ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) П Р И К А З « 26 » ноября 2010 г. Москва 1241.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности школьников Григорьев Д.В., к.пед.н., доцент, Степанов П.В., к.пед.н., Центр теории воспитания.
Advertisements

Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности школьников Григорьев Д.В., к.пед.н., доцент, Степанов П.В., к.пед.н., Центр теории воспитания.
Организация внеучебной деятельности в начальной школе.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе МОУ «СОШ 26» с. Мельничное Красноармейского муниципального района.
Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности школьников Григорьев Д.В., к.пед.н., доцент, Степанов П.В., к.пед.н., Центр теории воспитания.
Внеурочная деятельность школьников. Разработчики Григорьев Д.В., к.пед.н., доцент, Степанов П.В., к.пед.н., Центр теории воспитания Института теории и.
Воспитание в ФГОС Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Понятие, виды и направления внеурочной деятельности школьников.
Внеурочная деятельность и дополнительное образование в контексте ФГОС Григорьев Дмитрий Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела.
Организация внеучебной деятельности учащихся начальной школы Выступление учителя начальных классов Рябовой Е.С.
Организация внеурочной деятельности школьников: начальная и основная школа Фаязова Альфия Фаритовна, к.п.н., доцент кафедры воспитания и дополнительного.
LOGO Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Организация внеурочной деятельности в начальной и основной школе Григорьев Дмитрий Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела методологии.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе Григорьев Дмитрий Васильевич, зав. отделом методологии и технологии воспитания личности Федерального.
Внеурочная деятельность в начальной школе. Стандарты – социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьёй, обществом и государством.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе Ежова Н.В., зам.директора по ВР МБОУ СОШ с.Троекурово.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Оптимизация ресурсов ОУ в реализации внеурочной деятельности и постановке УУД в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Транксрипт:

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) П Р И К А З « 26 » ноября 2010 г. Москва 1241 ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. 373 Министр А. А. Фурсенко

ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в ФГОС НОО III. Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования Пункт 16 изложить в следующей редакции… ООП НОО реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность…

ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в ФГОС НОО Пункт 17 дополнить следующим содержанием …При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности ОУ дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта

ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в ФГОС НОО Пункт Учебный план начального общего образования …Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации ООП определяет образовательное учреждение… (часть Внеурочная деятельность (стр.18) полностью исключена

Исходя из региональных особенностей образовательных учреждений Московской области, инновационным компонентом образовательной программы ОУ должна стать Программа внеурочной деятельности. Программа внеурочной деятельности должна обеспечивать достижение планируемых результатов освоения ООП НОО. Программа внеурочной деятельности разрабатываются на основе: требований к результатам освоения ООП НОО и программы формирования универсальных учебных действий.

Программа должна содержать 1.Пояснительную записку, в ней отражены цели и задачи взаимодействия педагогов и учащихся во внеурочной деятельности, описание основных подходов (прежде всего, системно-деятельностного), взаимосвязь содержания урочной и внеурочной деятельности учащихся; 2.Планируемые результаты внеурочной деятельности учащихся: метапредметные и личностные, показатели уровней и степени владения ими, их взаимосвязь с другими результатами освоения ООП; 3.Основные направления содержания работы, описание технологий и типологии развивающих задач; 4.Указание времени, места и форм организации внеурочных занятий; 5.Тематическое планирование; 6.Описание материально-технического обеспечения внеурочной деятельности.

Программа внеурочной деятельности самостоятельно разрабатывается и утверждается ОУ. Варианты проведения внеурочной деятельности могут быть самые разнообразные: комплексные, по направлениям, по формам и т.д. Программа является структурным компонентом ООП. Фиксация содержания, форм и фактов проведения внеурочной деятельности происходит в отдельном журнале. Внеурочная деятельность должна финансироваться на региональном уровне. Один час внеурочной деятельности должен финансироваться как один час урочной деятельности. Для всех категорий педагогических работников финансирование часов внеурочной деятельности осуществляется в соответствии с тарифными требованиями начального образования, а именно: почасовая оплата учителя начальных классов.

