МониторингПринятана педагогическом советепротокол 1 от 7.09.2011 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида 184»
Advertisements

«Система мониторинга результатов воспитанников в условиях внедрения ФГТ как инструмент обеспечения качества образования» МДОУ «Детский сад 6» г. Ухта Старший.
Родительское собрание на тему: «Деятельность педагога- психолога в детском саду»
Организация деятельности методической службы Центра развития ребенка МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад 77 «Зоренька »
Рекомендации по написанию основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения Муниципальное автономное дошкольное образовательное.
Давыдова Гелуся Вазыховна, старший воспитатель МБДОУ 62 «Весняночка»
Муниципальное казенное учреждение «Управление дошкольными образовательными учреждениям» Индивидуальная карта развития дошкольника: структура и методические.
ФГТ в ДОУ В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы.
МДОУ «Детский сад села Мошок» ПРОЕКТ «Внедрение ФГОС в ДОУ» «Мы берем лучшее из прошлого и работаем на будущее!»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Ручеек» «Основная образовательная программа ДОУ» г. Бородино,
@ Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования ( федеральный уровень Основная общеобразовательная программа дошкольного.
« «Мониторинг качества образования в системе управления качеством образования в Д ОУ» Попова Л.А., старший воспитатель ГБДОУ детского сада 20.
Семинар «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
Заведующий ГБДОУ30 Курортного района Сержант Н.В. Сохранение преемственности между детским садом и начальной школой – одно из условий реализации требований.
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Уксянский детский сад «Рябинушка» Система мониторинга достижения планируемых результатов освоения основной.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Деятельность администрации МДОУ по организации и контролю психофизического развития дошкольников Составила: Резепина Е.А. заведующий МДОУ детский сад 32.
Транксрипт:

Мониторинг

Принята

на педагогическом совете

протокол 1 от г

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующая

МДОУ д/с 7 «Колосок»

______________О.Е.Кузнецова

приказ _________

от «____»________201 г.

Положение о системе мониторинга

предоставляемых в ДОУ услуг

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано для муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад 7 «Колосок» в соответствии с законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Уставом ДОУ.

1.2. Настоящее положение определяет назначение, цели, задачи, примерное содержание и способы осуществления мониторинга.

1.3. Мониторинг предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации об организации и результатах воспитательно- образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования в ДОУ.

1.4. В рамках мониторинга могут проводиться исследования о влиянии тех или иных факторов на качество воспитательно- образовательного процесса.

1.5. Срок данного Положения не ограничен. Положение действует до принятия нового.

2. Цель, задачи и направления мониторинга

2.1. Целью организации мониторинга является оценка и коррекция воспитательно- образовательной деятельности, условий среды ДОУ для предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на развитие детей.

2.2. Задачи мониторинга:

- сбор, обработка и анализ информации по различным аспектам воспитательно-образовательного процесса;

- принятие мер по усилению положительных и одновременно ослаблению отрицательных факторов, влияющих на воспитательно-образовательный процесс;

- оценивание результатов принятых мер в соответствии с федеральными государственными стандартами

2.3. Направления мониторинга определяются в соответствии с целью и задачами ДОУ.

Направлениями мониторинга:

- реализация базовых и парциальных учебных программ;

- уровень физического и психического развития воспитанников;

- состояние здоровья воспитанников;

- адаптация вновь прибывших детей к условиям ДОУ;

- готовность детей подготовительных групп к школе;

- эмоциональное благополучие воспитанников в ДОУ;

- уровень профессиональной компетентности педагогов;

- развитие инновационных процессов и их влияние на повышение качества работы ДОУ;

- предметно-развивающая среда;

- материально-техническое и программно-методическое обеспечение воспитательно- образовательного процесса;

- удовлетворенность родителей качеством предоставляемых ДОУ услуг;

3.Организация мониторинга

3.1. Мониторинг осуществляется на основе образовательной программы и годового плана

ДОУ.

