Кафедра теории и методики обучения биологии Развитие естественнонаучной грамотности на уроках биологии Квалификационная работа учителя биологии 1 категории.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Естественнонаучная грамотность и новый стандарт основной школы Пентин А.Ю., зав. кафедрой естественно-математического образования АПК и ППРО, к.ф.-м.н.
Advertisements

МАТРИЦА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ (Из таксономии учебных целей БЛУМА)
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СИСТЕМЕ ЗАДАНИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ФОРМИРОВАНИЮ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ Богданова Н.Н., методист кафедры методики преподавания.
LOGO Рекомендации по разработке компетентностно – ориентированных заданий И. И. Миронова, методист ГМЦ.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ ВО ВНУТРИШКОЛЬНОМ КОНТРОЛЕ ПО ХИМИИ Богданова Н.Н., ст.преподаватель кафедры методики преподавания.
Фактически, личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты устанавливают и описывают следующие обобщённые классы учебно- познавательных.
Формы организации исследовательской работы с учащимися.
ОГЭ по обществознанию Экзаменационная работа состоит из 2 частей, включающих в себя 31 задание Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом Часть.
Использование проектной технологии в подготовке обучающихся к ЕГЭ по обществознанию Суркова Галина Владимировна учитель истории и обществознания БОУ г.
Приемы развития исследовательских умений и навыков младших школьников Выступление на школьной научно-практической конференции «Педагогическая изюминка-2011»
Стартовая диагностика для учащихся 5-х классов. По материалам МЦКО.
Рекомендации по подготовке учащихся к экзаменам по биологии 1. Познакомьтесь со структурой экзаменационной работы (за прошлый год). 2. Проанализируйте.
Так С 1- С 4 представляют собой составное задание, или так называемый мини - тест. Он включает фрагмент источника и четыре вопроса - задания на его анализ.
Николай Иванович Субботин, д.Заборье, 2008 г. Учись учиться.
Подходы к проектированию теста 1. Формулируются цели, проверка которых осуществляется с помощью тестирования 2. Определяется вес теста в модуле 3. Определяется.
Научное общество учащихся Направление «Математика»
Формирование компетентности у учащихся в процессе обучения истории и обществознания в старшей школе Осмысление проблемы компетентностного подхода в обучении.
Ситуационная задача. Кейс-задача.. ШАНС НА УСПЕХ умение сотрудничать, способность к общению, жизни в обществе и участию в нем; способность решать проблемы,
Технология формирующего оценивания при обучении биологии и химии биологии и химии Материал подготовила Агаркова Оксана Николаевна, рук. ШМО учителей естественного.
Динамическое наблюдение за ребенком выработка адекватных мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку индивидуальных условий для развития.
Транксрипт:

Кафедра теории и методики обучения биологии Развитие естественнонаучной грамотности на уроках биологии Квалификационная работа учителя биологии 1 категории МОУ «СОШ 13» г.Дзержинска Смирновой И.В. Н. Новгород, 2007

Развитие у школьников умения использовать свои знания, в том числе и биологические, в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную позицию, влиять на процессы, происходящие в обществе. Применение новой методики разработки заданий будет способствовать: Повышению уровня качества знаний учащихся Выработке умений применять знания для решения реальных проблемных ситуаций Развитию естественнонаучной грамотности Гипотеза :

Цель: Развитие естественнонаучной грамотности школьников через формирование умений, знаний и навыков, обеспечивающих успешность выпускников во взрослой жизни Задачи: 1.Проанализировать понятия «естественнонаучная грамотность учащихся», «компетентность», выявить причины невысоких результатов сравнительных международных исследований. 2.Сформулировать систему требований к решению проблем школьного естественнонаучного образования. 3.Разработать содержание заданий, направленных на формирование у учащихся умения выходить за пределы учебных ситуаций, развитие общеучебных умений, знаний и навыков.

