Разработка и внедрение программы энергосбережения городского округа г. Дзержинск Е.А. Чичеров, к.э.н. Руководитель дирекции по ЦФО ЗАО «АПБЭ» С.Ю. Оленин.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О ходе реализации региональной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ивановской области на годы» Член Правительства.
Advertisements

Министерство энергетики Московской области Разработка муниципальных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Московской области.
1 Правовая база в сфере энергосбережения Основные нормативно-правовое акты Федерального уровня: Федеральный закон от ФЗ «Об энергосбережении.
1 Разработка программ в области энергосбережения и повышения энергоэффективности ГУ «Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете.
1 Об итогах разработки муниципальных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с требованиями федерального и республиканского.
25 февраля 2014 Министерство энергетики Московской области Совещание по вопросу разработки муниципальных программ в области энергосбережения и повышения.
Совещание с участием руководителей управляющих компаний, ТСЖ и органов исполнительной власти Ярославской области «Реализация региональной адресной программы.
Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
1 Об энергосбережении в Ярославской области Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
Лекция 5 Региональные, муниципальные законы и постановления в области энергосбережения.
Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области Докладчик: Первый заместитель директора департамента топлива, энергетики и.
Требования действующего законодательства в сфере энергосбережения к деятельности регулируемых организаций в части : - принятия программ энергосбережения.
УралСтройЭкспо. ЭнергоРесурсоСбережение «ЖКХ-Новые стандарты» ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ОБЩЕДОМОВОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО УЧЕТА ЭНЕРГОРЕСУРСОВ.
ООО Научно- производственный центр «Энергия» Комплексные энергетические решения по энергосбережению.
Информационно - аналитическое сопровождение управления энергосбережением в бюджетной сфере Ярославской области Ратманова Ирина Дмитриевна Ивановский государственный.
М ] ф Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года Воронин Филипп Игоревич.
Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации.
Основные требования к содержанию инвестиционных программ организаций коммунального комплекса Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской.
1 Р.Г.Шафигуллин, начальник департамента энергоресурсоэффективности в государственных органах и муниципальных образованиях Центра энергосберегающих технологий.
Актуальные вопросы энергосбережения в Республике Саха (Якутия) Заместитель Председателя ГКЦ-РЭК РС(Я) Трофимов Максим Макарович Государственный комитет.
Транксрипт:

Разработка и внедрение программы энергосбережения городского округа г. Дзержинск Е.А. Чичеров, к.э.н. Руководитель дирекции по ЦФО ЗАО «АПБЭ» С.Ю. Оленин Технический директор ЗАО «НПК «Джоуль-МЕД»

Государственная программа повышения энергоэффективности и энергосбережения Концепция долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года Распоряжение Правительства 1830-р от г. «План мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности РФ направленных на реализацию 261-ФЗ» Постановление Правительства 1225 от г. «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергоэффективности» Add Your Text Программы субъектов РФ Муниципальные программы Программы организаций Энергетическая стратегия России до 2030 года Федеральный Закон 261 от г. «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» Постановление Правительства 67 от г. «… определения полномочий федеральных органов исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» Указ Президента об оценке эффективности работы региональных и местных органов самоуправления в области энергосбережения от 13 мая 2010 года Основания разработки муниципальной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности 2

3 Согласно Указу Президента Российской Федерации от 13 мая 2010 г. 579 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» при оценке деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов учитываются показатели, отражающие эффективность их деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Согласно п.3. данного указа Главы местных администраций городских округов и муниципальных районов представляют доклады о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности соответствующих органов местного самоуправления за 2008 год и последующие годы. Государственная программа энергосбережения и повышения энергоэффективности РФ

4 Порядок выполнения требований 261-ФЗ, распоряжения Правительства РФ р, указа Президента РФ 579 от Административные органы Программа региона по энергосбережению Создание автоматизированных систем учёта и управление электропотреблением Метрологическое измерение объёмов Оценка деятельности региона по энергосбережению Энергоаудит Финансовые инструменты реализаций мероприятий по энергосбережению Частно-Государственное партнерство Энергосервисные контракты Направление внедрений технологий энрегосбережения Ресурсоснабжающие отрасли Жилищно-коммунальное хозяйство Бизнес: производство, услуги и т.п. Государственные предприятия (бюджетозависимые) Социальные нормы потребления!

