Управление качеством образования – формы и методы решения проблемы (семинар завучей 14.10.08) Еговкина Н.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ второго поколения.
Advertisements

1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ второго поколения.
Основные идеи и приоритетные направления федеральной и региональной образовательной политики Лекция С.Л.Каганович,д.филол.н. зав.кафедрой теории и методики.
Основные направления ФГОС Занятие 2 МОУ Игринская СОШ 2.
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ второго поколения.
Реализация системно-деятельностного подхода как основа определения требований к результатам образования в рамках ФГОС Хохлов Н.П. учитель физической культуры.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.
1 - Я радуюсь, когда… - Я обижаюсь, когда… - Я злюсь, когда… - Мне весело, когда… - Мне не нравится, когда… - Я грущу, когда… - Я страдаю, когда… - Я плачу,
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ второго поколения.
Кондаков Александр Михайлович, руководитель проекта «Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения» Р о с с и й с к а я.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
Оценка образовательных достижений Е. В. Смирнова, ст. преподаватель кафедры дидактики и частных методик.
Автор – Казначеева Инна Петровна Должность – учитель начальных классов Место работы – МАОУ СОШ 36 города Тамбова Для коллег Требования к результатам освоения.
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ФГОС НОО ФГОС ООО.
1 2 традиционный (ЗУНовский) компетентностный системно - деятельностный.
Реализация системно-деятельностного подхода как основа определения требований к результатам образования в рамках ФГОС 1.
Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения (ФГОС)
( разработаны Российской академией образования по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации )
«Федеральный государственный образовательный стандарт» МКОУ «Нижнеиртышская СОШ»
Раньше 2-х компонентный состав Обязательный минимум содержания Требования к уровню подготовки выпускников Теперь 3 группы требований К структуре основных.
Транксрипт:

Управление качеством образования – формы и методы решения проблемы (семинар завучей ) Еговкина Н.В.

Качество характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям (по В.А.Болотову) образования

КАЧЕСТВО совокупность свойств, признаков продукции, товаров, услуг, работ, труда, характеризующих их способность удовлетворять потребности и запросы людей, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Качество определяется мерой соответствия товаров, работ, услуг условиям и требованиям стандартов, договоров, контрактов, запросов потребителей. Принято различать качество продукции, работы, труда, материалов, товаров, услуг. (Современный экономический словарь)

Цель приоритетного национального проекта «Образование» – доступное качественное образование.

Качество образования ОбучениеОбучение и воспитание Академические знанияКомпетенции Конечный результат Соотношение цели и результата Конкретный результат обучения Образование на грани возможного (зона ближайшего развития) ЗУНы Общечеловеческие ценности

Качество образования Система качества образования Качество условий Качество целей, нормы Качество образовательного процесса (факторы) Качество конечного результата Психологический климат Методическое и информационное обеспечение Материально- техническая база Кадры Образовательные программы Стандарты ШкольныеФедеральные Требования к руководителям ОУ Состояние общества и образования Педагогические и психологические исследования Нормативно- правовые документы Региональные Содержание образовательного процесса Вариативный уровень Инвариантный уровень Личностный уровень Образовательные технологии Формы познавательной деятельности Отношения педагог- учащийся Методы обучения и воспитания Образовательный аспект Социально- психологический аспект Управленческий аспект

Мозаика проблем Наша задача – определить, из чего складывается проблема повышения качества образования. Оценим эти локальные проблемы, подумаем, что нам необходимо для их решения.

Федеральный стандарт 2004 год Федеральный БУП Примерные программы

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования - Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образованиеЧасть I. Начальное общее образование. Основное общее образование - Часть II. Среднее (полное) общее образование. Часть II. Среднее (полное) общее образование. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образованияФедеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования Примерные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования Примерные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Методические письма о преподавании учебных предметов в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образованияМетодические письма о преподавании учебных предметов в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования

Стандарты 2 поколения

Инновационность стандартов Впервые стандарты разрабатываются как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не как требования к предметному содержанию образования (новая ред. 7 ст. Закона «Об образовании») Впервые стандарты рассматриваются как конституция школьной жизни Впервые основой эффективного внедрения стандартов в реальную жизнь должна стать новая организационно- экономическая модель образования

Новые подходы к определению стратегических целей стандартов Стандарты – инструмент построения открытого гражданского общества Образование - системообразующий ресурс социокультурной модернизации российского общества, социально-экономического развития государства От узковедомственного характера стандартов - к статусу общенационального приоритета

Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность

Стратегические задачи разработки стандартов Обеспечение социальной консолидации общества Обеспечение конкурентоспособности личности, общества и государства Обеспечение безопасности личности, общества и государства Смена ценностных установок образования: от освоения предметов к развитию личности Организационно-экономическая модернизация образования, обеспечивающая реализацию стандартов

Требования к структуре основных образовательных программ Требования к результатам освоения основных образовательных программ Требования к условиям реализации основных образовательных программ Тр + Тс + Ту – новая формула стандартов

Инновационность содержания стандартов Определение ключевых целей образования через систему ценностных ориентиров образования Ориентация на развитие вариативности образования Системно-деятельностный подход – основа определения требований к результатам образования Определение научного содержания образования на основе выделения его фундаментального ядра Воспитание как важнейшая составной часть и личностный результат стандартов Новая система организации образовательного процесса через новую структуру базисного образовательного плана, здоровьесберегающие технологии, открытую образовательную среду и т.д.

