Следовательно, в целях интересов успешного воспитания современных сельских школьников необходимо обеспечить определённое позитивное соотношение, гармонию.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Advertisements

МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
«Обучение должно приносить радость познания, радость общения. Любой ребёнок – личность, каждому нужно почувствовать радость успеха. А радость обязательно.
Воспитание как педагогический процесс.
Совершенствование и вариативность системы воспитания и дополнительного образования учреждения, работающего над повышением качества образования.
«самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни» К.Д. Ушинский Щербинина В.С.
По материалам пособия «Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (М.: Просвещение, 2009 г.)
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Автор: Т.М.Краснеева, педагог-психолог МОБУ СОШ 77 Лазаревского района г.Сочи.
Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 1 «Светлячок» разработана в соответствии с Федеральным.
Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
Программа социальной деятельности обучающихся должна быть направлена на овладение обучающимися принципов сотрудничества и диалога. Необходимо обеспечить:
Чтобы получить самый высокий балл – 5 - «блестяще», необходимо выполнить все 6 заданий Для отметки «отлично» - 1, 2, 3, 4, 6 Для отметки «хорошо» - 1,
это человек с определенным социально- принятым способом поведения, являющийся носителем общечеловеческих ценностей, осознанной нравственной позиции.
Психологические аспекты содержания Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.
ОРГАНИЗАЦИОННО- МЕТОДИЧЕСКОЕ СОВЕЩАНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЕЙ ШМО КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ГОД.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Воспитание как педагогический процесс. Термин «воспитание» в традициях отечественной педагогики сохраняет все свои значения и может употребляться как.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Стандарты второго поколения.
Развитие у обучающихся способности к самоорганизации, самореализации на основе компетентного подхода в воспитании.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Транксрипт:

Следовательно, в целях интересов успешного воспитания современных сельских школьников необходимо обеспечить определённое позитивное соотношение, гармонию между общественными и частными формами собственности. От этого во многом зависит материальное благополучие, физическое, душевное, психическое самочувствие людей, школьников.

В условиях, когда трансформируется главенствующая роль общественно- собственнической, коллективистской психологии в лич- ностно-ориентированную, сельской школе предстоит проделать большую работу по обеспечению гармонии яичных и общественных интересов, а также по их рациональному сочетанию. Реализация

общественного интереса через удовлетворение интереса яичного, повышение личной заинтересованности - вот оптимальный путь достижения гармонии между личным и общественным.

Жизнедеятельность школьников в условиях рыночной экономики объективно превращает их в носителей этики индивидуализма, эгоизма, жульничества, которые отдаляют яичную жизнь каждого из них от общественной. Наши наблюдения над жизнедеятельностью разных категорий людей (школьники, сельские товаропроизводители, инте*яигенция, фермеры, предприниматели и др.) свидетельствуют в том, что сейчас отчетливо проявляется значительное преобладание ро*и личных интересов над общественными. Так, некоторая часть сельской молодёжи, склонная к рыночным формам деятельности, для достижения своих материальных и финансово- денежных целей и благ вандаяьно относится даже к богатствам окружающей природы (лесам, диким животным, рекам, рыбам и др.) историческим ценностям, культурным памятникам и др. А между тем, такое общенародное дело, как экономия и бережное использование природных, энергетических, сырьевых ресурсов, вдумчивое, разумное отношение к ним невозможно без заинтересованного инициативного, творческого проявления к своему делу, деятельности с учетом общественных интересов.

Мы считаем, что с социально- нравственной точки зрения основными признаками рыночного типа личности являются такие качества: способность поступать по внутреннему убеждению в самых сложных житейских ситуациях, обеспечивая (соблюдая) в любых случаях гармонию яичных интересов с общественными, не переложить ответственность от себя на других, не полагаться слепо на окружающие обстоятельства, в необходимых случаях не только считаться некоторыми сомнительными явлениями и фактами, но и ак-

-193-ти вно противостоять им, активно вмешиваться в ход событий, проявляя свою во*ю, силу, энергию, способности, свой ум и характер.