До 1 августа 2010 года должны быть приняты региональные и муниципальные программы по энергосбережению и повышению энергоэффективности Требования к разработке региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергоэффективности Требования к программам в соответствии с 261-ФЗ: к содержанию программ – целевые показатели, мероприятия, информация об источниках финансирования; к целевым показателям (эффективность в жилищном фонде, в системах коммунальной инфраструктуры, сокращение потерь, оснащенность приборами учёта, использование высокоэффективных объектов, использующих возобновляемые источники энергии и пр.); к мероприятиям – должны охватывать жилищный фонд, системы коммунальной инфраструктуры, организации с участием государства и муниципальных образований, регулируемые организации, бесхозные объекты, производителей и потребителей энергетических ресурсов, организации, осуществляющие передачу энергетических ресурсов и пр., а также сроки проведения мероприятий. * дополнительные требования могут выдвигаться при предоставлении субсидий. Требования к программам в соответствии с 261-ФЗ: к содержанию программ – целевые показатели, мероприятия, информация об источниках финансирования; к целевым показателям (эффективность в жилищном фонде, в системах коммунальной инфраструктуры, сокращение потерь, оснащенность приборами учёта, использование высокоэффективных объектов, использующих возобновляемые источники энергии и пр.); к мероприятиям – должны охватывать жилищный фонд, системы коммунальной инфраструктуры, организации с участием государства и муниципальных образований, регулируемые организации, бесхозные объекты, производителей и потребителей энергетических ресурсов, организации, осуществляющие передачу энергетических ресурсов и пр., а также сроки проведения мероприятий. * дополнительные требования могут выдвигаться при предоставлении субсидий. 5

Субъекты РФ и муниципалитеты получают право осуществлять софинансирование за счёт средств федерального бюджета расходных обязательств субъектов РФ и муниципальных образований на реализацию лучших региональных / муниципальных программ. Государственный сектор обязан снижать расходы на потребление энергоресурсов на 3% ежегодно в течение 5 лет на всех уровнях. В состав показателей для оценки эффективности деятельности субъектов и муниципалитетов вводятся показатели энергоэффективности. Сэкономленные средства, полученные в результате мероприятий по повышению энергоэффективности и энергосбережению (свыше указанного требования), могут перераспределяться на фонд оплаты труда, мероприятия по энергосбережению и др. Разработка программы энергоэффективности муниципального образования Федеральный закон 261 от 23 ноября 2009г. и распоряжение правительства 1830-р от 01 декабря 2009г. обязывают субъекты РФ и муниципалитеты разработать и утвердить программы энергоэффективности. 6

Основная задача при разработке программ в области энергосбережения и повышения энергоэффективности ЭНЕРГОВООРУЖЕННОСТЬ НАХОЖДЕНИЕ БАЛАНСА МЕЖДУ: энергосбережением, энергоэффективностью, энерговооруженностью ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭНЕРГОСБЕРЖЕНИЕ 7

8 Программа не должна являться препятствием к естественному росту потребления энергии вследствие роста экономики города Эффективное потребление, но не сокращение потребления ТЭР населением. Вновь вводимо жилье, новая инфраструктура, устанавливаемое оборудование должно обладать нулевым потенциалом энергоэффективности. Программа должна быть разработана с учетом федеральных требований и направлена на реализацию государственной политики в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. Принципы и подходы к доработке Программы 8 Принцип 5. Системность Программа должна устанавливать СИСТЕМУ взаимосвязанных заданий по энергосбережению, эффектов от реализации этих мероприятий и контрольных индикаторов. Принцип 2. Баланс Эффективное потребление, но не сокращение потребления ТЭР населением за счет ухудшения качества жизни. Принцип 1. «Нулевой потенциал» энергоэффективности для вновь вводимых объектов капитального строительства и устанавливаемого оборудования Принцип 6. Персональная ответственность Программа должна быть вписана в сложившуюся систему управления района (территориальное и отраслевое пересечение). Принцип 4. Учет физических показателей энергопотребления Программа должна быть основана на объективных данных (данные приборов учета). Принцип 3. Энерговооруженность и качество жизни Программа не должна препятствовать естественному росту потребления энергии вследствие роста экономики района Синхронизация муниципальной, региональной и федеральной программ энергосбережения и повышения энергоэффективности

9 Структура Программы Программа будет содержать: цели и задачи программы, целевые индикаторы и показатели, позволяющие оценивать ход реализации Программы по годам, видам деятельности, ответственным исполнителям; мероприятия, позволяющие достичь поставленных целей; источникам финансирования Программы; формы и методы управления реализацией Программы. Программа формируется из следующих подпрограмм: Энергосбережение при производстве и распределении энергоресурсов; Энергосбережение в промышленности; Энергосбережение в строительстве; Энергосбережение на транспорте; Энергосбережение в социальной сфере; Энергосбережение в системах коммунальной инфраструктуры; Энергосбережение в торговле, гостиничном и ресторанном бизнесе; Энергосбережение в сельском и лесном хозяйстве; Энергосбережение в иных сферах хозяйства; Развитие нормативно-правовой базы энергосбережения; Пропаганда энергосбережения.

Обязательные направления разработки мероприятий (1) Развитие промышленности Строительство нового жилья Коттеджное строительство Естественный рост, учитываемый в прогнозе на период гг. База 2009 года Естественный прирост годов тут годы Реализация мероприятий Снижение потребления на уже существующих объектах годы тут Сокращение потребления в результате реализации мероприятий Совершенствование законодательной базы Более совершенные технологии при строительстве Административные решения, учитывающие вопросы энергоэффективности Более эффективное потребление на будущих объектах, а значит снижение естественного прироста потребления ТЭР без снижения роста ВРП тут годы Сокращение прироста (без снижения роста ВРП) База 2009 года 10

Обязательные направления разработки мероприятий (2) База 2009 года Естественный прирост годов тут годы тут годы База 2009 года + = Энергосбережение Энергоэффективность естественного роста Энергосбережение + энергоэффективность Энергопотребление района без учета реализации программы Энергопотребление района с учетом реализации программы тут годы 11

Последовательность разработки муниципальной программы Выбрать базу Составить ТЭБ базового года Рассчитать задания исполнителям (т.у.т.) Разработать индикаторы Рассчитать эффекты от реализации мероприятий (т.у.т.) Задать целевые значения индикаторов Собрать мероприятия (кВтч, Гкал, куб.м.) Собрать исходные данные и прогнозы развития отраслей экономики района Выполнить прогноз (перспективные ТЭБы) Получить перспективное потребление с учетом реализации мероприятий на период до 2020 года Основа системы мониторинга и контроля 12

Основные сложности, связанные с разработкой муниципальных программ энергоэффективности 13

14 Городской округ г.Дзержинск - крупный административный и промышленный регион Нижегородской области. Лидирующее место в хозяйственном комплексе района занимает промышленное производство. Промышленный потенциал района представлен 8 отраслями, объединяющими 46 крупных и средних предприятий. Ведущие отрасли – химическое производство (крупнейшее предприятие - «Завод им. Я. М. Свердлова», АО - «Сибур-Нефтехим», «Дзержинское Оргстекло» и др.), машиностроение (ОАО«Дзержинскхиммаш»,оборудовани я для химической, нефтехимической, медицинской, пищевой, зерно и газоперерабатывающей промышленности) и энергетика (Производство и распределение электроэнергии, газа и воды: Дзержинским филиалом ОАО «ТГК-6», ОАО «Нижегородские коммунальные системы», ОАО «ДВК») Цель: превратить городской округ г.Дзержинск в территорию высокой энергоэффективности Программа будет разработана с учетом преимуществ экономической структуры района. Долгосрочная цель, которую мы приближаем с помощью трехлетней программы – создание к Дзержинском районе зоны высокой энергоэффективности.

15 Первый этап разработки программы – сбор исходной информации. Первоначально необходимо организовать сбор информации в двух плоскостях: Охарактеризовать энергообеспечение социально-экономической системы района. Для этого нужно получить данные о конечном потреблении энергоресурсов, потерях в сетях, объеме производства – составить ТЭБ района. Собрать информацию, необходимую для постановки целей бюджетным потребителям. Это необходимо для расчета необходимых согласно действующему законодательству показателях, которые относятся к бюджетному сектору. В дальнейшем данную информацию будет необходимо дополнить: Наиболее детальной информацией о потреблении энергетических ресурсов в жилом фонде. Характеристиками объектов (строений) Макроэкономических показателях, характеризующих перспективу развития района.

Возможные индикаторы энергоэффективности 16

Энергосбережение при производстве и распределении энергоресурсов ИндикаторыЕдиница измерения Изменение удельного расхода топлива на отпуск тепловой энергии от котельных кгут/Гкал Изменение удельного расхода электроэнергии на отпуск тепловой энергии от котельных кВт.ч/Гкал Изменение удельного расхода топлива отпуск тепловой энергии от тепловых станций и котельных кгут/Гкал 17

ИндикаторыЕдиница измерения Динамика изменения фактического объема потерь электрической энергии при ее передаче по распределительным сетям % Изменение удельного расхода топлива на выработку электрической энергии тепловыми электростанциями гут/кВт-ч Коэффициент полезного использования топлива% Доля отпуска тепловой энергии от тепловых электростанций % Доля потерь в электрических сетях% Доля потребления энергии на собственные нужды электростанций % Доля энергетических ресурсов, производимых с использованием возобновляемых источников энергии и (или) вторичных энергетических ресурсов, в общем объеме энергетических ресурсов, производимых организацией % 18

