Рабочая программа: требования, структура, общие положения Совещание для зам.директоров по УВР февраль 2009 г. 900igr.net.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рабочая программа: требования, структура, общие положения Совещание для зам.директоров по УВР февраль 2009 г.
Advertisements

Методические рекомендации для учителей. Основой образовательной деятельности в образовательном учреждении является учебная программа – нормативный документ,
Рабочая программа по учебному предмету 1.Что такое Рабочая программа? 2.Какова ее структура? 3.Что отражает каждый элемент структуры Рабочей программы?
документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному.
Программное обеспечение учебного процесса. Нормативно-правовое обеспечение Закон РФ «Об образовании»: статьи 7, 9, 32 В соответствии ст. 32 образовательное.
Рабочая программа – это учебная программа, разработанная на основе примерной программы (ст. 28 Закона РФ «Об образовании») для конкретного образовательного.
Научно-методическое сопровождение разработки, утверждения и реализации учебных программ по общеобразовательным дисциплинам.
Занятие 3 Основой образовательной деятельности в ОУ является учебная программа – нормативный документ, в котором представлены основные знания, умения и.
2011 – 2012 учебный год РЕКОМЕНДАЦИИ К СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ.
Рабочая программа по теме: Как составить рабочую программу по предмету.
Разработка рабочих учебных программ педагогами образовательных учреждений.
Структура рабочей программы учебной дисциплины Рабочих Т.Б., к.п.н., доцент кафедры управления развитием образования ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»
Рабочая учебная программа по предмету Нормативно-правовое обеспечение – Закон РФ «Об образовании» В соответствии со ст. 32 образовательное учреждение разрабатывает.
Рабочие программы Теоретический семинар Подготовила Шпилевая Е.В г.
Рабочая программа как способ организации деятельности педагога Востокова С.Н., зам. директора по организационно- правовым вопросам и аналитико-прогностической.
Основные требования к рабочей программе Презентацию выполнила Учитель русского языка и литературы МБОУ ВСОШ при ФКУ ИК16 ГУФСИН России по Нижегородской.
1. титульный лист; 2. пояснительная записка; 3. требования к уровню подготовки учащихся; 4. календарно-тематическое планирование (учебно-тематический.
Требования к рабочим программам педагога. Цель рабочей программы создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом.
Содержание и структура рабочей программы педагога Каюкова Т.В. учитель математики «Лицея математики и информатики» Кировского района г. Саратова.
Рабочая программа педагога предметной области «Искусство» как одно из средств реализации ФГОС в образовательном учреждении.
Транксрипт:

Рабочая программа: требования, структура, общие положения Совещание для зам.директоров по УВР февраль 2009 г. 900igr.net

Закон РФ «Об образовании» (ст. 9) система образования как совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов. Набор образовательных программ является основой для выбора индивидуальных маршрутов обучающимися в условиях образовательного учреждения.

Учебная программа - это нормативный документ, в котором представлены основные знания, умения и навыки, подлежащие усвоению по учебному предмету. Она включает перечень тем и их реферативное описание (изложение основных вопросов в заданной последовательности), рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по годам обучения

Примерная учебная программа - документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана Примерные учебные программы рекомендуются Министерством образования и науки Российской Федерации и носят рекомендательный характер.

Рабочая учебная программа - учебная программа, разработанная на основе примерной, но вносящая изменения и дополнения в содержание учебного предмета, последовательность изучения тем, количество часов, использование организационных форм обучения и т.п.

Авторская программа - программа, не имеющая аналогов, основана на авторской концепции построения содержания учебного курса по данному предмету.

Основные функции учебной программы Нормативная; Целеполагающая; Содержательная; Процессуальная; Оценочная;

Права образовательного учреждения- Закон РФ «Об образовании» (ст. 32) образовательное учреждение разрабатывает и утверждает образовательные программы, учебные планы и рабочие программы учебных курсов.

Составитель рабочей учебной программы вправе самостоятельно: - раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в государственном образовательном стандарте, опираясь на научные школы и учебные пособия (из федерального перечня), которые он считает целесообразными; - устанавливать последовательность изучения учебного материала; распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их значимости; разрабатывать перечень практических занятий; - конкретизировать требования к знаниям и умениям обучающихся; - включать материал регионального компонента в объеме выделенных на данный предмет учебных часов; - выбирать исходя из стоящих перед учебным предметом задач, технологии обучения и контроля подготовленности обучающихся по предмету

Ответственность образовательного учреждения: В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст. 32) образовательное учреж­дение несет ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ согласно учебному плану и графику учебного процесса.

Ответственность образовательного учреждения: Автор-составитель при разработке учебной программы должен учесть требования федерального компонента государственного образовательного стандарта. Основными положениями реализации стандарта содержания образования по предмету являются: - отражение требований к уровню подготовленности обучающегося по данному предмету; - включение в содержание учебной программы всех поименованных дидактических единиц федерального компонента стандарта; - конкретизация степени участия данного предмета в реализации компетентностного подхода.

Структура учебных программ: титульный лист, пояснительная записка; требования к уровню усвоения предмета; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; контроль уровня обученности; перечень литературы и средств обучения.

Титульный лист наименование образовательного учреждения; наименование учебного предмета (курса); указание класса, в котором изучается предмет; год разработки. Оборотная сторона титульного листа содержит: сведения об авторе и рецензентах (внутренняя и внешняя рецензии), гриф утверждения программы.

