СЕМЬПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ: – ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ XXI век называют веком технологий. Ни одна конкурентоспособная.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Здоровьесберегающие технологии на уроках математики Кутищева Н.С.
Advertisements

« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
Мышление является объектом изучения ряда научных дисциплин: теории познания, логики, психологии и физиологии высшей нервной деятельности; последнее время.
создание максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной, ответственной за совершенные поступки личности.
Климова Ирина Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ 9»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Методика преподавания Материалы конференций Информационно-образовательная среда как условие достижения планируемых результатов обучения.
Одним из руководящих принципов дидактики с первых лет существования этой науки и по настоящее время является принцип связи обучения с жизнью (или связи.
Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности школьников Презентация учителя Фёдоровой Г.А.
Образовательная программа лицея СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ КАК МЕХАНИЗМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Деятельная модель урока в условиях реализации ФГОС.
Выполнили: Егорова В.А. Михайлов И.И. Слепцова Р.А. Черноградская Р.Д. Чирикова Н.С. Яковлева Л.В. Институт развития образования и повышения квалификации.
Выполнили: Егорова В.А. Михайлов И.И. Слепцова Р.А. Черноградская Р.Д. Чирикова Н.С. Яковлева Л.В. Институт развития образования и повышения квалификации.
Современные подходы в организации предпрофильной подготовки в процессе реализации программ элективных курсов. Составитель: Марина Ю.А. – педагог дополнительного.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Современное образование в качестве своей приоритетной цели ставит признание личности ученика основным субъектом образования.
Школьная неуспеваемость как психолого-педагогическая проблема. Формы и методы работы с неуспевающими. Понятие школьной неуспеваемости. Понятие школьной.
Транксрипт:

СЕМЬПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ: – ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ XXI век называют веком технологий. Ни одна конкурентоспособная сфера жизни человека сегодня не может обходиться без высоких технологий. Это касается и сферы образования, где технологии должны обеспечивать качество педагогического процесса. Современные педагогические технологии должны характеризоваться: гуманностью: улучшать качество жизни людей, например, способствовать здоровьесбережению, развитию личности; эффективностью: быть результативными, т.е. давать гарантированные результаты примерно через пять лет их применения; наукоемкостью: иметь серьезное научное обоснование с позиций философии, педагогики, психологии, информатики, системного анализа. Наукоемкость требует также научного сопровождения в процессе применения технологий, чтобы исключить возможность их искажения; -универсальностью: иметь широкое применение, например, одна и та же технология должна быть применима для преподавания разных учебных предметов, должна быть пригодна для разных ступеней обучения, а также для обучения детей с разным уровнем развития; интегрированностью:, быть взаимосвязанными, взаимообусловленными и тем самым должны дополнять и усиливать друг друга; интегрированностью: иметь четкий алгоритм (последовательность действий), не допускающий вольного их применения; креативностью: несмотря на то, что технологии имеют четкий алгоритм применения, их содержательное наполнение должно носить творческий характер В центре нашего внимания семь педагогических технологии, которые, на наш взгляд, отвечают этим характеристикам и актуальны для гуманистического образования. Это технологии: – личностно-ориентированного обучения и воспитания; дифференцированного » в том числе индивидуализированного обучения и воспитания; проблемного обучения и воспитания; – обучения и воспитания без насилия; – эффективной речевой деятельности; » диалогового обучения и воспитания; – рефлексивного обучения и воспитания. Эти технологии выделены не случайно: они в совокупности реализуют два главных принципа современного образования принципы гуманизации (установление субъект - субъектных отношений) и гуманитаризации («очеловечивание» содержания образования, с точки зрения актуализации личностных и социальных смыслов). Данные педагогические технологии также способствуют эффективной реализации принципа информатизации: они усиливают гуманистическую направленность информационных технологий, ослабляют их технократическую составляющую. В частности, взаимодействуя с технологией дифференцированного обучения, ИКТ на уроке приобретают адресный характер, подбираются с учетом особенностей конкретного класса. Взаимодействуя с технологией проблемного обучения и воспитания, ИКТ помогают учащимся на более глубоком уровне понять исследуемую проблему или проблемную ситуацию. Вступая в диалог с технологией личностно ориентированного обучения и воспитания, ИКТ могут усиливать развитие тех личностных качеств и компетенций, которые заложены в цель урока. Интеграция ИКТ с технологией ненасильственного обучения и воспитания создает благоприятные условия для повышения мотивации учебной деятельности, роста познавательного интереса. Взаимодействие с технологией рефлексивного обучения и воспитания помогает более эффективно проверять уровень понимания учебной информации. Названные педагогические технологии прошли успешную апробацию в 37 образовательных учреждениях Пермского края, В эксперименте приняло участие более тысячи педагогов. В следующей главе мы представляем свое видение сущности названных технологий. – ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ – И ВОСПИТАНИЯ Есть только два направления изменения человека развитие либо деградация. Поэтому, если образование не способствует развитию, то оно будет служить деградации. – Гу. Црайден Обычно выражение «личностно-ориентированное» сочетают со словом «образование», подразумевая под этим новую, гуманную модель образования, характерную для XXI в. Более точным названием образования нового времени, пожалуй, следует считать выражение «гуманистическое» образование, а выражение «личностно-ориентированное» корректнее отнести к понятиям «обучение» и «воспитание». В этом случае термин «личностно-ориентированное обучение и воспитание» уместно сочетать со словом «технология». Как технология личностно- ориентированное обучение и воспитание в психологической и педагогической литературе мало исследовано. Для раскрытия сущности интересующей нас технологии воспользуемся вопросно-ответным методом. Вопрос: Каковы роль и место технологии личностно-ориентированного обучения и воспитания? Ответ: Данной технологии присущ общеметодологический характер, поэтому, нам представляется, что эта технология должна быть ведущей в ряду всех названных выше технологий. Технология личностно-ориентированного обучения и воспитания соотносится с другими технологиями как общее и конкретное, что можно представить в образе руки или ствола дерева, где пальцы либо ветви дерева это конкретные технологии, составляющие с рукой (стволом) единое целое и выполняющие замыслы целого. Иначе говоря, технология личностноориентированного обучения и воспитания играет роль объединяющего начала для всех других технологий. Причем это объединение носит системный характер, где для каждой технологии определены свое место и роль. Это объединение иерархически структурировано: технологии расположены в определенной последовательности, дополняя и усиливая друг друга. Заметим, что до сих пор некоторые из известных технологий (например, технология дифференцированного обучения или технология проблемного обучения) рассматриваются педагогами, учеными отдельно, независимо друг от друга, что, на наш взгляд, обедняет содержание этих технологий и искажает их истинное назначение. Выделение ядра, стержня в педагогических технологиях - технологии личностно-ориентированного обучения и воспитания -во-первых, радикально меняет взгляд на уже известные технологии, открывая в них новые, ранее не раскрытые смыслы, во-вторых, актуализирует технологии, которым не придавалось должного значения, они находились в числе несущественных, второстепенных, В данном случае речь идет о технологии обучения и воспитания без насилия, технологии диалогового и рефлексивного обучения и воспитания. Вопрос: Что означает выражение «Личностно-ориентированное обучение и воспитание» ? Ответ: Это означает, что обучение и воспитание должны быть направлены на развитие личности учащихся и воспитанников. Вопрос: Что означает развитие личности в образовательном учреждении ? Ответ: Это означает развитие личностных качеств учащихся и воспитанников. Вопрос: Что такое личностные качества? Ответ: Личностные качества - это разновидность социально-значимых качеств, способствующих адаптации и успешности человека в обществе. К личностным качествам мы относим также надпредметные умения и ключевые компетенции. Вопрос: В чем проявляется адаптация человека в обществе? Ответ: К проявлениям социальной адаптации можно отнести: продолжение обучения (детский сад - школа - вуз); устройство на работу, создание семьи; создание «понимающей» среды (друзья, единомышленники). Вопрос: Какие же конкретно качества можно отнести к личностным качествам? Ответ: Предлагаем нашу классификацию личностных качеств, где представлены основные, жизненно важные качества, не претендуя на полноту их охвата (табл. 1) – Основные качества личности ОбластьЛичностныеПроявления личностных качествФизическаяСобственно физические Физическая сила, гибкость и стройность тела.ПсихофизическиеЗдоровье, выносливость, ловкость, координация движений, мелкая моторикаМыслительные качества психические процессы, влияющие на познавательную деятельностьСамостоятельность, глубина, эрудиция, гибкость, открытость (восприимчивость к новому), системность, реалистичность, прагматичность, анал итичность, аргументированность, рефлексивность мышления, интуиция, воображение и т.