Время, отводимое на внеурочную деятельность должно составлять до 10 часов в неделю, до 1350 часов на все 4 года обучения. Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность, рекомендуем, разработать Приложение к Учебному плану. Приложение к Учебному плану должно включать в себя: цели, задачи и направления деятельности

Для организации внеурочной деятельности возможно привлечение сотрудников ОУ среднего и старшего звена и доп. образования. Внеурочная деятельность может проводиться как с разным количеством учащихся: от всех учеников начального звена до подгруппы в количестве до 12 человек. Наполняемость групп зависит от формы организации и состава участников внеурочной деятельности. Организация внеурочной деятельности проводится при наличии образовательных потребностей, зафиксированных в Договоре ОУ с родителями (законными представителями) обучающихся и в Приложении к нему. Программа внеурочной деятельности, наряду с другими, должна отражать целостность и единство ООП ОУ, гармоничное сочетание и взаимосвязь ее компонентов, являясь неотъемлемой ее частью.

Программа внеурочной деятельности должна быть направлена на реализацию различных направлений развития и воспитания младших школьников

Направления внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного, художественно-эстетического, научно-познавательного, военно-патриотического, общественно полезная деятельность.

Формы внеурочной деятельности экскурсии, кружки, секции, студии, театры, мастерские, конференции, диспуты, круглые столы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.

Сравнительная характеристика урочных и внеурочных форм организации деятельности учащихся Параметры сравнения: Соответствие программе Обязательность посещения Определенность во времени и пространстве Состав участников Учет при расчете максимальной учебной нагрузки Финансирование Примеры

Соответствие программе Соответствуют ООП, раздел 5 Программы отдельных учебных предметов Соответствуют ООП, раздел 3 Учебный план НОО Обязательность посещения Обязательны для посещения всеми учащимися Факультативны, при наличии соответствующих образовательных потребностей Определенность во времени и пространстве Жестко определены во времени и пространстве Произвольны по времени и месту проведения Состав участников Списочный составВариативный состав Учет при расчете максимальной учебной нагрузки УчитываютсяНе учитываются Финансирование ООП

Цель инновационных процессов заключается не только в повышении качества образования, но и в укреплении здоровья учащихся и в создании психологического комфорта участникам образовательного процесса

III. Требования к структуре …. 19. Требования к разделам основной образовательной программы начального общего образования: Учебный план Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно- оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как

III. Требования к структуре …. Внеурочная деятельность … в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д. Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов

В чем новизна гигиенических требований? Требования к организации ежедневной внеурочной деятельности учащихся Включены требования к новому виду школ - школам полного дня

Внеурочная деятельность 1. Занятия по выбору. 2. Форма занятий должна отличаться от урочной (кружки секции, олимпиады, экскурсии, проектная деятельность и др.). 3. Баланс между занятиями двигательного и статического характера.

Примерный учебный план образовательного учреждения Учебный предмет классы Количество часов в неделю всего IIIIIIIV Внеурочная деятельность Спортивные кружки, секции Растим патриотов Предметные кружки Музыкальные кружки, театральная студия Социальная работа Проектная деятельность Всего к финансированию ,5132,5

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Спортивно - оздоровительное Художественно- эстетическое Научно-познавательное Военно-патриотическое Общественно-полезная деятельность Проектная деятельность Игровая; Познавательная; Проблемно-ценностное общение; Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); Художественное творчество; Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); Техническое творчество Трудовая (производственная) деятельность; Спортивно-оздоровительная деятельность; Туристско-краеведческая деятельность.

ВОСПИТАНИЕ - это не специальные мероприятия В оспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей

РЕЗУЛЬТАТ - это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (фактический, воспитательный…) ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. ЭФФЕКТ - последствие результата ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка.