«… это способность учащихся использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений» Естественнонаучная грамотность «Общепредметные» (общеучебные) умения и навыки Естественнонаучные понятия и ситуации

Примерный перечень общеучебных умений и навыков. п/п Общеучебные умения и навыки. 1Использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях. 2Выявлять особенности естественнонаучного исследования. 3Делать выводы, формулировать ответ в понятной форме. 4 Уметь описывать, объяснять и прогнозировать естественнонаучные явления. 5Уметь интерпретировать научную аргументацию и выводы. 6Понимать методы научных исследований. 7Выявлять вопросы и проблемы, которые могут быть решены с помощью научных методов. 8 Перечислять явления, факты, события. 9Сравнивать объекты, события, факты. 10Объяснять явления, события, факты. 11 Характеризовать объекты, события, факты. 12 Анализировать события, явления и т.д. 13Видеть суть проблемы. 14Составлять конспект, план и т.д.

Уровни естественнонаучной грамотности Воспроизведение простых знаний (терминов, фактов, правил), умение приводить примеры явлений и формулировать выводы при помощи основных естественнонаучных понятий. Использование естественнонаучных знаний для объяснения отдельных явлений; выявление вопросов, на которые могла бы ответить наука, определение элементов научного исследования. Объяснение явлений на основе их моделей, анализ результатов проведенных исследований, сравнение данных, научная аргументация своей позиции, оценка различных точек зрения.

Для развития естественнонаучной грамотности школьников необходимо включать в содержание любой темы школьного курса биологии задания на развитие общеучебных умений и навыков Модели На формирование знания учебного материала На формирование понимания изучаемого материала На формирование умений и навыков На развитие внимания На развитие мировоззрения

1 Определите, истинно или ложно данное утверждение (схема и т.д.) 2 Найдите в тексте ключевые слова (слова – ориентиры) 3 Разбейте текст на смысловые части и дайте заголовок каждой из них 4 Найдите в тексте возможные ошибки 5 Найдите дополнительный материал к данному тексту по теме в популярной литературе, энциклопедии и т. д. На формирование знания учебного материала Определите, истинно или ложно данное соответствие: Тип питания – воздушное (фотосинтез); орган – лист; ткань – основная; Клетки – столбчатые; структуры – хлоропласты; вещества – минеральные. Найдите в тексте ключевые слова: «Любой вегетативный побег состоит из осевой части – стебля, имеющей обычно цилиндрическую форму, и листьев, плоских боковых органов, сидящих на оси. Ни стебель без листьев, ни листья без стебля образоваться не могут. Обязательной принадлежностью побега являются почки – зачатки новых побегов».

1 Приведите примеры и контрпримеры к понятию, явлению, правилу 2 Прокомментируйте самостоятельное письменное выполнение, какого – либо задания 3 Прочитайте словами данную символическую информацию (чертеж, схему, таблицу, рисунок) 4 Перекодируйте известную словесную информацию (определение, понятие, правило и т.д.) в виде схемы, рисунка, таблицы и т.д. 5 Составьте вопросы по данному материалу, теме 6 Ответьте на вопросы, отражающие причинно – следственные связи: «Зачем», «Почему» и т.д. На формирование понимания изучаемого материала Прочитайте, словами расскажите данную символическую информацию (схему, таблицу, рисунок и т.д.): кислород Фотосинтез углекислый газдыхание органические вещества

На формирование умений и навыков 1 По условию задания установите, какие знания необходимо использовать для выполнения данного задания 2 Выделите для себя из текста полезные новые знания 3 Найдите ошибку в тексте, выявите ее сущность 4 Ответьте на вопросы, связанные с действием и способом его осуществления: «Почему …», «Как …», «Каким образом …». * Найдите биологические ошибки в следующих предложениях и выявите их сущность: Плоды картофеля – клубни, содержат много крахмала. На верхушке корневища ландыша легко обнаружить корневой чехлик. * Для прорастания семян ржи воды требуется 85% от их массы, пшеницы – 69%, кукурузы – 49%, а клевера красного – 145%. Подсчитайте, сколько потребуется воды для прорастания 25 кг каждого названного растения и для прорастания всех их вместе взятых. Выделите для себя из процесса решения полезные новые знания.

