Методическое сопровождениеЗакон РФ «Об образовании» Федеральный государственный образовательный стандарт Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников Авторы: Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.
Advertisements

КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного.
Государственная политика в области воспитания в условиях перехода на ФГОС.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Орлова И.В., кафедра управления ЛИРО.
В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры.
Основные подходы к проектированию ООП (основной образовательной программы) в соответствии с требованиями ФГОС Малярчук Т.А., заместитель директора по УВР.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Роль школы в духовно - нравственном воспитании и развитии обучающихся Богомолова И. Н., директор ГБОУ СОШ 546.
Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей; систему базовых национальных.
Использование историко - культурного потенциала Санкт - Петербурга при формировании духовно - нравственных ценностей подрастающего поколения Егорова Ирина.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2010 год.
Духовно- нравственное воспитание Тимощук А. Н.. Духовность –свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов.
ИЮНЬ 2010 г. Рябченко Алексей Михайлович кандидат педагогических наук, доцент, Заведующий кафедрой методики воспитания РО ИПК и ПРО.
«Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования»
ПРОГРАММА ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Щелково, 2012 Политова Светлана Викторовна.
Транксрипт:

Методическое сопровождение

Закон РФ «Об образовании» Федеральный государственный образовательный стандарт Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач.

Основная образовательная программа СТРУКТУРА Начальная школа Учебный план Программа развития УУД Программы по предметам Программа коррекционной работы Планируемые результаты Программа духовно- нравственного развития Система оценки Программа здорового образа жизни Пояснительная записка

Структура образовательной программы ОУ: - пояснительная записка (в ней конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета) - планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы - базисный учебный план ОУ - программа формирования УУД у учащихся - программы отдельных учебных предметов, курсов; - ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ на ступени начального общего образования; - программа формирования здорового и безопасного образа жизни; К рабочим учебным программам могут прикладываться и другие документы, которые необходимы учителю для полноценного и эффективного осуществления образовательного процесса

Программа духовно-нравственного воспитания должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе ОУ, семьи и других институтов общества. В основу Программы должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. Программа должна предусматривать приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивать: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания.

Средневековая Русь – православная вера, духовное единство народа. Ценности: честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь. Начало 18 в.- «человек государственный, слуга царю и Отечеству». Формирование человека-патриота, высокая нравственность, трудолюбие, любовь к наукам, служение России. 19 век - идеал полезного государству и Отечеству гражданина. Воспитание благонадежных подданных, преданных и полезных монархии и Отечеству. После 1917 года – вера в коммунизм, беззаветное служение партии и советскому строю. Педагогическая задача: формирование советского человека-строителя коммунизма. 20 в.- воспитание всесторонне развитой личности (примеры патриотизма, самопожертвования во имя будущего страны и народа, пренебрежение материальным во имя идеального). 90-е гг. 20в. – педагогический идеал свободной в своем самоопределении личности, «освобожденной» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом. Национальный воспитательный идеал высшая цель образования

Современный национальный воспитательный идеал - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Идеал Добрый, не причиняющий зла живому Честный и справедливый Смелый и решительный Любящий и заботливый Свободолюбивый и ответственный Творящий и оберегающий красоту мира Самостоятельный и законопослушный Творящий и оберегающий красоту мира Патриотичный (готовый поступиться своими интересами ради «своих» – класса, школы, города/села, России) Трудолюбивый и настойчивый Стремящийся к знаниям и критично мыслящий

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания являются ценности: Религиозные Этнические Культурные традиции Семейные Социальные

Традиционные источники нравственности: 1. Патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей «малой Родине». 2. Социальная солидарность свобода личная и национальна, справедливость, милосердие; доброта; честь; честность; достоинство. 3. Гражданственность правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода совести и вероисповедания. 4. Семья любовь и верность; здоровье; достаток; почитание родителей; забота о старших и младших; продолжение рода. 5. Труд и творчество созидание; целеустремленность и настойчивость; трудолюбие; бережливость. 6. Наука познание; истина; научная картина мира; экологическое сознание. 7. Традиционные российские религии - представления о вере и духовности. 8. Искусство и литература - красота; гармония; духовный мир человека; нравственный выбор; смысл жизни; эстетическое развитие. 9. Природа жизнь; родная земля; планета Земля. 10. Человечество мир во всем мире; многообразие культур и народов; прогресс человечества; международное сотрудничество.