Пояснительная записка: - место данного учебного предмета в решении общих целей и задач на данной ступени общего образования; - цели и задачи данного учебного предмета в области формирования системы знаний, умений (задачи формулируются в соответствии со стандартом); - новизна данной учебной программы, ее отличие от примерной или ранее действовавшей; - межпредметные связи: на какие учебные предметы опирается данный предмет для каких предметов является базой; если эти связи сильны, то целесообразно отметить, как они могут быть реализованы; - особенности организации учебного процесса по предмету; предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетания; предпочтительные формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)

Пояснительная записка В пояснительной записке могут быть даны пояснения к каждому из разделов программы и краткие методические указания по изложению теоретического материала, выполнению лабораторных работ и практических занятий, а также пояснения, обусловленные требованиями реализации регионального компонента, специфики образовательного учреждения. Пояснительная записка должна быть лаконичной: на каждый из поставленных вопросов следует дать краткий ответ.

Требования к уровню усвоения предмета. Отражают основные идеи и систему ценностей, формируемые учебным предметом; конечную систему знаний; перечень умений и навыков (способов деятельности); перечень проблем, которые учащиеся должны научиться решать, творчески изучая данный предмет. Требования к уровню усвоения должны быть не ниже требований, сформулированных в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта.

Учебно-тематический план: раскрывает последовательность изучения разделов и тем программы, показывает распределение учебных часов по разделам и темам из расчета максимальной учебной нагрузки. составляется на весь срок обучения. По предметам, не вынесенным на экзамены, проводятся зачеты, контрольные работы и т.д. за счет времени, отведенного на изучение предмета. Учитель имеет право включать дополнительные темы по сравнению с примерными программами учебных предметов. Перечень лабораторных работ и практических занятий, а также количество часов могут отличаться от рекомендованных примерной программой. Но при этом уровень подготовки учащихся должен соответствовать требованиям к уровню подготовки, определенным государственным образовательным стандартом.

Учебно-тематический план: Тема Колич ество часов В том числе на: Урокилабораторные занятия контрольные работы В нижней части таблицы часы суммируются

Содержание учебного предмета - основная часть программы, описание строится по разделам и темам в соответствии с тематическим планом. При разработке следует опираться на обязательный минимум содержания образовательных программ государственного образовательного стандарта. Все дидактические единицы должны быть отражены и конкретизированы в содержании учебного материала. При описании содержания тем учебной программы может быть рекомендована следующая последовательность изложения: - название темы; - необходимое количество часов для ее изучения; - обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме; - содержание учебного материала (дидактические единицы); - темы практических и лабораторных работ; - виды самостоятельной работы учащихся

Контроль уровня обученности включает систему контролирующих материалов качества ЗУН, позволяющих оценить уровень и качество ЗУН обучающихся на входном, текущем и итоговом этапах изучения предмета. Средства контроля должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню освоения предмета.

Литература и средства обучения указывается основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно - методическая литература, перечень рекомендуемых средств обучения. В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для учителя. Учебно-методическое обеспечение программы включает следующие материалы: учебно-программные (учебный и учебно-тематический планы, учебные программы); учебно-теоретические (учебники, учебные пособия); - учебно-практические (сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии); - учебно-справочные (словари, справочники); - учебно-наглядные (альбомы, атласы, карты, таблицы).

Введение учебной программы в образовательный процесс Внутреннее рецензирование: представление педагогом разработанной программы; оценка программы коллегами и ее обсуждение на заседании методического объединения; коррекция программы; дается рецензия и рекомендации по реализации программы. Внешнее рецензирование программы. В тексте рецензии должна быть формулировка «Программа рекомендована к реализации...». Авторская программа должна иметь не менее двух внешних рецензий. Внешнему рецензированию не подлежат рабочие учебные программы, в кото­рых инвариантная часть Базисного Учебного плана, отводимого на их изучение, подвергается изменению менее чем на 20 %. Утверждение программ происходит на педагогическом совете перед началом учебного года, а в конце учебного года анализируются результаты работы по программам.

Рецензирование рабочей программы: - учет основных положений образовательной концепции школы; - взаимосвязь учебных программ в рамках образовательной области, отражение за­конченного, целостного содержания образования; - наличие признаков нормативного документа; - последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; - определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы; - полнота раскрытия целей обучения с включением в программу всех элементов со­держания (знания о природе, обществе, технике, человеке; опыт известных способов дея­тельности; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности); - конкретность представления элементов содержания образования.

Заместитель директора по учебной работе осуществляет контроль за: а) рецензированием и утверждением рабочих и авторских учебных программ на заседаниях методических объединений, педагогических советов; б) сосредоточением копий программ, их рецензий, выписок из протоколов заседаний методических объединений, педсоветов в учебной части.

Администрация ОУ: осуществляет контроль за уровнем учебных достижений обу­чающихся по рабочим и авторским учебным программам, анализируя статистические данные о результатах реализации программ учителем в аналитических справках по реализации про­грамм. осуществляет систематический контроль за выполнением учебных программ, их практической части, регионального компонента, соответствия записей в классном журнале пройденного на уроке материала учебной программе, с подведением итогов на педагогических советах, заседаниях методических объединений, отражением их в протоколах. осуществляет систематическую проверку (один раз в полугодие) календарно-тематического планирования учителей с регистрацией результатов проверки в протоколах,