д. Внимание, память, каналы восприятия (аудиальный, визуальный, кинестетический)РечевыеПравильность, выразительность, ясность, точность, краткость, уместность, логичность, этикетностьПсихосоци альнаяЭмоционально чувственныеЭтические (любовь, достоинство, честь, патриотизм, совесть), эстетические (чувство прекрасного, эстетический вкус), интеллектуальные проявления (любознательность, чувство юмора). Культура эмоций и чувств (управление отрицательными эмопиями)ПоведенческиеАктивность, воля (целеустремленность, настойчивость, упорство, внутренняя дисциплина), организованность, аккуратность, вежливость, тактичность, корректность, ответственность, пунктуальность, артистизм (умение играть разнообразные роли в жизни)Коммуникативные Толерантность, умение слушать и слышать, умение учитывать особенности собеседника, аудитории, открытость, искренность, коллективизмТворческие Исследовательские, художественные (изобразительные, поэтические, артистические и др.), технические умения Вопрос: В чем заключается ценность развития личностных качеств? Ответ: С философской точки зрения, личностные качества это вечное, все остальное (чины, звания, а также приобретаемые знания) тленно. «Покидая земша, единственное богатство, которое Вы можете взять с собой это внутренние качества...» (Сан Лайт). Важно подчеркнуть, что личностные качества необходимы человеку на протяжении всей его жизни, чтобы быть здоровым, успешным и счастливым. Что же касается, например, конкретной учебной информации, то она быстро забывается, если нигде в жизни потом не применяется. Иначе говоря, если педагог не развивает те или иные личностные качества детей средствами учебного предмета, то его деятельность является неэффективной и даже вредной: во-первых, разрушает здоровье детей за счет нещадной эксплуатации механической памяти и информационной перегрузки, во-вторых, способствует деградации. Подтверждением сказанному является политика ЕГЭ: тестовые задания по большинству предметов носят схоластический характер и рассчитаны на механическое запоминание конкретных Фактов. Естественно, школьные педагоги, следуя этой политике, занимаются натаскиванием, а не развитием. Более того, методический подход не в силах радикально изменить характер педагогического процесса: развитие не носит системный характер. Выявленные ограничения методического подхода к развитию серьезно тормозят продвижение развивающего обучения в России. Вопрос: Что дает кониептуально-методологический подход к обучению и воспитанию ? Ответ: Концептуально-методологический подход к обучению и воспитанию позволяет педагогу: а)осознать необходимость и ценность развития человека; б)понять, что развитие человека главная цель образования; в)осуществить системный подход к развитию: разработать систему уроков и воспитательных мероприятий, направленных на развитие личностных качеств. Вопрос: Каким образом можно реализовать концептуально-методологический подход? – Ответ: Прежде всего, при помощи такого средства как концептуальное осмысление обучения и воспитания. Вопрос: Что означает данное выражение? Ответ: Концептуальное осмысление обучения и воспитания означает разработку концепций преподавания учебных предметов или : концепций воспитательной деятельности. Подчеркнем, что разработка концепции это исследовательская деятельность, требующая от педагога активной мыслительной деятельности, творческого воображения, самостоятельности мышления. Ключевым словом в выражении «концептуальное осмысление обучения и воспитание» является слово «концепция». Вопрос: Что такое концепция? Ответ: Концепция это основная идея, замысел, система наиболее важной, существенной информации о чем-либо, выраженной в лаконичной форме. Вопрос: В чем ценность концепции? Ответ: Если человек умеет создавать концепцию своей деятельности, то это обеспечивает ему: понимание глубинных смыслов деятельности, что отличает профессионализм от дилетантства. Например, создание концепции преподавания учебного предмета или воспитательной деятельности выводит педагога на понимание того, что учебный предмет и воспитательное мероприятие не самоцель, а как средство развитием тех или иных личностных качеств учащихся (математика не ради математики, а как средство развития логического мышления, литература не ради литературы. а как средство развития эмоционально- чувственной сферы, интеллектуальные игры не ради игр, а как средство развития логического мышления, эрудиции и т.д.); системный подход к деятельности, который позволяет преодолеть фрагментарность, создает целостное видение предмета деятельности. В частности, разработка концепции обучения или воспитания приводит педагога к пониманию того, что развитие детей становится реальным только тогда, когда оно осуществляется не на отдельных (открытых) уроках или мероприятиях, а на каждом занятии; эффективность деятельности ('постижение цели в виде конкретных результатов). Например, разработка концепции обучения или воспитания учит педагога прогнозировать конкретные результаты и продумывать средства их измерения. Вопрос: Какие же выводы можно сделать о ценности концептуального осмысления? Ответ: Концептуальное осмысление представляет собой наиболее эффективное средство осознания жизненных явлений, процессов, предметов деятельности. «Счастлив тот, кто осознает» (Сан Лайт). Осознанный подход к деятельности, в том числе и педагогической, делает ее качественной и ответственной, т.е учитель становится субъектом, а не объектом деятельности. Чтобы жить качественно, обучать эффективно, получать удовлетворение от результатов своей деятельности, необходимо развивать концептуальное мышление и, как следствие, создавать концепции на любой вид деятельности. «Самый эффективный путь познания путь от общего к конкретному. Движение от конкретного слишком затратный и нерезультативный путь. К сожалению, люди чаще всего выбирают именно второй путь, что обусловливает низкое качество жизни» (Дж. Падлер, Ш. Хибино). Путь традиционной школы движение от конкретного, поэтому учитель погружен в массу учебных, дидактических, методических мелочей и за множеством деревьев уже давно не видит леса, главной цели образования развития человека. Думается, это во многом повлияло на низкое качество нашего образования. Вопрос: Как создать концепцию? Какова технология создания концепции? Ответ: Представляем наш подход к созданию концепции, в основе которого лежат три этапа. Первый этап создания концепции наработка мыслительного содержания. Цель: создание первого представления о предмете деятельности. Задача: накопление «мыслей», информации о предмете деятельности. – Этапы наработки мыслительного содержания: Определить предмет деятельности. Выразить свое мнение, точку зрения о предмете деятельности. Источниками своего видения являются собственный опыт, теоретическое (мыслительное) моделирование, интуиция. Провести рефлексию своего видения (увидеть сильные и слабые стороны своего мнения). Изучить чужой опыт. Выработать позицию путем осмысления своего и чужого видения. Позиция на том этапе характеризуется как правило, объемностью мыслительного содержания, терминологической расплывчатостью, понятийной аморфностью, суммарностью информации, т.е. напоминает «рой мыслей в голове». Отличительной особенностью первого этапа создания концепции является то, что это - внутренний процесс, мыслительная кухня, черновой этап. Приведенным этапам наработки теоретического содержания, можно доверять, так как они не противоречит законам диалектики (закону перехода количественных изменений в качественные, закону единства и борьбы противоположностей и закону отрицания отрицания). – Логическая систематизация Цель: выделить из множества смыслов наиболее существенные для понимания предмета деятельности. » Задачи: перевести образ на язык пяти логических категорий: цель, принципы, средства, результат, ресурсы; сформулировать логические категории в виде денотатного графа; Логические категории определить смысловое значение всех понятий, входящих в денотатный граф (составить понятийный словарь тезаурус). Рассмотрим подробно каждую из задач. Для решения первой задачи необходимо раскрыть суть логических категорий (см. табл. 2).

Таблица 2 КатегорияХарактеристикаПримерЦельНазначение предмета деятельности. Цель выражает главные, существенные смыслы предмета деятельностиЦель преподавания математики - развитие вычислительных умений, логического, абстрактного мышленияПринципыОснование любой деятельности. Принципы реализуются через средства. При этом необязательно, чтобы каждому принципу соответствовало одно конкретное средство. Возможны разные вариантыЛичностно- деятельностный, научности, интегрированности, креативности и т.д.СредстваНаправления, области деятельности, конкретные процессы, направленные на достижение целиПрименение технологии проблемного обучения; мониторинг качества урока; организация самостоятельной работы учащихся и т.д.РезультатыИтоговый, конечный продукт деятельности по достижению цели. Результат должен быть конкретным, наблюдаемым, измеримымПовышение мотивации к учебной деятельности; углубление уровня понимания; установление конструктивного отношения к предмету; иммунитет к насилию и т.д.РесурсыНеобходимые условия для достижения целиКадровые, информационные нормативно-правовые, финансовые, временные, материально-технические Для решения второй задачи необходимо представить логические категории в форме денотатного графа. Вопрос: Что такое денотатный граф? Ответ: Денотатный граф это способ представления главных, существенных смыслов информации. Вопрос: Каковы правила построения денотатного графа (ДГ)? Ответ: существуют семь правил: ДГ строится дедуктивным способом от общего понятия (ключевого слова) к конкретным (разложение ключевого слова на «слова-кирпичики»). В ДГ используются глаголы или глагольные формы для передачи динамики мысли, что отличает ДГ от других схем. В ДГ используются глаголы с определенным значением: глагол, обозначающий цель, направлять; глагол, обозначающий принципы, опираться; глагол, обозначающий средства, достигаться; глагол, обозначающий ресурсы, обеспечивать; глагол, обозначающий результат, приводить. Слова-кирпичики должны формулироваться кратко, точно, ясно. Оформление ДГ должно быть эстетичным, соразмерным (цветовая гамма, расположение частей, шрифт). Применение индуктивного способа (от конкретного к общему) для проверки логического соответствия конкретных понятий общему. ДГ должен представлять собой текст, с присущими ему характеристиками: связность, смысловая и формальная (спряжение и род), завершенность, целостность. Вопрос: В чем ценность денотатного графа? Ответ: Это наиболее эффективный способ донесения информации. Он оттачивает мысль, развивает языковое чутье и речь человека, способствует осмыслению каждого понятия. – Третий этап создания концепции диалектическое исследование мыслительного продукта второго этапа. Цель: критическое осмысление денотатного графа. Задача: анализ всех понятий, входящих в денотатный граф, с точки зрения содержащихся в них плюсов и минусов. Элективный курс « Путь к здоровью ». ' – Направлен на достижение цели: приобщение учащихся к здоровому образу мыслей – Опирается на принципы: Интеграции {Креативности {Духовного прагматизма – Достигается средствами: раскрытие сущности здоровья как ценности; разработка учащимися программ собственного оздоровления; оздоровительные тренинги – Приводит к результату: Личность, открытая к изменениямПотребность учащихся в здоровом образе жизниРазвитие ключевых образовательных компетенций Обеспечивается ресурсами: – собственными усилиями и помощью извнеинформационнымиТаблица 3 Здоровый образ мыслей и жизни.. субъектное, позитивное мышление; система знаний и представлений о Вселенной, о вечности и бесконечности, о человеке, о болезни и здоровье, о ценностях и смысле жизни и о месте человека на Земле и во Вселенной; равнодушие клеток по отношению к внешним воздействиям, подлинная любовь к себе; образ жизни, который ни в чём не противоречит природеПриобщениезнакомство с новыми знаниямиИнтеграциякомплексный подход к изучению человека: синтез концептуалы юго закона риторики.Креативностьнестандартные подходы к решению проблем Духовный прагматизмразвитие с одной стороны ценностного отношения к здоровью, субъектного мировоззрения, с другой - академических способностей, необходимых для будущего обучения в вузахЧеловекчасть природы; планетарно-космическое образование, микрокопия Вселенной.Здоровый организморганизм, в котором достигнута максимальная гармония взаимодействия всех тел, входящих в его организацию Технология диалектического исследования Анализ каждого «слова-кирпичика» (понятия) в денотатном графе: а)выявить положительный ряд (плюсы, содержащиеся в том или ином понятии), т.е. ответить на вопрос, чем ценно, значимо, полезно то или иное понятие; б)выявить отрицательный ряд (минусы) в том или ином понятии (минусы - трудности, препятствия, ограничения в практической реализации понятия); в)найти решения отрицательного ряда, т.е. пути выхода из трудной ситуации (не менее трех из каждой). Пример диалектического исследования «Одно решение это не решение. Два решения это полрешения. Три решения это уже решение» (Гегель). Таблица 4 ПонятиеПоложительный рядОтрицательный рядРешенияРазработка учащимися программ собственного здоровьяОсознание ценности здоровья на личном примере. Познание себя. Различие ответственности за свое здоровьеНеверие учащихся в себя, в свои возможности влиять на собственное здоровье1 * Личный пример учителя. 2. Знакомство с современной психологическойлитературой. 3. Проведение психологических тренингов и Т.Д.Обобщение первого этапа диалектического исследования (работа со 24 столбцами таблицы): а)выделить значимые, ценные проявления положительного ряда (не более пяти); б)выделить значимые, сильные проявления отрицательного ряда (не более пяти); в)подобрать решения к выделенным проявлениям (см. 4-й столбец таблицы). Написание текста заключения по концепции (например, для защиты на категорию). Пример текста: – Разработанная концепция по обладает, на наш взгляд, рядом сильных сторон: во-первых, данная концепция способствует развитию жизненно важных личностных качеств; во-вторых, данная концепция повышает мотивацию к учебной деятельности;... – Наряду с сильными сторонами концепции отметим также ограничения, которые являются серьезными препятствиями для успешной реализации данной концепции, в частности, к такого рода ограничениям можно отнести силу привычки преподавать информационно-тематическим способом, отсутствие опыта... – Понимая всю сложность этих трудностей, мы все же считаем, что они преодолимы, например, проблему силы привычки преподавать информационно- тематическим способом можно, с нашей точки зрения, решить следующим