3.2. В работе по проведению мониторинга качества образования используются следующие методы:

- наблюдение (целенаправленное и систематическое изучение объекта, сбор информации, фиксация действий и проявлений поведения объекта);

- эксперимент (создание исследовательских ситуаций для изучения проявлений);

- беседа;

- опрос;

- анкетирование;

- тестирование;

- анализ продуктов деятельности;

- сравнительный анализ.

3.3. Требования к собираемой информации:

- полнота;

- конкретность;

- объективность;

- своевременность.

3.4. Участники мониторинга - педагоги ДОУ; - воспитанники ДОУ - педагог-психолог ДОУ; - учитель-логопед ДОУ; - Музыкальный руководитель ДОУ; - Инструктор по ФИЗО; - Медсестра

3.5. Мониторинг планируем ых результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяются на итоговые и промежуточные.

Промежуточная (текущая) оценка (проводится 2 раз в год) – это описание динамики формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.

Итоговая оценка проводится при выпуске ребёнка из детского сада в школу и включает описание интегративных качеств выпускника ДОУ. Проводится ежегодно в подготовительной к школе группе.

3.6. Формой отчета является сводная диагностические карты, графики, диаграммы, которые предоставляются не позднее 7 дней с момента завершения мониторинга.

3.7. По итогам мониторинга проводятся заседания Педагогического Совета ДОУ, производственные собрания, административные и педагогические совещания.

3.8. По окончании учебного года, на основании диагностических сводных карт, по итогам мониторинга, определяется эффективность проведенной работы, сопоставление с нормативными показателями, вырабатываются и определяются проблемы, пути их решения и приоритетные задачи ДОУ для реализации в новом учебном году.

мониторинг

предоставляемых в ДОУ услуг

Параметры

мониторинга.Критерии качества реализации ОП. Средства диагностики достижения ожидаемых результатовСроки мониторинговых исследований Ответственные

1. Реализация «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой Усвоение дошкольниками знаний, умений и навыков по ОО:

Диагностические методики.

Диагностическая карта.

Сентябрь, май.

Воспитатели

ОО Коммуникация (Развитие речи.)

2. ОО Чтение художественной литературы

3. ОО Познание · Ребенок и окружающий мир · ФЭМП

· Конструктивная деятельность

Диагностическая карта. Сентябрь, май.

Воспитатели

Анализ результатов продуктивной деятельности детей.

5. О О Музыка (Музыкальное воспитание.) Диагностические методики

Диагностическая карта

.Сентябрь, май.

Музыкальный руководитель

6. ОО Физическая культура, ОО Здоровье

(Физическое воспитание) Диагностические карты наблюдений за:

- уровнем освоения основных видов движений;

- контроль за соблюдением режима двигательной активности, моторной плотности на занятиях по физической культуре.

- Антропометрические данные воспитанников Сентябрь, май

Инструктор по ФИЗО

медсестра

ОО Социализация (Игровая деятельность) Диагностические карты. Наблюдения за игровой деятельностью

Сентябрь, май

Воспитатели

ОО Труд наблюдения Сентябрь, майВоспитатели

ОО Безопасность наблюденияСентябрь, май Воспитатели

2. Готовность детей к обучению

в школе.Интегративные качества

Индивидуальное обследование детей.

Диагностика готовности ребёнка к школе под ред Н.Е.Вераксы

Сентябрь, январь, май

Воспитатели подготовительных групп

Педагог- психолог

3. Коррекция речевых нарушений в условиях логопункта Сформированность фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка.

Сформированность связной речи. Индивидуальное обследование детей.

Сентябрь, январь, май

Учитель-логопед

4. Эмоциональное

благополучие

детей в детском саду.