Требования к результатам освоения основных образовательных программ

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения Задача ориентация системы образования на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования

Назначение стандартов Задают основные результаты образования – общие и по ступеням Характеризуют и регулируют планируемые результаты, отражаемые в: учебных программах (предметные, метапредметные, личностные)предметные, метапредметные, личностные программах внеклассной деятельности (личностные, метапредметные)

Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся – в частности, к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д. Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях Предметные результаты - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов

Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ должны являться ориентиром для оценки состояния системы общего среднего образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. основой для аттестации в различных видах учреждений общего образования основой для аттестации учителей учреждений общего образования основой для итоговой аттестации выпускников учреждений общего образования

Итоговая аттестация учащихся на ступенях основного и полного среднего образования должна включать ( выявление предметных, метапредметных и личностных результатов ) Контрольные испытания (в форме проверочных работ, экзаменов, тестов или в иной форме, определяемой федеральным органом управления образования) Представление выпускниками учреждений общего образования портфолио – пакета свидетельств об их достижениях в каких-либо видах социально значимой деятельности

Требования к результатам, не подлежащим формализованному итоговому контролю и аттестации - ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.) ; - характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.); - индивидуальные психологические характеристики личности Эти результаты образования выявляются в ходе массовых мониторинговых социологических и других обследований и служат одним из средств оценки эффективности деятельности образовательных учреждений, системы образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях

Результаты, подлежащие проверке и аттестации научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах, умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенные способы деятельности, коммуникативные и информационные умения, умение оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций, способность к контролю и самоконтролю, способность к творческому решению учебных и практических задач.

Примерные программы: назначение и особенности Примерная программа Пояснительная записка Планируемые результаты (обобщенная форма) Основное содержание Рекомендации Варианты тематического планирования Рекомендации по оцениванию Рекомендации по внеурочной деятельности Рекомендации по оснащению и методической литературе

Корректировка существующих и подготовка новых УМК по предметам БУП Подготовка УМК для внеурочной деятельности Материалы для формирования и оценки сформированности универсальных и предметных учебных действий Материалы для системы оценивания Учебно-методическое обеспечение

Cистема гигиенических требований к условиям реализации образовательной программы начального общего образования

Суммарный объем учебной нагрузки у современных школьников на разных ступенях школьного образования (для 6- дневной учебной недели) Компоненты нагрузки Ступени школьного образования 1-я (на примере уч-ся 4 кл.) 2-я (на примере уч-ся 9 кл.) 3-я (на примере уч-ся 11 кл.) Максимально допустимое количество часов в неделю (аудиторная школьная нагрузка в ч) Факультативы (обязательные занятия по выбору*) в пересчете на неделю (в ч) 255 Затраты времени на приготовление домашних заданий в пересчете на неделю (ч) 1428 Дополнительная образовательная нагрузка в связи с предстоящим поступлением в ВУЗ (ч) --9 Итого в неделю (ч) Итого в день (ч)7,011,313,0

Для создания благоприятных условий реализации образовательных программ будут определены гигиенические требования по следующим позициям организация учебного процесса книжные и электронные учебные издания нормативы веса ежедневного комплекта учебников технические средства обучения школьное питание медицинское обеспечение санитарное состояние и содержание образовательного учреждения размещение общеобразовательного учреждения участок и здание воздушно-тепловой режим; естественное и искусственное освещение водоснабжение и канализация учебная мебель и её расстановка

Фундаментальное ядро содержания общего образования

ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА: Обобщенные запросы и ожидания личности, общества, государства СИСТЕМА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ фундаментальность системность

Состав фундаментального ядра общего образования Основополагающие элементы научного знания: - ведущие идеи и теории - ключевые факты -основные понятия - методы Универсальные учебные действия -личностные -регулятивные - познавательные ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО

Разработка фундаментального ядра содержания общего среднего образования призвана противодействовать явным и неявным попыткам обеднения содержания школьного образования и минимизации требований к уровню знаний учащихся

Место и назначение Фундаментального ядра в системе нормативного обеспечения стандартов ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА Базисный учебный план Планируемые результаты обучения ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО Программа формирования универсальных учебных действий ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕССПРИМЕРНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ

Проект новых стандартов общего образования (Россия, 2008) Развитие личности в образовании формирование универсальных учебных действий Компетентность = «знание в действии» (способность использовать на практике ЗиН, готовноть и мотивация к эффективным действиям)

Универсальные учебные действия УУД- («знания в действии») умение учиться, способы действия, способность к способность к саморазвитию, усвоению новых ЗУ, присвоению организация процесса опыта

Виды универсальных учебных действий Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные

Личностные УУД Самоопределение Смыслопорождение Нравственно-этическое оценивание

Регулятивные УУД Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка Волевая саморегуляция

Познавательные УУД Общеучебные действия Логические действия Постановка и решение задач

Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества Постановка вопросов Диалогическая и монологическая контекстная речь способность строить речевое высказывание с учетом цели коммуникации и особенностей партнера Лидерство и согласование действий с партнером

Портрет будущего выпускника гражданина России –Патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины –Уважающий ценности иных культур, конфессий и мировозренний, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении –Креативный, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни –Уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата –Осознающий себя личностью, способный принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность