Тема: «Учитель и проблемы дисциплины» Цели: 1) - познакомить с 3 основными законами поведения 2) - научить определять скрытый мотив поступка 3) –осуществлять.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учитель и проблемы дисциплины Отклоняющееся поведение учащихся.
Advertisements

Конструктивное взаимодействие учителя с учеником Распознать истинную цель проступка; В соответствии с нею выбрать способ, чтобы немедленно вмешаться в.
Воспитание – это создание системы условий, в которой происходит развитие личности. В основе технологий, предлагаемых в этой презентации лежат гуманистические.
Мотивация «плохого поведения». Привлечение внимания.
Почему дети становятся «трудными» ? Цели: Обсудить проблемы воспитания подростков Обсудить проблемы воспитания подростков выяснить причины, которые приводят.
Семинар для педагогов Учитель и проблемы дисциплины.
«Проблемы дисциплины » (причины, правила, стратегия поведения) Подготовила педагог-психолог Калинова Ольга.
Родительское собрание «Наши трудные дети». Трудный ребёнок … Что за этими словами, какой он?
Способы воздействия учителя на учащихся, нарушающих дисциплину Сообщение подготовлено руководителем методического объединения учителей математики и информатики.
Реальность и рассказы о ней Реальность Факты: поступки, действия, события Рассказы о реальности Мнения, оправдания, интерпретации, принципы, объяснения.
Цель: Цель: предупреждение и преодоление агрессивного, конфликтного поведения детей и подростков.Задачи: 1. Профилактика нежелательных негативных тенденций.
Учитель и проблемы дисциплины. «Решающую роль в работе играет не всегда материал, но всегда мастер». М. Горький Цель: Познакомиться с 3 основными законами.
Технология кооперативной дисциплины Линды Альберт.
Тютрина Валентина Дмитриевна Заместитель директора по воспитательной работе МКОУ СОШ с.Новогромово Черемховский район Иркутская область.
Философия дисциплины учителя. Три подхода: «Руки прочь» «Подход твёрдой руки.» «Возьмёмся за руки.»
Учитель и проблемы дисциплины. Мотивы плохого поведения: Привлечение внимания Власть Месть Избегание неудач.
Психологическое занятие для учителей 5-11 классов «Конструктивное взаимодействие с «трудными подростками» Психологическое занятие для учителей 5-11 классов.
«Руки прочь» - борьба; «Твердая рука» - помощь; «Возьмемся за руки» - сотрудничество.
Три основных закона поведения: 1 закон Ученики выбирают определенное поведение в определенных ситуациях 2 закон Любое поведение учеников подчинено общей.
Навыки конструктивного взаимодействия с подростком.
Транксрипт:

Тема: «Учитель и проблемы дисциплины» Цели: 1) - познакомить с 3 основными законами поведения 2) - научить определять скрытый мотив поступка 3) –осуществлять педагогическое воздействие, чтобы прекратить «плохое поведение», не снижая при этом самоуважение ученика и в тоже время не прекращая урока 4) – научить разрабатывать и осуществлять систему воздействий, повышающих самоуважение детей и обучающих их достойному поведению

Школьный план действий Шаг 1 – Наблюдаем и описываем Шаг 2 – Определяем мотив Шаг 3 – Экстренное вмешательство Шаг 4 – Стратегия поддержки Шаг 5 – Включаем родителей

Познакомимся с 3 основными законами, которым подчинено поведение учеников: Закон 1 – Дети выбирают определённое поведение в определённых обстоятельствах Закон 2 – Любое поведение подчинено общей цели – чувствовать себя принадлежащим к школьной жизни Закон 3 – Нарушая дисциплину, ученик осознаёт, что ведёт себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит определённая цель.