Уровень адаптации детей к условиям ДОУ.Адаптационный лист.Сентябрь-декабрь Воспитатели

Анкетирование родителей.Декабрь

Воспитатели

Карта наблюдений за уровнем адаптации ребенка в группе.Февраль

Воспитатели

Отношение детей к детскому саду

Проективная методика «Мой детский сад»

(дети старших и подготовительных групп). Сентябрь, ноябрь

Воспитатели

5. Состояние здоровья детей · количество случаев заболеваемости; анализ заболеваемости воспитанников Ежемесячно Медсестра – · средняя заболеваемость

(на 1 ребенка в детоднях);

· распределение детей по группам здоровья;анализ распределения детей по группам здоровьяноябрь

6. Удовлетворенность родителей качеством воспитательно- образовательного процесса Уровень удовлетворенности родителей качеством предоставляемых услуг Анкетирование родителей.

май Воспитатели

7. Профессиональная компетентность педагогов ДОУ Уровень профессиональной компетентности педагогов ДОУ Диагностика уровня профессиональной компетентностимай Руководитель,

специалист

система мониторинга МБДОУ д/с 7 "Колосок"

современных условиях развития системы дошкольного образования и воспитания к руководителям дошкольных образовательных учреждений предъявляются большие требования. В целом современная ситуация зависит от умения руководителя быстро реагировать на изменения, происходящие в экономической, социальной сферах, умение внедрять в практику ДОУ научно- педагогические достижения в области управления. В связи с этим, руководителю недостаточно лишь умения анализировать создавшуюся ситуацию и реагировать на её изменения в работе своего учреждения. Не менее важным является умение составлять прогноз, который выстраивается в программу развития учреждения.

Данная проблема приобретает дополнительную актуальность: как же обеспечить свое будущее, как создать спрос, как удовлетворить многообразные запросы родителей.

Новая образовательная политика, приоритетом которой является качество образования, привела к пониманию того, что необходимы новые подходы в управлении образовательного процесса. Решая проблему повышения качества образовательного процесса, деятели педагогической науки (В.А.Кальней, Д.Ш.Матрос и др.) считают качество социальной, психолого- педагогической категорией. Р.Г.Гурова и В.Н.Шамардин определяют новый подход в оценке качества образовательной системы: в своих исследованиях они доказывают необходимость диагностического достоверно го подхода в оценке качества образования с учетом конечных результатов. Дошкольное детство – сенситивный период в жизни человека для воспитания, обучения и развития, составляющих триединство образовательного процесса.

Однако до настоящего времени в системе дошкольных образовательных учреждениях доминирует эпизодичность получения информации о достигнутых результатах в воспитании и развитии детей, а также причин, оказывающих влияние на эти результаты.

Не разработана система средств слежения за качеством образовательного процесса с целью стимулирования творчества педагогов. Не учитывается индивидуальность физического состояния ребенка, что является основным фактором для качественного восприятия и полноценного развития ребенка. Отсутствует единая форма отслеживания физического здоровья и достижений ребенка, простая в ведении и для восприятия каждого педагога, что немаловажно в организации образовательного процесса.

Сложившаяся ситуация требует изменения общих подходов к организации воспитания и обучения детей в условиях ДОУ, поиска актуальных методов и средств, способствующих повышению качества образовательного процесса.

В педагогической литературе определены средства обучения детей, но отсутствует положение, что система непрерывного систематического, научно- обоснованного слежения за ребенком и его кризисами могла бы быть средством повышения качества образовательного процесса.

Длительное слежение за какими-либо объектами или явлениями педагогической деятельности, система получения данных для принятия стратегических и тактических решений в науке называется мониторингом. Кроме того, мониторинг можно рассматривать как независимую экспертизу состояния образовательного процесса, систему сбора, анализа, представления информации и информационную базу управления.

В современных научных педагогических источниках рассматриваются различные виды мониторинга: психолого-педагогический (Г.А.Карпова);

профессиональный (С.Н.Силина);

мониторинг качества образования (В.А.Кальней, С.Е.Шишков);

мониторинг как способ регулярного отслеживания качества усвоения знаний (А.М.Багиров, В.Г.Горб, Е.В.Зайка и др.).