Идеологическая политика государства, основанная на рыночной экономике, создаёт реальные условия для поляризации людей в материально-технических условиях жизни, в вопросах производства, труда, собственности, культуры, образования и др. Опираясь на собственные наблюдения, можем отметить, что процесс поляризации мнений сельских школьников на счёт социальных ценностей ещё не нашёл столь масштабный характер, но в нём определяются некоторые оттенки и тенденции этого явления. Та или иная позиция сельского школьника к различным социальным ценностям связана социально-экономическими требованиями к современному человеку, его обновлённым мировоззрением, социальными нормами и правилами поведения.

Сейчас тенденции социально- экономического развития общества таковы, что семья, школа, культурно- просветительные и оздо^ ровительные учреждения должны подготовить учащихся к жизни и деятельности в мире плюрализма и альтернативных отношений между личностью и средой, в условиях конкурсных, контрактных, вахтовых методов производственной деятельности. Поэтому сегодня сама жизнь требует, чтобы в воспитательную концепцию внести не только идею гармонии, симметрии, но и идею противоречивых, несогласованных обьектно-субьектных взаимодействий.

Исследуя социально-экономические проблемы формирования личности сельских школьников, мы убедились, что демократические процессы, реформы в основных сферах жизни приносят и определенные улучшения и совершенствования условий воспитания. Так, в

последние годы в сельской местности появились новые типы школ (школы-гимназии, школы- лицеи, авторские школы, УВК и др.). В учебно-воспитательный процесс вводятся альтернативные учебные планы и пособия, заметно расширились границы и увеличился простор дття социальной деятельности и трудовых дел учащихся, приложения творческих сил и способностей и др. Сейчас в сельской местности интенсивно возрождаются, обновляются, обогащаются культурные, национальные, народные, религиозные традиции, обычаи, уклады жизни за счёт легализации ранее запрещённых, открываются новые имена в искусстве, литературе и возвращаются старые,набирает силу свобода вероисповедания и т.д.

Преобразования в социально- экономической сфере народного хозяйства наряду с позитивным несут в себе и немало проблем^ трудностей, осложнений, негативно влияющие на формирование ценностных ориентаций учащихся сельской школы. Недостаточное внимание государства и его соответствующих органов к общеобразовательной школе (особенно к сельской), проблемам обучения и воспитания прежде всего в денежно-финансовом плане, в отношении укрепления, пополнения материально- технической базы значительно расширили границы между школой и обществом. Процесс коммерциализации учреждений культуры и других зрелищных обьектов (стадионов, спортивных площадок, хоккейных коробок и др.) привёл и к значительному сокращению ведущих специалистов этих обьектов, что заметно ослабло и то скудное пространство для внешкольной деятельности сельских школьников. Морально устарела материально-техническая база внеклассного и внешкольного воспитания сельских школьников.

Итак, в связи с вышеизложенным мы приходим к выводу о том,

что в современных условиях в педагогическом процессе сельской школы важное значение должно придаваться подготовке учащихся к жизнедеятельности в новой социальной среде - в рыночных условиях с демократическими и гуманными принципами.

3.2 Накопление и переработка социального опыта как педагогическая основа формирования социально ценных потребностей у сельских школьников

Основой социальных потребностей школьников является их мировоззрение и миропонимание, ядро которых составляют их социальные знания, понятия, убеждения и жизненный опыт. Социальные потребности наиболее успешно и полно, а также качественно вырабатываются именно в школьные годы. С этим периодом связано начало социального, нравственного, правового, гражданского становления личности. В школьные годы у учащихся появляются дополнительные социальные обязанности и права, усложняются, расширяются и углубляются взаимоотношения с окружающим миром. По мере взросления школьников значительно повышается у них ответственность за свои поступки идействия.