образом: организовать семинар по технологии проблемного обучения и воспитания, познакомиться с опытом других образовательных учреждений в применении технологии проблемного обучения и воспитания, пробовать применять элементы технологии проблемного обучения и воспитания... Итак, создание концепции, с точки зрения нашего подхода, представляет собой систему, состоящую из десяти конкретных шагов. Алгоритм построения концепции: Сбор и обработка первичной информации о предмете деятельности. Выражение позиции в образе. Перевод образа на язык пяти логических категории. Оформление логических категорий в денотатный граф. Составление тезауруса к денотатному графу. Обоснование ценности каждого понятия в денотатом графе. Выявление трудностей в реализации каждого понятия. Подбор вариантов решения к каждой трудности. Обобщение исследования (пять ценностей и пять трудностей). Создание текста заключения. После того, как педагог разработал концепцию преподавания своего предмета или концепцию воспитательной деятельности, он, как показывает наш опыт работы с экспериментальными площадками, уже достаточно глубоко понимает не только ЧТО и КАК он делает, но и ЗАЧЕМ осуществляет свою деятельность именно с точки зрения развития личностных качеств учащихся. – Вопрос: Какие средства (конкретные операции) технологии личпостпо- ориентированного обучения и воспитания дополняют концептуальное осмысление обучения и воспитания? Ответ;. Далее учитель должен обратиться к технологиям и методикам, позволяющим реализовать развивающую направленность его деятельности на уроке или занятии. Например, к такого рода технологиям относятся технологии проблемного, диалогового, рефлексивного обучения и воспитания, коллективной мыслительной деятельности, эффективной речевой деятельности. Кроме этого, важным и весьма существенным средством технологии личностноориентированного обучения и воспитания, благодаря которому реализуется концептуально- методологический подход, является создание так называемых «развивающих» конспектов уроков или занятий. Для того чтобы главная цель образования развитие личностных качеств не декларировалась, а реализовывалась в течение всего урока, занятия или мероприятия, мы предлагаем использовать специальный конспект в виде таблицы, состоящей из двух столбцов: описание хода урока и развитие личностных качеств и психических процессов. В первом столбце педагог комментирует содержание урока. Во втором столбце фиксируются соответствующие каждому, содержательному фрагменту личностные качества и психические процессы. Ценность данного приложения заключается в том, что оно дает возможность педагогу как при подготовке к уроку (занятию), так и во время урока (занятия), а также после урока (занятия) помнить о необходимости развития детей и отслеживать реализацию этого развития. Примеры развивающих конспектов уроков по различным учебным предметам представлены в третьей главе пособия. Следующим важным средством технологии личностно-ориентированного обучения и воспитания, усиливающем концептуально-методологический подход, является также мониторинг процесса развития личностных качеств. Для школьного мониторинга наши экспериментальные площадки используют Анкету качества урока и матрицу (таблицу) соответствия пунктов анкеты личностным качествам учащихся. Матрица соответствия вопросов анкеты личностным качествам учащихся Перечень личностных качеств: Физические (здоровье). Мыслительные. Речевые. Эмоционально-чувственные. Поведенческие. Коммуникативные. Творческие. вопросов анкетыЛичностные качества * **** ***is* X и ** **is Сумма16127 и777 Знак «+» в таблице означает, что имеется соответствие между пунктом анкеты и личностным качеством, т.е. при выполнении данного пункта анкеты учитель развивает конкретное качество. Знак «*» означает создание условий для развития. Из таблицы видно, что пункты анкеты «покрывают» все семь личностных качеств. Анализируя урок по анкете, можно видеть, что учитель делал либо не делал по развитию учащихся. Анализ удобно проводить при помощи компьютера. В этом случае можно оперативно получать данные развивающей направленности уроков как по отдельным учителям, их объединениям, так и по школе в целом. Наконец, к средствам технологии личностно-ориентированного обучения и воспитания можно отнести диагностику и мониторинг результатов развития. Говоря о диагностике, мы имеем в виду разного рода психологические измерения результатов развития (интеллектуальных, коммуникативных, творческих и прочих качеств). Что же касается мониторинга результатов развития, то здесь речь идет об использовании предметных тестов, в которых тестовые задания должны быть сформулированы таким образом, чтобы проверялись не только знания, но и предметные и надпредметные умения. Пока подобного рода тестовые задания редкость. Тем не менее, мы считаем, что педагогическая технология должна развиваться именно в данном ключе. Заметим, что тесты ограничены в своих возможностях проверять надпредметные умения; Они предназначены главным образом для проверки когнитивных личностных качеств (мыслительных качеств). Это дает нам основание утверждать, что мониторинг процесса развития является более ценным и полезным средством, чем мониторинг результата. Тем более что многие личностные качества учащихся начинают проявляться лишь после окончания школы. – Вопрос: Итак, какова, с нашей точки зрения, сущность технологии личностноориентированного обучения и воспитания? Ответ: Представим сущность данной технологии в форме денотатного графа. – Технология личностно-ориентированного обучения и воспитания Направлена на достижение цели: обеспечение развивающей направленности педагогического процесса Опирается на принципы: научностикреативностиинтеграциисистематичности Достигается средствами: концептуальное осмысление обучения и воспитания; отбор и применение специальных технологий и методик, реализующих; развитие личностных качеств на уроке, занятии; разработка специального конспекта урока, занятия; мониторинг процесса развития; диагностика и мониторинг результатов развития Приводит к результату: – Осознание педагогом осознания ценности развития человекаПостроение педагогического процесса на развивающей основеОбеспечивается ресурсами: кадровымиинформационнымивременными – ТЕЗАУРУС Обеспечение развивающей направленности педагогического процесса создание условий для реализации главной цели образования развитие человека через обучение и воспитание Принцип научности эта технология опирается на научные (объективные, достоверные) данные, факты, современные достижения в области развития человека. Принцип