А.С.Белкин выделяет в содержании понятие «Образовательный мониторинг».

Для того, чтобы система мониторинга в ДОУ соответствовала данному определению, необходимо проделать большую аналитическую работу, в результате которой определятся проблемные зоны, появится возможность выстраивать, прогнозировать и формировать будущее.

При этом управленческую деятельность необходимо организовывать таким образом, чтобы через рефлексию, углубленное изучение проблем, проведение МО, семинаров, методических и педагогических советов можно было точно представить состояние управляемой системы и складывающиеся тенденции.

Создаваемая структура управления должна четко определять взаимодействие между собой всех участников УВП, с одной стороны, и имеющиеся внутренние и внешние ресурсы – с другой.

В структуре управления ДОУ функцией мониторинга является обеспечение обратной связи между управляющей и управляемой системами. Поэтому мониторинг может осуществляться везде, где необходимо сравнение фактического состояния какой-либо системы с намеченным. Отсюда вытекает задача мониторинга – уменьшение разницы между фактическим состоянием и желаемым.

Для обеспечения качественного мониторинга необходимыми условиями являются его стабильность, долгосрочность и надежность.

Мониторинг помогает отработать систему взаимодействия в управленческой структуре детского сада, находить конкретные ситуации на ПС или собрании трудового коллектива, совещании при заведующем ДОУ или на заседании методического совета ДОУ. Часть вопросов может решаться родительским комитетом ДОУ и профсоюзом учреждения.

Для обеспечения обоснованности принимаемых решений необходима объективная картина состояния управляемой системы и изменений, происходящих в ней. Это представляется возможным при условии организации мониторинга качества образования.

Мониторинг качества образования, по одному из определений, трактуется как систематическое наблюдение, оценка и прогноз состояния образовательной системы ДОУ в плане соответствия стандартам (нормам).

Созданная «Циклограмма ежемесячного контроля» (приложение 1) определяет сроки мониторинга в той или иной области деятельности.

С целью фиксации достижений детей и отслеживания результатов их развития в детском саду необходимо организовать диагностику уче бно- воспитательного процесса (УВП), в ней учитываются параметры развития детей от 1,5 до 7 лет: состояние физического здоровья (приложение 2);

уровень знаний;

личностный уровень (базисные характеристики личности; игровая деятельность);

поведенческий уровень (культурно-гигиенические навыки, социальное развитие);

уровень развития психических процессов (мышление, память, воображение).

В каждой группе заводится отдельная папка, где хранятся результаты динамики развития каждого ребенка за 5 лет.

Качество и эффективность УВП контролируется 2 раза в год: на начало года диагностика проводится с целью выявления уровня развития детей и корректировки содержания УВП; в конце – с целью сравнения полученного и желаемого результатов. Возможна и промежуточная диагностика.

Результаты диагностики обсуждаются, на их основе разрабатывается медико- психолого-педагогическое сопровождение каждого ребенка.

Методическое обеспечение диагностики уровня выполнения программных требований, сформированности социальных навыков осуществляют старшие воспитатели ДОУ, а проводят диагностику воспитатели и узкие специалисты ДОУ. Диагностику состояния психических процессов проводит психолог д/с, физического здоровья – медицинский персонал ДОУ, уровень сформированности культурно-гигиенических навыков – старшие воспитатели, медики, воспитатели.

Основные методы диагностики в ДОУ – наблюдение, эксперимент, беседа и анализ продуктов деятельности.

Создание системы мониторинга позволила бы решить ряд основных задач по улучшению качества образовательного процесса и проведению целенаправленной аналитически-обоснованной работы по его совершенствованию с учетом возможностей каждого субъекта образовательного процесса. Приложение 1. Циклограмма ежемесячного контроля.

Содержание контроля Особенности осуществляемого контроля.

Числа месяца

Соблюдение законодательства РФ в области образованияКроме соблюдения законодательства осуществлять контроль за изучение вновь изданных нормативных актов.