Рабочая программа: назначение и особенности Рабочая программа: назначение и особенности Пояснительная записка Пояснительная записка Общая характеристика ДВН Описание места ДНВ в учебном плане Описание ценностных ориентиров содержания ДВН Содержание ДНВ Личностные планируемые результаты Личностные планируемые результаты Примерное тематическое планирование Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса Программа

1 раздел Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. сформулирован современный воспитательный идеал, на достижение которого должны быть направлены совместные усилия школы, семьи и других институтов общества

Этическое воспитаниеЭстетическое воспитаниеВоспитание здорового образа жизниЭкологическое воспитание Трудовое воспитание Гражданско-патриотическое воспитание ПРИРОДА НАШ ДОМ Жизнь, планета Земля и т.д. ТРУД ДЛЯ СЕБЯ И ДЛЯ ДРУГИХ Творчество (созидание, творчество) Наука (знание) СТРАНА ГРАЖДАН Патриотизм (любовь к «своим» и действие в благо их и т.д.), Гражданственность (служение, закон, равенство, многообразие и т.д.) ДОБРЫЕ ЧУВСТВА, МЫСЛИ, ПОСТУПКИ Человек (жизнь, добро, честь, свобода, дружба, справедливость и т.д.) Семья (любовь, забота и т.д.) ЗДОРОВЬЕ ТЕЛА И ДУХА здоровый образ жизни и т.д. КРАСОТА СПАСЕТ МИР Красота природы и искусства, гармония

Перечень планируемых результатов воспитания: -Формирование ценностных ориентаций, социальных компетенций, моделей поведения, рекомендаций по организации и текущему педагогическому контролю урочной и внеурочной деятельности -Ознакомление с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-эстетическим ценностями народов России -Формирование активной жизненной позиции, потребности в самореализации -Развитие коммуникативных навыков, навыков самоорганизации -Расширение опыта позитивного взаимодействия с окружающими миром (правовой, эстетической, физической, экологической культуры)

2 раздел Основные направления духовно- нравственного развития и воспитания ·воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; ·воспитание нравственных чувств и этического сознания; ·воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; ·воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание); ·воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

3 раздел Определяется концептуальная основа уклада школьной жизни. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. Принципы и особенности организации содержания духовно - нравственного развития и воспитания

Принципы Аксиологический принцип Следования нравственному примеру Диалогического общения Системно- деятельностной организации воспитания Полисубъектности воспитания Ориентации на идеал Идентификации (персонификации)

4 раздел Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся по каждому из направлений организации воспитания в начальной школе. Компоненты воспитания, обучения и развития обучающихся, их коммуникативной, информационной, проектной, социальной деятельности. Определение конкретного содержания духовно – нравственного развития и воспитания в каждом ОУ, в каждом классе осуществляется с учетом: - Реальных условий. - Индивидуальных особенностей обучающихся. - Потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей).

5 раздел Виды деятельности и формы занятий с обучающимися усвоение элементарных представлений о ценностях, о традициях о в культуре народов России, других стран (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин) получение первоначального опыта получение первоначального опыта участия в деятельности и реализации проектов посильное участие в деятельности общественных организаций усвоение в семье позитивных образцов общения, заботы, участие вместе с родителями (законными представителями) в деятельности по месту жительства)

Формы воспитательной работы в общеобразовательной школе 1. Урочная деятельность (воспитательные задачи интегрированы в содержание учебных предметов) 2. Внеурочная деятельность (культурные практики) 3. Внешкольная деятельность (социальные и культурные практики) 4. Семейное воспитание ( интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет приоритетное значение на ступени начального общего образования) 5. Изучение культурологических основ традиционных российских религий (сохранение целостного воспитательного пространства школы).