интеграции комплексный подход к развитию человека (синтез философских, психологических, педагогических знаний). Принцип креативности - творческий подход педагога к развитию учащихся, воспитанников. Принцип систематичности - постоянные усилия педагога по развитию учащихся, воспитанников. Концептуальное осмысление обучения и воспитания осознанный и системный подход педагогов к развитию учащихся, воспитанников через разработку концепций преподавания учебных предметов, или концепций воспитательной деятельности. Применение специальных технологий и методик развивающей направленности процесс использования педагогом конкретных «механизмов» (в зависимости от своей индивидуальности, специфики предмета) превращения ЗУ Нов в средство развития. Разработка специального конспекта урока, занятия эффективный способ отслеживания развития личностных качеств учащихся или воспитанников от начала урока (занятия) и до его завершения через предметное содержание. Мониторинг процесса развития измерение вклада педагога в развитие учащихся, воспитанников на уроке или занятии и выяснение причин слабого вклада в развитие. Диагностика и мониторинг результатов развития использование психологических измерений результатов развития и предметных тестов, проверяющих не только знания, но и предметные и надпредметные умения. Понимание ценности развития человека переворот в педагогическом сознании: обучение и воспитание значимы только тогда, когда они являются способами развития человека. Построение педагогического процесса на развивающей основе глубоко продуманная деятельность педагога по развитию учащихся и воспитанников на каждом уроке, занятии. Кадровый ресурс - изменение мировоззрения педагога с объектного на субъектное. Информационный ресурс специальные (философские, психологические, культурологические) знания по развитию человека. – – Вопрос: Что же является главным результатом технологии личностно- ориентированного обучения и воспитания? Ответ: Главный результат мировоззренческий: осознание педагогом ценности развития человека, что означает переворот в педагогическом сознании: обучение и воспитание становятся значимыми только тогда, когда через них идет процесс развития человека. Мировоззренческий результат обусловливает результат практический построение педагогического процесса на развивающей основе, что означает глубоко продуманную педагогом деятельность по развитию учащихся и воспитанников на каждом уроке, занятии. В заключение следует еще раз подчеркнуть, что такая высокая технология, как технология личностно-ориентированного обучения и воспитания, требует от педагога серьезной научно- теоретической подготовки, а также самостоятельных творческих усилий. Освоение этой технологии поднимает учителя с методического на концептуально-методологический и технологический уровень развития. Данная технология методологический стержень, объединяющий другие, рассматриваемые в пособии, педагогические технологии, которые являются конкретными способами развития на уроках и занятиях личностных качеств учащихся. ТЕХНОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ Обезличенность сродни насилию: то и другое разрушает человека, делает его, несчастный, мешает быть успешным. » Дж. Восс Термин «дифференцированное обучение и воспитание» в педагогической среде трактуется далеко не однозначно. Это, на наш взгляд, вызвано принципиально отличными друг or друга мировоззренческими установками педагогов, породивших два подхода к дифференциации: объектный и субъектный. базой объектного подхода является отношение к человеку как объекту, чем вызвано и упрощенное отношении к самой дифференциации: отождествление сущности дифференциации с ее следствием (деление детей на группы сильных и слабых). » При этом деление на группы приобретает уродливый характер: негуманный (деление детей на сильных и слабых, что способствует формированию у них серьезных, глубоких комплексов: комплекса элитарности как проявления завышенной самооценки и комплекса неполноценности как следствия заниженной самооценки); поверхностный (причины отставания, слабого усвоения учащимися, воспитанниками информации не исследуются, а выводы делаются только по факту отставания); противоестественный (разделение детей на два вида - сильных и слабых слишком примитивная, упрощенная классификация, поскольку в реальности в чистом виде нет ни тех, ни других). С диалектической точки зрения, в каждом человеке есть и плюсы, и минусы одновременно. – Если рассматривать объективный подход к дифференциации с позиции выбора между меньшим и большим злом, то такая дифференциация, строго говоря, бесчеловечна, так как в конечном итоге создает все условия для раздоров, противостояний, разжигания неприязни, ненависти между детьми. При объектном подходе к дифференциации четко прослеживается тенденция унижения одних (класс, группа «дураков») и возвышения других (класс, группа «элитных детей»). Наконец, при объектном подходе к дифференциации снимается ответственность с учителя за качество обучения и воспитания. Она перекладывается на плечи детей (дети - плохие) или других педагогов, которые в дальнейшем вынуждены работать со «слабыми» детьми. Основываясь на сказанном, можно вполне уверенно сделать вывод, что объектный подход к дифференциации точно соответствует давно известной истине: «благими намерениями дорога вымощена в ад». Мировоззренческой основой субъектного подхода к дифференциации является отношение к человеку как субъекту. Субъектный подход основывается на понимании сущности дифференцированного обучения и воспитания, которая должна состоять в оказании психологической и методической помощи учащимся, воспитанникам в том, чтобы они стали успешными в учебно-познавательной деятельности: Могли эффективно усваивать на уроке или занятии учебную информацию. Смогли грамотно, с наименьшим количеством ошибок, осуществить профессиональное самоопределение. В связи с чем можно выделить два вида дифференциации: 1.