Цели 1- привлечение внимания 2- власть 3- месть 4- избегание неудач

Причины «плохого» поведения направленного на привлечения внимания: 1)- если в семье ребёнок больше получает внимание, если он плачет, капризничает, совершает что – то отрицательное, или запретное (разбил вазу), чем за целый день нормального поведения, то затем это он переносит и в класс. - если в семье не научили, как просить внимание в приемлемой форме, а внимание – базовая психологическая потребность. 2)- если ребёнок испытывает одиночество, если у него узкий круг общения, если ему не хватает внимания.

Вывод: Дети демонстрирующие «плохое» поведение, направленное на привлечение внимания, просто показывают, что они хотят взаимодействовать, но не знают, как общаться в позитивной манере.

Характеристики поведения, направленного на привлечение внимания. Активное поведение Приёмы: ученики делают то, что отвлекает учителя и класс Пассивное поведение Приёмы: все требуемые действия выполняются очень медленно Реакция учителя Чувства: раздражение и возмущение Действия: словесные замечания, выговоры, угрозы Ответы ученика Смысл ответа: уступают Действия: временно прекращают Причины поведения1- Все больше внимания уделяют детям с плохим поведением 2- Учащиеся не научены просить внимания, в приемлемой форме 3- Ребята испытывают дефицит личного внимания к себе Сильная сторона Ученики нуждаются во взаимоотношениях с учителем Принципы предотвращения такого поведения 1- Уделять внимание хорошему поведению 2 – Учить просить внимания, когда они в этом нуждаются, положительными способами

Меры экстренного педагогического воздействия ( если поведение – привлечение внимания)

Стратегия 1 Минимизация внимания 1 – Игнорируйте такое поведение 2 - Контакт глазами 3 - Встаньте рядом 4 - Используйте имя ученика 5 – Пошлите «секретный» сигнал 6 – Делайте письменные замечания 7 – Формулируйте «Я – высказывания»: Оно состоит из 4 частей: 1) - содержит объективное описание плохого поведения, которое имеет место здесь и сейчас. 2) – называет чувства учителя в этот момент 3) – описывает эффект от плохого поведения «…..потому я теряю мысль…» 4) – содержит просьбу «..пожалуйста, перестань»

Стратегия 2 Разрешающее поведение 1 - Доведите до предела демонстративную выходку 2 – Весь класс присоединяется к выходке 3 - Используйте «разрешённую квоту»

Стратегия 3 Делайте неожиданности 1- Выключите свет 2 – Измените ваш голос 3 – Временно прекратите вести урок 4 – Меняйте учеников местами 5 – Применяйте «Стул размышлений»

Стратегия 5 Обратите внимание на хорошее поведение 1- Благодарите учеников 2- Сообщайте о любом проявлении положительного поведения, родителям (звоните, пишите)

Характеристика властолюбивого поведения Властолюбивые ученики постоянно задерживают учителя, бросают вызов. С помощью слов и действий они как бы атакуют нас. Иногда устраивают сцены с помощью различных тактик: медлительности, недоделанной работы, шума, бормочут ругательства и т. д. Как правило они не действуют без зрителя. Им нужны зрители и свидетели. Поведение может иметь активную и пассивную форму.

Активная форма Вспышка негодования. Она нужна для манипулирования взрослыми и для достижения своих требований. Словесное негодование. Хамят. Неуважительно и вызывающе отвечают на задание сделать что – то. Другой вариант – ученики выдают «синдром адвоката». Эти активные и яркие ученики не хамят, они разговаривают в вежливой, дружеской манере, но предлагают абсолютно нелогичные обоснования своего невыполнения ваших заданий. «Можно я не буду отвечать сегодня? Я же отвечал на прошлом уроке, вы же видели, что я знаю эту тему». Их дружелюбие сбивает с толку, а затем от этой словесной акробатики раздражаемся.

Пассивная форма Они улыбаются нам и говорят то, что мы хотим услышать. Затем они делают то, что хотят. Тихое непослушание.

Оправдание ленью. « ……Извините меня, я не сделал задание. Я честное слово собирался сделать его, но оказалось, что я слишком ленив. Но я с этим буду бороться! Честное слово! Лень – это выбранное поведение. И если мы его разгадаем как пассивное властолюбие, то мы сможем начать работу.

Оправданием плохим вниманием. Ученик выглядит совершенно растерянным и беспомощным на уроке. Учитель тоже теряется, начисто позабыв, что этот ученик в свободное время часами играет в компьютер.

Оправдание забывчивостью. Говоря «Я забыл», на самом деле ученик говорит «Я отказываюсь». Оправдание плохим слухом. Дефектологические нарушения как оправдания.

Характеристики властолюбивого поведения Активное поведениеПриёмы: вспышки негодования, ученики идут на конфронтацию и нагнетают напряжение Пассивное поведение Приёмы: (тихое непослушание) обещают, вежливо отвечают, но делают своё Реакция учителяЧувства: гнев, негодование, может возникать страх. Импульс: немедленно прекратить с помощью физического воздействия (встряхнуть, ударить, выгнать) Ответы ученикаСтиль ответа: конфронтация («Вы мне ничего не сделаете») Действия: выходка продолжается, пока сам ученик не решит прекратить её. Причины поведенияМода на «сильную личность» учит утверждению своей силы, а не конструктивному подчинению Сильная сторонаУченики демонстрируют лидерские способности: умение независимо мыслить и сопротивляться авторитетам Принципы предотвращения такого поведения 1- Уходить от конфронтации 2- Передача ученику части своей власти

Меры экстренного педагогического воздействия ( если цель поведения: власть или месть) Стратегия Техники Используйте «изящный выход» 1- признавайте силу ученика 2 – уберите зрителей 3 – перенесите обсуждение вопросов 4 – делайте записи 5 – озадачивайте 6 – соглашайтесь 7 – меняйте тему разговора Используйте удаление1 – удаление не выходя из класса 2- удаление в другой класс 3 – изоляция в кабинет администрации Устанавливайте санкции 1 – лишение или отлагательство права заниматься чем – то 2- лишение права пользоваться предметами 3- требование встречи с администрацией, с родителями, с милицией 4 – возмещение убытков (ремонт, замена…)

Причины и формы мстительного поведения Провоцировать на месть ученика могут не обязательно учитель, родители, администрация школы, а кто – то ещё, кому мстить довольно рискованно, а учитель, находящийся рядом – отличная мишень, чтобы отомстить за боль и обиду нанесённую другими.

Активная форма 1- Прямые физические акты насилия 2 – Непрямые физические акты насилия. Они ломают, портят, крушат что – то, что связано с этим учителем. Могут изрезать стол, стул, оборвать цветы, украсть кошелёк, исписать стены, порвать учебник. 3 – Психологические акты насилия: оскорбление, хамство. 4 – Оскорбления действиями. Узнают «слабые места» учителя, то что для него важно, ценно и подвергают атаке. Кроме этого различного рода преступления, ранние половые связи, алкоголь, наркотики.

Пассивная форма Отчуждение, избегание. Ученики замкнуты, угрюмы, некоммуникабельны. Им нравится задевать вас своей неподатливостью и озадачивать.

Характеристики мстительного поведения Активное поведениеПрямые и непрямые физические и психологические акты насилия: ученик вредит всеми своими силами педагогу Пассивное поведение Отчуждение, избегание, ожесточение и при этом отвергаются всякие попытки контакта Реакция учителяЧувства: обида, боль, опустошение, гнев, негодование, может возникать страх. Ответы ученика Стиль ответа: вредить Действия: выходка продолжается, пока сам ученик не решит прекратить её. Причины поведенияОтражение роста насилия в обществе. Распространение через средства массовой информации стиля «силового решения» конфликтов. Сильная сторонаУченики демонстрируют высокую способность умения защищать себя от боли и обиды. Принципы предотвращения такого поведения 1- Строить отношения по принципу заботы о них 2- Учить выражать душевную боль и страдания приемлемыми способами

Природа поведения, направленного на избегания неудач. 1- Стиль отчаянного «красного карандаша» - когда учитель указывает на ошибки, т. е. подчёркивает этим несостоятельность ученика, не обращая внимания на удачи. И тогда появляется желание у детей не делать работу, что бы не получить очередную плохую оценку. Существует заблуждение, что если указать ученику на его ошибки, то у него возникнет мотивация не повторять их. На самом деле происходит обратное. Чтобы у ребят появился мотив изменить свое поведение, отношение к учебе, их внимание должно быть отвёрнуто от ошибок и направлен на то, что им удаётся.

2- Неоправданно высокие ожидания. Когда окружающие необоснованно требовательны, ожидают успехов и достижений. Ребёнку удобнее слыть ленивым, чем оказаться в разряде «тупых» или «неудачников». Прекращение попыток для их «Я» менее болезненно, чем разочарование в результате, с трудом достигнутом.

3 – Требование от себя совершенства. Такие ученики не могут согласиться с тем, что ошибка – это нормальная часть процесса обучения. Для них это трагедия, которую они стараются избежать любой ценой.

4 – Упор на соревнование. Когда ставят ученика перед выбором: победить или проиграть, то некоторые выбирают вообще не играть. И если дети подвергаются сравнению с другими учениками, то в итоге поведение – отступающее. Они уходят «в себя» и прекращают всякие попытки улучшать свои собственные результаты.

Характеристики поведения, направленного на избегания неудачи. Активное поведениеПриёмы: вспышки негодования, ученик теряет контроль над собой, когда давление ответственности становиться слишком сильным Пассивное поведение Откладывание на потом Не доведение до конца Временная неспособность Официальные диагнозы Реакция учителяЧувства: профессиональная беспомощность Импульс: оправдаться и объяснить поведение ученика с помощью специалиста Ответы ученика Стиль ответа: Зависимость Действия: продолжает ни чего не делать Причины поведенияОтношения по типу «красного карандаша» Необоснованные ожидания родителей, учителей Вера ребёнка, что ему подходит только совершенство Упор взрослых на соревнование Сильная сторонаУченики хотят успеха и всё делать только отлично, лучше всех Принципы предотвращения такого поведения 1 – Поддержка ученика. Его внутренняя установка «Я не могу» изменилась на «Я могу» 2 – Помощь в преодолении социальной изоляции путём включения ребёнка в отношении с другими людьми

Стратегия 1 Изменить методы объяснения 1- Привлекательность 2- Понятность 3 - Самоконтроль 4- Повторение, чтобы учащиеся испытали радость от безопасного и лёгкого выполнения

Стратегия 2 Дополнительные методы обучения 1 – Специальные программы, задания для таких детей 2 – Ученики – репетиторы 3 – Работа в парах 4 - Дополнительная помощь педагога

Стратегия 3 Используйте позитив 1 – Позитивную речь: «Ты можешь выполнить это задание!» «Одно маленькое усилие – и будет результат» 2- Плакаты с внутренним девизом: «Я могу это сделать» «Я достаточно состоятелен, что бы сделать эту работу хорошо» «Я могу измениться так, как считаю нужным» 3 – Ищите 2 плюса на каждый минус

Стратегия 4 Делать ошибки нужным явлением 1- Рассказывайте о возможных типичных ошибках 2 – Показывайте ценность ошибки, как попытки выполнить задание 3 –Минимизируйте последствия от ошибок

Стратегия 5 Формируйте веру в успех 1 – Подчёркивайте любые улучшения 2 – Объявляйте о любом вкладе ученика в решение 3 – Раскрывайте сильные стороны ученика 4 – Демонстрируйте веру в ученика 5 – Признавайте трудности ваших заданий