьников о ситуации на рынке труда [1];

4. Мотивационная функция. Социальный педагог осуществляет работу по формированию мотивации к трудовой деятельности. Задача социального педагога сост оит в том, чтобы сформировать у каждого подростка такую жизненную позицию при выборе профессии, которая соответствовала бы призванию личности и желанию достичь успеха в профессиональной деятельности.

5. Профилактическая функция в профориентации заключается в предупреждении неправильного выбора учащимися профессии.

Существует несколько классических ошибок, которые допускают молодые люди при выборе профессии:

1) бытующие мнения о престижности профессии. Зачастую молодые люди выбирают профессию, руководствуясь фактором ее престижности, а способности и склонности выступают второстепенным критерием. Престижность зачастую прямо противоположна реальной востребованности того или иного вида деятельности на рынке труда;

2) выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей («за компанию»).Выбранная таким образом профессия чаще всего более или менее подходит тому, кто оказался инициатором, ведь только для него это осознанный выбор;

3) перенос отношения к человеку (представителю той или иной профессии) на саму профессию. При выборе профессии выпускники должны учитывать, прежде всего, особенности содержания труда, а не выбирать профессию только по тому, что им нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности;

4) увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии, без учета того, чем реально предстоит заниматься большую часть рабочего времени;

5) игнорирование медицинских противопоказаний. Повышенные требования к здоровью предъявляют очень многие профессии. Однако, не имея четких представлений о характере профессий, многие школьники делают ошибки при профессиональном выборе.

6) незнание или недооценка своих психологических особенностей. При выборе профессии подростку необходимо учитывать свои способности, склонности, интересы, темперамент;

7) отождествление школьного учебного предмета с профессией. При выборе профессии молодые люди должны учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят. Интерес к школьному предмету не обязательно говорит о том, что понравится любая, связанная с ним работа.

6. Воспитательная функция. В рамках воспитательной функции профориентационная работа педагога социального предполагает [3, с. 115]:

- воспитание уважения к труду и представителям любой профессии.

- воспитание интереса к рабочей профессии.

7. Коммуникативная функция в профессиональной деятельности социального педагога заключается во взаимодействии с педагогом- психологом, классными руководителями, администрацией школы, представителями учебных заведений, руководителями кружков и объединений, медицинскими работниками, инспекторами по делам несовершеннолетних, а также с семьей подростка. Социальный педагог направляет свои действия на объединение усилий всех тех, кто профессионально может помочь подросткам и их семьям решить существующие проблемы [8, с. 233].

Социальный педагог должен стать центральной фигурой в управлении системой общественного воспитания. Сегодня, как никогда, задача социального педагога состоит в том, чтобы помочь подростку найти свое место в жизни, стать самостоятельной, творческой, всесторонне развитой личностью.

Литература: Ананьева, Е., Белоусова, В. Энциклопедия для детей. Выбор профессии / Е.Ананьева, В. Белоусова. - М. : Аванта, 2003 г. – 432 с.

Махаева, О.А. Я выбираю профессию: Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников / О.А. Махаева, Е.Е. Григорьева. – М. : УЦ «Перспектива», 2000.

Никитина, Л. Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении / Л. Никитина. / Воспитание школьников. – – с

Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога. Творческий центр / Р.В. Овчарова. - М.: Сфера, 2004 г. – 482 с.

Романова, Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы / Е.С. Романова. - СПб. : ЗАО Издательский дом «Питер», 2003 г. – 462 с.

Резапкина, Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Рабочая тетрадь учащегося / Г.В. Резапкина. – М. : Генезис, – 80 с.

Резапкина, Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов / Г.В. Резапкина. – М. : Генезис, – 48 с.

Тищенко, Е.Я. Социальная педагогика: курс лекций. / Е.Я. Тищенко. - М. : ВЛАДОС, 2000 г. – 416 с.

Чернявская, А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А.П. Чернявская. – М. : Владос Пресс, 2004 г. – 96 с.