Внешняя дифференциация (профилизания). Внутренняя дифференциация. В основе внешней дифференциации лежит учет познавательных интересов, образовательных потребностей учащихся, их способностей к тому или иному роду деятельности. Цель данного вида дифференциации создать условия для осознанного профессионального самоопределения. Согласно существующим документам внешняя дифференциация должна осуществляться в два этапа: Предпрофильное обучение (8-9 кл.); Профильное обучение (10-11 кл,). Первый этап направлен на выявление и удовлетворение познавательных потребностей и интересов учащихся через создание сети кружков, факультативов, а так же курсов по выбору (9 класс), благодаря этому учащиеся смогут научиться делать выбор, без чего невозможно осуществить профильное самоопределение. Кроме того, этап предпрофильного обучения призван реализовать здоровье- сберегающую направленность обучения. Статистика показывает, что именно на средней ступени обучения дети болеют чаще, чем обычно. Этому способствует, на наш взгляд, повышенная утомляемость учащихся, которая возникает по причине информационной избыточности. Для реализации этой цели необходимо пересмотреть содержание программ и учебников и произвести «информационную чистку»: убрать лишнюю (узконаправленную) информацию, а также информацию для углубленного изучения. Основные критерии такой чистки это необходимость и достаточность информации. Цель второго этапа помочь учащимся подготовиться к поступлению в вуз и – Дальнейшему успешному обучению в нем. Направления профильного обучения: Изучение учебных дисциплин: базовых общеобразовательных предметов, предусмотренных учебным планом для всех профилей: профильных общеобразовательных предметов, предусмотренных учебным планом для конкретного профиля, Исследовательская деятельность учащихся. Диалог с вузами (дни открытых дверей, подготовительные курсы, совместная разработка и преподавание элективных курсов). Работа с одаренными учащимися по индивидуальным планам. Мониторинг качества обучения. К результатам профильного обучения можно отнести: Развитие специальных (академических) компетенций, без чего учащиеся не смогут быть успешными на вузовской ступени обучения: » мыслительных; – речевых, исследовательских; ценностно-смысловых; – общекультурных Осознанный выбор будущего рода деятельности Заметим, что работать в профильных классах сможет не каждый учитель, а только тот, кто творчески подходит к своей деятельности, обладает осознанной потребностью в личностном и профессиональном росте, способен создавать экпериментальные авторизованные авторские программы преподавания, кто настоящему влюблен в свой предмет и может, сколько бы лет он предмет ни преподавал, открывать в нем все новые и новые грани, кто способен увлекать учеников м содержанием самого предмета и процессом преподавания. В основе внутренней дифференциации лежит учет особенностей учащихся, воспитанников, влияющих на эффективность усвоения учебной информации в течение урока, занятия (социально-демографических, социально-психологических, индивидуально-личностных, экзистенциально-личностных, биоэнергетических). Внутренняя дифференциация основывается на ряде методологических положений: неодинаковость усвоения информации - это естественное явление, поскольку все дети разные; усвоение информации бывает эффективным и неэффективным; необходимо своевременно выявлять причины неэффективного усвоения информации; – неэффективное усвоение порождает отставание и неуспешность учащихся, воспитанников; дифференциация осуществляется не по отставанию (сильные или слабые дети), а по причинам отставания в усвоении (тип мышления, уровень понимания, канал восприятия и т.д.); причины отставания следует рассматривать как основания дифференциации; дележе на группы - это следствие дифференциации по причинам отставания. – Можно выделить два вида внутренней дифференциации: – 1. Дифференцированный подход к детям с отклонениями: умственного характера; физического характера; психического характера (задержка в развитии). 2.Дифференцированный подход к детям без отклонений. Естественно, что в первом случае с детьми необходимо работать особо, привлекая врачей, психологов, социальных педагогов и учителей со специальным образованием. Заметим, что если с первой и второй группами детей в нашей стране работают, и работают неплохо, то третьей группой профессионально мало кто занимается. Конечно, создаются в школах классы коррекции (выравнивания, педагогической поддержки), но чаще всего работа в них ведется не специалистами, а обычными учителями, которые методом проб и ошибок пытаются помочь детям. Однако такая деятельность (об этом уже говорилось неоднократно) мало результативна и даже может быть отрицательной по своим последствиям, так как дети не проходят настоящую реабилитацию. Педагоги в силу своей некомпетентности не могут определить ни критический, ни оптимальный период развития тех или иных недостаточно развитых качеств детей, и дети просто обречены на всю жизнь быть неуспешными. Что касается второго вида внутренней дифференциации, то речь здесь идет о нормальных здоровых детях, чья богатая природа требует к себе пристального внимания учителя, являясь для него стимулом к поиску новых технологий и методик преподавания, недостающих психологических знаний, оригинального, гибкого стиля обучения. Важно подчеркнуть, что работать с данной категорией учащихся нисколько не легче, как это может показаться на первый взгляд. Здесь качество усвоения детьми учебного материала и результативность обучения напрямую зависят от того, учитывает ли педагог психологические, психофизиологические особенности учащихся, воспитанников при подготовке и проведении урока или занятия. Например, учитывает ли особенности пола, возраста, внимания, памяти, учитывает ли мотивы, отношения, уровни понимания, психосоматический типы, типы мышления, каналы восприятия и т.д. И как следствие, варьирует ли средства подачи материала, чтобы его в равной мере хорошо воспринимали самые разные дети, дает ли разноуровневые домашние задания, оказывает ли индивидуальную помощь детям в процессе самостоятельной работы, отслеживает ли реакции учащихся на выдаваемую информацию и своевременно ли откликается на ту или иную реакцию и т.д. Дифференцированный подход к детям без отклонений должен представлять собой следующую последовательность действий: педагог изучает психологические и психофизиологические особенности учащихся, воспитанников при помощи наблюдения и тестирования. Важно подчеркнуть, что те или иные особенности учащихся/ воспитанников являются основаниями дифференциации. Например, дифференциация по типам мышления, каналам восприятия, психосоматическим типам и темпераментам, уровням понимания, мотивам, отношениям, уровням общего развития, ценностным ориентациям, мировосприятию и т.