Просмотр занятия с целью его анализа по следующим критериям: - правильность и обоснованность цели занятия; - структура и организация; - содержание; - деятельность воспитанников; - правильность отбора методов, приемов и средств обучения, их разнообразие; - оценка санитарно- гигиенических условий. Периодичность – не более 5 раз в год для каждого воспитателя (за исключением педагогов, находящихся на самоконтроле)

Сформирован-ность культурно- гигиенических навыков Организация трудового воспитания

Соблюдение режима дня.

Создание условий для самостоя-тельной игровой деятельности детей Состояние документации

Санитарное состояние группы. Проверка осуществляется совместно с медиками.

Организация жизни группы Организация и проведение экскурсий, прогулок, походов и т.д. Особое внимание при проверке уделить социально- личностному взаимодействию детей.

Проведение оздоровительных мероприятий в режиме дня. Проверка направлена на выявление системы закаливания в группе.

Система работы с родителями.

Примечание: качество и эффективность УВП контролируется 2 раза в год (сентябрь-октябрь, апрель- май) в соответствии с принятой в ДОУ системой диагностики.

Приложение 2. Паспорт здоровья и физического развития. ФИО __________________________ __________________________ _______ Дата рождения__________________ __________________________ _______ Группа____________________ __________________________ ____________ Адрес_____________________ __________________________ ____________

СодержаниеДинамика здоровья, физического развития и двигательных способностей.

СентябрьМай

1. Определение уровня привычной двигательной активности (высокая, средняя, низкая)

2. Психофизиологические характеристики (соответствуют или не соответствуют возрасту).

3. Физическое развитие. Масса (кг) Рост (см) Окружность груди(см) Осанка (норма или отклонения).

4. Уровень двигательных способностей. Прыжок в длину с места (см) Гибкость (см) Прыжок в высоту с места (см) Челночный бег (сек.) Дальность броска мешочка с песком (вес) правой рукой (м) -/-/- левой рукой (м) Лазанье (м) И т.д. (по программе)

5. Состояние здоровья. Основной диагноз. Хронические заболевания. Заболевания в течение года. Острота зрения. Стоматологический статус.

6. Клиническое обследование. ЭКГ Анализ крови Анализ мочи Модель выпускника ДОУ.

Цель: обеспечить индивидуальную траекторию комплексного развития каждого ребенка с учетом его психического и физического состояния здоровья, сформировать психологическую готовность к школе, развить восприятие, воображение, художественно- творческую деятельность.

Индивидуальные особенности развитияФизическое развитиеРазвитие психических процессов.

Состояние физического здоровья:

группа здоровья;

перенесенные заболевания;

период после болезни.

Творческие способности:

музыка;

рисование;

художественный труд.

Коррекция:

физических отклонений;

речи;

психических отклонений. Ребенок:

в совершенстве владеет своим телом, различными видами движений;

имеет представление о своем физическом облике и здоровье;

владеет культурно- гигиеническими навыками и понимает их необходимость. Интеллектуальное развитие.

Ребенок:

способен к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей и речевому планированию;

группирует предметы на основе их общих признаков;

проявляет осведомленность в разных сферах жизни.

Социальная зрелость.

Ребенок:

понимает разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выражает свое отношение к ним;

выбирает соответствующую линию поведения;

умеет заметить изменения настроения взрослого и сверстника;

учитывает желания других людей;

способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками.

Личностные качества.

эмоциональность

креативность

произвольность

инициативность

самостоятельность и ответсвенность

самооценка

свобода поведения. – Литература: Волкова В.А., Соколова Н.Б. Создание системы мониторинга как средства управления ДОУ. «Управление ДОУ» , с.43-49; , с

Кудрявцев С.Г. Организация физкультурно- оздоровительной работы с детьми раннего возраста. «Ребенок в детском саду» , с.64.

Кулакова В.Г. Мониторинг здоровья ребенка как средство повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Шаврина О.В. Мониторинг реализации Программы Развития ДОУ.

Опубликовано: :55:25

П