6 раздел Условия совместной деятельности образовательного учреждения с семьями обучающихся, с общественными институтами по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.

Участники образовательного процесса Воспитание – процесс принятия человеком ценностей (важных правил и идей), которые определяют поведение человека в обществе

Социальные субъекты образовательного процесса Образовательное учреждение Семья Учреждения доп. образования Учреждения культуры и спорта Традиционные религиозные организации Общественные объединения (детско- юношеские движения и организации) Ведущая роль принадлежит педагогическому коллективу ОУ

Классный руководитель обеспечивает: педагогическую поддержку решения школьниками межпредметных воспитательных задач; подготовку и проведение внеклассных и внешкольных воспитательных мероприятий; участие в добровольных детских разновозрастных организаций различной направленности; координацию программ семейного и школьного воспитания; содействие в решении индивидуальных проблем духовно- нравственного развития детей.

7 раздел Принципы и основные формы повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся

8 раздел (заключительный) Планируемые воспитательные результаты по каждому из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания

Как увидеть результат воспитания? ПРОЯВЛЕНИЕ Дела направляемые ценностью Слова осмысление ценности Осознание, Оценка Заявление Действия, поступки Диагностические задания письменных работ Не подписывать работы Оценивать аргументацию, а не позицию Педагогическое наблюдение Оценивается не личность, а конкретные поступки Самооценка и саморефлексия первичны, а внешняя оценка – вторична КАК ОЦЕНИТЬ РЕЗУЛЬТАТ, НЕ ПРОВОЦИРУЯ ЛИЦЕМЕРИЕ? Ценности правила идеи

Диагностика - оценка личностных достижений школьников осуществляется: - в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований - это основание для принятия управленческих решений, информация об уровне освоения программ и обобщенные данные о моральной атмосфере в школьных коллективах. - с помощью портфолио. Портфолио это способ фиксирования, накопления и оценивания педагогами, родителями и самим учеником результатов его духовно-нравственного развития. Технология портфолио делает процесс духовно-нравственного развития школьника открытым, объективным и корректируемым со стороны педагогов и родителей. Портфолио предоставляет учащимся широкие возможности для нравственной рефлексии.

Титульный лист программы полное наименование учредителя и образовательного учреждения в соответствии с уставом; где, когда и кем утверждена рабочая учебная программа; наименование учебного предмета (курса); указания на принадлежность рабочей учебной программы к ступени, уровню общего образования; срок реализации данной программы; указание примерной программы и ее авторов, на основе которой разработана данная рабочая учебная программа; ф.и.о. учителя, составившего данную рабочую учебную программу

1.Рассматривается на методическом объединении или на научно-методическом совете (см. Устав). Решение ШМО или НМС оформляется протоколом. Возможно предварительная внешняя экспертиза. (июнь месяц) 2. Директором школы издается приказ об утверждении каждой учебной программы. На каждой программе должно быть отметка о принятии программы ШМО или НМС, результаты экспертизы (если была), отметка директора школы об утверждении программы (дата и номер приказа). Утверждение всех программ до 31 августа. 3. Один экземпляр учебных программ являются частью ООП и находятся у администрации в соответствии с номенклатурой дел. Второй экземпляр у педагога. Путь утверждения учебной программы членов педагогического коллектива (учителя)

Спасибо за внимание! Желаем успехов в реализации ФГОС!

Агния Барто «Совесть» Я кошку выставил за дверь, Сказал, что не впущу. Весь день ищу ее теперь, Везде ее ищу. Из-за нее Вторую ночь Все повторяется, Точь-в-точь, Во сне, как наяву: Я прогоняю кошку прочь, Потом опять зову.