РЕЗУЛЬТАТ это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности ЭФФЕКТ последствие результата

Уровни воспитательных результатов Первый уровень – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Уровни воспитательных результатов Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Уровни воспитательных результатов Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия

Уровни воспитательных результатов 3 уровень 1-й уровень 2-й уровень В начальной школе приоритет 1 уровня Опасно форсировать процесс воспитания!

Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 1. ИгроваяРолевая игра Деловая игра Социально моделирующая игра

Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 2. ПознавательнаяПознавательные беседы, предметные факультативы, олимпиады Дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб « Что? Где? Когда? » Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т.п.), школьный музей-клуб

Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельн ого общественного действия 3. Проблемно- ценностное общение Этическая беседа Дебаты, тематический диспут Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов

Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 4. Досугово- развлекательная деятельность (досуговое общение) Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки Концерты, инсценировки, праздничные « огоньки » на уровне класса и школы Досугово-развлекательные акции школьников в окружающем школу социуме (благотворительные концерты, гастроли школьной самодеятельности и т.п.)

Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельно го общественного действия 5. Художественное творчество Кружки художественног о творчества Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе Художественные акции школьников в окружающем школу социуме

Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельног о общественного действия 6. Социальное творчество (социально преобразующая добровольческа я деятельность) Социальные пробы (инициативное участие ребенка в социальных акциях, организованных взрослыми ) КТД (коллективное творческое дело) Социально-образовательный проект

Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 7. Трудовая (производственная) деятельность Занятия по конструированию, кружки технического творчества, домашних ремесел Трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры ( « Почта », « Город мастеров », « Фабрика » ), детская производственная бригада под руководством взрослого Детско-взрослое образовательное производство

Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 8. Спортивно- оздоровительная деятельность Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах Школьные спортивные турниры и оздоровительные акции Спортивные и оздоровительные акции школьников в окружающем школу социуме

Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 9. Туристско- краеведческая деятельность Образовательная экскурсия, туристическая поездка, краеведческий кружок Туристский поход, краеведческий клуб Туристско-краеведческая экспедиция Поисково-краеведческая экспедиция Школьный краеведческий музей

Ресурсы (для реализации внеурочной деятельности) Учреждения дополнительного образования Учреждения культуры Учреждения спорта Специализированные лагеря Тематические лагерные смены Летние школы

Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности; тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, образовательная программа патриотического воспитания, образовательная программа воспитания толерантности и т.п.); Типы образовательных программ:

Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня Такие программы могут иметь возрастную привязку, например: для 1-2-го класса – образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности; для 2-3-го класса – образовательная программа, формирующая позитивное отношение к базовым ценностям; для 4-го класса – образовательная программа, дающая ребенку опыт самостоятельного общественного действия; Типы образовательных программ:

Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности разработка и осуществление совместных программ и проектов, отдельных дел и акций, направленных на решение воспитательных задач; кооперация ресурсов и обмен ресурсами (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально- техническими и др.); предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.); взаимообучение специалистов, обмен передовым опытом; совместная экспертиза качества внеурочной деятельности. Механизмы интеграции:

Задачи: Использовать туристско-краеведческую деятельность как средство экологического воспитания младших школьников Способствовать не только расширению представлений детей об окружающем мире, но и реализации деятельностного подхода Обеспечить формирование умений и навыков, применение которых способствует организации разнообразной деятельности ребенка в окружающей среде, не наносит ей вреда

Туристско-краеведческая деятельность Цель: воспитание у детей чувства бережного отношения к природе. Формы туристской деятельности: Экскурсия Прогулка с отдыхом в лесу (парке) Походы выходного дня Игры-соревнования на местности (игра- путешествие)

Внеурочная деятельность занятия Внеурочное занятие (тема, название) Формы организации внеурочной деятельности Деятель- ность учителя Деятель- ность учащихся Форми- руемые умения

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!