На развитие внимания 1 Продолжите предложенный текст 2 Задайте вопросы по данному тексту 3 Найдите ошибку в тексте, определении, схеме, таблице 4 Дан перечень некоторых объектов, понятий и т.д., расположите их в определенном порядке * - Рост, развитие, размножение…. Продолжите данный ряд. Что в нем перечисляется? * Найдите ошибку в определении: Питание – это процесс переваривания пищи. Пищеварение – это процесс механической переработки пищи. Ферменты – это особые белки, способствующие выделению. Производители – организмы, потребляющие произведенное.

На развитие мировоззрения 1 Приведите примеры объектов, процессов реальной действительности, описываемых данным свойством, явлением и т.д. 2 Составьте содержательную прикладную задачу на применение изученного материала. * Каждую осень на улицах городов можно увидеть костры, в которых горит опавшая листва. Можно ли осенью сжигать опавшие листья? Ответ обоснуйте. * Подумайте, как человек может использовать в своей практической деятельности знания о влиянии света, воды и температуры на живые организмы. * Объясните с научной точки зрения, почему нельзя употреблять в пищу старые грибы.

Тип урока ЗнанияПониманиеУмения и навыки ВниманиеМировоз зрение Комби нирован ный Изучение нового материала Совершен ствование ЗУН Обобщаю щее повторе ние Формирование общеучебных знаний, умений и навыков на различных типах уроков

Основные подходы к конструированию заданий для оценивания естественнонаучной грамотности учитывают умения, которые необходимо проверить, что дано в задании и что нужно определить. Умения Распознавать вопросы, идеи или проблемы, которые могут быть исследованы научными методами Выделять информацию, необходимую для нахождения доказательств или подтверждения выводов при проведении научного исследования Делать выводы (заключение) или оценивать уже сделанный вывод с учетом предложенной ситуации Демонстрировать коммуникативные умения: аргументировано, четко и ясно формулировать выводы, доказательства Демонстрировать знание и понимание естественнонаучных понятий

Распознавать вопросы, идеи или проблемы, которые могут быть исследованы научными методами что дано в заданииЧто нужно определить Описание исследования или процедуры сбора и сравнения данных Выбрать (из предложенных) или сформулировать гипотезуили идею, которую можно проверить Описание ситуации, в которой можно получить ответы на поставленные вопросы(проблему), используя научное исследование Сформулировать вопрос (проблему), на который можно получить ответ, используя научное исследование Несколько вопросов (гипотез), вытекающих из поставленной ситуации или соответствующих данной ситуации Выбрать вопрос или вопросы, на которые можно получить ответ, используя научное исследование

Выделять информацию, необходимую для нахождения доказательств или подтверждения выводов при проведении научного исследования Что дано в задании Что нужно определить Данные (результаты эксперимента или наблюдения), на основе которых можно сформулировать вывод Сделать вывод, соответствующий имеющимся данным

Делать выводы (заключение) или оценивать уже сделанный вывод с учетом предложенной ситуации Что дано в заданииЧто нужно определить Данные и выводы, которые могли быть сформулированы на их основе Выбрать один из выводов, который соответствует имеющимся данным, и дать обоснование или объяснение Данные (результаты эксперимента или наблюдения) и вывод на их основе Привести причину или причины, объясняющие, почему имеющиеся данные подтверждают или опровергают вывод

Демонстрировать коммуникативные умения: аргументировано, четко и ясно формулировать выводы, доказательства Что дано в задании Что нужно определить 1. Ситуация, в которой могут быть сделаны различные выводы, заключения или которая требует интегрированного анализа информации для подтверждения вывода или предложенных рекомендаций; 2. Описание группы людей, конкретной аудитории, для которой предназначены эти выводы или рекомендации Привести аргументы, которые ясно выражены и предназначены для данной аудитории, и которые подтверждаются

Демонстрировать знание и понимание естественнонаучных понятий Что дано в задании Что нужно определить Ситуация, в которой требуется прогноз, объяснение или дополнительная информация Дать объяснение, прогноз или дополнительную информацию, основанные на понимании естественнонаучных понятий или дополнительной информации, не имеющейся в задании

Результаты формирования знаний, умений и навыков

РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