В период школьного обучения начинается важный этап подготовки школьников к социальным, трудовым, межличностным, духовно-нравственным, семейно- бытовым и другим формам отношений. Однако, отсутствие у них многопланового, разнообразного жизне" ного опыта, необходимой социальной и правовой культуры мешает им правильно разобраться в сложившейся общественной, производственно-экономической, семейно-бытовой обстановке, в окружающем социальном мире, найти достойное решение возникающих

пробттем в практике личной жизнедеятельности. Жизнь показывает, что незнание школьниками некоторых элементарных социальных норм, правил, требований, правовых основ государственной и общественной жизни порой приводит к неверной оценке ими даже самых простых жизненных ситуаций, а иногда даже способствует совершению негативных поступков и действий.

Отсюда, бесспорно, что в современных условиях педагогический процесс по формированию социальных потребностей у сельских школьников до-*жен быть направлен на усвоение ими общественно-исторического опыта, народных, трудовых, хлеборобских традиций и обычаев (как положительных, так и отрицательных). Это помогает подготовке учащихся к выполнению обьективно существующих правовых и общественных требований, нравственно-духовных норм поведения. Эти требования и нормы охватывают самые существенные стороны жизни и деятельности сельских школьников, их отношение к общечеловеческим ценностям, культуре, другим народам и нациям, природе и т.п. Приведённые здесь факторы оказывают воздействие на внутренние установки и ценностные ориентации учащихся, на содержание и уровень их социального развития, формирования социальных потребностей, интересов и т.д.

Мы считаем, что было бы правомерно именовать эти требования социально- психологическими нормативами, выражающими прежде всего нормативно-регулятивные и функционально-ролевые потребности личности. Более высшие социальные потребности развиваются на их базе. Кроме того эти требования и нормативы составляют морально- психологическую природу той социальной среды, в которой формируются и развиваются школьники.

Социально-психологические нормативы общества не во всём и

не всегда предстают перед школьниками как навязываемые им из-

вне требования. Сознательно и бессознательно они впитывают в

себя эти нормы и правила поведения, поступков, действий как

нужные и необходимые условия в их повседневной жизнедеятельно-

сти. Тем самым учащиеся незаметно для себя накапливают опреде-

лённый обьём социального опыта, который впоследствии ими внут-

ренне перерабатывается в соответствии с их направленностью ин-

тересов, устремлений. Яри этом накопляемый положительный соци-

альныйопыт в зависимости от социального положе-

ния школьников, их внутреннего состояния, может трансформиро-

ваться по разным направлениям.

Анализ работы современной общеобразовательной школы свидетельствует, что в деятельности некоторых педагогов (в основном молодых, начинающих) наблюдается некоторый отстранённый подход и отторженность к вопросам познания, усвоения учащимися народных и трудовых традиций, духовных, исторических и культурных ценностей, которые выработаны не одним поколением на протяжении различных этапов развития общества.

Ориентация сетгьской школы в основном на общеобразовательную подготовку учащихся при недооценке вопросов социального формирования и развития оказывает непосредственное воздействие на направленность социальных потребностей школьников, на характер и процесс овладения ими гражданскими, школьными, семейными обязанностями и функциями. Как мы уже отметили, что в наши дни произошёл значительный сдвиг в ценностных ориентация* школьников во всех отношениях и направлениях, т.е. по обьектам обьёму, видам, содержанию и др. Например, мы сегодня часто ста лкиваемся новыми негативными факторами, которые раньше почти

что не имели место в жизнедеятельности учащихся. В настоящее время активно замещаются ценности образования. ценностями аттестатов, дипломов, удостоверений, ценности производительного и творческого труда ценностями торговли, перепродажи, ценности общей, духовной, нравственной культуры западным образом жизни, факторами обмана и лжи, антигуманными видами деятельности и др. Такое явление, по мнению А.Ф.Никитина, связано с тем, что современных "... многих людей перестали сколько-нибудь интересовать учебные успехи, знания, богатство яичного идейно-нравственного багажа" (251. С.32).

Опираясь на эти рассуждения, мы считаем, что успешное формирование социально ценных потребностей у сельских школьников зависит от продуманности всех этапов и стадий педагогического процесса, направленного на накопление у них социального опыта (положительного и отрицательного) и его переработку в соответ-^ ствии с их внутренними интересами, устремлениями, позициями. Приобретение учащимися общественного опыта и социальных норм, правил, требований является одной из важнейшей педагогической основой успешного формирования у них социальных потребностей.

В педагогической деятельности по накоплению у сельских школьников социального опыта мы опирались на три подхода к определению "социальный опыт", которые вытекают из его сущности. Суть одного из них сводится к тому, что "социальный опыт" учащихся мы рассматриваем как совокупность полученных и усвоенных ими социальных знаний и понятий непосредственно из самой практической жизни общества, деятельности социальных групп и общностей, отдельных их членов в результате эмпирических действий, основанных главным образом на чувственных восприятиях.

Второе направление заключается в том, что под "социальным

опытом" мы понимаем совокупность осознанных действий и поступков, осмысленных выражений и отношений учащихся к обществу, ¦"юдям, жизни и другим ценностям, в которых отражаются их мо-тивационно- потребностная, интеллектуальная, чувственная, волевая сферы, социальные интересы и потребности.

Третий подход к понятию "социальный опыт" связан с полученным отражением в сознании сельских школьников закономерностей, принципов и особенностей обьективного мира и общественной практики (жизни) в результате их активного практического взаимодействия с окружающей действительностью.

Умелое сочетание этих трёх направлений понятия "социальный опыт" с педагогическими основами его формирования обеспечивает единство социа*ьных знаний и действий школьников. На этой основе формируются у учащихся сельских школ такие важные социальные потребности в: труде и участии в материальном производстве; выборе профессий в соответствии со своими интересами, наклонностями, способностями; осуществлении благородных, одобряемых обществом, поступков и действий и др.

Социальный опыт не всегда носит позитивный воспитательный потенциал, положительный пример и характер, что, естественно, нужно учесть при организации педагогического процесса. Он нередко бывает отрицательным, негативным. Поэтому социальный опыт выражается и реально отражается в категориях "полезный" или "вредный", "хороший" или "плохой", "добрый" или "злой", "нужный" или ненужный" и т.д. Усваиваемый сельскими школьниками социальный опыт во многом будет определять их будущий социальный портрет и выражает их социальную характеристику.

Одна из экспериментальных задач нашего исследования заключалась в том, чтобы выявить такие социально- педагогические ус

ттовия, благодаря которым можно было бы накапттиаать в основном позитивный социальный опыт, одновременно блокируя и нейтрализуя причины и условия, приводящие школьников к усвоению негативных жизненных примеров. Поэтому в исследовательской работе мы разграничивали понятия "социальный опыт вообще, т.е. в широком смысле (или весь человеческий опыт)" и "социально ценный опыт" (положительный, благородный, одобрительный и т.д.). Социально ценный опыт, безусловно, содержит нравственную, гуманную, человечную окраску и тон, направленность. Фундаментом важнейших личностных качеств и свойств носителя социально ценного опыта, детерминированного с основами нравственности, являются принципы гуманного отношения к окружающему миру, к своим сверстникам, товарищам, взрослым, классному и общешкольному коллективам, общественным нормам, правилам, требованиям, правовым и гражданским законам и т.п.

