Организационная культура ключевой фактор в управлении знаниями
Билялова Е.А. старший преподаватель
РГУ нефти и газа имени И.М.Губкина
Создание соответствующей организационной культуры выступает первым условием успешности инициатив по управлению знаниями. В то же время сложившаяся на предприятии культура может служить и главным барьером на пути к этому.
На сегодняшний день в компаниях явно наблюдаются по крайней мере два подхода. В первом случае акцент делается на организации на предприятии профессиональных сообществ для создания знаний (практический подход), во втором на собственно процессах работы со знаниями: создание, обмен, распространение и повторное использование в новых проектах (процессный подход).
Процессный подход предполагает кодификацию и формализацию знаний на основе формальных процедур обработки с помощью соответствующих технологий (интранет, хранилища данных, репозитории, инструментарий поддержки принятия решений, средства групповой работы). В таких компаниях разработаны специальные процедуры сбора, хранения и распространения явных знаний. Слабостью данного подхода, как отмечается, есть то, что он не очень эффективен, когда требуется «достать» неявные знания, а также то, что принуждает людей использовать фиксированные и подчас маловыразительные схемы.
Практический подход, в противоположность процессному, предполагает, что значительное количество знаний организации - неявные, поэтому жесткие и формальные процедуры фиксации знаний не годятся для передачи понимания. Здесь акцент делается скорее на построение в компании такого рабочего окружения или создания «сообществ практиков», где облегчаются процессы обмена знаниями и их усвоение. Сообщества выступают как неформальные группы людей, регулярно встречающиеся для обмена идеями и передовым опытом.
Большую популярность приобретает в последнее время концепция управления индивидуальными знаниями (Personal Knowledge Management). Этот подход еще более сфокусирован на соответствующих условиях и окружении, необходимых специалисту для продуктивной работы. Исследования показывают, что работники знаний составляют 25-50% трудовых ресурсов развитых стран. Их опыт, практические и теоретические знания двигают компании к успеху.
Автор рекомендует искать более сбалансированный подход, учитывающий интересы и руководства, и работников знаний.
Выгоды компании здесь очевидны: имея ответственных специалистов, которые сотрудничают друг с другом и делятся своими знаниями, обучают других, быстрее внедряют инновации, предприятие становится более конкурентоспособным и гибким.