д. педагог мысленно объединяет учащихся или воспитанников в микрогруппы по определенным основаниям (например, по психосоматическим типам, каналам восприятия, уровням понимания и пр.); педагог излагает информацию и организует работу с ней на уроке или занятии с учетом выявленных оснований дифференциации. При таком подходе к внутренней дифференциации, как показывает многолетний опыт работы с экспериментальными площадками, можно избежать тех негативных явлений, о которых говорилось выше, однако при этом значительно возрастают требования к профессионализму учителей. Сегодня большая часть педагогов не готова работать с такой наукоемкой, гуманной технологией, как дифференцированное обучение и воспитание. Это во многом связано с тем, что более чем у 80% педагогов преобладает объектное мировоззрение (отношение к себе и к учащимся как к объектам). Кроме того, причиной является также психологическая некомпетентность педагогов (незнание и непонимание человека). В результате - многие дети являются неуспешными в учебной деятельности. Отсюда - низкая мотивация, разрушение здоровья, повышенная конфликтность отношений. Важно подчеркнуть, что субъектный подход к дифференциации радикально изменяет направленность педагогического процесса: уроки или занятия педагог проводит уже не только ради выполнения программы и собственной самореализации, а главным образом, для и ради учащихся, воспитанников. Создаются условия для более глубокого понимания учебного материала, устанавливаются конструктивные отношения между педагогом и детьми, актуализируется развивающая, здоровье сберегающая направленность педагогического процесса. Ниже представим концептуальное осмысление дифференциации как педагогической технологии. 4.Технология дифференцированного (в том числе индивидуализированного) обучения и воспитания Направлена на достижение цели: обеспечение адресного построения педагогического процесса Опирается на принципы: научности природосообразности личностно-деятельностный Достигается средствами внешняя дифференциациямониторинг качества урока.Внутренняя дифференциациязанятияПриводит к результату: успешность учащихся, воспитанников в учебно-познавательной деятельности; создание здоровьесберегающей среды; гуманистическое мышление и гуманное поведение Обеспечивается ресурсами: Информационными Временными Кадровыми – Тезаурус Адресное построение педагогического процесса подготовка урока или занятия и его проведение с учетом психологических и психофизиологических особенностей конкретного класса, группы. Индивидуализированное обучение и воспитание частный случай дифференцированного, предполагающего индивидуальную работу с каждым Ребенком. В условиях обычной школы (25-30 человек в классе) индивидуализированное обучение, равно как и воспитание, трудно осуществимо. В условиях маленьких школ, детских садов или в особых случаях (индивидуальные консультации, факультативы, обучение на дому и пр.) эта технология является уместной. Принцип научности использование научных (объективных, достоверных) данных, фактов, современных достижений в области дифференцированного, индивидуализированного обучения и воспитания. Принцип личностно - деятельностный самостоятельность, активность педагога при разработке уроков и занятий на основе технологии дифференцированного обучения и воспитания. Принцип природосообразности ориентация обучения и воспитания на человеческий фактор (ребенка, ученика, класс). Внешняя дифференциация учет познавательных интересов, образовательных потребностей учащихся, их способностей к тому или иному роду деятельности. Внутренняя дифференциация учет особенностей аудитории (социальнодемографических, социально-психологических, индивидуально-личностных, экзистенциально-личностных, биоэнергетических), влияющих ш эффективность усвоения учебной информации. Учитывать особенности аудитории необходимо как при подготовке, так и во время проведения урока, занятия, мероприятия. Мониторинг качества урока или занятия оценивание деятельности педагога относительно использования им на уроке или занятии технологии дифференцированного обучения и воспитания. Средством оценивания является Анкета качества урока. Успешность учащихся, воспитанников в учебно-познавательной деятельности интерес детей к учебе, понимание ими учебной информации, самовыражение и самоопределение через обучение и воспитание. Создание здоровьесберегающей среды благотворное влияние обучения и воспитания на здоровье детей. Гуманистическое мышление и гуманное поведениеэто, с философской точки зрения, выработка потребности и привычки думать о человеке и строить свою деятельность с ориентацией на человека по принципу «не навреди». С психологической точки зрения это умение учитывать как свои интересы, так и интересы другого человека. С педагогической точки зрения это умение строить обучение и воспитания не ради выполнения программы, а для детей и ради детей. Кадровый ресурс - субъектное мировоззрение педагогов. Информационный ресурс - специальные психологические знания. Теоретическим фундаментом технологии дифференцированного обучения и воспитания является психология человека, психология возрастного развития, психология личности. Временной ресурс - специальное время, выделяемое педагогом для изучения и анализа аудитории. » В заключение важно подчеркнуть, что технология дифференцированного обучения и воспитания эффективна только при условии интеграции с другими технологиями: с технологией личностно-ориентированного обучения и воспитания (изучение учащихся не ради изучения, а для осознанного подхода к их развитию); с технологией проблемного обучения и воспитания (проблемный урок может быть по-настоящему результативен, если он разрабатывается на конкретный класс, а для этого педагогу необходимо знать особенности класса); с технологией обучения и воспитания без насилия (подбор учителем способов и приемов активизации мыслительной деятельности учащихся также осуществляется с позиции учета особенностей класса); с технологией рефлексивного обучения (для каждого класса продумываются свои виды, формы и приемы рефлексии); с технологией эффективной речевой деятельности (для убеждения, увлечения, побуждения учащихся должны использоваться разнообразные словесные формулы, так как все дети разные); с технологией диалогового обучения и воспитания (учет особенностей учащихся конкретного класса - одно из условий построения урока на диалоговой основе).

5.ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

научности;

личностно-деятельностный;

креативности;

вариативности;

интегрированности;

практической ориентации;

систематичности. Сравнение проблемных и темат ических уроков, занятий Классификация проблемных уроков (занятий)

» 7.ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ » БЕЗ НАСИЛИЯ

» ТЕХНОЛОГИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

активизация устной речевой деятельности учащихся, воспитанников;

работу с разными видами текстов;

разнообразие видов речевой деятельности педагога;

мониторинг качества речи.