Проведённый нами эксперимент показал, что сельские школьники сами самостоятельно в принципе не создают качественно новый социальный опыт. Они лишь усваивают, осмысливают, осознают, а потом перерабатывают уже имеющийся опыт, накопленный представителями разных поколений, историей и культурой человеческого общества, народов. Однако следует отметить, что усвоение социального опыта не какой-то пассивный процесс, а представляет собой активный характер и творческо-поисковую деятельность. По мере развития общества, социальных преобразований и в соответствии с динамикой социальных ценностей сама жизнь постоянно вносит" определённые коррективы, дополнения в тот или иной блок опыта и примеров жизни. Вследствие этого социальный опыт не всегда является каким-то законченным результатом человеческих,

национа^ьных, межнациональных, трудовых, правовых, экономических и других отношений и взаимоотношений, а является постоянно развивающейся динамичной системой. Это явление мы учитывали при организации специального эксперимента, направленного на накопление учащимися социального опыта и повседневной внеклассной и внешкольной воспитательной работы.

В качестве основных педагогических средств, способствующих наиболее успешно и эффективно осуществлять накопление и переработку социального опыта сельских школьников, мы относим следующие:

- разностороннюю и многообразную деятельность учащихся в школе вне её (учебная, трудовая, творческо- поисковая, эколого-приро- доохранительная, туристическая, краеведческая, коляекционно- собиратеяьная и др.);

- вовлечение школьников в организованные формы социальных, личностных, межличностных отношений, в разные типы общений, контактов, связей с различными субьектами и обьектами сельской социальной среды в процессе их жизнедеятельности;

- обьём, глубину и прочность общих, специальных, социальных знаний и умений, понятий, успешное и оптимальное их применение и использование в различных жизненных ситуациях;

- характер, образ и стандарты жизнедеятельности сельских жителей в соответствии с утвердившимися местными трудовыми и народ ными традициями, религиозными обрядами;

- морально психологическая атмосфера села, основные ориентиры его социально- экономического и культурного развития, социальный портрет современной деревни, сельского товаропроизводителя

- художественная литература, кино, театр и другие виды искус-

-

-202-

ства, средства массовой информации;

- история и культура России, её отдельных субьектов, Чувашской Республики, района, села, их особенности и т.д.;

- туризм, краеведение,походы и путешествия, экскурсии, поисковые и познавательные ученические экспедиции и др.;

- нравственные и эстетические идеалы, образцы социального поведения, деятельности, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промысла, ремесло, здания, сооружения, предметы, оборудование, уникальные в историко-культурном отношении обьекты, а также и территории, культурное и национальное наследие чувашского народа и др:

Накапливаемый социальный опыт помогает школьникам формировать потребности в саморегулировании поведения, поступков и действий, так как они уже свою деятельность сопоставляют, сравнивают с усвоенными примерами, образцами. Главное в социальном опыте является не только личный пример людей, а общественно-историческое значение накопленного материала. Этот фактор, безусловно, уходя своими корнями в далёкое прошлое, всегда значительно богаче и разностороннее по содержанию, направленности, влиянию, чем индивидуальный опыт.

Структуру социального опыта школьников составляют обобщённые яичные, общественные, нравственно- духовные, исторические, традиционные знания и убеждения. Социальные требования (формальные и неформальные), выводы, принципы, идеи, правила, выработанные на основе научных поисков, жизненных наблюдений, личных и межличностных отношений, различных контактов, связей составляют сложную структуру современного общественного опыта. Все эти структурные элементы социального опыта служат базовой

педагогической основой, на которой основываются формы и результаты социальной деятельности учащихся и на этой базе формируются у них социально ценные потребности.

В ходе эксперимента нами выявлены социально- педагогические факторы, учёт и реализация которых обеспечивает успех в накоплении жизненного опыта учащихся. Рассмотрим и проанализируем эти факторы и средства.

Одним из важнейших факторов, на наш взгляд, является систематическое привлечение сельских школьников к таким видам деятельности, которые имеют не только личностно- индивидуальную значимость, но и определённую социальную и моральную ценность. Однако при подборе обьектов деятельности и её организации главенствующую роль (предпочтение) мы отдавали всё- таки фактору личной заинтересованности школьников её результатами. Например, при щипке хмеля, копке картофеля, уборке свеклы на полях колхозов, кооперативов, товариществ после пополнения школьных подвалов необходимым количеством картофеля и овощей для организации горячего питания учащихся, всю остальную часть заработанных ими денег выдавали самим школьникам. Это вдохновляет их на более решительный труд, тем самым у них значительно растёт инициатива и самостоятельность в решении многих более сложных и ответственных трудовых заданий на других участках. Все это, безусловно, является гарантированной основой для формирования у учащихся соответствующего социально-трудового опыта, необходимого им в самостоятельной жизнедеятельности.

Немаловажное значение придавали мы в ходе эксперимента направленной трудовой и моральной помощи семьям ветеранов войны и труда, инвалидов, одиноких и престарелых людей, солдатским

вдовам. В современных условиях количество такой категории населения в сельской местности составляет значительную долю (в отдельных населённых пунктах доля трудоспособного населения составляет менее 25%). Такая форма деятельности способствует общению и контактам сельских школьников с пожилыми людьми в совсем иных условиях, чей, скажем, во время встреч с ними в школе, случайно в магазине или же в фельдшерском пункте и других местах. Она помогает учащимся накапливать значительный опыт на примере жизни и деятельности этих людей. Подобная деятельность учащихся также способствует выработке у них социальной потребности в общениях, связях, контактах с людьми других поколений.

В накоплении социально- экономического опыта учащимися существенную роль играют школьные и внешкольные специально на то организованные встречи с представителями различных слоёв местного населения, а также приглашёнными из районных и республиканских общественных и других организаций, предприятий, учреждений и т.д. В ходе опытной работы мы организовывали встречи с ветеранами войны и труда, прославленными в республике, России, Европе и мире спортсменами-земляками, известными чувашскими писателями, поэтами, музыкантами, артистами, учёными, высокопрофессиональными сельскими товаропроизводителями, фермерами, предпринимателями и др. Мы убедились в том, что встречи с известными людьми своего села, района помогают школьникам накапливать не только положительный социальный опыт, но и способствуют выработать в себе иммунитет против отрицательных факторов и сторон поведения, умение бороться и преодолевать отрицательные потребностные качества, облагораживают их, формируя у них свойства и качества для подражаний, вдохновляют на творческое саморазвитие.

-20b-

Важным условием усвоения и накопления социального опыта является активизация социальной деятельности школьников, расширение и разнообразие их контактов и общений с представителями различных социальных слоёв и групп населения. Это - сельские товаропроизводители, предприниматели, интеллигенция, ветераны, сельская молодёжь, люди, проживающие в городах, но систематически приезжающие в родные сё^а и деревни в выходные и праздничные дни и др. В целях расширения социальных контактов школьников необходимо вывести воспитательную работу с учащимися из школ в широкое социальное пространство.

Усвоение и накопление социального опыта учащимися и их переработка представляет собой сложный и длительный процесс и происходит постепенно изо дня в день, развиваясь от простых до сложных. В накоплении и образовании новых видов социального опыта выделяются всегда две взаимосвязанные стороны:

1) выработка у школьников определённой системы убеждений, привычных отношений, мотивов деятельности и соответствующих духовно-нравственных чувств;2) формирование на основе приобретённого положительного социального опыта устойчивого позитивного поведения, активного отношения к социальному миру, высоких гражданских позиций и др. Эти две стороны единого педагогического процесса по накоплению социального опыта учащихся имеют своё позитивное значение только в единстве и взаимосвязи.

Практика показывает, что каждый из этих компонентов в отдельности не может обеспечить высокий эффект формирования социального опыта и СЦП у сельских школьников. Однако, зная это положение, педагоги на практике почему-то часто уделяют внима

ние только лишь одному из этих компонентов (в основном первому). Они эти компоненты рассматривают как нечто изолированные и обособленные, что во многих случаях такой подход не приводит к желаемым положительным результатам в воспитании. В этих случаях педагоги возлагают все надежды в основном на беседы, разьяснения, разгоаоры по социальной, духовно- нравственной тематике, пытаются убедить школьников действовать только в рамках принятых в обществе норм и требований.