ИндикаторыЕдиница измерения Изменение объема производства энергетических ресурсов с использованием возобновляемых источников энергии и (или) вторичных энергетических ресурсов т.у.т. Динамика изменения фактического объема потерь тепловой энергии при ее передаче % Динамика изменения фактического объема потерь воды при ее передаче % Динамика изменения объемов электрической энергии, используемой при передаче (транспортировке) воды % 19

Энергосбережение в промышленности ИндикаторыЕдиница измерения Динамика энергоемкости промышленного производства по первичной энергии кгут/тыс. руб Динамика электроемкости промыш­ленного производства кВтч/тыс.руб. Динамика энергоемкости отдельных производств: Химическая промышленность (в целом), в т.ч.: кгут/тыс.руб. продукты основной химиикгут/ т Производство машин и оборудования, в т.ч.: кгут/тыс.руб Оборудованиекгут/т Энергетическое производство по вторичной энергии кгут/тыс.руб Электроэнергиякгут/кВтч Тепловая энергиякгут/тыс.Гкал Производство резиновых и пластмассовых изделий кгут/т 20

Энергосбережение в строительстве ИндикаторыЕдиница измерения Пищевая промышленностькгут/т Динамика энергоемкости по виду деятельности «Строительство», в т.ч. кгут/тыс.руб. Ввод жилых зданийкгут/кв.м. Объем строительно- монтажных работ кгут/тыс.руб. 21

Энергосбережение в социальной сфере ИндикаторыЕдиница измерения Энергоемкость сферы бюджетных потребителей, в т.ч.: кгут/кв.м Удельный расход тепловой энергии организацией, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в расчете на 1 кв. метр общей площади); Ккал/м 2 Удельный расход тепловой энергии организацией, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов (в расчете на 1 кв. метр общей площади) Ккал/м 2 Изменение удельного расхода тепловой энергии организацией, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в расчете на 1 кв. метр общей площади) Ккал/м 2 22

ИндикаторыЕдиница измерения Изменение удельного расхода тепловой энергии организацией, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов (в расчете на 1 кв. метр общей площади) Ккал/м 2 Удельный расход воды на снабжение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в расчете на 1 человека) м 3 /чел Удельный расход воды на снабжение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов (в расчете на 1 человека) м 3 /чел Изменение удельного расхода воды на снабжение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в расчете на 1 человека); м 3 /чел 23

ИндикаторыЕдиница измерения Изменение удельного расхода воды на снабжение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов (в расчете на 1 человека) м 3 /чел Удельный расход электрической энергии на обеспечение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в расчете на 1 человека); кВт·ч/чел Удельный расход электрической энергии на обеспечение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов (в расчете на 1 человека) кВт·ч/чел Изменение удельного расхода электрической энергии на обеспечение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в расчете на 1 человека) кВт·ч/чел 24

ИндикаторыЕдиница измерения Изменение удельного расхода электрической энергии на обеспечение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов (в расчете на 1 человека) кВт·ч/чел Удельный расход энергии в учреждениях образования кгут/м 2 Удельный расход энергии в учреждениях здравоохранения кгут/м 2 Удельный расход тепла на отопление единицы площади зданий бюджетной сферы Ккал/м 2 Доля бюджетных учреждений, заключивших энергосервисные контракты % Доля учреждений бюджетной сферы, оснащенных приборами учета тепловой энергии % Доля бюджетных учреждений, в которых проведен энергетический аудит % 25

ИндикаторыЕдиница измерения Доля зданий бюджетных учреждений, в которых проведен комплексный капитальный ремонт по энергосберегающим проектам % Доля товаров, работ, услуг, закупаемых для государственных, муниципальных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности, в общем объеме закупаемых товаров, работ, услуг для государственных, муниципальных нужд (в стоимостном выражении) % 26

Энергосбережение в жилых домах ИндикаторыЕдиница измерения Доля многоквартирных жилых домов, на которых проведен энергетический аудит % Средний удельный расход энергии в жилых домахкгут/м2/год Средний удельный расход тепла на цели отопления в жилых домах, подключен­ных к системам централи­ зованного теплоснабжения Гкал/м2/ градусосутки Ежегодная доля многоквартирных домов, в которых проведен комплексный капитальный ремонт по энергосбере­гающим проектам % Доля КЛЛ в системах освещения% Средний расход электро­энергии на 1 проданный холодильник кВт-ч/год Доля многоквартирных жилых зданий, оснащен­ных приборами учета тепла, получаемого от систем централизованного отопления % Доля квартир, оснащенных приборами учета горячей воды% Доля многоквартирных жилых домов, на которых проведен энергетический аудит % 27