А когда же главенствующее значение в деятельности педагогов приобретает второй компонент, то в таких случаях они начинают любыми средствами заставлять школьников вести себя правильно, почти не заботясь при этом о формировании у них необходимой системы отношений, связей, контактов с внешним миром, правильных взглядов и убеждений на жизнь, глубоких чувств сострадания, переживаний за судьбы других людей, села, района.

В целях накопления социального опыта учащихся педагоги творчески и продуманно используют содержание образовательного материала, различные формы организации учебной деятельности, а также богатый личный пример. Сельские педагоги могут влиять на развитие мотивационно- потребностной сферы учащихся не только в классе или школе, но и вне них, поскольку они в условиях села активно контактируют с ними и во внеурочное время (на улице, в магазине, библиотеке, клубе и др.). Для накопления более богатого и разностороннего опыта учителя рекомендуют школьникам читать ту или иную литературу, соответствующие газеты и журналы, слушать радио, смотреть телепередачи и др. Безусловно, что все эти источники влияний имеют исключительно большое значение для усвоения и накопления значительного обьё

ма социального опыта.

Для наблюдения за поведением людей и другими примерами в условиях текущей реальной жизни по нашей рекомендации педагоги опытно- экспериментальных школ давали учащимся соответствующи-еся задания. К числу таких поручений мы можем отнести такие:

1) по возможности постараться, чтобы учащиеся как можно больше посещали близлежащие рынки, киоски, микробазары (их количество в условиях рыночной экономики значительно выросло ив сельской местности) и другие места массового сбора людей. При этом школьники получали задание вести наблюдение за тем, как ведётся торгово- покупательный процесс, строятся отношения между продавцами и покупателями, каковы культура и направленность общения между ними, какой товар в зависимости от времени года (сезонный характер предметов торговли) преимущественно предлагают предприниматели, наличие на рынке третьих (сомнительных) яиц и т.д. Аналогичное задание школьники получали и при посещении в сельские торговые точки (магазины, лавки, палатки, павильоны, столовые и др.). Затем они должны были эти два опыта обобщить, сопоставить, анализировать и выработать для себя в соответствии с личными интересами нужный в жизни пример. В частности к анализу подвергались такие показатели, как: правила, нормы, культура, гигиена торговли и обслуживания на рынках и магазинах; цены в них на одни и те же товары (например, на сахарный песок, муку, хлеб, мясо, одежду и т.д.); режим работы; характер обслуживания и др. ;2) рекомендовали мы сельским школьникам побывать на деревенских посиделках, которые весьма богаты разными традициями (в основном положительными). Из них учащиеся имеют возможность1)

черпать огромный социально- трудовой опыт, а также манеры и формы человеческих общений и контактов в неформальных условиях. Как правило, в деревенских посиделках общения между участниками осуществляется в естественных, непринуждённых условиях; 3) неисчерпаемым духовно- нравственным богатством обладают,по нашему мнению, храмы и церкви. Поэтому в ходе опытной работы мы настоятельно советовали и педагогам, и родителям, и школьникам по выходным и праздничным дням побывать в них и заимствовать всё то позитивное, с чем они там сталкиваются, соприкасаются. Такие же задания получали школьники и при посещении в различные городские зрелищные обьекты и места (театры, кино, стадионы, катки, клубы, места отдыха и т.п. и т.д.).

Опытно-экспериментальная работа показала, что, посещая в рекомендованные нами различные социальные обьекты сел и городов, школьники значительно обогатили, расширили, углубили свой социальный опыт, который впоследствии, естественно, превращается в ценностные потребности.

Успех накопления социального опыта школьниками зависит от учета их возрастных и индивидуальных особенностей. С целью реализации этой концепцией, понимая сложность технологии накопления социального опыта учащихся, мы выделили его (опыт) на отдельные виды и уровни, соотнеся их с соответствующими группами СЦП по предлагаемой нами классификации. Выделение опыта народов, социальных групп, семей, отдельных людей по видам и уровням помогает педагогам лучше оценивать его и вести воспитательную работу в режиме роста усложнений этой категории (опыта) по мере развития личности и её мотивационно-потребностной сферы.

Каждый отдельный вид и уровень социального опыта занимает

важное место в процессе его накопления для соответствующих возрастных групп учащихся, так как они связаны с типичными и специфическими социальными образованиями, свойствами и качествами. Каждый возрастной этап жизни школьников имеет свою специфическую структуру социального опыта и социальных ценностей. Развитие и смена одних форм социального опыта в другие более сложные по своей значимости в связи с переходом школьников от одного возрастного периода к другому имеет свои педагогические трудности, а иногда и конфликты, противоречия и т.п.

На ранних этапах социального развития жизненный опыт школьников накапливается в основном на базе усвоения образцов поведения, действий, поступков, подражания примерам старших, авторитетов. А во многих случаях такой опыт ими ещё и не осознаётся и соответственно плохо воспринимается.

На более поздних этапах развития учащихся накопление социального опыта осуществляется уже с учетом самоанализа предлагаемых им образцов, примеров и стандартов. На этой основе (самоанализе) осуществляется ими отбор важных, необходимых, нужных в жизнедеятельности примеров и материалов, приносящих успех в достижении намеченных жизненных планов.

Для того, чтобы лучше было использовать жизненный опыт народа для усвоения учащимися в ходе опытной работы мы создали многоуровневый банк, в котором в основном концентрирован местный, известный школьникам,положительный социальный опыт.В*гот обьём социального опыта, который отнесён нами к первому уровню (соответствующий, в свою очередь, первой группе социальных потребностей по нашей классификации), мы отнесли: опыт по ведению семейно-бытового и личного подсобного хозяйства, рациональной покупке на рынках и в магазинах продуктов питания и товаров

первой необходимости, уходу за домашними животными и птицами, умение готовить обеды, накрывать стояы, одеваться красиво, но скромно в соответствии с временами года, умелое пользование с простейшими и элементарными орудиями труда и др.

Ко второму уровню банка данных мы отнесли такие виды социального опыта, как: по поддержанию, укреплению, развитию физического и душевного здоровья, вероисповеданию, свободному общению, выбору друзей в соответствии с совместимостью интересов, умению формировать коллектив единомышленников и др.

На третьей ступени банка концентрированы следующие формы социального опыта: по саморганизации учебной деятельности в школе и дома (выполнение домашнего задания, самостоятельная и дополнительная работы и др.), организации труда в школьных мастерских, учебно-опытных участках, творческих лабораториях и занятиях кружков, участию в различных детских и молодёжных формальных и неформальных организациях, использованию в производительном труде передовой технологии современного сельскохозяйственного производства и др.

Из четвертого уровня мы предлагаем для усвоения учащимися следующий социальный опыт: опыт самостоятельного добывания знаний, не предусмотренных школьными учебными планами и программами (по отдельным отраслям знаний); опыт культуры межличностных и межнациональных отношений; опыт общений между сверстниками, взрослыми, педагогами; опыт организации деловых, учебных, трудовых, творческих связей и контактов и др.

К пятому уровню банка общественного опыта мы отнесли такой, который в обществе не находит слишком широкое распространение в силу того, что он соотносится в основном с высшими

социальными потребностями человека. К таким видам социального опыта можно отнести: устойчивые привычки нравственно-гуманного поведения, чувство сострадательности, переживания не только за личные успехи и неуспехи, удачи и неудачи, но и окружающих людей, полная реализация своих интеллектуальных и физических сия ради общего дела, взросления, наличие идеала жизни, жизненных планов и т.д.

Тип работы: Диссертация

Год: 2012

Страниц: 378